Урок русского языка 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) по теме

Агейченкова Наталья Дмитриевна

Урок русского языка по теме "Правописание н-нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekh.karta_uroka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема: Правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока: формирование навыка правильного написания причастий, отглагольных прилагательных

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к учебной деятельности.

Цель этапа: побуждение интереса к получению новой информации.

Учитель: Сегодня наш урок мне хочется начать со строчек стихотворения Б.Л.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протёкших дней,
 
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время, охватывая нить,
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытия.

На экране показывается портрет Б.Л.Пастернака и его стихотворение. 

Учитель: Какова основная мысль стихотворения?

Ученики: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Учитель: А вы хотели бы  «свершать открытия»? Хотелось бы вам «дойти до самой сути»? Тогда нам без учебника, ручки, тетради и карандаша не обойтись. Проверьте свою готовность к уроку.  Открываем тетради и записываем число.

Ученики слушают стихотворение, определяют главную мысль стихотворения: Если человек своим трудолюбием, упорством достигает истины в чем-либо, то это и есть его открытие.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);

целеполагание (Р)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Фронтальный опрос

Ребята, скажите пож-та,а какую часть речи мы сейчас изучаем?

-Правильно, причастие. А что такое причастие?

А еще особенного вы знаете про эту часть речи? Молодцы!

А теперь давай попробуем найти эту часть речи

ЗАДАНИЕ «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»

- А теперь я вам подготовила ВКУСНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Прочитайте их.

Пирожки бывают [жа́р’иныj’э ]. Множество [паджа́р’иных] пирожков ждало гостей. Пирожки,

 [ жа́р’иныj’э ] на сковородке, лежали на блюдах красивыми горками.

-Молодцы! Вы умеете читать транскрипцию.

- Итак,  В фонетической записи просматривается одна -Н-. Но это всего лишь фонетическая запись.

Давайте звуковую запись переведём в буквенную.

Пирожки  жареные

поджаренные пирожки

 жаренные на сковородке

Несложно заметить, что в буквенной записи встречаются варианты. Так давайте себе поставим определенные цели на этот урок!

Рассматривают фотографии.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют лишнее слово

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

Определяют тему и цели урока

Анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие, целеполагание (П)

Самоопределение (Л)

Выполнение пробного учебного действия (Р)

3. Проблемное объяснение нового знания.

Цель этапа: зафиксировать преодоление затруднения.

Исследовательская работа в группах (распечатка заданий на каждом столе)

Ребята, Вы ведь хотели докопаться до самой сути, я даю вам возможность это сделать самим , выпогив след.задание по группам и сообщить результат.

1 группа.

Задание: определите вид глаголов, от которых образованы данные слова, объясните написание н-нн.

Кошеные травы - купленный товар

 глаженая рубашка - брошенные скворечники, 

 стираное бельё - решенная задача

моченые яблоки – сказанное слово.

Ключ:

сов.вид. – купленный, решённая, брошенные, сказанное, рождённый;
нес. вид. – кошеные, глаженая, мочёные, стираное.

2 группа.

Задание: разберите выделенные слова по составу. Сравните морфемный состав слов. Объясните написание н-нн.

Кошеные травы – скошенные травы
Мощёная улица – вымощенная улица
Тканый ковёр – вытканный платок
Резаный арбуз – изрезанный арбуз

3 группа.

Задание: чем отличаются словосочетания первого столбика от словосочетаний  второго столбика.  Объясните написание н-нн.

Тканый ковёр – тканный мастером ковёр
Квашеная капуста – квашенная на зиму капуста
Гружёные повозки – гружённые кирпичом повозки
Варёный картофель – варённый в котелке картофель

Составление алгоритма.  Как различить отглагольное прилагательное  и причастие.

Работа с учебником.

Молодцы, с этим заданием вы справились легко, а теперь давайте обратимся к учебнику на стр. 148, п.3 прочитайте правило и скажите, что еще нового вы там узнали.

Выступления учащихся с результатами исследования.

Ученики выполняют задания, а затем совещаются в группах. В результате выполнения этих заданий они самими формулируют правило и составляют устно опорный конспект.

Составляют алгоритм работы.

Знакомство с правилом, отмечают то, что им уже знакомо, а новое фиксируют в опорный конспект.

Анализ, сравнение, обобщение (П);

Определение основной и второстепенной информации (П);

Моделирование (П);

Постановка вопросов (К)

Волевая саморегуляция в ситуации затруднения

4. Первичное закрепление во внешней речи.

Цель этапа: проговорить новую информацию во внешней речи, переосмыслить собственные знания

 Игра в футбол. (устно)

 1.

  1. Два  ученика  у доски, остальные в тетради по вариантам.

1) Фасова..ые продукты, 2) вычище..ый колодец, 3) купле..ый в магазине, 4) вяза..ый шарф, 5) ягоды собра..ые.

  1. Гружё..ые повозки, 2) варё..ый в котелке,      3) усыпа..ая тропинка, 4) штопа…ый мною носок, 5) купле..ый карандаш.

Выполнили задание,а теперь еще раз сравните свою работу с эталоном

  1. Работа в парах.

При ЭТОМ ОДИН УЧЕНИК СОСТАВЛЯЕТ КЛЮЧ ПО ЗАДАНИЮ А.

ВТОРОЙ УЧЕНИК РАБОТАЕТ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.

Карточка № 1 (Уровень А)

Списать, вставить пропущенные орфограммы, объясняя выбор.

Печё..ые яблоки, печё..ые в духовке яблоки, испечё..ые яблоки, жаре..ый картофель, жаре..ый с грибами картофель, краше..ый пол,  покраше...ый краской пол, вяза..ая кофта,  вяза…ый спицами свитер.

Карточка № 2 (Уровень В)

Списать, вставить пропущенные орфограммы и  знаки препинания.

Ванька свернул вчетверо исписа…ый лист и вложил его в конверт купле…ый накануне за копейку. Хороши грибы сушё.…ые в печке. У бабушки был платок вяза….ый из чистой шерсти.

Проговаривают теоретические сведения.

Ученики выполняют задание, устно проговаривая выбор орфограммы, а также графически объясняя.

По окончанию работы все ребята сравнивают ответы с эталоном как на доске, так и на экране.

Учащиеся в парах выбирают уровень сложности задания, выполняют его письменно в тетрадях, помогая друг другу, если возникают трудности. Опорный конспект перед ними. Затем сравнивают с эталоном. Повторяют тему причастный оборот.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание (П),

Умение структурировать знания (П)

Выполнение действий по алгоритму (П)

5.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону и проверкой учителя.

Цель: контроль знаний

Пятый этап.

Самоконтроль.

Заполните магический квадрат.

1. пече_ый картофель
2. исписа_ый лист
3. обдума_ое решение
4. варе_ые овощи
5. рва_ая одежда
6. суше_ый гриб
7.плавле_ый сырок
8. жаре_ое мясо
9. коше_ые травы
10. сея_ая сквозь сито мука
11.стриже_ая под мальчика женщина
12.сея_ая мука

Заполняют квадрат, выполняют самопроверку.

Контроль (Р)

Коррекция (Р)

6. Рефлексия

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Чему учились на уроке?

- В скольких случаях в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных пишется одна буква Н? две НН?

Продолжить фразу:

Мне тяжело было…

Я справился без труда с ….

Отвечают на вопросы учителя

Рефлексия способов и условий действия (П);

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение мыслей с достаточной полнотой и четкостью (К)

Учет разных мнений (К)

7. Домашнее задание:

1) выучить алгоритм работы;

2) выполнить :

А. с.143, п.3, упр.205

В. С.143, п.3, упр. 205; написать сочинение, используя только отглагольные прилагательные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...