Рабочие программы по русскому языку
рабочая программа по русскому языку по теме

Рубцова Анна Даниловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                            Пояснительная записка.

   Рабочая программа по русскому языку в 7  классе составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов/ М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский). Программа рассчитана на учащихся 7 Б класса МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им.Шелковникова К.М.»

    Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык 7 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, О. М. Александрова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба. К данному варианту программы прилагается методическое пособие Г. А. Богдановой «Уроки русского языка в 7 классе». Москва «Просвещение», 2001 г. Рабочая программа в соответствии с программой основного общего образования по русскому языку рассчитана  на 136 часов  (из расчёта 4 урока в неделю). Из них   24 часа     на развитие речи.

                 Курс русского языка 7 класса направлен на достижение следующих целей:

   - познакомить с самостоятельными (причастие, деепричастие, категория состояния), служебными частями речи, междометием, их функционированием в различных сферах и ситуациях общения, нормами употребления в речи;

   - формировать умения опознавать, анализировать, классифицировать изученные языковые единицы, оценивать их с точки зрения нормативности; правильно писать слова с изученными орфограммами, непроверяемыми написаниями; выделять запятыми причастные и деепричастные обороты; работать с текстом;

   - совершенствовать речемыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки в разных сферах и ситуациях использования русского литературного языка: при написании рассказов на предложенные сюжеты, сочинений-рассуждений на материале жизненного опыта, подробных и сжатых изложений, при создании текстов публицистического стиля и устных рассказов;

   - воспитывать гражданственность и патриотизм, сознательное отношении к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.

  Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку за курс 7-ого класса.

   Учащиеся должны знать/понимать определения основных изученных в 7-ом классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;

уметь:

речевая деятельность:

аудирование:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;

-   выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи;

- составлять план текста, производить полный и сжатый пересказ (устный и письменный);

- обнаруживать ошибки в содержании и речевом оформлении устного высказывания одноклассника;

чтение:

- дифференцировать известную и неизвестную информацию прочитанного текста;

- выделять иллюстрирующую, аргументирующую информацию;

- находить в тексте ключевые слова и объяснять их лексическое значение;

- проводить маркировку текста (подчёркивать основную информацию, выделять непонятные слова и орфограммы текста, делить текст на части и т. п.);

- составлять тезисный план исходного текста;

- владеть ознакомительным, изучающим и просмотровым видами чтения;

- прогнозировать содержание текста по данному началу; с помощью интонации передавать авторское отношение к предмету речи при чтении текста вслух;

говорение:

- сохранять при устном изложении, близком к тексту, типологическую структуру и выразительные языковые речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности, выразительности речи;

- строить небольшое по объёму устное высказывание на основе данного плана;

- формулировать выводы (резюме) по итогам урока, по результатам проведённого языкового анализа, после выполнения упражнения и т. п.;

- размышлять о содержании прочитанного или прослушанного текста лингвистического содержания, соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной речи (орфоэпические, интонационные);

- уместно использовать этикетные формулы, жесты, мимику в устном общении с учётом речевой ситуации;

письмо:

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру исходного текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованиям точности, логичности и выразительности речи;

- писать тексты-размышления на лингвистические, морально-этические темы дискуссионного характера;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, а также нормы письменной речи (орфографические, пунктуационные);

- уместно употреблять пословицы, поговорки, крылатые выражения, фразеологизмы в связном тексте;

- использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста;

- редактировать текст с использованием богатых возможностей лексической, словообразовательной, грамматической синонимии;

 текст:

- анализировать тексты с точки зрения их соответствия требованиям точности и логичности речи;

- рецензировать чужие тексты и редактировать собственные с учётом требований к построению связного текста;

- устанавливать в тексте ведущий тип речи, находить в нём фрагменты с иным типовым значением;

- определять стиль речи, прямой и обратный порядок слов в предложениях текста, способы и средства связи предложений в тексте;

фонетика и орфоэпия:

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые служебные части речи;

- анализировать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;

морфемика и словообразование:

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части и их формы;

 - объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и морфемные модели слов;

- определять способы образования слов различных частей речи;

- анализировать словообразовательные гнёзда на основе учебного словообразовательного словаря;

- составлять словообразовательные гнёзда однокоренных слов (простые случаи);

- с помощью школьного этимологического словаря комментировать исторические изменения в морфемной структуре слова;

лексикология и фразеология:

- соблюдать лексические нормы, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с условиями и задачами общения;

- толковать лексическое  значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

- пользоваться различными видами лексических словарей;

- находить справку о значении и происхождении фразеологического сочетания во фразеологическом словаре;

- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устного неоправданного повтора;

- проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нём примеры употребления слова в переносном значении;

морфология:

- различать постоянные и непостоянные морфологические признаки  частей речи и проводить морфологический разбор слов всех частей речи;

- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;

- использовать знания и умения по морфологии в практике правописания и проведения синтаксического анализа предложения;

орфография:

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов при выборе правильного написания;

- аргументировать тезис о системном характере русской орфографии;

синтаксис и пунктуация:

- составлять схемы именных, глагольных и наречных словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех самостоятельных частей речи;

- различать и конструировать сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

- использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте;

- соблюдать правильную интонацию предложений в речи;

- устно объяснить пунктуацию предложений изученных конструкий, использовать на письме графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.

   Виды и формы контроля знаний, умений и навыков учащихся 7 класса:

 диктант (с грамматическим заданием, объяснительный, предупредительный, выборочный, графический, «Проверь себя», словарный, творческий, свободный), сочинение (по картине, по воображению, по данному сюжету, на материале жизненного опыта), изложение (выборочное, подробное), тест, комплексный анализ текста.

   

                                  Литература и средства обучения.

Для учащихся

  1. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва. ТЦ. «Сфера», 2010 год.
  2. Обернихина Г.А. Как написать сочинение? Рабочая тетрадь для 5-8 классов. М. Просвещение, 2006.
  3. А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.

Для учителя

  1. Н.В.Егорова. Поурочные разработки уроков русского языка в 7 классе. Москва. «Вако», 2006.
  2. С.В.Водолазькая Предметная неделя русского языка в школе. Ростов – на Дону «Феникс» 2005
  3. Сборник разработок уроков по развитию речи. Год Учителя в преподавании русского языка и литературы. Казань. РИЦ «Школа», 2010.
  4. Научно- популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Москва. «Школьная пресса».
  5. А.Б.Малюшкин. Тестовые задания по русскому языку 7 класс. Москва. ТЦ. «Сфера», 2010 год

Электронные пособия

  1. «Фраза» Программа – тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 7 класс.

                         Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Из них на развитие

речи,

ч.

Контроль-

ные

диктанты, контрольные работы и тесты

Сочи-

не-

ния

Изло-

жения

1.

Русский язык как развивающееся явление

1

-

-

-

-

2.

Повторение изученного в 5-6 классах

10

2

1

1

-

3.

Морфология

112

22

6

18

4

Самостоятельные части речи

61

13

3

9

4

Причастие

23

5

1

3

2

Деепричастие

9

1

1

1

-

Наречие

23

5

1

4

1

Категория состояния

6

2

1

1

Служебные части речи

50

9

3

9

-

Предлог

13

2

1

2

-

Союз

15

2

1

2

-

Частица

22

5

1

5

-

Междометие

1

-

-

-

-

4.

Повторение и систематизация изученного в 7 классе

16

-

-

-

-

5

Итого

140

24

7

19

4

                           Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе

Наименование разделов и тем  

Кол-во

часов

Вид занятия

Примечание

теоретическое

практическое

Общие сведения о языке.

1

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

+

Повторение изученного в 5-6 классах.

8+2

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор. №1.

1

+

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор. №2.

1

+

4.

Лексика и фразеология. № 3.

1

+

5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. №4.

1

+

6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. №5.

1

+

7.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.№6.

1

+

8.

Рр Работа с картиной И. И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44).

1

+

9.

Рр Текст. №7. Стили литературного языка. №8.

1

+

10.

Контрольный диктант

1

+

11.

Работа над ошибками.

1

+

Морфология.

91 +22

Причастие.

18+5

12.

Причастие как часть речи. №9.

1

+

13.

Публицистический стиль.  №10.

1

+

14.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. №11.

1

+

15.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. №12.

1

+

16.

Рр Описание внешности человека. №13.

Работа с картиной В. И. Хабарова «Портрет Милы».

1

+

17.

Работа над ошибками. Действительные и страдательные причастия. №14.

1

+

18.

Краткие и полные страдательные причастия.

1

+

19.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. №16.

1

+

20.

Действительные причастия прошедшего времени. №17.

1

+

21.

Рр Изложение с изменением лица (упр. 100)

1

+

22.

Работа над ошибками. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. №18.

1

+

23.

Страдательные причастия прошедшего времени. №19, № 20. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

+

24.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. №21.

1

+

25.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. №22.

1

+

26.

Рр Подготовка к домашнему сочинению (упр. 129).

1

+

27.

Рр Выборочное изложение (упр. 130)

1

+

28.

Морфологический разбор причастия. №23.

1

+

29.

Слитное и раздельное написание не с причастиями. №24.

1

+

30.

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. №25.

1

+

31.

Обобщение изученного о причастии. №9-25.

1

+

32.

Контрольный диктант

1

+

33.

Рр Сочинение. Описание внешности друга (упр. 146).

1

+

34.

Работа над ошибками.

1

+

Деепричастие.

8+1

35.

Деепричастие как часть речи. №26.

1

+

36.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. №27.

1

+

37.

Раздельное написание не с деепричастиями. №28.

1

+

38.

Деепричастия несовершенного вида. №29. Деепричастия совершенного вида. № 30

1

+

39.

Рр Работа с картиной С. Григорьева «Вратарь» (упр. 187). Рассказ с включением описания действий.

1

+

40.

Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия. №31.

1

+

41.

Обобщение изученного о деепричастии. №26-31.

1

+

42.

Контрольный диктант.

1

+

43.

Работа над ошибками.

1

+

Наречие.

18+5

44.

Наречие как часть речи. №32.

1

+

45.

Смысловые группы наречий. №33.

1

+

46.

Рр Работа с картиной И. Попова «Первый снег».

1

+

47.

Работа над ошибками.

1

+

48.

Степени сравнения наречий. №34.

1

+

49.

Морфологический разбор наречий. №35.

1

+

50.

Рр Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217).

1

+

51.

Работа над ошибками.

1

+

52.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. №36.

1

+

53.

Буквы е, и  в приставках не- и ни- отрицательных наречий. №37.

1

+

54.

Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-. №38

1

+

55.

Рр Сочинение о труде. Описание действий (упр. 240). №39

1

+

56.

Работа над ошибками. Буквы о, е после шипящих на конце наречий. №40.

1

+

57.

Буквы о, а на конце наречий.

1

+

58.

Рр Подробное изложение с элементами сочинения (упр. 248).

1

+

59.

Рр Работа с картиной Е. Н. Широкова «Друзья» (упр. 249).

1

+

60.

Работа над ошибками.

1

+

61.

Дефис между частями слова в наречиях. №42.

1

+

62.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. №43.

1

+

63.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. № 44.

1

+

64.

Обобщение изученного о наречии. №32-44.

1

+

65.

Контрольный диктант.

1

+

66.

Работа над ошибками.

1

+

Категория состояния.

4+2

67.

Категория состояния как часть речи. №45.

1

+

68.

Морфологический разбор категории состояния. №46.

1

+

69.

Рр Сжатое изложение (упр. 281).

1

+

70.

Обобщение изученного о категории состояния. №45-46.

1

+

71.

Рр Сочинение на лингвистическую тему (упр. 282).

1

+

72.

Работа над ошибками.

1

Служебные части речи.

43+9

73.

Самостоятельные и служебные части речи. №47.

1

+

Предлог.

11+2

74.

Предлог как часть речи. №48.

1

+

75.

Рр Составление текста научного стиля (упр. 289).

1

+

76.

Работа над ошибками.

1

+

77.

Употребление предлогов. №49.

1

+

78.

Непроизводные и производные предлоги. №50.

1

+

79.

Простые и составные предлоги. №51.

1

+

80.

Морфологический разбор предлога. №52.

1

+

81.

Рр Работа с картиной А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

+

82.

Работа над ошибками.

1

+

83.

Слитное и раздельное написание производных предлогов. №53.

1

+

84.

Обобщение изученного о предлоге. №48-53.

1

+

85.

Контрольный диктант.

1

+

86.

Работа над ошибками.

1

+

Союз.

13+2

87.

Союз как часть речи. №54.

1

+

88.

Простые и составные союзы. №55.

1

+

89.

Союзы сочинительные и подчинительные. №56.

1

+

90.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. №57.

1

+

91.

Сочинительные союзы. №58.

1

+

92.

Рр Сочинение (упр. 335).

1

+

93.

Работа над ошибками.

1

+

94.

Подчинительные союзы. №59.

1

+

95.

Морфологический разбор союза. №60.

1

+

96.

Рр  Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр. 343).

1

+

97.

Работа над ошибками.

1

+

98.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. №61.

1

+

99.

Повторение изученного о союзе. №54-61.

1

+

100.

Контрольный диктант.

1

+

101.

Работа над ошибками.

1

+

Частица.

17+5

102.

Частица как часть речи. №62.

1

+

103.

Рр Сочинение (упр. 358).

1

+

104.

Работа над ошибками.

1

+

105.

Разряды частиц. Формообразующие частицы. №63.

1

+

106.

Рр Рассказ на тему «Горе-мечтатель» (упр. 364)

1

+

107.

Работа над ошибками.

1

+

108- 109.

Смысловые частицы. №64.

2

+

110.

Раздельное и дефисное написание частиц. №65.

1

+

111.

Рр Работа с картиной К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 382)

1

+

112.

Работа над ошибками.

1

+

113.

Морфологический разбор частицы. №66.

1

+

114 – 115.

Отрицательные частицы не и ни. №67.

2

+

116.

 Различение частицы не и приставки не-. №68.

1

+

117.

Рр Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402)

1

+

118.

Работа над ошибками.

1

+

119.

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. №69.

1

+

120.

Обобщение изученного о частице. №62-69.

1

+

121.

Контрольный диктант.

1

+

122.

Рр Выступление на тему « Моя природа» (упр. 413)

1

+

123.

Работа над ошибками.

1

+

Междометие.

1

124.

Междометие как часть речи. №70. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. №71.

1

+

125.

Разделы науки о языке. №72.

1

+

126.

Текст. Стили речи. №73.

1

+

127.

Фонетика. Графика. №74.

1

+

128.

Лексика и фразеология. №75.

1

+

129.

Морфемика. Словообразование. №76.

1

+

130.

Морфология. №77.

1

+

131.

Орфография. №78.

1

+

132.

Синтаксис. №79.

1

+

133.

Пунктуация. №80.

1

+

134.

Контрольный диктант.

1

+

135.

Работа над ошибками.

1

+

136.

Резервный урок.

1

+

137.

Резервный урок.

1

+

138.

Резервный урок.

1

+

139.

Резервный урок.

1

+

140.

Резервный урок.

1

+

  Содержание тем учебного курса

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (8 ч + 2 ч)

Причастие (18 ч +5 ч)

 Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

 Уметь правильно ставить ударение в полных и кратких страдательных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, принeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным оборотом.

             Деепричастие (8 ч + 1 ч)

Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

Уметь правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

           Наречие (18 ч + 5 ч)

IНаречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий.  

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях. Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипящих на конце наречий.

 Уметь правильно ставить ударение в наречиях, использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

          Категория состояния (4 ч + 2 ч)

  Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наречий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

 Выборочное изложение текста с описанием состояния человека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

               Предлог (11+2)

 Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль предлогов.          

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).         Дефис в предлогах из-за, из-под.

Уметь правильно употреблять предлоги в и на, с и из, правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки, пользоваться в речи предлогами-синонимами.

                Союз (13 ч + -2ч)

I Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соединительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же.

Уметь: пользоваться в речи союзами-синонимами.

                Частица (17 ч + 5 ч)

 Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

Уметь выразительно читать предложения с модальными частицами.

              Междометие. Звукоподражательные слова (2 ч)

  Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

Уметь выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(11 ч)

                   Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7  классе

Наименование разделов и тем  

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

Общие сведения о языке.

1

1.

Русский язык как развивающееся явление.

1

Повторение изученного в 5-6 классах.

8+2

2.

Синтаксис. Синтаксический разбор. №1.

1

3.

Пунктуация. Пунктуационный разбор. №2.

1

4.

Лексика и фразеология. № 3.

1

5.

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. №4.

1

6.

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. №5.

1

7.

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.№6.

1

8.

Рр Работа с картиной И. И. Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44).

1

9.

Рр Текст. №7. Стили литературного языка. №8.

1

10.

Контрольный диктант

1

11.

Работа над ошибками.

1

Морфология.

91 +22

Причастие.

18+5

12.

Причастие как часть речи. №9.

1

13.

Публицистический стиль.  №10.

1

14.

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. №11.

1

15.

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. №12.

1

16.

Рр Описание внешности человека. №13.

Работа с картиной В. И. Хабарова «Портрет Милы».

1

17.

Работа над ошибками. Действительные и страдательные причастия. №14.

1

18.

Краткие и полные страдательные причастия.

1

19.

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. №16.

1

20.

Действительные причастия прошедшего времени. №17.

1

21.

Рр Изложение с изменением лица (упр. 100)

1

22.

Работа над ошибками. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. №18.

1

23.

Страдательные причастия прошедшего времени. №19, № 20. Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

24.

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква н в отглагольных прилагательных. №21.

1

25.

Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и в кратких отглагольных прилагательных. №22.

1

26.

Рр Подготовка к домашнему сочинению (упр. 129).

1

27.

Рр Выборочное изложение (упр. 130)

1

28.

Морфологический разбор причастия. №23.

1

29.

Слитное и раздельное написание не с причастиями. №24.

1

30.

Буквы е, ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. №25.

1

31.

Обобщение изученного о причастии. №9-25.

1

32.

Контрольный диктант

1

33.

Рр Сочинение. Описание внешности друга (упр. 146).

1

34.

Работа над ошибками.

1

Деепричастие.

8+1

35.

Деепричастие как часть речи. №26.

1

36.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. №27.

1

37.

Раздельное написание не с деепричастиями. №28.

1

38.

Деепричастия несовершенного вида. №29. Деепричастия совершенного вида. № 30

1

39.

Рр Работа с картиной С. Григорьева «Вратарь» (упр. 187). Рассказ с включением описания действий.

1

40.

Работа над ошибками. Морфологический разбор деепричастия. №31.

1

41.

Обобщение изученного о деепричастии. №26-31.

1

42.

Контрольный диктант.

1

43.

Работа над ошибками.

1

Наречие.

18+5

44.

Наречие как часть речи. №32.

1

45.

Смысловые группы наречий. №33.

1

46.

Рр Работа с картиной И. Попова «Первый снег».

1

47.

Работа над ошибками.

1

48.

Степени сравнения наречий. №34.

1

49.

Морфологический разбор наречий. №35.

1

50.

Рр Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» (упр. 217).

1

51.

Работа над ошибками.

1

52.

Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е. №36.

1

53.

Буквы е, и  в приставках не- и ни- отрицательных наречий. №37.

1

54.

Одна и две буквы н в наречиях на о- и е-. №38

1

55.

Рр Сочинение о труде. Описание действий (упр. 240). №39

1

56.

Работа над ошибками. Буквы о, е после шипящих на конце наречий. №40.

1

57.

Буквы о, а на конце наречий.

1

58.

Рр Подробное изложение с элементами сочинения (упр. 248).

1

59.

Рр Работа с картиной Е. Н. Широкова «Друзья» (упр. 249).

1

60.

Работа над ошибками.

1

61.

Дефис между частями слова в наречиях. №42.

1

62.

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. №43.

1

63.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий. № 44.

1

64.

Обобщение изученного о наречии. №32-44.

1

65.

Контрольный диктант.

1

66.

Работа над ошибками.

1

Категория состояния.

4+2

67.

Категория состояния как часть речи. №45.

1

68.

Морфологический разбор категории состояния. №46.

1

69.

Рр Сжатое изложение (упр. 281).

1

70.

Обобщение изученного о категории состояния. №45-46.

1

71.

Рр Сочинение на лингвистическую тему (упр. 282).

1

72.

Работа над ошибками.

1

Служебные части речи.

43+9

73.

Самостоятельные и служебные части речи. №47.

1

Предлог.

11+2

74.

Предлог как часть речи. №48.

1

75.

Рр Составление текста научного стиля (упр. 289).

1

76.

Работа над ошибками.

1

77.

Употребление предлогов. №49.

1

78.

Непроизводные и производные предлоги. №50.

1

79.

Простые и составные предлоги. №51.

1

80.

Морфологический разбор предлога. №52.

1

81.

Рр Работа с картиной А. В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

82.

Работа над ошибками.

1

83.

Слитное и раздельное написание производных предлогов. №53.

1

84.

Обобщение изученного о предлоге. №48-53.

1

85.

Контрольный диктант.

1

86.

Работа над ошибками.

1

Союз.

13+2

87.

Союз как часть речи. №54.

1

88.

Простые и составные союзы. №55.

1

89.

Союзы сочинительные и подчинительные. №56.

1

90.

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. №57.

1

91.

Сочинительные союзы. №58.

1

92.

Рр Сочинение (упр. 335).

1

93.

Работа над ошибками.

1

94.

Подчинительные союзы. №59.

1

95.

Морфологический разбор союза. №60.

1

96.

Рр  Сочинение на тему «Книга – наш друг и советчик» (упр. 343).

1

97.

Работа над ошибками.

1

98.

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. №61.

1

99.

Повторение изученного о союзе. №54-61.

1

100.

Контрольный диктант.

1

101.

Работа над ошибками.

1

Частица.

17+5

102.

Частица как часть речи. №62.

1

103.

Рр Сочинение (упр. 358).

1

104.

Работа над ошибками.

1

105.

Разряды частиц. Формообразующие частицы. №63.

1

106.

Рр Рассказ на тему «Горе-мечтатель» (упр. 364)

1

107.

Работа над ошибками.

1

108- 109.

Смысловые частицы. №64.

2

110.

Раздельное и дефисное написание частиц. №65.

1

111.

Рр Работа с картиной К. Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» (упр. 382)

1

112.

Работа над ошибками.

1

113.

Морфологический разбор частицы. №66.

1

114 – 115.

Отрицательные частицы не и ни. №67.

2

116.

 Различение частицы не и приставки не-. №68.

1

117.

Рр Сочинение-рассказ по данному сюжету (упр.402)

1

118.

Работа над ошибками.

1

119.

Частица ни, приставка ни-, союз ни-ни. №69.

1

120.

Обобщение изученного о частице. №62-69.

1

121.

Контрольный диктант.

1

122.

Рр Выступление на тему « Моя природа» (упр. 413)

1

123.

Работа над ошибками.

1

Междометие.

1

124.

Междометие как часть речи. №70. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. №71.

1

125.

Разделы науки о языке. №72.

1

126.

Текст. Стили речи. №73.

1

127.

Фонетика. Графика. №74.

1

128.

Лексика и фразеология. №75.

1

129.

Морфемика. Словообразование. №76.

1

130.

Морфология. №77.

1

131.

Орфография. №78.

1

132.

Синтаксис. №79.

1

133.

Пунктуация. №80.

1

134.

Контрольный диктант.

1

135.

Работа над ошибками.

1

136.

Резервный урок.

1

137.

Резервный урок.

1

138.

Резервный урок.

1

139.

Резервный урок.

1

140.

Резервный урок.

1



Предварительный просмотр:

                                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы основного общего образования по  русскому языку и Программы по русскому языку к учебному комплексу  под редакцией В. В. Бабайцевой  для 5-9 классов.  Данная программа рассчитана на учащихся 9 «А» класса МБОУ «Усть-Баргузинская средняя школа им.Шелковникова К.М.»

         Основные цели преподавания русского языка в 9 классе: 

формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

        Задачи:

дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;

формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся. Курс русского языка в 9 классе является завершающим для среднего звена, здесь закрепляется материал, изученный в 5 – 8 классах, и изучается «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». Поэтому для качественной подготовки к ГИА необходимо обратить внимание  на изучение тем, направленных на формирование ЗУНов.  Опыт работы показывает, что девятиклассники испытывают затруднения при освоении таких тем, как «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», на изучение которых необходимо увеличить количество уроков.  На развитие речи  по типовой программе отводится 17 часов, этого недостаточно для обучения школьников сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему, поэтому на развитие речи в данной программе отводится большее часов (21час), что поможет отработать умение создавать сокращенный текст на основе услышанного и строить сочинение на лингвистическую тему.

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Количество плановых уроков: 43

по развитию речи: 21

Формы текущего и итогового контроля.

Для текущего и итогового контроля в 9 классе используются такие формы, как самоконтроль, взаимоконтроль, тестирование, самостоятельные, контрольные работы в форме ГИА, диктант, изложение текста, сочинение, составление текста определённого стиля. 

                                         Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов

Всего часов

Плановых уроков

Контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка (1ч)

1

-

-

1

2

Закрепление изученного в 8 классе

2

-

2

4

Синтаксис и пунктуация

2

Сложное предложение

1

-

-

1

3

Сложносочиненные предложения

5

3

1

9

4

Сложноподчиненные предложения

13

1

4

19

5

Сложные бессоюзные предложения

5

1

2

8

6

Сложные предложения с различными видами связи

3

2

-

5

7

Способы передачи чужой речи

4

1

2

7

8

Общие сведения о языке

3

-

2

5

9

Систематизация и обобщение изученного в 5 – 9 классах

6

1

-

7

10

Резерв

3

-

-

3

18

Итого:

46

9

14

68

Учебно-тематическое планирование в 9 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Вид    занятия

Примечание

теоретическое

практическое

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка

1

+

2

Лексико-орфографическая работа

1

+

3

Лексико-орфографическая работа

1

+

4

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

+

5

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

+

6

Основные виды сложных предложений

1

+

7

Союзы и значения ССП

1

+

8

Совершенствование умений и навыков учащихся в определении смысловых отношений в ССП и в расстановке ЗП в нем

1

+

9

Обобщение по теме «ССП»

1

+

10

РР

Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу

1

+

11

Повторение орфографии

1

+

12

К

Тест по разделу «ССП»

1

+

13

К

Контрольный диктант по разделу «ССП»

1

+

14

Анализ контрольного диктанта, теста, работа над ошибками

1

++

15

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

+

16

РР

Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

1

+

17

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

+

18

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

+

19

СПП с несколькими придаточными

1

+

20

Виды придаточных предложений

1

+

21

РР

Портретный очерк

1

+

22

РР

Портретный очерк

1

+

23

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

1

+

24

Придаточные определительные

1

+

25

Придаточные определительные

1

+

26

Придаточные дополнительные

1

+

27

Придаточные обстоятельственные

1

+

28

Придаточные обстоятельственные

1

+

29

Обобщение изученного по разделу «СПП»

1

+

30

К

Тест по разделу «СПП»

1

+

31

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

+

32

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

+

33

Повторение орфографии

1

+

34

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП

1

+

35

Тире в БСП

1

+

36

Двоеточие в БСП

1

+

37

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

1

+

38

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

1

+

39

Обобщающий урок по разделу «БСП»

1

+

40

К

Тест по разделу «БСП»

1

+

41

Повторим орфографию

+

42

Сложные предложения с разными видами связи

1

+

43

Сложные предложения с разными видами связи

1

+

44

Сложные предложения с разными видами связи

11

+

45

К

Тест по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

+

46

К

Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

+

47

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

+

48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

+

49

Предложения с косвенной речью

1

+

50

Цитаты и способы цитирования

1

+

51

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

+

52

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

+

53

К

Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»

1

+

54

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

+

55

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

1

+

56

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

1

+

57

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

1

+

58

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Публицистический и художественный стили

1

+

59

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

1

+

60

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

1

+

61

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

1

+

62

Систематизация и обобщение по морфологии

1

+

63

Систематизация и обобщение по морфологии

1

+

64

К

Контрольный диктант по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

1

+

65

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

+

66-68

Резерв

3

+

итого

68

Содержание тем учебного курса для 9 класса

Общие сведения о языке – 1 ч.

Вводный урок о русском языке – 1 ч.

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Повторение изученного в 5-8 классах (2 ч.)

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные  признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Сложное предложение (1 ч.)

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Знать признаки сложных предложений.

Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них.

Сложносочиненное предложение (5  ч.)

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (13 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение (5 ч.)

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи (3ч.)

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Предложения с чужой речью (4ч.)

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (9ч.)

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы,  грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Критерии оценивания 

Нормы оценок по русскому языку

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ на теоретический вопрос  оценивается по традиционной пятибалльной системе. 

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

    Диктант оценивается одной отметкой.

    Оценка «5» - выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

    Оценка «4» - выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

  Оценка «3» - выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.  Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

   Оценка «2» - выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1». 

  При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки , для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного  (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

По окончании 9 класса учащиеся должны уметь:

- составлять схемы сложных предложений разных типов;

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- правильно ставить знаки препинания;

- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

- соотносить члены предложения и придаточные предложения;

- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Перечень учебно-методического обеспечения программы УМК:

для учителя:

1.Баронина М.А.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. 2010.                          

2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому  языку

9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: / рель, 2001

5. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

6. Пахнова Т. М. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под редакцией Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

7. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл - М.: Вербум-М, 2003

8. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004

9. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006.

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки

      М.: Просвещение, 2011

11. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материал 8-11     классы. - М.: Дрофа, 2004

12. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1

для учащихся:

 1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

 2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012

 3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2007

 4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

 5. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

 6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

 7. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007

 8. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001

 9. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005

10. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. Экзамен, 2004

11. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2007

12. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007

13. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

 14.Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации М.: Просвещение, 2005

 15. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Д фа, 2006

 16. Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2007

Электронные  учебно-методические комплекты

1.Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». 8-11 кл. (1 диск)

2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 – 9 классы.  (4 диска)

3. Мультимедийное издание «Репетитор 2008 по русскому языку Кирилла и Мефодия».

4. Образовательные программы «Русский язык».

5. Диск. Тесты.9 класс.

6.(http://www.openclass.ru),(http://www.rusedu.ru),(http://www.edu.ru), (http://www.fipi.ru),(http://www.ege.edu.ru),http://www.ruslit.metodist.ru), (http://www.sarviki.ru)

                 Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение. Богатство, образность, точность русского языка

1

2

Лексико-орфографическая работа

1

3

Лексико-орфографическая работа

1

4

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

5

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

6

Основные виды сложных предложений

1

7

Союзы и значения ССП

1

8

Совершенствование умений и навыков учащихся в определении смысловых отношений в ССП и в расстановке ЗП в нем

1

9

Обобщение по теме «ССП»

1

10

РР

Текст. Композиционные формы сочинений. Рецензия на книгу

1

11

Повторение орфографии

1

12

К

Тест по разделу «ССП»

1

13

К

Контрольный диктант по разделу «ССП»

1

14

Анализ контрольного диктанта, теста, работа над ошибками

1

15

Строение СПП, подчинительные союзы и союзные слова в СПП

1

16

РР

Стили речи (обобщение изученного). Аннотация

1

17

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

18

Роль указательных слов в подчинении предложений. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

1

19

СПП с несколькими придаточными

1

20

Виды придаточных предложений

1

21

РР

Портретный очерк

1

22

РР

Портретный очерк

1

23

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

1

24

Придаточные определительные

1

25

Придаточные определительные

1

26

Придаточные дополнительные

1

27

Придаточные обстоятельственные

1

28

Придаточные обстоятельственные

1

29

Обобщение изученного по разделу «СПП»

1

30

К

Тест по разделу «СПП»

1

31

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

32

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

33

Повторение орфографии

1

34

Понятие о сложном бессоюзном предложении. Запятая и точка с запятой в БСП

1

35

Тире в БСП

1

36

Двоеточие в БСП

1

37

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

1

38

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Разговорный стиль

1

39

Обобщающий урок по разделу «БСП»

1

40

К

Тест по разделу «БСП»

1

41

Повторим орфографию

42

Сложные предложения с разными видами связи

1

43

Сложные предложения с разными видами связи

1

44

Сложные предложения с разными видами связи

11

45

К

Тест по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

46

К

Контрольный диктант по разделу «Сложные предложения с разными видами связи»

1

47

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

48

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью

1

49

Предложения с косвенной речью

1

50

Цитаты и способы цитирования

1

51

РР

Подготовка к написанию изложения с элементами сочинения

1

52

РР

Написание изложения с элементами сочинения

1

53

К

Контрольный диктант по разделу «Предложения с чужой речью»

1

54

Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества

1

55

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

1

56

Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире

1

57

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Научный и официально-деловой стили

1

58

РР

Стили речи. Обобщение изученного. Публицистический и художественный стили

1

59

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

1

60

Систематизация знаний по фонетике. Правописание гласных в корнях. Правописание согласных в корнях и приставках

1

61

Систематизация и обобщение изученного по морфемике

1

62

Систематизация и обобщение по морфологии

1

63

Систематизация и обобщение по морфологии

1

64

К

Контрольный диктант по разделу «Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах»

1

65

Анализ контрольного диктанта, работа над ошибками

1

66-68

Резерв

3

итого

68


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально¬го государственного образовательного стандарта основ¬ного общего образования второго поколения, Примерной программы основного общего образования по русскому языку и Рабочей п

Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего образования второго поколения, Примерной программы осн...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.

Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »

lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...

Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)

Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования   составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...