Урок русского языка в 5 классе на тему: "Имя прилагательное как член предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Куропятник Наталья Геннадьевна

Урок русского языка в 5 классе на тему: "Имя прилагательное как член предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_kak_chlen_predlozheniya.rar418.58 КБ

Предварительный просмотр:

              Конспект урока русского языка в 5 классе.

      Тема: «Имя прилагательное как член предложения».

Цели урока:

Обучающие:

  • Дать представление о синтаксической роли имен прилагательных, о различии синтаксической роли прилагательных в полной и краткой  форме.

Развивающие:

  • Учиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать коммуникативную, лингвистическую компетенции;
  • развивать умение ставить цель, намечать пути её решения, делать выводы.

Воспитывающие:

  • Воспитывать интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать  ответственность, требовательность к себе;  
  • способствовать формированию навыков культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование:

- медиапроектор,

- презентация «Имя прилагательное как член предложения»

- на карточках задания для групповой  и индивидуальной работы.

                                           Ход урока.

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2.Вступительное слово учителя.

   Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

И зеленым-презеленым

Полотенцем утираться?

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Учитель: Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны особые  слова. Как вы думаете, слова какой части речи вдохновили поэта на создание этого стихотворения?

Дети: Имена прилагательные.

Слад 2. Имя прилагательное.

3. Повторение пройденного.

Учитель: Что привлекает ваше внимание в этом слове с орфографической точки зрения? Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Дети: Правописание О и А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

Правописание приставок ПРЕ-,ПРИ-( пишем и, потому что в значении приближение, присоединение).

Фронтальный опрос.

Ответы на вопросы:

 1.В каком разделе русского языка изучается имя прилагательное?(морфология).

 2.Что изучает морфология?( слово как часть речи).

 3.Что такое имя прилагательное? (Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?каков?)

Учитель: С чем неразрывно связано имя прилагательное в речи?

Дети:  С  именем существительным.

Учитель: Действительно, имя прилагаельное очень плотно дружит в речи с существительными, идут с ним рука об руку. Как правильно пояснить эту связь прил. и сущ.?(согласуются с сущ. в роде, числе и падеже)

 Учитель: В каких единицах языка мы можем увидеть тесную дружбу этих частей речи?Где мы это можем пронаблюдать?

Дети: В словосочетаниях.

Учитель: Из словосочетаний что мы строим?

Дети:Предложения.

Проверка домашнего задания. Слайд 3.

Учитель: Определяю я предметы,
                Они со мной весьма приметны.
                Я украшаю вашу речь,
                Меня вам надо знать, беречь.

На доске размещены рисунки детей «Весеннее вдохновение».

Учитель:

Какие имена прилагательные вы зашифровали в своих рисунках? Назовём их в составе словосочетаний.

Дома вы должны были составить 10 словосочетаний о весне. Назовите их.

Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные в речи?

Вывод

Имя прилагательное неразрывно связано с именем существительным и используется для его уточнения. Они украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной.

4. Объяснение  нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили о прилагательном как о части речи. Изучали морфологические признаки. Для чего нам это нужно знать?

Кроме этого нужно знть признаки прилагательного. Чтобы уметь правильно употреблять его в своей речи, не допускать граматических ошибок, правильно связывать прилагательное с другими словами в предложении. Сегодня мы углубимся в изучение этой части речи.

Слайд 4. Тема урока: «Имя прилагательное как член предложения».

 Цели урока.        

Какие цели поставим перед собой? Чему мы можем научиться? Что должны вспомнить?

Оформим работу в тетради. Запишите число. Классная работа. Тему урока.

 

Слайд 5. Сравните два предложения.

Вчера стояла солнечная погода.                                       Погода солнечная.

   В первом предожении прилагательное является определением. Оно стоит перед существительным.

   Во втором предложении прилагательное выполняет роль сказуемого. Оно стоит после существительного.

Если прилагательные полные, важен порядок слов для определения роли в предложении.

Учитель: А как взаимосвязаны между собой форма прилагательного и его роль в предложении?

Дети: Полные прилагательные могут быть и определением, и сказуемым. Краткие только сказуемыми.

Слайд 6.Схема. Представим в виде схемы синтаксическую роль имени прилагательного.

Запишем примеры: 

Чай обладал приятным вкусом.                                                    Вкус чая приятен.

Работа у доски.

1) Записать предложение на доске, разобрать по членам предложения:

Весна. Берёзы распускают свои клейкие листья. Воздух лёгок и чист.

 

Как мы можем распространить первое маленькое предложение?

Ранняя весна. Весна ранняя.

Какую роль будет выполнять прилагательное:1- определение; 2- сказуемое.

Устно преобразуйте последнее предложение так, чтобы прилагательные стали определениями.

Нужно изменить краткую форму на полную и поставить прилагательное перед существительным.

Легкий и чистый воздух.

2) В это же время – индивидуальное задание на доске:

1 ученик.

Ч..десен веч..р в в..сенн..м л..су.

 

2 ученик.

 На зол..те неба чётко выделяет..ся тонк..е кружево берёзовых веток.

Разобрать по членам предложения,  выборочно объяснить орфограммы.

Физминутка.

(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное - на месте хлопают в ладошки).

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику. Найдите упражнение № 873 страница 118. Прочитайте сначала про себя, приготовьтесь к выразительному чтению. Теперь прочитаем.

1). Какие буквы вставим? Почему?

2). Какими членами предложения будут имена прилагательные?

3). Прочитайте последнее предложение, укажите грамматическую основу, чем выражено сказуемое?

Дополнительно: какая морфема, часть слова отсутствует у прилагательных в последнем предложении?(окончание)

Они сечас представлены в какой форме? ( краткой)

Нужно ли добавлять окончания или можно оставить стихотворение без изменений?

(если не добавить окончания, нарушится ритм стиха, рифма).

По цепочке записываем на доске и определяем роль прилагательных в предложении.

Работа по группам.

Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.

(Слайд №7, 8)

1ряд- Для умелой руки все работы легки.

2ряд-  Корень учения горек, да плод сладок.

3 ряд- Сам стар, да душа молода.

  Обратите внимание!  Пословицы 2 и 3 ряда построены на явлении атонимиии. В пословице 1 ряда изменим слова на антонимичные, противоположные по смыслу. Изменится ли смысл и значение пословицы при этом? Ведь пословица — это краткое, поучительное высказывание.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.

Восстановите  и обозначьте пропущенные окончания имён прилагательных.

           На солнце нельзя было теперь взглянуть, лохмат___ ослепительн___ потоками оно лилось с вышины. Пo син___ небу плыли облака, словно кучи снега. Весен___  ветерки свежи. Пахло  травой и птичь___  гнездами.

         Перед домом лопнули  больш___ почки на душист___ тополях, на припёке кричали куры. В саду из разогретой  земли  лезла трава, весь луг подёрнулся бел___ и  жёлт__ звездочками.

                                                                                                                  (А. Толстой)

Слайд 9. Проверка.

Найдите в тексе предложение, котором прилагательное выполняет роль сказуемого.(№3)

Попробуйте распространить 2 предложение прилагательными. Чем они будут являться в предложении?(определение).

5. Подведение итогов урока.

Составьте паспорт имени прилагательного.

Имя прилагательное – это…………….., которая обозначает ……………., отвечает на вопросы………….. Имена прилагательные изменяются………………… . Имена прилагательные согласуются с …………………В предложении прилагательное является чаще всего…………., а может быть  и ……………… .Прилагательное делает нашу речь ………………. .

6. Домашнее задание:упр.874.

7. Рефлексия. Слайд 10.

Учитель: Ребята наш урок подошёл к концу. Давайте же выясним,  смогли ли мы достичь поставленных целей. Внимательно посмотрите на экран. С помощью речевых моделей выскажите свое мнение о том, что у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать.

Сегодня я узнал(а)…Было интересно…Я выполнял(а)…Я понял(а), что…

      Теперь я могу… Я почувствовал(а), что…Я приобрёл(а)…Я научился/научилась…

У меня получилось…Я могу…Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка 8 класс по теме "Односоставные предложения"

Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» Цель урока: Проверить знания теоретического материала по теме.Развивать умение использовать односоставные предложения в связной речи.Воспитыват...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени"

Презентация- сопровождение к уроку русского языка( 9 класс) по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным образа действия и степени" ...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Открытый урок русского языка в 8 кл."Обобщающие слова при однородных членах предложения" К уроку были подготовлены иллюстрации и презентация.

Изучая правила пунктуации, учащиеся знакомятся с музеями мира,с предметами быта крестьян, с образцами вышивки,с высказываниями А.П.Чехова и художника Ф.Васильева о воздействии красоты на человека....