рабочая программа по литературе 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме

Наталья Аркадьевна Худякова

Планирование составлено на основе  программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М., «Дрофа», 2009

Учебник    Т.Ф.Курдюмова. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Дрофа», 2007

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_lit-ra_6.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

                                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                               

                                                                                                  Рабочая программа

 

по литературе в 6 классе

 Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол №  от

«__»      2013 г.

                                                                                                        2013 – 2014 учебный год

Учебно-тематическое планирование

по литературе

 

Планирование составлено на основе  программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классы под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. М., «Дрофа», 2009

Учебник    Т.Ф.Курдюмова. Литература 6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в двух частях. М., «Дрофа», 2007

         Дополнительная литература:

  1. Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе 5-8 классы. М., «Дрофа»
  2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. М., «Вако», 2009 г.
  3. Волков С.В. Я иду на урок литературы. М., «Первое сентября»,2001
  4.  Коршунова И.И. Литература 5-8 классы. Тесты. М., «Дрофа», 2002

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по  литературе составлена для 6  класса с учетом общеобразовательной программы основного образования, автор Т.Ф.Курдюмова. Программе соответствует учебник «Литература, 6 класс, в 2-х частях», автор Т.Ф.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2007 ; учебного плана МОУ «Надеждинская СОШ им.В.Р.Платонова» на 2010-2011 уч.год

Региональный базисный учебный план предлагает планирование этого курса (из расчета 2 урока в неделю) 70 часов, один урок  (35 час.) дан  из школьного компонента. Данной программой курс 6 класса рассчитан на 105 часов.

В 6 классе продолжается формирование умения осознанного чтения произведений разных жанров, умения выявлять авторскую оценку и выражение собственного отношения к  к изображаемому в произведении.

             Проблемный  анализ  содержания произведения имеет целью приобщение детей к нравственно – этическому  и философскому опыту человечества.

          В курсе литературы 6 класса  представлены все три рода: эпический,  лирический и частично драматический.

Произведения эпического характера – небольшие по объёму рассказы и повести классиков русской и зарубежной  литературы 19 и 20 вв. Большинство из них – произведения о  сверстниках, их  духовной жизни, нравственном выборе  в непростой жизненной ситуации.

         Лирика представлена стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и тематическими блоками «Родная природа в стихотворениях  русских поэтов 19  и  20  веков»  и  стихами русских поэтов о Великой Отечественной   войне.

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода,  составление простого или сложного плана по произведению, в том числе и цитатного, комментирование, характеристика литературного героя, инсценирование, составление сравнительной характеристики;

- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ

Учащиеся 6 класса

должны знать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений:
  • основные теоретические понятия, предусмотренные программой: фольклор, устное народное творчество; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма); жанры литературы (начальные представления), баллада, литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма, способы рифмовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения; драма как род литературы (начальные представления); автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;
  • сопоставлять элементы художественных систем разных авторов и определять их художественное своеобразие;
  • сопоставлять сюжеты и характеры героев разных авторов  и определять их художественное своеобразие;
  • перейти от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, ситуации, жизни;
  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;
  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного произведения;
  • сопоставлять эпизод книги с его интерпретацией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);
  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;
  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с изменением лица рассказчика и др.);
  • создавать творческие работы, которые связаны с анализом личности героя: письма, дневники, журналы, автобиографии и т.п.;
  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведениями о стихосложении.

Кол-во час.      

Тема урока

Тип урока

Цель урока

Оборудование

Хар-ка деят-ти уч-ся или виды уч-ой деят-ти

Виды контроля

Домашнее задание

Дата по плану

Дата факт.

1

1

Герой в мире художественного слова

Усвоение новых знаний,умений и навыков

кратко повторить изученное в 5 классе, проверить, что прочитано за лето, определить основную тему курса на год

учебник-хрестоматия Курдюмовой, читательские дневники, подготовленные по итогам летнего чтения, рисунки

беседа, викторина,

Защита читательских дневников

Вопросы на стр.4 учебника-хрестоматии

1

История человечества в произведениях литературы

Урок учета ЗУН

проверить знания учеников по теме урока; вызвать интерес к художественным произведениям на историческую тематику

выставка книг, изученных в 5 классе и изучаемых в 6 классе, где нашла отражение история человечества

викторина, беседа по прочитанным произведениям, составление словарика

Пересказ (подробный)

Составить кроссворд с именами героев-сверстников

  1. 3

1

Былины – богатырский эпос русского народа

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

актуализировать знания учеников о жанрах устного народного творчества, дать представление об отличиях былины от сказки, углубить представление об особенностях жанра былин

различные издания былин, карта Киевской Руси, словари

игра-конкурс, рассказ учителя, беседа, словарная работа

Выразительное чтение,развернутый ответ на 5 вопрос с.13

Ответить на вопросы 3 уровня

  1. 4

1

в/чтение  Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Комбинированный урок

расширить представление об эпическом герое, совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа текста, навыки устной речи, закрепить представление о жанровых особенностях былины

иллюстрации к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

тестовый раздаточный материал; таблица «Былина и сказка»

чтение по ролям, пересказ, словарная работа, работа с таблицей, рассказ учителя, элементы анализа текста

Сжатый пересказ, тест

Подготовить отрывки былины на выразительное чтение

  1. 5

1

А.Н.Островский «Снегурочка» - «весенняя сказка» Островского

Урок усвоения новых знаний

познакомить учеников с творчеством Островского как создателя русского национального театра, заинтересовать учащихся «весенней сказкой» о любви

портрет Островского

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Выразительное чтение, анализ эпизода

Прочитать действие 2,3

  1. 6-7

2

Идеальное царство берендеев и юная героиня пьесы

Комбинированный урок

развивать навыки анализа драматического произведения

музыкальный фрагмент (песня Леля)

чтение по ролям, анализ сцен, беседа по вопросам

Выразитеоьное чтение, составление плана

Характеристика Снегурочки (по плану)

  1. 8

1

р/речи  Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…»

Урок развития речи

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

--------------

обсуждение плана сочинения, работа с черновиком

Черновые записи

  1. 9

1

р/речи  Сочинение-размышление «Только что прочитана пьеса Островского…»

Урок развития речи

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи, высказывать собственное мнение

-----------------

написание сочинения

сочинение

Прочитать статью о Жуковском в учебнике

  1. 10

9        1

В.А.Жуковский. Сюжет и герои баллады «Кубок»

Урок усвоения новых знаний

познакомить учеников с творчеством Жуковского-переводчика, развить понятие о жанре баллады, совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

портрет Жуковского,

иллюстрации к балладе «Кубок»

рассказ учителя, составление плана, комментированное чтение, анализ текста, рассказ по картине

Комментированное чтение, анализ эпизода

Прочитать балладу Жуковского «Роланд-оруженосец»

  1. 11

1

Идеальный образ героя в балладе «Роланд-оруженосец»

Комбинированный урок

показать связь героя и сюжета, обратить внимание на решение проблемы «отцов и детей», показать связь баллады с поэмой Пушкина «Руслан и Людмила»; совершенствовать навыки анализа стихотворного текста

иллюстрации к балладе «Роланд-оруженосец»

чтение по ролям, беседа по вопросам, анализ текста, работа со словарем

Выразительное чтение

Подготовить тестовые вопросы по балладам «Лесной царь», «Светлана»

  1. 12-13

2

в/чтение  Баллады Жуковского «Лесной царь», «Светлана»

Комбинированный урок

совершенствовать навыки анализа стихотворного текста, выразительного чтения, привлечь внимание к творчеству Жуковского

распечатки тестов, иллюстрации к балладам, музыкальный фрагмент

выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам,

Тест, характеристика героев

Составить кроссворд по творчеству Жуковского

  1. 14

1

Мир детства и отрочества в автобиографических произведениях писателей 19 века

Урок усвоения новых знаний

дать обзор произведений о детстве и отрочестве писателей 19 века

выставка книг, репродукции, воспроизводящие быт 19 века

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Выразительное чтение, вопросы 1,2 с.62

Подготовить на пересказ статью об Аксакове

  1. 15-16

2

Повесть С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука»

Урок усвоения новых знаний

познакомить с повестью Аксакова, привлечь к ней интерес

издания книг Аксакова

рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Комментированное чтение, тест

Прочитать главы об учении детей

  1. 17

1

в/чтение  Главы из повести Аксакова, посвященные учению детей

Комбинированный урок

привлечь интерес к повести Аксакова, показать, как происходило обучение детей в 19 веке

репродукции, рассказывающие об учении детей

рассказ учителя, пересказ учащихся, беседа по вопросам

Выборочный пересказ, характеристика героя

Задание 7,9 на стр.125 учебника-хрестоматии

2

Чтение и обсуждение очерка Аксакова «Буран»

Комбинированный урок

показать мастерство Аксакова в описании природы и психологического состояния человека, показать роль пейзажа в литературном произведении

отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина (описание бурана)

выразительное и комментированное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Анализ эпизодов, выразительное чтение

Прочитать статью «Пейзаж»

18

1

Басни А.И.Крылова. «Два мальчика»

Комбинированный урок

расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст

портрет Крылова, детские рисунки к басням

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, чтение по ролям

Выразительное чтение по ролям, характеристика героев

Зад.3 на стр.128, выразительное чтение басни

19.

1

Басня Крылова «Волк и ягненок»

Комбинированный урок

расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст

иллюстрации к басне «Волк и ягненок»

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам, инсценирование

Выразительное чтение, инсценирование

Прочитать любые 5-6 басен

20.

1

в/чтение  Варианты одной басни. Викторина по творчеству Крылова

Урок учета ЗУН

развивать навыки выразительного чтения, учить сопоставлению текстов, развивать представления об особенностях жанра басни

распечатка текстов басен «Лисица и виноград» Эзопа, Лафонтена и Крылова

выразительное чтение, сопоставительный анализ теста, литературная викторина

инсценирование

Инд.сообщение об Одоевском

21-22

2

В.Ф.Одоевский «Отрывки из журнала Маши». Представление о героине

Урок усвоения новых знаний

познакомить учеников с творчеством Одоевского, дать понятие о жанре дневника, проследить изменения, происходящие с героиней, заинтересовать учеников созданием собственных дневников.

портрет Одоевского, издания его книг

рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Развернутый ответ на 2 вопрос с.80

Прочитать статью «Портрет», ответить на вопросы 1-7 на стр.145

23-24

2

р/речи  Подготовка к творческой работе по созданию дневника

Урок развития речи

развивать творческие способности учеников, умение выражать свои мысли, навыки письменной речи (форма дневника), высказывать собственное мнение

отрывки из «Дневника фокса Микки» Саши Черного

объяснение учителя, творческая работа, обсуждение работ

Написать несколько страничек из собственного дневника

25-27

3

А.С.Пушкин. Послания и их роль в творчестве поэта

Урок усвоения новых знаний, умений

познакомить учеников с отроческими годами жизни Пушкина, с его первыми поэтическими опытами, показать, как жизненные явления, события отражаются в стихотворениях поэта, развивать навыки анализа стихотворного текста

репродукции портретов юного Пушкина, его друзей, сестры

рассказ учителя, выразительное чтение, сообщения учеников, творческие задания

Ответы нв вопросы1-3 с.104

Выучить наизусть послание «К Пущину»

28

1

р/речи  Выразительное чтение наизусть стихотворения Пушкина «К Пущину»

Урок развития речи

рассказать об одном из «адресатов» дружеских посланий, развивать навыки выразительного чтения, творческие способности

репродукция картины встречи Пушкина с Пущиным в Михайловском

рассказ учителя, выразительное чтение наизусть, обсуждение

Выразительное чтение

Подобрать примеры эпиграмм

29-30

2

М.Ю.Лермонтов. Тема одиночества в лирике Лермонтова

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

расширить представления учеников о личности поэта, познакомить с его ранней лирикой

портрет Лермонтова, репродукции его картин

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ стихотворений

Комментированное чтение,выразительное чтение

Сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова

31-32

2

М.Ю.Лермонтов «Панорама Москвы»

Комбинированный урок

познакомить учеников с юношеским сочинением Лермонтова, показать, как в сочинении передается лирическое чувство автора

репродукции, отражающие панораму старой и новой Москвы

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, анализ текста

Анализ текста, составление краткого плана

Составить краткий план «Панорамы Москвы»

33-34

2

И.С.Тургенев «Бежин луг». Характеристика героев рассказа

Комбинированный урок

познакомить учеников с фрагментами биографии Тургенева, увлечь рассказом «Бежин Луг», развивать навыки характеристики литературных героев

портрет Тургенева, издание «Записок охотника»

рассказ учителя, выразительное чтение, комментированное чтение, составление плана

Выразительное и комментированное чтение, анализ эпизода

Ответ по плану характеристики героя

35-36

2

Рассказы героев «Бежина луга». Речевая характеристика

Урок развития речи

развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

иллюстрации к «Бежину лугу»

пересказ, выразительное чтение, анализ текста, беседа по вопросам

Характеристика героев

Найти картины природы, определить худ.-изобр. средства

37

1

р/речи  Пейзаж в  рассказе «Бежин луг»

Урок развития речи

показать взаимосвязь человека и природы в рассказе, определить роль пейзажа

картина Сурикова «В ночном» и другие иллюстрации, словарь литературоведческих терминов

работа со словарем, анализ текста, выразительное чтение

Анализ текста

Выучить наизусть отрывок – пейзажную зарисовку

38-39

2

Н.А.Некрасов Образы детей в поэзии Некрасова

комбинированный

познакомить учеников с творчеством Некрасова-поэта, показать разнообразие детских образов в его поэзии

портрет Некрасова, иллюстрации к стихотворению «Крестьянские дети», портрет Ломоносова

рассказ учителя, выразительное чтение по ролям, беседа по вопросам

Выразительное чтение, пересказ статьи о Некрасове

Вспомнить биографию Ломоносова, сравнить со стихотворением «Школьник»

40-42

3

Л.Н.Толстой Автобиографическая трилогия. «Отрочество»

Урок-презентация

расширить представление об автобиографической трилогии, дать почувствовать перекличку впечатлений героя повести с впечатлениями учеников, расширить понятие об автобиографическом произведении

портрет Толстого, фотографии с изображением Ясной Поляны и интерьеров дома Толстого

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, элементы сопоставительного анализа

Выборочный пересказ, характеристика героя

Ответить на вопросы 1-5 на стр.227

43

1

Пейзаж в повести Толстого «Отрочество»

Комбинированный урок

показать мастерство Толстого в описании пейзажа, развивать навыки анализа текста, подготовиться к творческой работе

иллюстрации на тему «Гроза»

беседа по вопросам, устное описание, составление плана, анализ текста

Анализ эпизода, составление плана

План-описание «Гроза», прочитать оставшиеся главы

44

1

Мысли, чувства, поступки Николеньки Иртеньева

Комбинированный урок

пробудить интерес к внутренней жизни человека, к «диалектике души», найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками

иллюстрации к произведению

выразительное чтение, беседа по вопросам, работа со словарем

Характеристика героя, ответы на вопросы стр.194

Прочитать статью о Достоевском, стр. 194-195

45-48

4

Ф.М.Достоевский Фрагменты романа «Братья Карамазовы»

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

познакомить учеников с жизнью и творчеством Достоевского

портрет Достоевского

рассказ учителя, выразительное чтение,

беседа по вопросам

Выборочный пересказ

Вопросы на стр.203 (устно)

49

1

Образы мальчиков в романе Достоевского

Комбинированный урок

пробудить интерес к внутренней жизни человека, найти точки соприкосновения между героем-подростком и учениками-подростками

-----------------------

комментированное чтение, беседа по вопросам

Комментированное чтение, сравнительная характеристика героев

Важность человечности и дружбы (письменный ответ)

50-51

2

Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. «Хамелеон»

Урок усвоения новых знаний, умений,навыков

расширить знания учеников о творчестве Чехова, закреплять навыки анализа текста

портрет Чехова, иллюстрации к «Хамелеону»

рассказ учителя, выразительное чтение, инсценирование

Сжатый пересказ, характеристика героев,

Ответить на вопрос «Кто хамелеон в рассказе?»

52

1

Рассказ Чехова «Толстый и тонкий»

комбинированный

продолжить развитие навыков анализа текста

иллюстрации к рассказу

инсценирование, обсуждение рассказа

Характеристика героев, выразит.чт.

Инсценирование рассказа

53

1

в\чтение.Рассказы Чехова

комбинированный

Расширить знания уч-ся о творчестве Чехова

Инсценирование, обсуждение рассказов

54-55

2

 Гарин-Михайловский отрывки из книги «Детство Темы»

комбинированный

познакомить учеников с жизнью и творчеством Гарина-Михайловского, начать знакомство с его романом «Детство Темы»

различные издания книги, портрет писателя

рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам

Подробный пересказ, анализ эпизодов

Прочитать самостоятельно 2-3 главы из книги

56

1

Герой-подросток на страницах приключенческой литературы Книги Марка Твена.

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

показать значение приключенческой литературы, заинтересовать чтением лучших образцов приключенческой литературы, знакомство с биографией М.Твена

издания романов М.Твена

рассказ учителя, пересказ эпизодов,

викторина

Индивидуальное сообщение – биография М.Твена

57-59

3

Сюжет романа «Приключения Геккельбери Финна»

комбинированный

обозначить сюжетную линию романа, показать сочувственное отношение автора к своим героям, работа над эпизодами

пересказ, анализ текста, выразительное чтение, беседа по вопросам,  обсуждение

Анализ отдельных эпизодов, выразительное чтение

Приготовить эпизод для исполнения в лицах

60

1

р/речи  Сопоставительная характеристика романов М.Твена «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Геккельбери Финна»

Урок развития речи, учета ЗУН

определить, в чем заключается обаяние героев Марка Твена, сопоставить романы, определить сходство и различие

---------------

рассказ учителя, беседа по вопросам, пересказ эпизодов, чтение по ролям

Ответить на вопросы 1-3 стр.35, 1-2, 4 стр.36

Прочитать статью о Ж.Верне, составить план

61

1

Жюль Верн. Жизнь и творчество

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков

Познакомить учащихся с творчеством Ж.Верна, показать особенности романа «Таинственный остров» как «робинзонады»

эпиграф «Море, музыка, свобода – вот все, что я люблю»

рассказ учителя, беседа по вопросам

Пересказ статьи по плану

Прочитать главу 8 романа «Таинственный остров

62-63

2

Знакомство с романом «Таинственный остров» и его героями

комбинированный

Показать роль дружбы в романе; акцентировать внимание на вере писателя в силу и возможности человека

Книги Жюля Верна,

Географическая карта мира

Работа со словарем, пересказ текста, беседа по вопросам

Ответы на вопросы

Стр.65, вопросы 1-5

64

1

Урок - литературная викторина по творчеству Жюля Верна

Урок учета ЗУН

Проверить знания учеников, укрепить интерес к чтению приключенческой литературы

Книги Жюля Верна, иллюстрации к ним, кинофрагмент «Дети капитана Гранта»

Литературная викторина

Найти дополнительные сведения об Оскаре Уайльде

65

1

Оскар Уайльд. «Кентервильское привидение»

комбинированный

Показать особенности смешного в рассказе, расширить представления учеников об иронии и пародии

Портрет писателя, словарь литературоведческих терминов

Рассказ учителя, беседа по вопросам, чтение с остановками

Выразительное чтение, беседа по вопросам 1уровня сложности

Прочитать две главы

66

1

Герои в рассказе  «Кентервильское привидение»

комбинированный

Показать особенности юмористической характеристики героев, развивать навыки выразительного чтения, анализа текста

Просмотр видеофрагмента, комментированное чтение

Беседа по вопросам 2 уровня сложности

Вопросы 1-5 стр.111

67

1

Особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

комбмнированный

Выявить особенности жанра рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Словарь литературоведческих терминов

Беседа по вопросам, выразительное чтение, анализ рассказа

Пересказ эпизодов, выраз.чт.5 главы

Вопросы 1-5 третьей группы сложности

68

1

Герой среди героев

Урок развития речи

Показать взаимосвязь героев литературного произведения, представить героев произведения в виде системы

План рассказа О.Уайльда «Кентервильское привидение»

Повторение пройденного, характеристика литературных героев

Редактирование черновиков

69

1

р/речи  Отзыв о литературном произведении

Урок развития речи

Развитие речи учащихся, обучение написанию отзыва о литературном произведении

План отзыва

обсуждение, беседа, написание работы

отзыв

Подготовиться к беседе о литературе 20 века

70

1

Двадцатое столетие. Беседа о книгах 20 века и о роли книг в современной жизни

комбинированный

Активизировать читательский интерес учеников, проверить их знания, определить круг увлечений

Книги для детей, не входящие в школьную программу

Анкетирование и его обобщение, обсуждение, беседа

Рассказ о любимой книге (устно)

71

1

М.Эндэ и его «Бесконечная книга»

Усвоение новых знаний

Заинтересовать учеников произведением М.Эндэ, показать неисчерпаемые возможности человека как читателя

Рассказы детей, беседа, пересказ, анализ текста

Беседа пр вопросам1, 3 уровня сложности стр.125

Дополнительный материал о немецком писателе М.Эндэ

72

1

А.Т.Аверченко. «Смерть африканского охотника»

Усвоение новых знаний

Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста

Издания книг Аверченко

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

Выразительное чтение 1 главы

По желанию: рисунки к рассказу

73

1

Автор и его герой в рассказе А.Т.Аверченко «Смерть африканского охотника»

комбинированный

Разобраться в отношениях автора и героя, развивать навыки анализа текста

Рисунки учащихся

Анализ текста, беседа по вопросам

Вопросы1 и 3 уровня сложности

Прочитать 1-2 рассказа Аверченко о детях

74

1

в/чтение Юмористические рассказы А.Т.Аверченко

Урок учета ЗУН

Познакомить учеников с творчеством Аверченко-юмориста

Издания книг Аверченко

Пересказ учащихся, обсуждение прочитанных рассказов

Рассказы учащихся

Прочитать статью о Куприне

75-76

2

А.И.Куприн. Судьба героев рассказа «Чудесный доктор»

Усвоение новых знаний

Познакомить учеников с личностью и творчеством Куприна, дать представление о жанре святочного рассказа, развивать навыки анализа текста

Портрет Куприна, портрет Пирогова

Рассказ учителя, комментированное чтение, анализ текста

Ответы на вопросы стр.150

узнать о Николае Ивановиче Пирогове

77-78

2

М.Горький «Детство»

комбинированный

Познакомить учеников с личностью и творчеством Горького, расширить представление об автобиографической трилогии, расширить понятие об автобиографическом произведении

фотографии Горького, его семьи, выставка различных изданий «Детства»

Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, словарная работа, работа с иллюстрациями

Ответы на вопросы стр.161

пересказ сцен из повести «Пожар», «Ссора в доме деда», «Наказание», «Хорошее Дело», «Пляска бабушки» - на выбор

79

1

р/речи   Жизнь Алеши в Нижнем Новгороде

Урок учета ЗУН

развивать навыки монологической устной речи, навыки анализа текста

иллюстрации к повести «Детство»

пересказ сцен повести учащимися

Вопросы стр.161

прочитать статью о Грине

80

1

А.С.Грин «Гнев отца»

комбинированный

Заинтересовать учеников творчеством А.Грина

репродукции к «Алым парусам»

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа

Задание 5 стр.170

стр.170, вопросы 3 группы сложности

81-82

2

К.Г.Паустовский «Повесть о жизни»

комбинированный

Дать представление о творчестве Паустовского, рассмотреть роль сюжета, композиции, портрета в произведении; показать влияние добрых отношений между родителями и детьми на судьбу героя

Издания книг Паустовского, географическая карта мира

Рассказ учителя, беседа по вопросам, анализ текста, работа с картой мира

Ответы на вопросы стр.183-184

Составить словарик неизвестных слов, прочитать рассказ Паустовского «Телеграмма»

83

1

в/чтение К.Г.Паустовский «Телеграмма»

комбинированный

привлечь внимание учащихся через творчество Паустовского к проблеме взаимоотношений родителей и детей

иллюстрации

пересказ, анализ текста, беседа

Пересказ эпизодов

прочитать статью о Ф.Искандере

84

1

р\речи Беседа о «великолепной стране»

комбинированный

Определить главную мысльфрагментов повести; вызвать творческий отклик на произведение Паустовского

Фотографии, иллюстрации

Пересказ, работа с иллюстрациями, творческое задание

Устные рассказы учеников

Подготовиться к рассказу о своей «великолепной стране»

85

1

Творческая работа «великолепная страна моей мечты»

Развивать творческие способности учеников

Фотографии, иллюстрации, репродукции с изображением пейзажей

Творческая работа, обсуждение работ

Прочитать  статью о Ф.Искандере

86-87

2

Читатель-подросток и мир вокруг. Фазиль Искандер «Детство Чика»

Усвоение новых знаний

Заинтересовать учеников творчеством Фазиля Искандера

Портрет писателя, издания его книг

Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа

Беседа по вопросам

Стр.193

Подготовиться к инсценировке по рассказу Ф.Искандера «»

88

1

Немного о школьных инсценировках

Урок-практикум

Найти возможные пути инсценировки рассказа, развивать творческие способности детей

--------------

Обсуждение инсценировок, работа в группах

Прочитать «Приключения Пенрода» Бруса Таркинтона

89

1

Б. Таркинтон «Приключения Пенрода»

Усвоение новых знаний

Вызвать интерес учеников к произведению Таркинтона, развивать творческое воображение уч-ся

Рассказ учителя, комментированное чтение. Беседа.

Выполнение заданий стр.200

90

1

Великая отечественная война в литературе. К.Симонов «Сын артиллериста»

комбинированный

Рассказать о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями

Записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, иллюстрации на тему войны

Рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение наизусть

Выучить наизусть одно из стихотворений

91

1

Песни о Великой Отечественной войне. Марк Лисянский «Моя Москва»

комбинированный

Показать значение песен в годы Великой Отечественной войны  и в наши дни

Записи песен военных лет, иллюстрации на тему войны

Прослушивание и обсуждение песен, беседа по вопросам

Выразительное чтение наизусть

Подготовить контрольные вопросы по теме урока

92

1

Родная природа в стихах русских поэтов. А.И.Бунин «Детство», «Помню – долгий зимний вечер…»

комбинированный

Убедить учеников в необходимости творческого подхода к жизни, в потребности человека к постоянному поиску путей самореализации

Сборники стихотворений И.Бунина, репродукции пейзажей

выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение наизусть

Создать рассказ-воспоминание о жарком летнем дне

93

1

Поэзия А.Блока о родной природе «Ветер принес издалека…», «Полный месяц встал над лугом…», «Белой ночью месяц красный…»

комбинированный

Определить особенности пейзажной лирики А.Блока

Портрет Блока, рисунки-пейзажи учеников

Сопоставление стихотворений, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Подготовить иллюстрацию к любому стихотворению Блока

94

1

К.Бальмонт «Золотая рыбка», Б.Пастернак «Июль»

комбинированный

Показать разнообразие и выразительность образов родной природы в пейзажной лирике Бальмонта и Пастернака

Музыкальные произведения, сходные по настроению

Словесное рисование, выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение, вопросы стр.206

Вспомнить названия сказок, в которых участвует золотая рыбка

95

1

С.Есенин «Поет зима – аукает…»

Н.Заболоцкий «Я воспитан природой суровой…»

комбинированный

Определить способы создания образов в стихотворениях Есенина и Заболоцкого

Репродукции картин- пейзажей русских художников

выразительное чтение и анализ стихотворений, беседа по вопросам

Выразительное чтение, ответы на вопросы стр.207

Ответить на вопрос «Почему человеку необходимо иногда смотреть на звезды?»

96

1

р/речи Выразительное чтение понравившихся стихотворений наизусть

Урок учета ЗУН

Понять настроения, чувства поэтов и выразить их в чтении

----------------

Выразительное чтение наизусть стихотворений, обсуждение

Выразительное чтение стихотворений

Пересмотреть учебник, подготовиться к тестированию

97-98

2

Герой художественного произведения и автор. Контрольный тест по литературе

Урох учета ЗУН

Контрольное тестирование

Наборы тестов по вариантам

Работа по вариантам

тест

Записать список литературы для чтения летом

99-100

2

Подведение итогов года

комбинированный

Повторить, закрепить и обобщить изученное в 6 классе

Выступления учеников, беседа

Ответы на вопросы стр.224

Вопросы стр.225

101

1

Мы и природа. Б.Андерсен «Простите, где здесь природа?»

комбинированный

Привлечь внимание учеников к проблемам сохранения и защиты живой природы, активизировать творческие способности уч-ся

Рисунки и плакаты учеников

Беседа и рассказы уч-ся

Подготовиться к игре «Что?Где? Когда?»

102-103

2

Игра «Что? Когда? Где?»

Урок учета ЗУН

Проверить знания учеников; развивать логическое мышление;  заинтересовать интеллектуальными играми

104

1

Зочная литературная экскурсия

Урок-экскурсия

Продолжать воспитывать интерес школьников к литературе, развивать их эстетический вкус

105

1

Защита читательских дневников. Рекомедации на летнее чтение

Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.

                                  Оценка устных ответов. 

 

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

 

                                        Оценка тестовых работ. 

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....