Урок русского языка в 5 классе в по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Никульшина Оксана Васильевна

Урок русского языка в 5 классе по теме "Чередующаяся гласная Е-И в корне слова" разработан с учётом требований ФГ и рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

Тип урока: урок первичного предъявления знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos_v_5_klasse_e-i_v_kornyakh_s_cheredovaniem.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.

УМК: Учебник «Русский язык 5 класс» Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова                                        

Тема урока:  Буквы е-и в корнях с чередованием.        

Тип урока:  Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель:  Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов».

Задачи урока: Осознать значимость изучаемого материала, уметь выделять главное.

                          Развивать монологическую и диалогическую речь.

                          Осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные: Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока. Искать пути её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Познавательные: Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.

 Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Планируемые результаты:

  1. Личностные: осознание ответственности за произнесённое.
  2. Метапредметные: способность строить рассуждение.
  3. Предметные: умение определять опознавательные признаки чередующейся гласной в корне, определять условия выбора орфограммы.

Формы проведения: фронтальная, групповая, индивидуальная

Оборудование урока: авторская мультимедийная презентация, интерактивная доска.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно – значимом уровне

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональ- ный настрой, желает  успеха.

Отвечают на приветствие учителя.

Определяют свою готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм

 Положительное отношение к учебной деятельности. Уважение к учителю и сверстникам.

Самоопределение.

Самооценка готовности к уроку(Л)

2. Языковая разминка.

Цель: актуализация знаний о глаголе

Предлагаю цифровой диктант, позволяющий повторить сведения о глаголе.

Я утверждаю, что… (в случае согласия с утверждением нужно поставить цифру 1, в случае несогласия - 0):

  1. Глагол – часть речи, которая обозначает признак по действию.
  2. Глаголы неопределенной формы не показывают ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
  3. В слове «беречь» - нулевое окончание.
  4. Слово «побег» - глагол.
  5. Глаголы в предложении являются сказуемыми.
  6. В предложении «Я поклал книги на стол» есть грамматическая ошибка.
  7. Глагол «свистнуть» несовершенного вида.
  8. Глагол «водится» оканчивается на ЦА.
  9. Ученик готовится к экзамену. Глагол в этом предложении стоит в 3-м лице, ед.ч. и пишется с Ь.
  10. В глаголе крикнуть суффикс –У-.

Самопроверка и самооценка. (СЛАЙД 2)

Ключ: 1-0, 2-1, 3-1, 4-0, 5-1, 6-1, 7-0,8-0,9-1,10-0

Самопроверка:

Нет ошибок – «5

1-2 ошибки – «4»

3-4 ошибки – «3»

Учащиеся отвечают на вопросы, записывают цифры.

Самопроверка, самооценка

Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку (К).

III. Введение в тему с формулировкой темы и проблемы  урока. Постановка учебной задачи.

Цель: Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения.

Создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным матери- алом.

Создание проблемной ситуации. (СЛАЙД 3)

Прочитайте слова. К какой части речи они относятся?

Растирать

Разбирать

Отпирать

Вытирать

Замирать

Расстилать

Выжигать

- Подберите видовую пару к каждому глаголу так, чтобы глаголы в паре отличались суффиксами.

(Повторение: что такое видовая пара? – пара однокоренных глаголов, один из которых совершенного вида, а другой – несовершенного; они могут отличаться приставками, суффиксами, основами).

Глаголы какого вида у нас записаны?

- Выделите корни и подчеркните гласные в них. Что общего в этих словах? Что заметили? (глаголы имеют одинаковые корни, которые пишутся по-разному.)

- А чем эти слова отличаются? Почему? Объясните.

- Как называется такое явление? (чередование)

- Какой вопрос возникает? (при каких условиях  в данных корнях пишется И или Е)

- Что нам предстоит узнать сегодня?

- Кто из вас попытается сформулировать тему сегодняшнего урока? (СЛАЙД 4)

Учащиеся наблюдают, анализируют, сравнивают  слова, отвечают на вопросы, формулируют проблемный вопрос и тему урока, записывают её в тетрадях

Высказывание предположения на основе наблюдений, осознание противоречия и затруднения

Формулирование темы и проблемы урока(Р).

Выражение собственных мыслей, аргументация своего мнения (К)

IV. Решение учебной задачи.

Цель: Построение плана достижения цели,

Фиксация нового знания в речи

VI Реализация построенного проекта.

Цель: Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы 

Учитель предлагает учащимся найти закономерность в написании букв Е-И. Проверяется каждая гипотеза, пока не будет найдена верная.

Графически выделяется данное условие.

- Сверим ваши выводы с правилом в учебнике на с.112

- Как вы будете действовать, чтобы без ошибок писать слова с чередующейся гласной в корне? Давайте создадим алгоритм наших действий при выборе правильной буквы.

Учащиеся выдвигают гипотезы (Например: в глаголах совершенного вида пишется Е, а несовершенного - И) до тех пор, пока не появится самая верная. Графически выделяется условие выбора данной орфограммы.

Читают правило, называют опознавательные признаки орфограммы.

Составляют алгоритм: (СЛАЙД 5)

  1. Выделим в слове корень.
  2. Поставим ударение.
  3. Посмотрим, какая гласная стоит за корнем.
  4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И.
  5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е.

Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характер.. (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений (К)

 Контроль, коррекция. (Р)

VII. Динамическая пауза (этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

 Учитель диктует слова с чередующимися Е и И в корне. Если в слове есть  И – два раза потопать, если есть Е – два раза похлопать.

Соберу, отпираю, выжигаешь, сдираю, заблестел, запирал, подтирал, собираю, замирает, постелил.

Учащиеся выполняют упражнение.

 установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. (Л)

VIII. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Цель: применение нового знания в типовых заданиях.

Учитель предлагает выполнить упражнение 648  учебника.

-Распределительный диктант. Учитель предлагает из предложений выписать слова с изученной орфограммой и распределить их по столбикам (1 – И, 2 -  Е)

1) Дуб вершиной упирается в облака.

2) Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.

3) Зажигают светлячки золотые огоньки.

4) Сердце замирает от восторга при виде чудесной картины природы.

5) Окно захлопнулось со звоном, блеснула молния огнём.

6) Расстелилось покрывало разноцветными цветами

7) Умремте ж под Москвой, как наши братья умирали.

8) Пчёлы соберут мед и улетят в улей.

Учащиеся выполняют упражнение, выделяют орфограммы.

Работа в парах. Речевое проговаривание.

Распределяют слова по столбикам. Самопроверка (СЛАЙД 6)

анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме. (К)

 Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

IX. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по эталону.

Цель: взаимопроверка умения применять новые знания в типовых условиях.

Учитель предлагает учащимся выполнить задание с взаимопроверкой по эталону. (раздаточный материал) СЛАЙД 8

Стволы деревьев подпирают небо, будто колонны. Между ними стелется мягкий ковер из сухих листьев.

Из предложений выписать словосочетания, в которых главное слово имеет изученную орфограмму, ее нужно обозначить. Выделить слова с орфограммой «Безударные гласные, проверяемые ударением».

Учащиеся выполняют задание.

 

Умение находить нужную информацию. (П)

Умение решать проблемы. (Р) Способность самооценки своих действий. (Л)

  1. Рефлексия.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Учитель предлагает учащимся начертить кластер по изучаемой орфограмме «Чередование е//и в корне слова».

Рефлексия

. Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?

Чему научились на уроке? Что следует доработать? Как бы вы оценили сегодня свою работу?

Учащиеся в группах выполняют задание.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. (П)

Самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. (Л)

 Умение слушать и понимать речь других. (К)

XI. Домашнее задание: Упр. 647 параграф 112

 Или  написать сочинение по теме «Как я убираю комнату», используя слова с изученной орфограммой (СЛАЙД 9)

.

Методическая литература:

  1. Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Методические рекомендации для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012. – 144 с.  
  2. Попова Н.П. Деятельностный способ обучения – Великий Новгород: НИРО, 2011. – 56с.
  3. Попова Н.П. Формирование учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений. - В.Новгород: НИРО, 2011. -  105 с.
  4. Шибалова Л.В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. – М.: Экзамен, 2013. – 159 с.
  5. ФГОС. Русский язык. Тематический контроль: рабочая тетрадь: 5 класс/Под ред. И.П. Цыбулько. – М.: Национальное образование, 2012. – 224 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Яндекс. Картинки: поиск изображений в интернете. – Режим доступа: http://images.yandex.ru 
  2. http://infourok.ru/material.html?mid=27093
  3. http://www.openclass.ru
  4. http://www.zavuch.info/methodlib/151/89518/
  5. http://festival.1september.ru/articles/566630/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях - раст-, ращ-, -рос-" в 5 классе

Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных О–А в корнях  - раст-,- ращ-, -рос-" в 5 классе  по программе Ладыженской...

Технологическая карта урока русского языка на тему:Правописание безударных гласных в корнях слов. 5 класс

Урок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развивать внимание, восприятие, память, мотивировать на активно...

Конспект урока русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных в корне слова "

урок ориентирован на обучающихся СПО по профессии "Повар, кондитер"...

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Конспект урока русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"

Презентация к уроку русского языка. 6 класс . Тема "Чередующиеся гласные в корнях -зар-, -зор-"...

Конспект урока русского языка «Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова» (УМК «Начальная школа XXI века», 2 класс)

Цель урока: формирование умения писать буквы безударных гласных в корне слова Задачи урокаДидактические:1. Познакомить учащихся с безударными гласными в корне слова;2. научить учащихся проверять ...