Открытый урок по русскому языку в 9 классе «Деловые бумаги: заявление, автобиография, резюме. Самопрезентация».
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Силкина Светлана Михайловна
Урок-деловая игра «Кадры решают все». Главная цель данного урока состоит в том, чтобы научить учеников работать с деловыми документами. Важно показать детям актуальность выбранной темы. Этот момент достигается при помощи деловой игры. Заранее выбираются из числа обучающихся четыре представителя фирм, оказывающих определенных услуги населению. Представителям необходимо принять на работу 1-3 человек в соответствии с заполненным резюме. Конкурсный отбор основан на конкуренции (как в жизни), т.к. из 20 претендентов отберут лишь 10-12 человек. Таким образом, учащиеся получают навыки адаптации в обществе, учатся самопрезентации. Цели: • образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии и резюме; обучение технологии самопрезентации; • развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации; развитие устной деловой речи; • воспитательная - регулирование уровня самодостаточности у учащихся, навыков адаптации в обществе. Задачи: - изучение структуры автобиографии, резюме и заявления; - выявление различий между автобиографией и резюме; - привитие культуры оформления документов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_delovye_bumagi._9_klass.docx40.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа»

Табунского района Алтайского края

Открытый урок по русскому языку в 9классе

«Деловые бумаги: заявление, автобиография, резюме. Самопрезентация»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Алтайская СОШ»

Донцова С.М.

цвет герб шк

С. Алтайское

Февраль 2014г.

Урок развития речи в 9-м классе.

Описание работы:

Урок-деловая игра «Кадры решают все». Главная цель данного урока состоит в том, чтобы научить учеников работать с деловыми документами. Важно показать детям  актуальность выбранной темы. Этот момент достигается при помощи деловой игры. Заранее  выбираются из числа обучающихся четыре представителя фирм, оказывающих определенных услуги населению. Представителям необходимо принять на работу 1-3 человек в соответствии с заполненным резюме. Конкурсный отбор основан на конкуренции (как в жизни), т.к. из 20 претендентов отберут лишь 10-12 человек. Таким образом, учащиеся получают навыки адаптации в обществе, учатся самопрезентации.

Цели:

  • образовательная - изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи на примере автобиографии и резюме; обучение технологии самопрезентации;
  • развивающая – развитие умения создавать текст в заданной ситуации; развитие устной деловой речи;
  • воспитательная -  регулирование уровня самодостаточности у учащихся, навыков адаптации в обществе.

Задачи:

- изучение структуры автобиографии, резюме и заявления;

- выявление различий между автобиографией и резюме;

- привитие культуры оформления документов.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, мини-учебники, раздаточный материал для деловой игры (бланки резюме, заявления, оценочный лист работодателя, бланки вакансий).

Слайд № 1 (Титул. лист)

Ход урока:

  1. Оргмомент.

Слайд № 2 (Тема урока, эпиграф)

Вступление.

Здравствуйте, ребята. Посмотрите на эпиграф (запись на доске) к нашему уроку: «Познай самого себя и через это познай мир». Великий мыслитель древности Сократ призывал: познай не вообще человека или людей, но познай именно самого себя — свое место в жизни, свой внутренний мир. Интересно, а как эпиграф связан с рабочей темой нашего занятия Деловые бумаги: заявление, автобиография, резюме. Самопрезентация"? (ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ) Поговорим об этом в конце урока.

Запишите число и тему урока.

        II. Мотивация.

Пройдет несколько лет, вы окончите школу, ВУЗ. Больше не будет ни экзаменов, ни двоек, ни пятерок, ни зачетов. Начнется новая жизнь – взрослая, самостоятельная. Вы окунетесь в эту жизнь и встретитесь с ''морем'' деловых бумаг. В наше время нельзя стать успешным человеком без навыков оформления деловых бумаг.

Наше занятие  - это ещё один урок «Азбуки делового человека». Вновь обратите внимание на тему занятия. " Деловые бумаги: заявление, автобиография, резюме. Самопрезентация ".  Как вы думаете, какова цель урока? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ) Т.е. цель сегодняшней работы – научиться работать с некоторыми документами.

Вы можете спросить: а зачем нам знать о том, как составляется автобиография или резюме, если мы не собираемся писать о себе? Где мы можем применить свои знания? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

Слайд № 3 (Перед отделом кадров)

«В жизненных битвах отнюдь не всегда побеждают сила и скорость. <...> случается и так, что побеждает тот, кто лучше себя преподнесет»,— так утверждал Наполеон Хилл, излагая свою философию достижения успеха в жизни и бизнесе. А вам, выпускникам, как никому необходимо уметь в наш технический и скоростной век презентовать себя, уметь представить информацию о себе. Этой цели служит мощное средство — резюме.

Кто-то из вас после окончания школы продолжит обучение, кто-то сразу будет искать работу. Но каждому из вас необходимо знать особенности составления деловых бумаг, уметь это делать. Итак, сегодня на уроке мы будем учиться чётко, грамотно излагать свои мысли как устно, так и письменно. И, конечно, презентовать себя!

На партах перед вами мини-кейсы – запишите с лицевой или обратной стороны ожидания от урока, цель, которой вы бы хотели достичь, непременно, свяжите с темой урока. Затем поместите ваш кейс в наш общий багаж знаний. В конце урока, если ваша цель будет достигнута, заберите кейс знаний с собой.

В нашей жизни деловые бумаги играют большую роль. Какие виды деловых бумаг вы знаете? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ). Да, действительно, вы поступали в школу,— родители  писали заявление, брали в спортивном зале инвентарь для соревнований — писали расписку, «набедокурили» — писали объяснительную и т. д.

Вспомните, какие виды деловых бумаг мы уже учились оформлять?

(Заявление, объяснительную). В каких случаях применяются данные виды деловых бумаг? (ОТВЕТЫ УЧЕНИКОВ)

  • Какой стиль речи используется при этом? {Официально-деловой)
  • Каковы его основные черты? (Точность, отсутствие эмоциональности, изобразительно-выразительных средств, единая форма оформления, краткость, ясность изложения, неличный характер – от 3-его лица, стандартизированность – обилие устойчивых оборотов, речевых клише и т. д.)

Знание этих особенностей пригодится и при составлении резюме.

Кто-то из вас уже писал автобиографию? (Почему говорить «писать свою автобиографию» неграмотно?) И автобиография, и резюме – это описание собственной жизни. Вы, ребята, знаете, в чем отличие между автобиографией и резюме?

Возникает проблемный вопрос: какими бывают автобиографии и резюме? И главное, в чём отличие между ними. Попробуем с этим разобраться.

III. Подача нового материала (5 мин видеофильм)

Внимание на экран! Старайтесь вникнуть в суть и запомнить всю теорию.

Слайд № 4 («Запустить фильм».)

Если вы были внимательны, вы должны были запомнить не только теорию Интернет-лекции, но и заметить ошибку-пароним (обстоятельственная вместо обстоятельная).

IV. Блиц-опрос:

Слайд № 5

-Что вам было непонятно в просмотренном материале?

-Объясните значение слов:

самопрезентация;

автобиография;

резюме;

-Из каких разделов состоит резюме?

Слайд № 6  Проверить, как вы поняли, в чем различие между автобиографией и резюме нам поможет работа с таблицей (работа в парах) ПРОВЕРКА 1-2 ПАР. Заполните её, пожалуйста!

Вы справились  с заданием, молодцы. А теперь проверьте себя!

Слайд № 7 («Проверь себя».)

V. Словарная работа.

Слайд № 8 (" Словарная работа».)

(если ребята не знают толкования слов, подсказка: загляни в мини-учебник (стр.2 ) ОДИН ученик У ДОСКИ

Вакансия – незамещенная (свободная) должность;

Рекрутёр – человек, принимающий на работу; (будем говорить "работодатель")

Менеджер – управляющий компанией;

Референт – должностное лицо, консультант.

Отсюда произошли сложные слова, которые мы запишем в лингвистическое портфолио (СЛОВАРИКИ):

 ЩЕЛЧОК НА СЛАЙДЕ + НА ЛИСТКЕ: Секретарь-референт, менеджер-аналитик, рекрутинговое агентство.

VI. Моделирование проблемной ситуации (1 мин). Ну, а сейчас, у нас один из самых необычных этапов урока – внимание на экран!!! 

Видео «Успех»!!!!!!!

Слайд № 9 (Нам с вами предстоит "Деловая игра. Ярмарка вакансий "Кадры решают всё"».)

Ребята, возможно, летом кто-то из вас попытается устроиться на работу, которая соответствовала бы вашим способностям и потребностям. Желающих устроиться – много, весь класс.

Количество вакансий ограничено, поэтому все вы находитесь в ситуации конкуренции. Представители фирм, принимающих в ярмарке, расскажут о вакансиях. Вы предложите им свои кандидатуры в виде самопрезентации, опираясь на свое резюме. Они зададут вам несколько вопросов, вы должны на них ответить по существу.

VII. Деловая игра.  Ярмарка вакансий "Кадры решают…"

Представляем фирмы, принимающие участие в ярмарке вакансий:

Слайд № 10-11 (вакансииии)

Выступление представителей фирм (рассказ о предлагаемых вакансиях) (2 мин)

Объяснение этапов работы с документами.

Для того чтобы получить ту или иную должность, нужно заполнить два документа: заявление и резюме.

Образцы этих документов есть у вас в мини-учебнике.

Слайд № 12 ("Реквизиты заявления».)

Откройте мини-учебник на стр.2. Перед вами образец заполнения заявления о приёме на работу. На первой строке вы пишите название фирмы. Обратите внимание на название. Оно пишется в кавычках. На след. строке - фамилия работодателя и инициалы в сокращении, начальные заглавные буквы имени и отчества, не забудьте поставить точку рядом с каждым. Далее пишете свою фамилию и таким же образом инициалы.

Адрес предприятия – адрес школы. В тексте заявления проставьте две даты, и не забудьте указать название должности, на которую хотите поступить.

Теперь откройте мини-учебник на стр. 3. Вы видите образец резюме.

Слайд № 13

Вам нужно заполнить свой бланк соответственно. В первом разделе указываете вашу фамилию, имя, отчество. Далее в разделе "Цель" напишите, какую должность хотите получить. Список вакансий будет перед вашими глазами. В разделе «Образование» запишите, сколько классов окончили, в каких предметах успешны, а также перечислите участие в олимпиадах и конкурсах, укажите призовые места.

        В разделе профессиональные навыки укажите умения, соответствующие будущей работе ( педагог?..., фотограф?..., портной…?)

        "Моральные качества"…будьте правдивы, не списывайте всё дословно с образца, подумайте о своих личных качествах…

        Графа "Прочее" – это ваши увлечения.

Проверьте грамотность написания документа, ведь от грамотности, в первую очередь, зависит, примет ли работодатель ваше резюме.  И главное, не лгите, ложь легко проверить…

Оценивать вашу конкурентноспособность будут по такой таблице, характеризующей правильность написания резюме: Слайд № 14

Текст резюме

Баллы

1

Грамотность

20

2

Правдивость

10

3

Правильность заполнения разделов

( соответствие текста разделам резюме)

20

Итого:

50

Итак, дерзайте, успехов вам в составлении документов и самопрезентации. Слайд № 15

  1. Заполнение группами уч-ся документов: заявление, резюме. (ВО ВРЕМЯ ЗАПОЛНЕНИЯ ВИДЕО «Как составить резюме. Говорит эксперт»)
  2. Самопрезентация (собеседование с работодателем).

Слайд № 16 ("Советы к самопрезентации».)

Работодатель во время беседы может задать ряд вопросов.

  1. Оценка работодателей (пока оценивают – видео «Утро с Губернией»)

VIII. Рефлексия. Подведение итогов игры, урока:

Заканчивается время нашей игры, и урока в целом. Ребята, вы убедились в том, что в наше время очень важно знать, как правильно оформлять деловые бумаги? Зачем это нужно?  Не менее важно в данной области и умение себя преподнести. «Познай самого себя и через это познай мир»,- утверждает Сократ. Как по итогам урока вы соотнесёте это высказывание с темой занятия? Мы с вами написали резюме и познали частичку себя. Хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Откройте последнюю страничку мини-учебника. Вы увидите листок настроения.

Перед вами цепочка предложений для самоанализа, заполняем и передаём его соседу.

Слайд № 17 (рефлексия)

сегодня я узнал(а)…

было интересно…

было трудно…

я понял(а), что…

теперь я могу…

я почувствовал(а), что…

я приобрел(а)…

я научился(лась)…

у меня получилось …

я смог(ла)…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

ЧТО БЫ ВЫ ИЗМЕНИЛИ, ЕСЛИ БЫ РАЗРАБАТЫВАЛИ УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНО?

Слайд № 18 ("Желаю успеха!».)

В конце урока: если ваша цель достигнута, заберите кейс с собой!

Ребята, Вы прошли еще не всю «Азбуку делового человека». Я надеюсь, что ПОЛЬЗУЯСЬ  РЕКОМЕНДАЦИЯМИ УРОКА, ВЫ СМОЖЕТЕ СОЗДАТЬ РЕЗЮМЕ, АВТОБИОГРАФИЮ, ЗАЯВЛЕНИЕ И УСПЕШНО ПРОЙТИ СОБЕСЕДОВАНИЕ С РАБОТОДАТЕЛЕМ. Успехов вам!

Д/З (ПО ВЫБОРУ) Слайд № 19

  • Напишите автобиографию в официально-деловом стиле.
  • Найдите в литературе примеры официальных автобиографий, изучите их, выделяя указанные в теории части.

А помогут вам вот эти Интернет-ссылки

ОЦЕНИВАНИЕ ( Вы, однозначно, приняты на работу, Вы отличный рекрутёр – «5», Вы, скорее всего, приняты на работу, Вы неплохой рекрутёр – «4», мы подумаем – «3» - раздать оценки)

Слайд № 20  Благодарю вас за урок! Вы мои умники и умницы!


Список литературы:

1. Байкалова О. А. Русский язык. Учебно - методическое пособие. -Челябинск: УралГАФК, 2005.

2. Кузнецова Н. В. Русский язык и культура речи: Учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Форум: ИНФРА - М, 2006.

3. Никитина Е.И. Русская речь: Учеб. Пособие по развитию связной речи./Науч. ред. В.В. Бабайцева. - М.: Просвещение, 1995.

4.Афанасьева Л. Культура деловой переписки // Путь к успеху. - 1995. - N 4. - С.33-37.

5.Веселов П.В. Аксиомы делового письма культура делового общения и официальной переписки. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1993 – 74с.

6.О.И. Семянкова Нормы правописания в деловом стиле. Электронный учебник.

7.Т.В. Печникова, А.В. Печникова Практика работы с документами в организации. Учебное пособие. М.: «ЭКСМОС», 1999.-320 с.

8.«Этика делового общения», И.Н. Браим, Минск, «Жизнь», 1996.

Интернет-ресурсы:

http://www.gramma.ru/Культура письменной речи.

http://works.doklad.ru/Учебные материалы.

http://referat.mirslovarei.com/d/Деловые бумаги: языковое оформление и редактирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Открытый урок по русскому языку 5 класс

Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование  знаний и умений. Урок с призентацией....

Конспект урока русского языка 6 класс"Деловые бумаги"

УМК     Русский язык: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений  в 2-х частях под ред. А.Д.Шмелёва. – М.: Вентана-Граф, 2013 УРОК  129. Официально-де...

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)

Конспект урока по русскому языку, 7 класс. Деловая игра «В редакции газеты» (Обобщение изученного материала по теме «Наречие»)         ...

Конспект урока русского языка по теме: "Деловые бумаги. Заявление."

Разработка урока относится к разделу: "Деловое и творческое письмо", предназначена для учащихся 11 класса с ограниченными возможностями здоровья....