Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК С.И.Львова
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) на тему

Склярова Людмила Александровна

Пояснительная записка, тематическое планирование

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  • Рабочая программа составлена на основе федерального образовательного стандарта и программы для общеобразовательных учреждений по русскому языку С.И. Львовой (С.И. Львова. Русский язык. 5-11 классы. Программа общеобразовательных учреждений. –                   М., Мнемозина, 2009).
  • Цель работы по программе – органично сочетать процессы освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, овладения основными нормами современного русского литературного языка, формирования умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами с интенсивным развитием речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника средствами языка.
  • Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

-  обеспечение  единства процессов познания окружающего мира через родной язык;

-  систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка;

-  способствование осмыслению основных закономерностей языка, усвоению основ лингвистики и разных видов языкового анализа;

- развитие  врождённого языкового чутья, абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений школьников;

- формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.

  • Данная рабочая программа рассчитана на 175 часов в год (5часов в неделю) на основании учебного плана школы. На изучение темы «Разделы лингвистики» добавлено 9 часов  за счёт резервных уроков.
  •  Планируемые результаты учебной деятельности:

        Семиклассники должны владеть следующими ЗУН:  

- понимать содержание научно-учебного и художественного текста; выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к типу речи; составлять план текста, полный или сжатый пересказ (устный или письменный);

- создавать собственные высказывания, соответствующие требованию точности, логичности и выразительности речи; строить небольшое по объему устное высказывание на основе данного плана;

-   владеть правильным способом применения изученных правил орфографии; учитывать значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слова при выборе правильного написания;

- соблюдать основные лексические и грамматические нормы современного русского литературного языка, нормы устной (орфоэпические, интонационные) и письменной речи (орфографические, пунктуационные);

-    выполнять различные виды разбора языковых единиц;  

-    пользоваться лингвистическими словарями разного типа;

-    проводить элементарный анализ художественного текста;

- писать тексты-размышления на лингвистические, а также морально-этические темы дискуссионного характера; использовать лингвистические словари при подготовке к сочинению и при редактировании текста; редактировать текст с использованием богатых возможностей русского языка;

-  владеть необходимым терминологическим аппаратом, системой специальных обозначений по лингвистике в рамках программы.

  • Яркой особенностью курса  является его нацеленность на развитие различных видов речевой деятельности. В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и  письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, проверочных и контрольных работ,  аудиторных и домашних сочинений и изложений.  Оценка учебных достижений осуществляется на основании существующих нормативов. Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению.

\


1№

урока

                  Тема    урока

Кол-во часов

Дата

Форма  урока

Р/р

Р/к

К/р

Язык как развивающееся явление (2 ч)

1

Понятие о языке как развивающемся явлении

1

Комбинированный урок

2

Этимология как наука о происхождении исконно русских и иноязычных слов

Р/к Языковой портрет жителей СК

1

практикум

Р/к 1

Разделы лингвистики (39 + 9 резервных часов)

3

Фонетика. Орфоэпия

Звуки русской речи

Р/к Особенности произношения в Ставропольском крае

1

Комбинированный урок

Р/к 2

4

Изменение звуков речи в речевом потоке Соотношение звука и буквы

1

практикум

5

Основные орфоэпические нормы русского литературного языка

1

практикум

6

Основные выразительные средства фонетики

1

практикум

7

Словообразование самостоятельных частей речи.

Морфологические способы образования слов

1

Комбинированный урок

8

Неморфологические способы образования слов.

Р/к Особенности произношения в СК

1

Комбинированный урок

Р/к 3

9

Словообразование наречий. Приставочный способ образования наречий

1

практикум

10

Суффиксальный способ образования наречий

1

практикум

11

Слитное написание наречий. Дефисное написание наречий. Сложение как способ образования наречий

1

практикум

12

Основные выразительные средства словообразования

1

Комбинированный урок

13

Контрольная работа по теме: «Словообразование самостоятельных частей речи»

Урок контроля

К/Р 1

14

Лексикология и фразеология

Особенности лексического значения слова.

Р/К Особенности лексики жителей СК

1

Комбинированный урок

Р/к 4

15

Смысловая связь разных слов в языке. Особенности употребления слов в речи

1

Комбинированный урок

16

Происхождение слов.

Р/к Особенности лексики Ставропольского края

1

Комбинированный урок

Р/к 5

17

Паронимы.

Фразеологический словарь

1

практикум

18

Основные выразительные средства лексики и фразеологии.

Р/р Изложение.

1

Урок развития речи

Р/р 1

19-20

Контрольный диктант  и анализ его результатов по теме: «Лексика и фразеология»

2

Урок контроля

К/р2

21

Грамматика: морфология и синтаксис.

Морфология.

Система самостоятельных частей речи в русском языке

1

Комбинированный урок

22-23

Глагол и его формы. Трудные случаи образования причастий и деепричастий.

2

Комбинированный урок

24

Р/р Сочинение  по картинам И.И.Шишкина «Зима» и  К.Ф.Юона «Русская зима. Лигачёво»

1

Урок развития речи

Р/р 2

25

Виды предложений.

Простое осложнённое предложение

1

практикум

26

Орфография. Употребление строчной и прописной букв.  Омофоны.            

1

практикум

27

Правописание слов  с чередующимися гласными в корне..

1

Комбинированный урок

28-29

Правописание суффиксов глаголов  -ова - -ева, -ыва-  -ива.

2

практикум

30-31

НЕ с причастиями.

НН и Н в суффиксах причастий

2

Комбинированный урок

32

Объяснительный диктант

1

Урок контроля

33

Основные морфологические нормы русского литературного языка.

Р/к Особенности говора жителей СК

1

практикум

Р/к 7

34

Пунктуация. Тире между подлежащим и сказуемым

1

практикум

35-36

 Знаки препинания в простом осложненном предложении.     

2

практикум

37-38

Знаки препинания при прямой речи, диалоге и цитировании.

2

Комбинированный урок

39-40

Контрольный диктант и анализ его результатов по теме: «Морфология и синтаксис»

2

Урок контроля

К/р 3

41-42

 Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи.

Правильное употребление имен существительных

2

Комбинированный урок

43-44

Правильное употребление прилагательных.

2

Комбинированный урок

45-46

Правильное употребление числительных и местоимений.

2

Комбинированный урок

47-48

Правильное употребление глаголов и глагольных форм.

2

Комбинированный урок

49-50

Тестовая контрольная работа и анализ её результатов по теме: «Грамматика: морфология и синтаксис»

2

Урок  контроля

К/Р 4

    Текстоведение (17 часов)

51

Текст как произведение речи.

1

Комбинированный урок

52

Основные этапы создания текста

1

Комбинированный урок

53

Основные требования к связному высказыванию

Р/к Особенности лексики Ставропольского края

1

практикум

Р/к 8

54

Точность и логичность речи.

1

Комбинированный урок

55-56

Р/р Сочинение по картине Пластова «Первый снег»

2

Урок развития речи

Р/р

3-4

57

Выразительность речевого высказывания. Фонетические средства выразительности

1

Комбинированный урок

58

Словообразовательные средства выразительности

1

Комбинированный урок

59

Лексические средства выразительности

1

Комбинированный урок

60

Морфологические средства выразительности

1

Комбинированный урок

61

Синтаксические средства выразительности

1

практикум

62-63

Р/р Рассуждение  как тип речи. Лингвистическое рассуждение

2

Урок развития речи

Р/Р

 5-6

64-65

Р/р Контрольный изложение с элементами сочинения  и анализ его результатов

2

Урок развития речи

Р/р

7-8

66-67

Сочетание разных типов речи в тексте

Р/к Этикетные слова в моей речи и речи одноклассников

2

Комбинированный урок

Р/к 9

Морфология. Наречие (40 часов)

68-69

Наречие как самостоятельная неизменяемая часть речи

2

практикум

70-72

Разряды наречий по значению

3

Комбинированный урок

73-74

Категория состояния

2

практикум

75-76

Степени сравнения наречий

Р/к Наречия в речи земляков

2

Комбинированный урок

Р/к 10

77

Изложение по тексту упр. 526

1

Урок развития речи

Р/р 9

78

Правописание наречий

1

Комбинированный урок

79-80

Семантические особенности местоименных наречий

2

Комбинированный урок

81-83

Правописание наречий.

Слитное, дефисное или раздельное написание наречий.

3

практикум

84-86

Слитное или раздельное написание НЕ и НИ  с наречиями.

3

практикум

87-88

Правописание Н и НН в наречиях на –О(-Е)

2

Комбинированный урок

89

Р/р Описание дымковской игрушки

Р/к Обрядовая культура жителей СК

1

Урок развития речи

Р/р 10

Р/к 11

90

Правописание суффиксов –О и –А на конце наречий

1

Комбинированный урок

91

Проверочная работа

1

практикум

92-94

Правописание е (ё) или о на конце наречий

3

Комбинированный урок

95-96

Употребление ь на конце наречий

 Р/к Собственные имена как памятники истории и языка

2

Комбинированный урок

Р/к 12

97

Р/р Работа по репродукции картины Саврасова «Проселок»

1

Урок развития речи

Р/р 11

98-99

Наречие в словосочетании и предложении

2

Комбинированный урок

100-102

Наречие в тексте

3

Комбинированный урок

103-105

Культура речи. Правильное употребление наречий

3

Комбинированный урок

106-107

Контрольный диктант и анализ его результатов по теме: «Наречие»

2

Урок контроля

К/р 5

Служебные части речи и междометия

(46 часов)

108

Самостоятельные и служебные части речи.

Роль служебных частей речи

1

Комбинированный урок

109

Предлог (9).

Предлог как служебная часть речи

1

практикум

110

Грамматическое и пространственное значения предлогов

1

Комбинированный урок

111

Разряды предлогов

1

Комбинированный урок

111-112

Правописание производных предлогов

2

Комбинированный урок

113

Предлог в предложении и тексте

1

Практикум

114

Предупредительный диктант

1

практикум

115- 116

Р/р Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна – большая вода»

2

Урок развития речи

Р/р 12-13

117

Союз (15)

Союз  как служебная часть речи

1

Комбинированный урок

118 - 121

Разряды союзов по значению: сочинительные  союзы (Соединительные, разделительные, противительные)

4

Комбинированный урок

122- 123

Правописание союзов

2

Комбинированный урок

124- 125

Союз в предложении и  тексте

2

Комбинированный урок

126- 127

Союзы одиночные, повторяющиеся и двойные

2

Комбинированный урок

128

Попарное  соединение союзом однородных членов предложения

1

Комбинированный урок

129

Культура речи. Правильное употребление союзов

Р/к Этикетные слова в моей речи и речи одноклассников

1

Комбинированный урок

Р/к 13

130- 131

Контрольный диктант и анализ его результатов по теме: «Союз»

2

Урок контроля

К/р 6

132-133

Частица (18).

Частица как служебная часть речи.

Виды смысловых частиц

2

Комбинированный урок

134

Раздельное и дефисное написание частиц

1

Комбинированный урок

135

Употребление частицы НЕ

1

Комбинированный урок

136

НЕ в отрицательных и утвердительных предложениях

1

Комбинированный урок

137

Употребление частицы НИ

1

практикум

138- 139

Употребление частиц НЕ _НИ

2

практикум

140

Не с существительными, прилагательными, наречиями

1

Комбинированный урок

141-142

НЕ и НИ с отрицательными  и неопределенными местоимениями  и наречиями

2

Комбинированный урок

143

НЕ с причастиями

1

Комбинированный урок

144-145

Р/р Изложение с  элементами сочинения (упр. 843)

2

Урок развития речи

Р/р 14-15

146-

Частицы в предложении и тексте.

 Р/к Неологизмы и современные иноязычные слова как арсенал общения

1

Комбинированный урок

Р/к 14

147

Культура речи. Правильное употребление частиц

1

Комбинированный урок

148-149

Контрольный диктант и анализ его результатов по теме: «Частица»

2

Урок контроля

К/р 7

150

Междометия и звукоподражательные слова (3ч),  их грамматические особенности

1

Комбинированный урок

151

Разряды междометий

Р/к Игры региона

1

практикум

Р/к 15

152

Вопрос о междометиях и звукоподражательных словах в системе частей речи

1

Комбинированный урок

Трудные случаи разграничения языковых явлений ( 15 часов)

153-157

 Переход одной части речи в другую   

5

Комбинированный урок

158-160

Омонимия слов разных частей речи

3

Комбинированный урок

161-163

Разные виды омонимов

Р/к Фольклор жителей СК

3

Комбинированный урок

Р/к 16

164-165

Словарь омонимов: его назначение, структура, содержание  словарной статьи

2

Комбинированный урок

166-167

Контрольная работа по теме: «Повторение изученного в 7 классе»

2

Урок контроля

К/р 8

Повторение изученного в 7 классе (8 часов)

168-171

Правописание: орфография и пунктуация. Культура речи.

Р/к Языковой портрет жителей СК

4

Комбинированный урок

Р/к 17

172- 175

Резервные часы

4

Комбинированный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по русскому языку для 9 класса по УМК С.И.Львовой и В.В.Львова

программа рассчитана на 2 урока в неделю, содержит поурочное распределение материала, перечень знаний и умений по темам курса, требования к уровню подготовки учащихся...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой

Рабочая программа с развернуутым планированием, подготовкой к ОГЭ...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина. 8 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику С.И.Львовой, рабочая программа по литературе к учебнику Г.С.Меркина с календарно-тематическим планированием. 8 класс...