Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (УМК под редакцией В.В.Бабайцевой)
рабочая программа (русский язык, 6 класс) по теме

Митрофанская Анжела Петровна

Рабочая программа по русскому языку для 6 класса. УМК по редакцией Бабайцевой. Рассчитана на 210 часов (: часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rya_6_klass_babaytseva.doc419.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.        

        Цели обучения:

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

               Эти цели обусловливают следующие задачи:

  • дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
  • развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
  • формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

             

Программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Конституция РФ
  • Закон РФ "Об образовании"
  • Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089)
  • Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312)
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2010– 2011 учебный год»
  • Программа по русскому языку к  учебному комплексу под редакцией В.В. Бабайцевой, Дрофа, 2005

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с «Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе» и «Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации». В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

        Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

        Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

        В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.  

        Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

        Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в  программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом,  программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

        Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

        Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).

Технологии, используемые в образовательном процессе

  • Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии,  построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
  • Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
  • Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
  • Технология проблемного обучения  с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное  усвоение учениками заданного предметного материала
  • Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
  • Технология индивидуализации обучения.
  • Информационно-коммуникационные технологии.

Виды и формы контроля

Формы контроля

  • индивидуальный
  • групповой
  • фронтальный

Виды контроля

  • предварительный
  • текущий
  • тематический
  • итоговый

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать

– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка  Российской Федерации;

– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

– основные единицы языка;

– нормы речевого этикета;

уметь

– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;

– анализировать структуру и языковые особенности текста;

– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);

– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;

– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;

– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,

– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

– соблюдать нормы русского речевого этикета;

– осуществлять речевой самоконтроль;

– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;

– совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;

– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Программа реализуется в учебном комплексе под редакцией В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь» (рекомендованным Министерством образования РФ). Все компоненты учебного комплекса тесно связаны между собой (представляют единый учебник в трех частях) и в совокупности способствуют решению задач обучения русскому языку в школе.  

Содержание курса

6 класс

  1. Система языка

Введение

Русский язык – один из богатейших языков мира. Повторение изученного в 5 классе.

Грамматика

Морфология

Понятие о морфологии. Система частей речи в русском языке. Основания их выделения: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Части речи самостоятельные и служебные.

Самостоятельные части речи

 Глагол

Понятие о глаголе: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль глагола в речи. Группы глаголов по значению.

/Правописание не с глаголами.

Инфинитив. Суффиксы инфинитива. Основа инфинитива.

/Буква ь в инфинитиве.

Возвратные глаголы. Добавочные смысловые оттенки возвратных глаголов.

/Правописание –ться и –тся в глаголах.

Глаголы совершенного и несовершенного вида. Их значение и образование.

/Правописание корней –бир- - -бер-, -мир- - -мер-, -тир- - -тер- и др.

Наклонение глагола.

Изъявительное наклонение.

Времена глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Их значение.

Прошедшее время. Значение, образование и изменение глагола прошедшего времени.

/Правописание глагольных суффиксов перед –л в глаголах прошедшего времени..

/Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени.

Настоящее и будущее время. Образование настоящего и будущего времени от глаголов совершенного и несовершенного вида. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Основа настоящего (будущего) времени.

Употребление глаголов в форме настоящего и будущего времени в значении прошедшего времени.

Лицо и число глагола. Значение 1,2,3-го лица.

/Буква ь в формах глагола 2-го лица единственного числа.

Спряжение глаголов. Окончание глаголов I и II спряжения. Разноспрягаемые глаголы.

/Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.

Условное наклонение глаголов. Значение, образование, изменение и употребление глаголов в условном наклонении.

/Правописание бы с глаголами в условном наклонении.

Повелительное наклонение. Значение, образование и употребление глаголов в повелительном наклонении.

Правописание глаголов в повелительном наклонении.

Безличные глаголы. Их значение и употребление в предложениях с одним главным членом.

Словообразование глаголов. Образование глаголов с помощью приставок и суффиксов.

/Правописание гласных в суффиксах –ыва- (-ива-), -ова- (-ева-).

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к глаголам и отличать глаголы от однородных слов других частей речи по совокупности признаков;

соотносить личные формы глагола с инфинитивом, учитывая вид глагола и его возвратность-невозвратность;

различать и употреблять глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным  среднего рода и собирательными существительными;

употреблять при глаголах имена существительные в нужном косвенном падеже (по списку словосочетаний);

употреблять формы настоящего и будущего времени при сообщении о прошлых событиях;

правильно выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при побуждении к действию;

соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте; употреблять глаголы-синонимы для связи предложений и частей целого текста;

строить диалог с употреблением синонимичных глаголов речи.

Имя прилагательное

Понятие о прилагательном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль прилагательных в речи. Разряды прилагательных по значению.

Качественные и относительные прилагательные. Грамматические особенности качественных имен прилагательных.

Полные и краткие имена прилагательные. Изменение кратких прилагательных по числам и родам в единственном числе. Употребление кратких имен прилагательных в роли сказуемых.

/Правописание кратких имен прилагательных с основой на шипящую.

Склонение полных прилагательных.

/Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

/Правописание букв о и е в окончаниях прилагательных после шипящих.

Имена прилагательные с суффиксом –ий. Особенности падежных окончаний этих прилагательных. Употребление их в роли определений.

/Правописание падежных окончаний имен прилагательных типа лисий.

Прилагательные с суффиксами –ин (-ын), -ов (-ев).

Степени сравнения имен прилагательных. Значение, образование и изменение прилагательных в сравнительной и превосходной степени; употребление прилагательных в роли определений и сказуемых.

Словообразование имен прилагательных при помощи суффиксов, приставок и сложения основ.

/Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных.

/Правописание суффиксов –к- и –ск-.

/Правописание не с прилагательными.

/Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к именам прилагательным и отличать имя прилагательное от однокоренных слов других частей речи по совокупности признаков;

различать омонимы (военный как имя прилагательное и как имя существительное) с учетом синтаксической функции слова;

анализировать составные формы сравнительной и превосходной степени;

употреблять относительные прилагательные в значении качественных;

различать синонимичные и антонимичные значения прилагательных;

характеризовать предмет с помощью прилагательных;

правильно употреблять варианты форм сравнительной и превосходной степени сравнения;

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными, употребляемых для обозначения лиц мужского и женского пола (гений, подросток, двойник, персона, личность, бездарность);

согласовывать имена прилагательные в сочетаниях с существительными общего рода (недотрога, самоучка, бедняга, жадина, тихоня).

Имя числительное

Понятие об имени числительном: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль числительных в речи.

Имена числительные простые, сложные и составные.

/Правописание гласной и в сложных прилагательных, в состав которых входят числительные.

 /Правописание удвоенной согласной в числительных.

 /Правописание ь в числительных.

Количественные числительные, их значение, склонение, особенности употребления в словосочетании.

Собирательные числительные, их значение, склонение и употребление.

Порядковые числительные, их значение и изменение.

/Употребление прописной буквы в датах, обозначающих праздники.

Дробные числительные, их значение и изменение.

/Правописание падежных окончаний имен числительных.

Умения и навыки:

аргументированно  доказывать принадлежность слова к именам числительным;

отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества;

употреблять числительные в нужном падеже в составе предложений и словосочетаний;

правильно строить словосочетания, обозначающие праздники (8 Марта, 9 Мая);

употреблять числительные двое, трое, оба, обе в сочетании с именем существительным;

правильно оформлять числительные в деловой письменной речи (обозначение дат, порядка перечней, классификаций, планов и т.д.).

Наречие

Понятие о наречии: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки.

Роль наречий в речи.

Основные группы наречий по значению: наречия образа действия, меры и степени, места, времени, причины, цели.

Степени сравнения наречий.

Словообразование наречий при помощи приставок и суффиксов.

/Правописание не с наречиями.

/Правописание суффиксов о – е после шипящих.

/Правописание н и нн в наречиях на о.

/Правописание наречий с приставками с-, из-, до-, в-, на-, за-.

/Дефисное написание наречий с приставками по-, в- (во-), а также наречий, образованных повтором слов.

Словообразование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую.

/Ь на конце наречий после шипящих.

/Слитное и раздельное написание наречий (по списку).

Слова состояния. Их значение и употребление.

Умения и навыки:

доказывать принадлежность слова к наречию;

различать омонимы (зимой как имя существительное и как наречие) с учетом значения и синтаксической функции слова;

отличать слова состояния от наречий;

различать синонимичные и антонимичные значения наречий;

употреблять наречия со значением оценки;

использовать наречия как средство организации текста.

Местоимение                                                        

Понятие о местоимении: общее грамматическое значение. Роль местоимений в речи.

Соотносительность местоимений с другими частями речи (с существительными, прилагательными, числительными, наречиями).   Изменяемые и неизменяемые местоимениями.

Личные местоимения, их значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание местоимений с предлогами.

/Прописная буква в формах вежливости.

Возвратное местоимение себя: значение, изменение и роль в предложении.

Притяжательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Вопросительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Относительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Запятая между частями сложного предложения, соединёнными относительным местоимениям.

Неопределённые местоимения: значение, изменение и роль в предложении; синонимия неопределённых местоимений.

/Правописание неопределённых местоимений с морфемами кое-, то-, -либо, -нибудь.

/Правописание не- в неопределённых местоимениях.

Отрицательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание не и не в отрицательных местоимениях.

Определительные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

Указательные местоимения: значение, изменение и роль в предложении.

/Правописание местоимений-наречий потому, затем, отсюда, поэтому и др.

Умения и навыки:

аргументированно доказывать принадлежность слова к местоимениям по совокупности признаков;

правильно образовывать формы местоимений;

использовать местоимений в контексте в соответствии с их значением, избегая неточности, двусмысленности высказывания;

использовать местоимения для устранения однообразного повтора слов в тексте, для связи частей высказывания;

пользоваться местоимениями в речи в соответствии с закреплёнными в языке этическим нормами (не допускать неоправданного «яканья», не говорить о присутствующих в третьем лице, не назвав имени; не пользоваться местоимением в качестве обращения; правильно употреблять форму вежливости и соблюдать нормы согласования различных типов сказуемого с подлежащим, выраженным формой вежливости Вы и др.).

Повторение

Развитие речи

Темы широкие и узкие. Простой и сложный план. Эпиграф.

Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Характеристика официально-делового стиля речи.

Художественное повествование. Рассказ.

Описание природы, помещения, одежды, костюма.

Построение текста-рассуждения в различных стилях речи.

Местоимение как средство связи предложений в тексте.

Умения:

анализировать текст-описание (одежды, природы, обстановки) с точки зрения особенностей построения;

вычленять в повествовательных текстах элементы описания и осмысливать их роль;

анализировать и излагать статью как образец рассуждения (текста научного стиля);

излагать повествовательный текст, осложнённый описанием (природы, обстановки, одежды, костюма), подробно, сжато, с творческим заданием;

излагать повествовательный текст с творческим заданием (вводить элементы рассуждения: оценка эпизода, определение его значения для понимания характера героев или развития событий);

создавать текст-описание (природы, одежды, костюма и др.) по личным впечатлениям и наблюдениям;

создавать текст-повествование с элементами описания (природы, обстановки, действий, трудовых процессов);

составлять сочинение-рассказ, созданный на основе воображения (например, по сюжетной картине) и осложнённый элементами описания обстановки;

строить рассуждение в устной и письменной форме на грамматическую тему по образцу рассуждений, представленных в учебнике;

совершенствовать собственное высказывание с точки зрения соответствия теме, замыслу, необходимой композиции и заданному стилю речи.                                                                                                

Требования к уровню подготовки обучающихся

по русскому языку за 6 класс

І. Обучающиеся должны знать определения основных изучаемых в 6 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.

ІІ. К концу 6 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

– выполнять морфологический разбор изученных в 6 классе частей речи;

– с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;

– соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.

        По связной речи. Различать темы широкие и узкие. Составлять простой и сложный план. Подробно, сжато и выборочно излагать тексты с элементами описания помещения и пейзажа. Собирать и систематизировать материал к сочинению с учетом темы и основной мысли. Описывать помещение, пейзаж, составлять рассказ на основе услышанного и по воображению. Совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученным языковым материалом).

Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.

Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.

 

Календарно-тематическое планирование

 урока

Тема урока

Дата

проведения

Тип урока

Требования к уровню

подготовки уч-ся

Вид контроля,

вид самост. работы

Дом. задание

Общие сведения о языке (2 часа)

1-2

Русский язык как развивающееся явление

Уроки усвоения новых знаний.

Понимать, что язык – явление развивающееся, знать элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка.

Работа с текстом. Создание устных сообщений.

Выучить наизусть высказывания о русском языке.

Систематизация изученного в 5 классе (4 часа)

3

Орфография, морфемика, понятие о норме

Повторительно-обобщающий урок

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, пользоваться орфографическим словарем

Анализ пословиц, объяснение их смысла. Составить таблицу «Орфограммы-буквы в корне слова», сопоставить свой вариант с упр.6,9

П 30,36,37,44-47; упр. 13

4

Правописание и употребление имен существительных

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить орфограммы в морфемах имен существительных

Устное сообщение: «Слитное и раздельное написание НЕ с существительными»

П. 6,58,59, упр.19

5

Синтаксис и пунктуация

Повторительно-обобщающий урок

Определять синтаксическую роль изученных ЧР, строить пунктуационные схемы предложений

Диктант. Комплексный анализ текста

П. 13-28, упр.22

6

РР. Признаки текста

Урок развития речи

Уметь аргументировано доказывать признаки текста, выразительно его читать, соблюдая правильную интонацию, определять основную мысль текста, определять стиль текста, его тип

Работа с текстом

П.21, упр.3

Морфология. Части речи

(2 часа)

7

Самостоятельные и служебные части речи

Повторительно-обобщающий урок

Уметь опознавать части речи на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической функции

Заполнить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи»

П.67-68, упр.30

8

Слово и его формы

Повторительно-обобщающий урок

Уметь объяснять способы образования слов, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Распределительный диктант

П.69, упр.38

Глагол (56 часов)

9

Глагол как часть речи

Повторительно-обобщающий урок

Уметь опознавать глагол

Выборочный диктант

П.82, упр.44

10

Морфологические признаки глагола

Повторительно-обобщающий урок

Уметь группировать глаголы по значению, опознавать их в тексте, определять морфологические признаки глагола

Комментированное письмо

П.82, упр.52

11

Правописание НЕ с глаголами

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить орфограмму, опознавать ЧР

Словарный диктант

П.82, упр.62

12

РР. Темы «широкие и узкие»

Урок развития речи

Иметь пнт о «широких и узких темах». Уметь различать широкие и узкие темы.

Анализ текста

Упр.14 (рр)

13

Инфинитив

Урок усвоения новых знаний

Знать об инфинитиве как неизменяемой форме глагола. Уметь определять формообразующие суффиксы, основы инфинитива

Выборочный диктант

П.83, упр.68

14

Инфинитив

Урок закрепления изученного

Уметь находить инфинитив глагола, отличать глагол инфинитива от глагола 3-го лица, определять синтаксическую роль инфинитива

Устное высказывание на тему «Чем отличается инфинитив от других форм глагола?»

П.83, упр.74. Подготовиться к письму по памяти

15

РР. Простой и сложный план

Урок развития речи

Знать отличия простого плана и сложного, уметь составлять постой и сложный план текста

Работа с текстом

П.3(РР), упр.22

16

Возвратные глаголы. Категория переходности и непереходности

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение возвратных глаголов, знать определение переходных и непереходных глаголов

Объяснительный диктант

П.84, упр.81

17

Контрольная работа

Урок контроля

Уметь применять изученные правила правописания, воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

Повторить п.80-84. Упр.18 (РР) – подготовиться к изложению

18-19

РР. Изложение, близкое к тексту

Уроки развития речи

Уметь излагать текст подробно от первого лица, составлять к нему сложный план

Изложение

Упр.82

20

Анализ диктанта и изложения

Урок коррекции

Уметь находить орфографические, пунктуационные и речевые ошибки, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты

Редакторская правка

Повторить п.84

21

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах

Повторительно-обобщающий урок

Уметь находить орфограммы в морфеме, уметь сопоставлять личные и неопределённые формы глаголов

Выборочный диктант

Упр.85

22

Виды глагола

Урок усвоения новых знаний

Знать понятия о категории вида и видовых парах

Комментированное письмо

П.85, упр.90

23

Образование видов глагола

Урок закрепления изученного

Уметь образовывать парные глаголы совершенного и несовершенного вида

Диктант «Проверяю себя»

Упр.107

24

Правописание корней с чередованием звуков

Урок закрепления изученного

Уметь находить орфограммы  в морфеме

Объяснительный диктант

П.85, упр106

25

РР. Подготовка к сочинению по личным наблюдениям

Урок развития речи

Уметь создавать собственное высказывание – сочинение-описание какого-либо интересного явления, писать по плану

Сравнение тем сочинений, анализ художественных текстов. Наблюдение за ролью эпитетов, метафор, сравнений

Написать сочинение на одну из тем: «Что я видел этим летом», «Памятный день каникул», «Интересная поездка»

26

Наклонения глаголов. Изъявительное наклонение

Урок усвоения новых знаний

Знать о наклонении глагола как  изменяемой категории; различать наклонения глаголов

Распределительный диктант

П.86, упр.114

27

 Времена глаголов

Урок усвоения новых знаний

Знать о временах русского языка и их значениях; уметь образовывать формы времени. Определять время.

Объяснительный диктант

П.87, упр.120

28

Прошедшее время

Комбинированный урок

Уметь образовывать формы прошедшего времени глагола, согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными

Редактирование предложений

П.87, упр.127

29

Правописание гласных в окончаниях глаголов прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов перед –Л- в глаголах прош.вр.

Урок закрепления изученного

Уметь находить орфограмму  в морфеме, опознавать часть речи, безошибочно писать глагольные суффиксы и окончания

Рассмотреть таблицу, объяснить написание суффиксов и окончаний глаголов. Рассказать о глаголе по плану.

П.88, упр.132

30

Контрольная работа

Урок контроля

Уметь опознавать изученные ЧР, применять изученные правила

Тест

Подготовить устное высказывание «Как в русском языке связаны морфологические признаки вида и времени глагола?»

31

РР. Что такое эпиграф?

Урок развития речи

Знать, что такое эпиграф, уметь правильно его оформлять и подбирать

Работа с текстом. Мини-сочинение. Озаглавить, подобрать эпиграф

П.4 (РР) Написать выборочное изложение «Как Гуля победила боль и страх»

32

Настоящее и будущее время

Урок усвоения новых знаний

Уметь образовывать глаголы настоящего и будущего времени, определять их значения

Диктант «Проверяю себя»

П.89, упр.137

33

Настоящее и будущее время

Урок закрепления изученного

Уметь образовывать глаголы настоящего и будущего времени, определять их значения

Написать рассказ по данному началу, употребить в нем глаголы будущего времени

П.89, упр144

34

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

Урок усвоения новых знаний

Знать значение глаголов 1, 2, 3 лица, уметь определять лицо глагола

Работа с текстом

П.90, упр151

35

Спряжение глаголов

Урок усвоения новых знаний

Уметь по личной форме находить инфинитив; знать алгоритм определения спряжения и уметь им пользоваться

Составление плана к п.91. Объяснительный диктант

П.91, упр.155

36

Окончания глаголов 1-2 спряжения

Урок усвоения новых знаний

Уметь по инфинитиву определять спряжение глагола

Объяснительный диктант

П.91, упр.159

37-38

Спряжение глаголов

Уроки закрепления изученного

Уметь определять спряжение глаголов с приставками

Выборочный диктант

Упр.168

39

Разноспрягаемые глаголы

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности разноспрягаемых глаголов

Устное сообщение на тему «Почему глаголы называются разноспрягаемыми?»

П.92, упр.172

40

Условное наклонение

Урок усвоения новых знаний

Знать о значении, образовании и изменении глаголов условного наклонения

Объяснительный диктант

П.93, упр.177

41

Условное наклонение

Урок закрепления изученного

Уметь определять способы выражения условия

Творческий диктант

Упр.182

42

Повелительное наклонение

Урок усвоения новых знаний

Знать значение глаголов повелительного наклонения, способ образования

Ответить на вопрос: почему нельзя определить время у глаголов повелительного наклонения?

П.94 (составить сложный план), упр.192

43

Повелительное наклонение

Урок закрепления изученного

Уметь сопоставлять омофоны: форму изъявит.накл. 2-го лица мн.ч. и форму повел. накл.

Составление инструкции

Упр.197

44

Правописание глаголов в повелительном наклонении

Повторительно-обобщающий урок

Уметь различать на письме формы изъявительного и повелительного наклонений

Взаимодиктант

Упр.202

45

Употребление глаголов в речи

Повторительно-обобщающий урок

Уметь употреблять различные формы глаголов в художественном повествовании

Анализ текста

Написать сочинение-миниатюру о явлении природы, используя однородные сказуемые

46

Контрольная работа

Урок контроля

Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, ведущий тип речи, способы связи предложений в тексте

Комплексный анализ текста

47

Безличные глаголы

Урок усвоения нового материала

Знать семантику безличных глаголов и их функцию в речи. Уметь употреблять безличные глаголы, отличать их от личных.

Объяснительный диктант. Составление плана п.95

П.95, упр.206

48

Безличные глаголы

Урок закрепления изученного

Уметь употреблять личные глаголы в значении безличных, отличать безличные глаголы от личных.

Конструирование предложений

П.95, упр.209

49

РР. Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот.

Урок развития речи

Иметь пнт об описательном обороте и его функциях, уметь подбирать описательные обороты, употреблять их

Анализ сочинения

П.5 (РР), упр.51

50

Словообразование глаголов

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов

Объяснительный диктант

П.96, упр.217

51

Словообразование глаголов

Урок закрепления изученного

Знать способы образования глаголов, уметь производить морфемный и словообразовательный анализ глаголов

Творческий диктант

П.96. Записать пословицы (5-7). Обозначить морфемный состав глаголов

52

Правописание суффиксов глаголов

Урок усвоения новых знаний

Знать правописание суффиксов в глаголах, уметь правильно выбирать и объяснять суффикс глагола

Составить таблицу «Суффиксы глаголов», заполнить ее своими примерами

П.97, упр222

53

Правописание суффиксов глаголов

Урок закрепления изученного

Уметь применять правила правописания суффиксов глагола и графически обозначать орфограммы

Комментированное письмо

П.97, упр.226

54

РР. Официально-деловой стиль

Урок развития речи

Знать особенности официально-делового стиля речи.

Анализ текста одного из документов

П.6 (РР), упр.59

55-56

Систематизация и обобщение изученного по теме «Глагол»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь опознавать глагол в тексте, определять спряжение глаголов, характеризовать языковые признаки глаголов

Морфологический разбор глагола. Анализ текстов. Проверочный тест

П.82-97, упр.240

57-58

Повторим пунктуацию

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь видеть структуру предложения, выделять знаками препинания обращения, вводные слова, ОЧП

Диктант «Проверяю себя»

П.17-21, упр.253

59-60

РР. Рассказ

Уроки развития речи

Знать понятие рассказа как одного из разновидностей повествовательного типа речи, композицию рассказа, уметь составлять план рассказа

Работа над рассказами. Составление плана. Пересказ близко к тексту. Определение элементов композиции.

(РР) п.7. Проанализировать письменно композицию любого рассказа, изученного на уроках литературы

61

Контрольная работа по теме «Глагол»

Урок контроля

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, записывая под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант с грамматическим заданием

П.82-97

62

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции

Уметь объяснять и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки

Тест

63-64

РР. Изложение, близкое к тексту

Урок развития речи

Уметь воспринимать текст на слух, определять основную мысль и тему текста повествовательного характера, подробно пересказывать содержание

Изложение

(РР) п.7

Имя прилагательное (42 часа)

65

Имя прилагательное как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Знать морфологические признаки прилагательного, общее грамматическое значение, синтаксическую роль

Морфологический разбор прилагательного. Творческое списывание

П.98 (составить план), упр.266

66

Роль прилагательных в тексте, употребление в речи

Комбинированный урок

Знать речевые функции прилагательных, употреблять прилагательное в переносном значении, соблюдать нормы сочетаемости прилагательного с существительным

Составить рассказ, используя прилагательные

П.98, упр.271

67

Разряды прилагательных по значению

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды имён прилагательных, их смысловые и грамматические признаки

Составить схему предложения и выполнить синтаксический разбор

Упр.276

68

Разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия

Урок закрепления изученного

Уметь определять разряд прилагательного по значению, различать и употреблять их в речи

Распределительный диктант

Из словаря эпитетов выписать 5 качественных и 5 относительных прилагательных, составить с ними словосочетания

69

Разряды прилагательных по значению

Урок закрепления изученного

Уметь использовать прилагательные в переносном значении

Работа с текстом

П.99, упр.279

70

Полные и краткие прилагательные

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования форм прилагательного, их изменение, отличать краткую форму от полной, определять синтаксическую роль в предложении

Объяснительный диктант

П.100, упр.284

71

Правописание кратких имён прилагательных с основой на шипящую

Урок закрепления изученного

Уметь находить орфограмму в морфеме краткой формы, опознавать ЧР, безошибочно писать, знать стилистические различия между полной и краткой формой

Творческий диктант

П.100, упр.283

72

Склонение полных прилагательных

Урок усвоения новых знаний

Знать основные закономерности изменения качеств. и относит. прилагат.

Составление плана и пересказ параграфа

П.101, упр.294

73

Склонение полных прилагательных

Урок закрепления изученного

Применять способ действия при выборе О-Е после шипящих в окончаниях прилагательных

Выборочный диктант

П.101, упр.296

74-75

РР. Изложение, близкое к тексту.

Уроки развития речи

Уметь определять и формулировать основную мысль текста, вычленять структурные части исходного текста, составлять сложный план.

Изложение

П.7 (РР), упр.67

76

Притяжательные прилагательные с суффиксом –ИЙ

Урок усвоения новых знаний

Уметь опознавать притяжательные прилагательные, образовывать их, определять синтаксическую роль.

Диктант «Проверяю себя»

П.102, упр.301

77

Притяжательные прилагательные с суффиксами –ИН- (-ЫН-), -ОВ- (-ЕВ-)

Урок усвоения новых знаний

Уметь определять морфемный состав, способ образования и особенности изменения прилагательных

Работа с текстом

П.103, упр.304

78

РР. Описание природы. Зима.

Урок развития речи

Уметь опознавать тексты-описания, анализировать типичные языковые средства и композицию данного типа речи

Работа с текстами образцами

П.9 (РР), упр.84-87

79

Степени сравнения прилагательных. Сравнительная степень.

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования сравнительной степени, изменение прилагательных в этой форме; уметь образовывать сравнительную степень, находить в тексте, правильно писать и употреблять в речи.

Редактирование текста

П.104, упр.314

80

Степени сравнения прилагательных. Превосходная степень.

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования превосходной степени

Объяснительный диктант

П.104, упр.319

81

Степени сравнения прилагательных

Урок закрепления изученного

Уметь образовывать форму сравнительной и превосходной степени прилагательных, определять синтаксическую роль прилагательных.

Устное высказывание

П.104, упр.321

82

Словообразование прилагательных с помощью суффиксов

Урок усвоения новых знаний

Знать о способах образования имен прилагательных, значении суффиксов прилагательных

Словарно-орфографическая работа

Упр.326

83

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ОВ- (-ЕВ-)

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора О-Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц

Распределительный диктант

Упр.330

84

Образование прилагательных с помощью суффиксов –Н-, -ОНН-, -ЕНН-

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора Н и НН в суффиксах прилагательных

Работа со словосочетаниями и предложениями

Упр.342

85

Образование прилагательных с помощью суффиксов –Н-, -ОНН-, -ЕНН-

Урок закрепления изученного

Уметь применять способ действия при определении суффиксов прилагательных

Творческое списывание

Составить текст по опорным словам

86

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-)

Урок усвоения новых знаний

Уметь образовывать прилагательные с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-)

Построение словообразовательной цепочки

Составить и записать словосочетания

87

Образование прилагательных с помощью суффиксов –ИН-, -АН- (-ЯН-)

Урок закрепления изученного

Понимать значение и правописание суффиксов, уметь писать Н и НН в полных и кратких прилагательных

Заполнить обобщающую таблицу «Н и НН в суффиксах имен прилагательных»

Устное сообщение «Н и НН в суффиксах прилагательных»

88

Образование прилагательных с помощью суффиксов –К- (-СК-)

Урок усвоения новых знаний

Знать способ образования качественных прилагательных с помощью суффикса –К-, относительных с помощью суффикса –СК-

Распределительный диктант

Упр.374

89

Образование прилагательных с помощью приставок

Урок усвоения новых знаний

Знать приставочный способ образования имен прилагательных

Объяснительный диктант

П.106, упр.358

90

Правописание НЕ с прилагательными

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора написания НЕ с прилагательными, уметь применять правило на письме

Комментированное письмо

Составить таблицу «Не с существительными и прилагательными»

91

Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными

Урок закрепления изученного

Уметь опознавать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с прилагательными

Осложненное списывание

Устное сообщение «Правописание НЕ с существительными и прилагательными»

92

Контрольная работа по теме «Правописание имён прилагательных»

Урок контроля

Уметь безошибочно писать текст под диктовку, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Диктант

(РР) упр.70

93-94

РР. Выборочное изложение «Вот что значит увлечённость!»

Уроки развития речи

Уметь воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости, дифференцировать главную и второстепенную информацию

Работа с текстом. Составление плана. Изложение

(рр) п.7

95

Образование прилагательных сложением основ

Урок усвоения новых знаний

Знать основные способы образования сложных прилагательных

Распределительный диктант

П.107, упр.361

96

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных

Урок закрепления изученного

Уметь применять способ действия при выборе дефисного и слитного написания сложных прилагательных

Составить текст-описание с использованием прилагательных, обозначающих оттенки цветов

Упр.366

97-98

РР. Как создать киносценарий?

Уроки развития речи

Знать киноведческие термины. Учиться создавать киносценарий, сохраняя его структуру

Работа с текстом

РР, п.8, упр.74-77

99-100

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь различать способы образования прилагательных; производить морфемный разбор прилагательного; согласовывать с существительными

Выборочный диктант. Анализ художественных текстов

Упр.371

Подготовиться к диктанту по упр.379

101-102

Повторим пунктуацию

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь видеть структуру предложения, правильно применять изученные пунктуационные правила

Объяснительный диктант. Составление схем предложений

Упр.386

103

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

Урок контроля

Уметь различать способы образования прилагательных, производить морфемный разбор прилагательных

Диктант с грамматическим заданием

Упр.341

104

Анализ контрольного диктанта

Урок коррекции

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок

Работа по карточкам

Упр.347

105-106

РР. Сочинение-описание по картине К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво»

Уроки развития речи

Уметь писать сочинение по картине, описывая зимний пейзаж, соблюдать последовательность и связность изложения мыслей, нормы письма

Работа по картине

(РР) упр.86

Имя числительное (19 часов)

107

Имя числительное как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Знать общее грамматическое значение, морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении

Таблица (заполнить примера)

П.108, упр.394

108

Роль числительных в речи

Урок усвоения новых знаний

Знать сферу употребления числительных, понимать значение данной части речи, опознавать числительные разных разрядов в тексте

Составить предложения с фразеологизмами, включающими числительные

Выучить 5 пословиц, в которых употребляются числительные

109

Простые, сложные и составные числительные

Урок усвоения новых знаний

Знать признаки простых и составных числительных

Осложнённое списывание

П.109, упр.400

110

Правописание числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных

Урок усвоения новых знаний

Знать условия употребления Ь на конце и в середине числительных

Объяснительный диктант

Упр.405

111

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

Урок усвоения новых знаний

Знать признаки количественных числительных, уметь их различать (целые дробные собирательные), уметь изменять числительные по падежам

Выборочный диктант

П.110,111, упр.410

112

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

Урок закрепления изученного

Опознавать количественные числительные, определять их значение, уметь производить морфологический разбор числительного

Морфологический разбор числительных

Упр.414

113

Количественные числительные. Склонение количественных числительных

Урок закрепления изученного

Уметь безошибочно писать и употреблять числительные, определять синтаксическую роль числительного в предложении

Составление расписки

Упр.416

114

Собирательные числительные

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение собирательных числительных, особенности их сочетаемости с существительными

Прочитать зашифрованные слова, придумать самим слова подобного типа

П.113, упр. 428

115

Собирательные числительные

Урок закрепления изученного

Уметь употреблять собирательные числительные в сочетании с существительными

Выборочный диктант

П.114, упр.431, подготовиться к диктанту по упр.418

116

Контрольная работа по теме «Правописание количественных числительных»

Урок контроля

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его на письме, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы

Подготовленный диктант

(РР) упр.89. Подготовиться к изложению

117-118

РР. Изложение, близкое к тексту. «Снегири»

Уроки развития речи

Уметь осмысленно читать, разбивать текст на смысловые части, составлять сложный план, пересказывать прочитанный текст, определять тему и основную мысль текста, тип речи, стиль текста, вид связи и средства связи

Работа с текстом

П.113, упр.430

119

Порядковые числительные

Урок усвоения новых знаний

Знать признаки порядковых числительных

Составить и записать автобиографию

П.114, упр.443

120

Порядковые числительные. Употребление порядковых числительных

Урок закрепления изученного

Уметь употреблять порядковые числительные в косвенных падежах

Творческий диктант

Упр.440

121

Дробные числительные

Урок усвоения новых знаний

Знать значение, образование и изменение дробных числительных

Записать цифры словами

П.115, упр.448

122-123

Систематизация и обобщение изученного по теме «Имя числительное»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь опознавать числительные, различать их по значению, грамматическим признакам и строению, грамотно писать

Работа с текстом

П.85-115, упр.466

124

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

Урок контроля

Уметь опознавать числительные, различать их по значению, грамматическим признакам и строению, грамотно писать

Зачёт

125

Повторим пунктуацию

Повторительно-обобщающий урок

Уметь обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами

Взаимодиктант

П.17-27, упр.474

Наречие (30 часов)

126

Наречие как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Знать морфологические признаки наречия. Уметь сопоставлять наречие с другими частями речи

Работа с текстом

П.116, упр.482

127

Смысловые группы наречий

Урок усвоения новых знаний

Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте

Составить таблицу «Разряды наречий по значению»

Упр.490

128

Роль наречий в речи.

Урок закрепления изученного

Уметь употреблять наречия для связи предложений в тексте

Анализ текста

Составить связный рассказ о группах наречий по значению

129

РР. Сочинение-рассуждение в научном стиле

Урок развития речи

Уметь создать текст-рассуждение научного стиля на лингвистическую тему

Написать рассуждение на тему «Почему слово «по-весеннему» -наречие?»

П.104, 116, упр.487

130

Степени сравнения наречий

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования сравнительной и превосходной степеней наречий

Синтаксический разбор

(РР) упр.90, 91

131

Степени сравнения наречий

Урок закрепления изученного

Уметь отличать степени сравнения наречий от степеней сравнения прилагательных

Рассказать по плану о степенях сравнения наречий

Подготовить устное сообщение: что общего у наречия с другими частями речи и чем оно отличается?

132

Образование наречий с помощью приставок и суффиксов

Урок усвоения новых знаний

Знать способы образования наречий

Объяснительный диктант

П.118, упр.503

133

Правописание НЕ с наречиями

Урок усвоения новых знаний

Уметь соотносить правила написания НЕ с наречием и другими частями речи

Заполнить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е» своими примерами

П.118, упр.505

134

Правописание НЕ с наречиями

Урок закрепления изученного

Уметь соотносить правила написания НЕ с наречием и другими частями речи

Заполнить таблицу «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е» своими примерами

Устное сообщение на тему «НЕ с существительными, прилагательными и наречиями на О-Е»

135

Правописание гласных после шипящих на конце наречий. Н и НН в наречиях на О-Е

Урок усвоения новых знаний

Знать условия выбора гласной после шипящей на конце наречий, усвоить орфограмму «Н и НН в наречиях на О-Е»

Работа с текстом. Распределительный диктант

П.118, упр.511

136-137

Написание О-А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-

Уроки усвоения новых знаний

Уметь находить орфограммы в морфеме, опознавать наречие с орфограммой, безошибочно писать

Сочинение-миниатюра

П.118, упр.519

138

Контрольная работа по теме «Правописание наречий»

Урок контроля

Уметь безошибочно писать текст, воспринимая его на слух

Диктант с грамматическим заданием

П.118, записать 15 слов для словарного диктанта

139

Анализ контрольного диктанта

Анализ орфографических и пунктуационных ошибок

Уметь объяснять ошибки, исправлять их, приводить свои примеры

Работа по индивидуальным карточкам

П.118 (повторить)

140-141

РР. Описание помещения

Уроки развития речи

Уметь описывать помещение последовательно

Составление текста-описания

Сочинение

142

Правописание дефиса в наречиях

Урок усвоения новых знаний

Знать правило дефисного написания наречий

Комментированное письмо

Упр.521

143

Правописание дефиса в наречиях

Урок закрепления изученного

Уметь анализировать роль наречий, опознавать наречия с изученной орфограммой, безошибочно писать их

Анализ текстов-рассуждений

Устное сообщение о дефисном написании наречий

144

Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую

Урок усвоения новых знаний

Знать неморфологический способ образования наречий. Уметь отличать наречия от существительных с предлогами, работать с учебником и словарем

Выборочный диктант

П.119, упр.538

145

Образование наречий путем перехода слов из одной части речи в другую

Урок закрепления изученного

Уметь различать наречия и другие ЧР, употреблять функциональные омонимы в речи, пользоваться словарем для получения информации

Таблица «Слитное и раздельное написание наречий»

П.119

146

РР. Описание одежды, костюма

Урок развития речи

Уметь составлять план исходного текста-описания, анализировать тексты-образцы, описывать одежду, костюм, зная, что это один из приемов характеристики человека

Работа с текстом. Выразительное чтение. Составление плана. Пересказ текста

(РР) упр.110

147

Правописание Ь на конце наречий после шипящих

Урок усвоения нового материала

Знать правило, уметь опознавать наречие с орфограммой, правильно писать, определять синтаксическую функцию

Творческое списывание

Устное сообщение «Употребление и неупотребление Ь знака на конце разных частей речи»

148

Правописание Ь на конце наречий после шипящих

Урок закрепления изученного

Уметь различать ЧР с шипящей на конце, употреблять или не употреблять Ь после шипящих, делать выводы

Творческое списывание

Контрольное списывание

149

Слова состояния, их значение и употребление

Усвоение новых знаний

Знать слова состояния, основные их значения; уметь сопоставлять наречия и слова состояния на основе анализа их синтаксической роли в предложении

Устное высказывание об особенностях слов состояния

П.120, упр.561

150

Слова состояния, их значение и употребление

Урок закрепления изученного

Уметь выделять основу безличных предложений, видеть слова состояния в предложении, тексте, сопоставлять наречия и слова состояния

Объяснительный диктант

П.120, упр.556

151-152

Систематизация и повторение изученного по теме «Наречие»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь распознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов

Редактирование текста. Творческое списывание

П.116-120, упр.576

153

РР. Рассказ на основе картины с элементами описания

Урок развития речи

Иметь представление о жанровой картине

Работа над текстами-образцами. Устный рассказ по картине

(РР), упр.112

154

Контрольная работа по теме «Наречие»

Урок контроля

Уметь анализировать текст: определять тему, основную мысль, стиль и тип речи, производить языковой анализ отдельных элементов текста, анализировать правописание наречий и пунктуацию в тексте

Комплексный анализ текста

Повторить п.121-122

155

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Уметь находить ошибки, классифицировать их, объяснять причину их появления, исправлять

Редакторская правка. Осложненное списывание

Работа над ошибками

Местоимение

 (26 часов)

156

Местоимение как часть речи

Урок усвоения новых знаний

Знать особенности семантики местоимения как самостоятельной ЧР

Работа с текстом

П.121-122

157

Употребление местоимений в речи

Урок закрепления изученного

Уметь соотносить местоимения с другими ЧР, определять их роль в тексте, соблюдать нормы употребления местоимений

Редакторская правка. Составление предложений

Упр.593

158-159

Личные местоимения

Уроки усвоения новых знаний

Знать значение личных местоимений, их грамматические признаки, нормы употребления в речи

Анализ поэтических текстов

П.123, упр.602, 606

160-161

Притяжательные местоимения

Уроки усвоения новых знаний

Знать значение притяжательных местоимений на основе их сопоставления с личными местоимениями и притяжательными прилагательными

Объяснительный диктант

П.125, упр.613

162

Возвратное местоимение «себя»

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение местоимения «себя», уметь склонять и правильно употреблять в речи

Редактирование текстов

П.124, упр.624

163-164

РР. Рассуждение в разных стилях

Уроки развития речи

Уметь определять композицию текста-рассуждения, находить языковые средства связи частей текста этого типа речи, создавать текст-рассуждение научного стиля

Работа с текстом

(РР), п.14, упр.141

165

Вопросительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение и сферу употребления вопросительных местоимений

Составить предложения со словосочетаниями

П.126, упр.629

166-167

РР. Описание книги

Уроки развития речи

Знать внешнее оформление книги, уметь создавать текст-описание книги по личным впечатлениям

Работа с текстом, пересказ, составление плана. Подготовка к сочинению

(РР), п.13, упр.127

168

Относительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение и сферу употребления, различать относительные местоимения

Работа над синтаксическими синонимами

П.127, упр.636

169

РР. Морфологические средства связи предложений в тексте

Урок развития речи

Иметь понятие о местоимении как морфологическом средстве связи предложений в тексте

Составить текст по данному началу, определить сцепляющие слова

(РР), п.15, упр.158

170

Неопределённые местоимения

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение неопределенных местоимений, знать морфологические признаки и синтаксическую роль, уметь находить орфограммы, безошибочно писать

Выборочный диктант

П.128, упр.644

171

Отрицательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Усвоить значение отрицательных местоимений

Объяснительный диктант

П.129, упр.649

172

Правописание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях

Урок закрепления изученного

Уметь находить орфограммы в морфеме, правильно писать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, отрицательные местоимения с предлогами

Предупредительный диктант

П.129, упр.655

173-174

РР. Сочинение по картине В.М.Васнецова «Алёнушка»

Уроки развития речи

Уметь писать сочинение по картине с использованием выразительных средств языка

Работа по картине. Сочинение

П.129, упр.650

175

Определительные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Уметь отличать определительные местоимения от местоимений других разрядов, знать их морфологические признаки, синтаксическую роль, узнавать их в тексте

Подобрать фразеологизмы, в которых употребляются определительные местоимения

Упр.662

176

Указательные местоимения

Урок усвоения новых знаний

Понимать значение, морфологические признаки, синтаксическую роль указательных местоимений

Составить план устного сообщения

П.131, упр.668

177

Правописание местоимений-наречий «потому», «затем», «отсюда», «поэтому» и др.

Урок усвоения новых знаний

Уметь правильно писать местоимения-наречия «потому – по тому», «поэтому – по этому» и др.

Выборочный диктант

Упр.665

178

РР. Основные типы и стили речи. Признаки текста.

Урок развития речи

Уметь определять признаки текста и его тип речи, тему, основную мысль, стиль речи, знать композиционную схему текстов всех типов

Работа с текстами

Подготовиться к контрольному диктанту

179-180

Систематизация и обобщение изученного по теме «Местоимение»

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь опознавать местоимения, определять их разряд, склонять, безошибочно писать, определять синтаксическую роль в предложении

Устное сообщение по обобщённой таблице «Разряды местоимений». Взаимодиктант

Подготовиться к контрольному диктанту

181

Контрольная работа по теме «Местоимение»

Урок контроля

Уметь воспринимать текст на слух, воспроизводить его, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы, выполнять различные виды разборов

Диктант с грамматическим заданием

Повторить п.121-126

Повторение и обобщение изученного за курс 6 класса (29 часов)

182

Части речи в русском языке

Повторительно-обобщающий урок

Распознавать ЧР с учетом разных признаков слов, уметь определять синтаксическую роль в предложении

Чтение и анализ текста

Подготовить ответ на вопрос: почему существительные, прилагательные, числительные и местоимения называются склоняемыми ЧР?

183-184

Словообразование самостоятельных частей речи

Повторительно-обобщающие уроки

Понимать взаимосвязь морфемики и словообразования, уметь определять основные способы словообразования, правильно писать морфемы

Составление слов по схемам

Доказать справедливость высказывания М.А.Рыбниковой: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний затаённый смысл – то же самое, что зажечь внутри фонаря огонек»

185-186

Употребление знаменательных частей речи

Повторительно-обобщающие уроки

Уместно употреблять в речи существительные, прилагательные в качестве эпитетов, глаголы в прямом и переносном значении

Анализ теста. Редактирование текста

Найти пословицы и поговорки с числительными

187-188

Правописание НЕ с различными частями речи

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь опознавать части речи с НЕ, безошибочно писать, видеть общее в написании НЕ с различными ЧР, приводить свои примеры, составлять связное высказывание по плану

Составить план устного высказывания «Правописание НЕ с различными частями речи»

Устное высказывание по плану

189-190

Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях на –О

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь опознавать изученные ЧР, видеть в них орфограммы, безошибочно писать

Диктант с самопроверкой

Устное высказывание на основе обобщённой таблицы

191-192

Правописание сложных слов

Повторительно-обобщающие уроки

Различать сложные слова с соединительной гласной и без нее, уметь безошибочно писать сложные слова

Осложнённое списывание

Из орфографического словаря выписать 10 сложных существительных со слитным написанием и 10 с дефисным

193-194

Гласные О, Е, Ё в разных частях слова после шипящих

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь выделять морфему с орфограммой, делать правильный выбор, делать обобщённые выводы на основе изученного

Заполнить обобщённую таблицу

На примерах доказать, что после шипящих в окончаниях глаголов пишутся только буквы Е, Ё

195-196

РР. Текст, его признаки

Уроки развития речи

Уметь доказывать признаки текста: единство темы, наличие основной мысли, относительная законченность, определенный порядок предложений, их смысловая и грамматическая связь

Работа с текстами. Составление плана сочинения. Устное высказывание

Сочинение

197-198

Гласные в окончаниях слов

Повторительно-обобщающие уроки

Опознавать ЧР, видеть морфему и орфограмму в ней

Творческое списывание

Сочинение-миниатюра «Ветреный день в лесу», в изменяемых словах выделить окончания

199-200

Слитное и раздельное написание омонимичных самостоятельных частей речи

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь различать функциональные омонимы, безошибочно писать, уместно использовать в речи

Редактирование текста

Повторение изученного

201-202

Словари русского языка. Нормы русского литературного языка

Повторительно-обобщающие уроки

Уметь пользоваться всеми видами словарей, соблюдать нормы современного русского языка

Тест

Лингвистическое сочинение «Что я знаю о словарях русского языка»

203-204

Итоговая контрольная работа

Уроки контроля

Композиционно-содержательный, стилистический, типологический анализ текста

Комплексный анализ текста

205-210

Резервные уроки

                        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред.В. В. Бабайцевой

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс. УМК под ред. В. В. Бабайцевой. Содержание: пояснительная записка, КТП и др....

Рабочая программа по русскому языку 5 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 6 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс. УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой. 2014-2015 уч.г.

Настоящая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по...