Главные вкладки

    Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Имя прилагательное"
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

    Майоршина Наталья Германовна

    Данный урок разработан с целью обобщения и закреплеия полученных знаний по теме "Имя прилагательное"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_puteshestvie_po_strane_prilagatelnoe.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    -1-

    Урок "Путешествие по стране Прилагательное" в 6 классе

    Цель урока:
    1. углубить знания по теме "Прилагательное".
    2. обобщить знания, полученные при изучении темы (синтаксическая роль прилагательных, разряды, степени сравнения, орфограммы: не с прилагательными, Н и НН в прилагательных, суффиксы СК и К, дефисное и слитное написание сложных прилагательных, морфологический разбор прилагательных).

    Ход урока.

    1. Организационный момент.
    2. Слово учителя.

    Сегодня у нас необычный

    урок - путешествие.

    Перед вами карта пестрой разноцветной страны, имя ее - Прилагательное.

    Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках. Надеюсь, что путешествие будет интересным, тем более что все активные ребята будут получать жетоны:

    красный цвет - 5, синий - 4, зеленый -3.  

    Напоминает светофор, а значит  должны помнить правила дорожного движения

    -2-

    Но чтобы проникнуть в глубь этой страны мы должны пройти через ворота, которые находятся на

    станции Выразительная.

    Чтобы миновать ее, надо выполнить задание.

     Перед вами на листочках имеются два текста

    (№ 1). Прочитайте два описания утра и ответьте на вопрос, в какое утро вы бы хотели отправиться путешествовать (Дети про себя читают тексты)

    №1. Прочитайте тексты. Сравните.

    Текст 1.
    С утра небо ясно; заря не пылает пожаром: она разливается румянцем. Солнце мирно всплывает под тучкой, свежо просияет и погрузится в туман…

    Текст 2.
    С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно вскидывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман.
    И.С.Тургенев "Бежин луг"

    Второе описание утра более приветливое и красивое.

    -3-

    Оно больше подходит к нашему путешествию.
    Давайте прочитаем это описание И.С.Тургенева.
    Что помогает Тургеневу сделать утро таким привлекательным?
    Правильно, наличие большего числа прилагательных.
    Имена прилагательные
    украшают нашу речь, делают ее более образной и привлекательной.
    Давайте попробуем описать сегодняшнее утро. Какие прилагательные помогут вам?

    Итак, все приличия соблюдены.
    Давайте откроем тетради,
    запишем число, классная работа.
    Мы двигаемся вперед,

                                               на станцию Синтаксическая.

    На этой станции нам предлагается встретиться с предложением.

    Красива  Калмыцкая степь весной! Мягкая зелёная трава, душистая полынь, стелющийся по земле с резными листьями степной бессмертник – зултарган. Красные, бордовые, розовые, белые, желтые тюльпаны, украшая своим разноцветьем землю, словно бесконечный ковёр, мерцают красками и перекатываются под лёгким ветерком до самого горизонта.

    Читаем текст из повести Алексея Балакаева « В степи орлиной», очень подробно рассказал об освобождении Яшалтинского района, с . Красномихайловкое , семье  Говенко, все 16 членов семьи  погибли. 21 января  день освобождения Яшалтинского района.

    -4-

    Записать 1 предложение, сделать его синтаксический разбор пойдет 
    Записываем предложение: Красива  Калмыцкая степь весной!  (восклиц., простое, распростр.).
    - Какова же синтаксическая роль прилагательного?
    (Прилагательное в предложении может быть определением и сказуемым) 
    - Хорошо. За ответ _____ получает_____ жетон.
    - Продвигаемся дальше и попадаем на

                                       станцию Сравнительная.

    Как вы думаете, что здесь интересного, какая особенность прилагательных таится здесь? (Прилагательное имеет степени сравнения: сравнительную и превосходную.)

     Как образуются степени сравнения? Давайте рассмотрим это на примере.
    К доске выходит ______. Записываем прилагательное

    Красивый-красивее, более красивый, красивейший , самый красивый

    Яркий- ярче, более яркий, ярчайший, самый яркий
    - А можно ли образовать степени сравнения от прилагательного бумажный (змей)? Почему (
    степени сравнения образуются только от качественных прилагательных, а бумажный - относительное)
    __ Хорошо, садись, за ответ получаешь ______ жетон.
    Ребята, а ведь это задание помогает нам сразу перебраться на следующую
    Станцию - Разрядную.                                             

    -5-

    Какие разряды прилагательных вам известны? (Качественные, относительные, притяжательные). В чем их особенность?
     Качественные и относительные нам уже встретились, а что обозначают притяжательные прилагательные? (Принадлежность кому-либо, например, заячий хвост)
    Задержится здесь один ученик и сделает на доске задание №2.
    Распредели по разрядам:

    Качественные

    Относительные

    Притяжательные

    Раскидистый дуб
    душистый цветок
    ужасный вид
    причудливый рисунок

    прибрежный участок
    лесной массив

    папин нос
    олений рог
    воронье гнездо

    Пока заложником остается _______, мы отправляемся дальше.

    Небольшая, так называется станция.

    Догадайтесь, какая орфограмма живет здесь. (Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными).
    Спишите слова , отметьте орфограммы (
    самостоятельно)
     Раскрой скобки:
    (Не)вежливый, (не)здоровый, (не)веселое, ничуть (не)легкая ноша, (не)широкая, но глубокая река, (не)добрый, а злой.

    -6-

    Проверим, прокомментирует_______.
    Заодно выручим из плена _______. (жетоны)

    - Чтобы продолжить путешествие, разделимся на 3 группы.

    1 ГРУППА отправится на

    СТАНЦИЮ УДАРНУЮ .

     Вставь пропущенные буквы:  
    В парч..вом наряде, на Дворц..вой площади, по кольц..вой дороге, свинц..вая туча, плюш..вый медвеж..нок.

    2 группа, отправится

    на Железнодорожную станции

    (А вас что ожидает? Слитное и раздельное написание сложных прилагательных)  Раскрой скобки:
    (Бледно)лиловый кустарник, (трудно)доступная местность, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь.


    3 группа вместе со мной задержится на станции Закодированная. Здесь поселились прилагательные с одной и двумя Н. Запишем кодированный диктант. Слово, которое я называю  вы должны записать в виде Н или НН. Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный, ранний, деревянный, змеиный.
    НН, Н, Н, НН, Н, Н, НН, НН, Н
    - У кого сделано все правильно?

    -7-
    Проверим, как справились с работой остальные группы.
    Прокомментировать №4 Получает жетон______.
    Прокомментировать№5. Получает жетон______.
    .
    .

    Мы подходим к концу нашего путешествия. Отправим напоследок одного лазутчика на

    станцию Морфологическая______

    Возьмет листок, выпишет из текста любое прилагательное и сделает морфологический разбор.

    Ну а мы взберемся на главную достопримечательность –

    гору Орфографический Олимп.

    Сделать это не так просто, вы видите, что на ней много препятствий. Кто же самый отважный? Ваша задача: по очереди прокомментировать написание слов. А ваша - поддерживать товарищей. Если ваш одноклассник отвечает правильно - хлопайте в ладоши, если же он ошибается, топайте ногами и спешите на помощь.

    Приступим к восхождению.

    Безветренный
    Иссиня- черный
    Холщовое полотно
    Французский язык
    Мороз трескуч

    стеклянный
    вечнозеленый
    грушевый компот
    низкий поклон
    неполный ответ

    -8-

    Замечательно, мы на вершине.
    Заберем лазутчика на Морфологической станции. Проверим _______
    Итак, вот и конец нашего путешествия, Благодаря хорошим знаниям и дружбе мы благополучно его завершили и многие из вас получили сувениры, которые превратятся в оценки в журнале.
    Через ворота мы выходим, и я хочу напомнить вам похвальное слово прилагательному:

    Определяю я предметы
    Они со мной всегда приметны,
    Я украшаю вашу речь,
    Меня вам надо знать, беречь.

    Дом задание: подготовиться к диктанту.

    РЕФЛЕКСИЯ выставить настроение по уроку

    Урок окончен, спасибо всем за работу, активное участие.
    Ребята, получившие жетоны, подойдут ко мне и я проставлю оценки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку 6 класс "Написание сложных прилагательных"

    Урок – путешествие с использованием репродукций картин русских художников .Использованы элементы контекстуального изучения, элементы технологии адаптивной школы. К уроку прилагается презентация, ...

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"

    Обобщающий урок по русскому языку 5 класс"Неведомая или знакомая страна морфемика"...

    конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

    вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

    Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока " Имя прилагательное. Интересная часть речи"

    Конспект урока  по повторению темы: имя прилагательное. в 5 классе с целями и задачами, творческим материалом и карточками  для  индивидуальной работты....