Имя числительное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

 Кабаева Галина Михайловна

Цель урока:

·        понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;

·        орфография: правописание безударных гласных в корне слова;

·        пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;

·        развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок: «Имя числительное как часть речи».

Цель урока:

  • понятие об имени числительном как самостоятельной части речи; формирование умений определять общее грамматическое значение числительных, их морфологические признаки и синтаксическую роль, находить числительные в тексте;
  • орфография: правописание безударных гласных в корне слова;
  • пунктуация: знаки препинания в сложноподчинённом предложении, тире между подлежащим и сказуемым;
  • развитие речи: развитие навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи; повторение стилей речи.

I. Инсценировка по Ф. Кривину "Имя числительное".

Тысяча (обращаясь к Прилагательному): Миллион извинений! Я отниму у вас не больше одной минуты.

Прилагательное (любезно): Пожалуйста. Слушаю Вас.

Тысяча: Помогите мне устроиться в предложении. Мне нужно немного, самую малость, только бы приткнуться где-нибудь с краешку.

Прилагательно: Чем же я могу вам помочь?

Тысяча: О, ведь вы здесь - самое большое слово, наверное, самый главный член предложения.

Прилагательное: К сожалению, я не главный член. Я всего лишь определение. Вон видите - самое короткое слово? В нём всего четыре буквы. А ведь это подлежащее - главный член предложения.

Тысяча: Так вот оно какое, подлежащее!.. (Подойдя к Подлежащему). Здравствуйте!

Существительное: Здравствуйте! Меня зовут Существительное. А ваше имя?

Тысяча: Числительное. У меня к вам просьба: помогите мне устроится в предложении.

Существительное: Право не знаю, как вам помочь. Все свободные места у нас заняты. Правду говоря, ведь я даже не знаю ваших качеств.

Тысяча: Зачем вам качества! У меня есть количество - и этого достаточно.

Существительное: Количество? Что ж, это тоже неплохо. Знаете что? Я оставлю вас при себе, это будет для вас самое подходящее место.

Какой частью речи является слово "тысяча"?

Как вы это определили?

II. Записывается тема урока.

Учитель сообщает, что на сегодняшнем уроке надо знать их общее значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении; уметь находить числительные в тексте; различать количественные и порядковые числительные.

III. Объяснение нового материала. 

Числительные играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. По частоте употребления числительное занимает 8 место. Самые частотные числительные: один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, десять. Частотность употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов, в которых они используются.

IV. Чтение фразеологизмов с объяснением их значения.

3 - 4 фразеологизмы записываются в тетрадях.

На один зуб (мало), семь потов сошло (очень устал), из первых рук (достоверно), опять двадцать пять (всё сначала), как свои пять пальцев (знать очень хорошо), как две капли воды (очень похожи).

V. Числительные также употребляются в образной речи.

Учитель показывает таблицы с предложениями, ученики вставляют пропущенные числительные, определяют жанр устного народного творчества.

 ……. одёжек, все без застёжек. (Загадка)

….. раз отмерь, ….. раз отрежь. (Пословица)

 …! …! …! …!

Кто не спит у нас в квартире?

Всем на свете нужен сон!

Кто не спит, тот выйдет вон! (Считалка)

Обманули простака

На …... кулака! (Дразнилка)

Трое трубачей трубили в трубы. (Скороговорка)

VI. Учитель знакомит с терминологией урока, ученики записывают их в тетрадь.

Художественный стиль,

научный стиль,

точность,

конкретность.

VII. Учитель предлагает прочитать тексты, определить стили речи текстов.

Текст №1 (записан на доске)

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например: 175?60 - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти.

Текст №2 (красочно оформлен на плакате).

Санкт-Петербург - один из красивейших городов России. По количеству м…стов он стоит на втором месте после Венеции. Если все м…сты города выт…нуть в одну линию, то общая прот…жённость составить одиннадцать километров. Шесть цепных мостов были построены в девятнадцатом веке.

VIII. После определений стилей речи текстов ученики делают вывод, чем отличается научный стиль от художественного (точность, конкретность).

Какие числительные встречаются в тексте №2? (Один, на втором, в одну, одиннадцать, шесть, в девятнадцатом)

На какие вопросы отвечают эти числительные?

IX. Запись на доске и в тетрадях:

Число
(Сколько?)

Количество предметов
(Сколько?)

Порядок при счёте
(Который? Какой?)

два
сорок один

два ученика
сорок один урок

второй ученик
сорок первый урок

По данному образцу внести прописью в графы, где нужно добавить существительные

- Что такое имя числительное?

X. Вывод делают ученики, пользуясь таблицей.

XI. Переписать художественный текст в тетради, вставить пропущенные буквы, объяснить запятую в 3 предложении, подчеркнуть числительные как члены предложения.

 Работа выполняется сильными учениками у доски по цепочке, в случае затруднения помогает учитель.

Вывод учителя: Количественное числительное может быть любым членом предложения. Сочетание количественного числительного (в И. и В.п.) с существительным ( в Р.п.) является одним членом предложения.

XII.

I вариант.

Выписать словосочетания шесть мостов, определить разряд числительного и падеж;

II вариант.

Выписать словосочетание в девятнадцатом веке, определить разряд числительного и его род, число, падеж.

XIII. Ученики I варианта делают вывод: количественные числительные изменяются по падежам.

Ученики II варианта делают вывод: порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

XIV. Закрепление материала.

Чтение § 108. Понятие о числительном. Выполнение упр. 336.

Домашнее задание: § 108 упр. 339.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....