Методическая разработка олимпиады по русскому языку
методическая разработка по русскому языку на тему

Максимова Елена Николаевна

 

Цели проведения олимпиады:

- повышение интереса обучающихся  к русскому языку и его изучению;

- проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;

- оценка уровня владения студентами речевыми навыками;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

 

- выявить одаренных, творчески мыслящих студентов;

- углубить знания обучающихся по предмету, расширить кругозор обучающихся;

- систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;

- формировать умения применять полученные знания на практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrabotka_bpt_olimpiady.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

  Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

«Балаковский политехнический техникум»

Методическая разработка

олимпиады по русскому языку

                                                                

Подготовили:

преподаватели

                                русского языка и литературы

 Игнатьева О.О., Максимова Е. Н.

г. Балаково

2014 г.

Одобрено

предметно-цикловой комиссией

гуманитарных дисциплин и безопасности  жизнедеятельности

Председатель: ______ Е.Н. Максимова

Протокол №     от «     »                        2014 г.

Утверждено

Зам. директора по УР

_____________Л.Б.Хаустова

«___»_______2014г.

Дата, время  и место проведения: 23.05.2014 г.

Преподаватели: Игнатьева О.О., Максимова Е.Н.

Участники: студенты 1курса (по 3 человека от каждой группы)

Цели проведения мероприятия:

- повышение интереса обучающихся  к русскому языку и его изучению;

- проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;

- оценка уровня владения студентами речевыми навыками;

- развитие творческого потенциала обучающихся.

Задачи:

- выявить одаренных, творчески мыслящих студентов;

- углубить знания обучающихся по предмету, расширить кругозор обучающихся;

- систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;

- формировать умения применять полученные знания на практике.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор; видеоролик «Кирилл и Мефодий»; раздаточный материал с заданием олимпиады.

Ход мероприятия

1. Организационный момент

Постановка цели, задач мероприятия.

2. Просмотр видеоролика «Кирилл и Мефодий»

3.  Выполнение  заданий олимпиады

I вариант

1. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове.

Лагерь, инженер, березка, бурьян, рояль, роль, ряд, окрестность.

2. Расставьте ударения в следующих словах.

Алфавит, арест, корысть, комплекс, кульминация, сессия, соболезнование, пролог, сирота, эпилог.

3. Замените заимствованные слова русскими синонимами.

Автоклав, анфилада, досье, коррупция, лепта, монограмма, пантеон, спидвей, теолог, финиш.

4. Почему мы так говорим?

Время истекло; ахиллесова пята; дамоклов меч.

5. Разберите по составу выделенные слова.

Расточка деталей. Из земли показалось три росточка.

6. Замените следующие фразеологизмы одним словом. Составьте с данными устойчивыми сочетаниями 1 -2 предложения (по выбору учащихся).

Спустя рукава, через пень колоду, дело в шляпе.

7. Какое значение имело слово анекдот во времена А.С. Пушкина?

Но дней минувших анекдоты

От Ромула до наших дней

Хранил он в памяти своей. («Евгений Онегин»)

8. Укажите смысловое различие между словами «вперемешку» и «вперемежку». Составьте с ними предложения.

9. Как нужно пунктуационно оформить предложение Он хоккеист, чтобы подчеркнуть, что именно он (а не кто-то другой) увлекается хоккеем или что он хоккеист, а не футболист?

10. Прочитайте предложение: Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришел туда. Кто старше: дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ. Найдите главные члены данного предложения.


II вариант

1. Расставьте ударения в следующих словах.

Медикаменты, приобретение, сегмент, форум, ханжество, эксперт, созыв, силос.

2. Определите, сколько букв и звуков в каждом слове.

Местность, гладкий, бурьян, съемка, каюта.

3. Найдите к заимствованным словам русские синонимы.

Дебаты, гандбол, лоция, индекс, пенальти, финал.

4. Как вы понимаете выражения?

Потемкинские деревни, рожки да ножки, сказка про белого бычка, филькина грамота.

5. Коля получил задание: выделить корни в однокоренных словах в отрывке из стихотворения М. Исаковского. Вот как он это сделал. Прав ли Коля?.

Летят перелетные птицы                         Летят они в дальние страны,

Ушедшее лето искать,                               А я не хочу улетать.

6. Какое языковое явление наблюдается в следующих выражениях?

1) Все это было бы смешно, когда бы не было так грустно. (М. Лермонтов)

2) Можно встретить старика лет двадцати и юношу в пятьдесят. (А. Герцен)

7. О каком времени суток идет речь в одном из лирических отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

Люблю я дружеские враки

и дружеский бокал вина

Порою той, что названа

Пора меж волка и собаки… (Гл.IV, строфа XLVII)

8. Какие два значения может иметь предложение: Ученик знал, что надо отвечать? Как в зависимости от смысла произносится это предложение? Какой частью речи является что?

9. Чем является в данных предложениях слово известно? Обоснуйте свой ответ.

1) Известно, что слоны в диковинку у нас. (И. Крылов)

2) Слоны, известно, в диковинку у нас.

10. Прочитайте предложение, найдите в нем сравнительный оборот и сравнительное придаточное предложение. Как их отличить друг от друга?

Я таю сам, как тает снег.        

Я сам, как утро, брови хмурю. (Б. Пастернак)

        4.  Ответы к  заданиям  олимпиады

I ВАРИАНТ

  1. Лагерь – 6 б., 5 зв.; инженер – 7 б., 7 зв.; окрестность – 11 б., 9 зв.; берёзка – 7 б., 7 зв.; бурьян – 6 б., 6 зв.; рояль – 5 б., 5 зв.; роль – 4 б., 3 зв.; ряд – 3 б., 3 зв.
  2. АлфавИт, арЕст, корЫсть, кОмплекс, кульминАция, сЕссия, соболЕзнование, пролОг, сиротА, эпилОг.
  3. Автоклав – сосуд для нагревания под повышенным давлением;

- анфилада – ряд комнат (по одной оси);

- досье – совокупность документов, папка;

- коррупция – подкуп, продажность;

- лепта – посильный вклад; греческая монета;

- монограмма – инициалы, условный знак;

- пантеон – усыпальница выдающихся людей;

- спидвей – мотогонки на гаревых треках;

- теолог – богослов;

- финиш – конечный пункт, заключительная часть.

4. Время истекло – водяные часы.

    Ахиллесова пята – уязвимое место.

    Дамоклов меч – постоянно угрожающая опасность.

5. Расточка деталей; три росточка.

6. Спустя рукава – кое-как;

    через пень колоду – кое-как;

    дело в шляпе – всё хорошо.

7. «Анекдот» - «история» (во времена А.С.Пушкина).

8. – вперемежку – перемежаясь, попеременно чередуясь;

    -  вперемешку – в беспорядке, в смешанном виде.

9. Между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.

10.Дочь инженера старше сына врача, так как дочь входит в состав подлежащего и является равноправным участником действия, а сын врача ещё маленький: отец привёл его на каток.

Инженер с дочерью пошли;

Врач с сыном пришёл.

II ВАРИАНТ

  1. МедикамЕнты, приобретЕние, сегмЕнт, фОрум, хАнжество, экспЕрт, созЫв, сИлос.
  2. Местность – 9 б., 7 зв.; гладкий – 7 б., 7 зв.; бурьян – 6 б., 6 зв.; съёмка – 6 б., 6 зв.; каюта – 5 б., 6 зв.
  3. – Дебаты – обмен мнениями;

- гандбол – ручной мяч;

- лоция – наука о судовождении;

- индекс – указатель;

- пенальти – наказание;

- финал – конец, завершение.

4. Потёмкинские деревни – показной блеск; рожки да ножки – малая, ничтожная часть; сказка про белого бычка – бесконечный повтор одного и того же; филькина грамота – пустая бумажка.

5. «Лето» не является однокоренным, так как обозначает «самое тёплое время года, следующее за весной».

6. Антонимия (смешно – грустно, старик – юноша).

7. Поздние сумерки.

8. Два значения: «что именно надо отвечать» и «что надо отвечать, а не молчать».

В первом – что – местоимение, во втором – союз.

9. 1) известно – односоставное предложение;

    2) вводное слово.

10.Сравнительное придаточное предложение как тает снег; сравнительный оборот как утро.

Если в сравнительной конструкции нет сказуемого или членов предложения, зависящего от него, это – сравнительный оборот.

        5. Критерии оценивания конкурсных заданий

За каждый правильно выполненный пункт задания – 4 балла.

За половину выполненного пункта задания – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 40.

6. Литература

  1. Казбек-Казиева ММ. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. 5-11 классы. –  М.: Айрис-Пресс, 2011.
  2. Ромашина Н.Ф. Олимпиадные задания по русскому языку. 9-11 классы. – Волгоград: Учитель, 2013.
  3. Симакова, Е.С. Русский язык. Экспресс - репетитор для подготовки к ЕГЭ. – М.: Астрель, 2014.
  4. Пахнова Т.М. Тесты по русскому языку: 10-11 классы. –  М.: Экзамен, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русские посиделки". Методическая разработка занятия по русскому языку со студентами-иностранцами.

Методическая разработка включает в себя конспект урока русского языка для студентов-иностранцев, сценарий приема гостей, описание игр, презентацию....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык» среди студентов СПО....

Методическая разработка "Олимпиада по английскому языку".

Олимпиада по английскому языку для уровня 9-11 классов (групп профподготовки, 1,2 курсов, осваивающих программу основного общего и среднего образования)....

Методическая разработка урока по русскому языку Происхождение и употребление лексики современного русского языка

Методическая разработка урока по русскому языку предназначена для проведения занятия у студентов первого курса, обучающихся специальностям СПО при повторении раздела «Лексика и фразеология&raqu...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Методическая разработка ( Олимпиада по английскому языку)

Данная разработка рекомендована  для студентов 1 курса СПО....

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»

Методическая разработка по родному (русскому) языку «Изобразительно-выразительные средства языка»...