План-конспект "Урока письма"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Галеева Гульнара Гаппасовна

Предложен план-конспект проведения "Урока письма" , на котром учащиеся узнают историю письма и историю почты, познакомятся с особенностями эпистолярного жанра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pisma.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ

УРОК А  ПИСЬМА

Орг. момент:

  Приветствие, сообщение темы, целей и плана урока, представление гостей.

Слово учителя:

- С каждым днем ритм жизни все ускоряется. Между первой весточкой в бумажном конверте и современной электронной почтой – столетия, а они сегодня рядом. О прошлом, настоящем и будущем письма мы узнаем на сегодняшнем уроке.

Из истории письма: 

 - Первое письмо было слеплено из глины, а вместо привычных нам букв, на нем – клинышки, отсюда название – клинопись. Клинышки продавливались на влажной глине трехгранной тонкой палочкой из тростника.  А чтобы знаки не смазывались, не теряли форму, такое письмо обжигали в печи, оно становилось твердым, прочным.

     В одном из древнейших очагов цивилизации – Египте еще в четвертом тысячелетии  до нашей эры для письма использовался легкий папирус, который получали из стволов болотного тростника. Макая кисточку в черную или красную краску, писцы наносили на папирус знаки – иероглифы.

     Родина бумаги, без которой сегодня нельзя представить нашу жизнь, - Древний Китай. Сначала китайцы рисовали знаки на шелке или бамбуковых дощечках. Но шелк был дорогим. И вот в начале нашей эры человечество получило первые листы бумаги. Первую бумагу получили из древесной коры и старых рыболовных снастей.

     В Киевской Руси грамотных было не меньше, чем в некоторых западноевропейских государствах. При раскопках городов ученых заинтересовали кусочки бересты, верхнего слоя березовой коры. Они оказались грамотами XI века и более позднего времени. Буквы не писали, а выдавливали заостренными палочками  из кости или дерева.

    Доставляли различные послания гонцы. Иногда они передвигались на ходулях – в непогоду на дорогах была непроходимая грязь. За разглашение тайны гонцу грозила казнь. Были и конные курьеры.

     В XVI веке в Англии появились дилижансы. Эти большие крытые экипажи перевозили пассажиров, почту и багаж. На перекрестках их ждали всадники, чтобы получить почту для ближайших селений. В городах дилижанс останавливался на базарной площади. Сдав мешки с почтой, кондуктор – так тогда называли сопровождавшего дилижанс проводника – коротко рассказывал  мигом собравшейся толпе последние новости, забирал местную почту, трубил в рог, и почтовый дилижанс трогался с места.

    На трактах России в прошлом веке было свыше 3 тысяч почтовых станций. Среди них – станция возле деревни Выра на пути из Петербурга в Псков. На этой станции по дороге в село Михайловское много раз останавливался  А.С. Пушкин. Наверное, здесь и родился замысел его повести «Станционный смотритель».

    Помните ли вы  строки:      

                    Под пальмами Бразилии, от зноя утомлен,

          Шагает дон Базилио, бразильский почтальон.

    А сколько почтальонов шагает по всем улицам и дорогам земного шара? Может, миллион. Или даже больше. Только не все они шагают.  Некоторые ездят на автомобилях, другие на велосипедах, третьи на санках, в которые запряжены собаки или северные олени.

Из истории почты:

- Знаете ли вы, откуда пришло слово почта?

   Во время правления царя Алексея Михайловича жил образованный, талантливый боярин Ордин-Нащекин, который наблюдал за строительством первого русского военного корабля «Орел». Он ведал иностранными делами России. Именно он был создателем почтовой связи с зарубежными странами. При подписании договора о мире с Польшей он включил в него пункт о «правильной почте» между двумя государствами. Так в русском языке появилось слово «почта». На польском и некоторых других языках оно по звучанию было близко к слову «дорога».

Выступление работника почты:

-Слово предоставляется представителю 5-го отделения Можгинского районного узла почтовой связи Валентине Олеговне Александровой.

(В своем выступлении Валентина Олеговна рассказала учащимся о том, какие виды услуг предоставляет современная почта;  как правильно заполнять конверт и почему цифры индекса прописывать именно так, как представлено на образце; ответила на вопросы ребят).

- Мы так привыкли к почте, что не удивляемся ей. Мы знаем, что письмо обязательно дойдет туда, куда его послали. Раньше письма долго путешествовали, часто терялись. Необходимо ценить работу почты сегодня, труд многих тысяч почтовых работников. Большое спасибо Валентине Олеговне за ее содержательный и интересный рассказ.

Слово учителя:

Великий английский драматург Шекспир, который жил 400 лет назад, писал гусиным пером. Пушкин творил в 19 веке, однако и на его письменном столе лежали все те же гусиные перья.  Было выражение «скрипеть пером». Гусиными перьями люди писали не менее двенадцати веков. Сколько стихов было ими написано, сколько писем. А знаете ли вы, что многие писатели и поэты использовали в своих произведениях эпистолярный жанр.

Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия узнаем, что

«ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от греч. epistole — письмо),

1) изданные письма частного характера.

2) Совокупность произведений, использующих форму письменного обращения к другому лицу. Распространена художественная эпистолярная литература; основные жанры — стихотворное послание и роман в письмах. Примеры эпистолярных произведений:

  • «Бедные люди» Ф.М. Достоевского;
  • письма Татьяны и Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;

А встречали ли вы  письма в произведениях, которые читали в этом учебном году? (Письма капитана Татаринова в книге Вениамина Каверина «Два капитана»).

Практическая работа:

- Сегодня многие из вас принесли письма, послания, которые дороги вам и вашим семьям. Посмотрим их. Вам слово.

(Выступления учащихся)

- Как мы видим, в любом письме должно быть приветствие, сообщение новостей, а, если вы пишите этому человеку впервые – рассказ о себе, и, конечно, добрые слова на прощание. Необходимо соблюдать законы орфографии и пунктуации.

- Накануне Дня защиты детей редакция газеты «В кругу семьи» объявила акцию «Мы – дети одного города» с предложением написать добрые письма, дарящие надежду,  детям детского дома. Сегодня я предлагаю вам принять участие в этой акции. Вы принесли письменные принадлежности, я попрошу вас собраться с мыслями и желаю плодотворной работы.

(Написание учащимися писем).

Итог урока:

- Дорогие ребята, пишите письма друг другу, родным и близким, друзьям и знакомым. И никогда не выбрасывайте те письма, что приходят к вам. Может быть, именно с них начнется ваш личных архив, история вашего рода.

        При составлении плана-конспекта использована книга Г.И. Кублицкого Письмо шло пять тысячелетий. – М.: Малыш, 1991.,80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-открытие по письмам И.С.Тургенева "Письма-зеркало души"

В наше время было принято писать на бумаге и пересылать в конверте, а сейчас можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины – компьютера. У ...

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае"

Письмо как средство общения. Написание письма "Хочу рассказать тебе о своём родном крае" Стили литературного языка. Разговорно-бытовой стильЦели урока: 1. Расширить знания учащихся о функциональных ст...

Методическая разработка проведения Урока письма (по номинации «Письмо о моей семье») (6 класс)

Учащиеся знакомятся с историей развития почтовой связи. Возрождаем традиции эпистолярного жанра, развиваем речь и мышление учеников, прививаем умение правильного написания письма....

Методическая разработка урока письма "Письма А.П.Чехова и О. Книппер"

Данная разработка урока может быть использована как интегрированный урок русского языка и литературы или как дополнительный материал к урокам литературы при изучении биографии А.П.Чехова....

учебный проект « Письмо. История письма. Виды писем».

Аннотация учебного проекта « Письмо. История письма. Виды писем».Учебный проект «Письмо. История письма.  Виды писем « проводится в рамках элективного курса при прохождении темы «Деловые бу...

Урок на тему «Разговорный стиль речи. Особенности письма как эпистолярного жанра (частное письмо)»

На  уроке  учащиеся знакомятся   с особенностями эпистолярного жанра....