Учебный проект по теме "Словообразование" в 6 классе
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Данный проект поможет усвоить материал одного из сложнейших разделов программы. Проект реализуется на уроках русского языка в 6 классе и занятиях кружка "Занимательная грамматика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchebnyy_proekt.docx30.63 КБ

Предварительный просмотр:

                           Учебный проект                      

D:\Все фото\Школа\2108435361 сентября.jpg

                   Тема: «Словообразование»

                    Творческое название

             «Раз дощечка, два дощечка…»

                                               Аннотация

  Данный проект поможет усвоить материал одного из сложнейших разделов русского языка – «Словообразование». 

   Название проекта взято из детской песни. Проведена параллель: когда строится дом, используется дощечка за дощечкой, когда строится слово, используется морфема за морфемой.

   Проект реализуется на уроках русского языка и на занятиях кружка «Занимательная грамматика».

   Участники проекта – учащиеся 6 класса.

   Вид проекта – краткосрочный (2 недели).

   Основной вопрос проекта: «Как делаются слова?»

   Вопрос учебной темы: «Как образуются слова в русском языке?»

   Дидактические цели:

- формирование умения в определении словообразовательных моделей;

- приобретение навыков работы с дополнительной литературой, материалами Интернета,  работы в группе, работы с родителями, библиотекарем;

- развитие умения видеть суть проблемы;

- применение знаний, умений и навыков в нестандартных ситуациях.

Методические задачи:

- выявить уровень  фактического владения навыками морфемного и словообразовательного разбора;

- создать базу для изучения нового материала;

- упрочить умения в словообразовательных понятиях (способы словообразования).

Темы исследований.

  1. «Дощечки», из которых состоят слова (морфемы).
  2. Строительная работа морфем.
  3. Приставки в гостях у корня –ш- и суффикса –л-(приставочный способ).
  4. «Смыслиночки» - суффиксы (суффиксальный и бессуффиксный способы).
  5. Копилки слов.  (Словари).
  6. «За столом»  у приставок и суффиксов (приставочно-суффиксальный способ).
  7. Всегда вместе (способ сложения).

Результаты:

  1. Презентация «Раз морфема, два морфема, будет…словечко».
  2. Кроссворд из терминов с ключевым словом «Словообразование».
  3. Тест по теме.
  4. Рисунки-шутки.
  5. Реклама «Ехал-ехал… и ПРИехал!»
  6. Обложка книги «Русский – это интересно!»

Этапы и время подготовки проекта.

  1. Мозговой штурм

Обсуждение и выбор темы

1-ый урок темы, 10 минут

  1. Оргмомент

Деление на группы

2-ой урок темы, 5 минут

  1. За круглым столом

Выдвижение гипотезы

3-ий урок темы, 5 минут

  1. Я выбираю…

Выбор творческого названия проекта

4-ый урок темы – проверка задания на дом, 5 минут

  1. Думаем вместе…

Составление плана

Обобщающий урок темы, 20 минут

  1. Ищем интересное и полезное…

Нахождение источников информации:

Работа с дополнительной литературой в кабинете русского языка,

в домашней библиотеке с родителями;

в Интернете с родителями;

в сельской и школьной библиотеках  по каталогу и с библиотекарем

Внеурочное время

  1. Консультирование

Встречи с учителем

По необходимости в дополнительное время

                      Практический выход и защита проекта

  1. Урок русского языка.
  2. Выступление на занятии кружка «Занимательная грамматика».
  3. Выступление перед пятиклассниками на классном часе.
  4. Участие в школьном конкурсе учебных проектов.
  5. Участие в «Смотре знаний» (перед учителями школы, родителями, гостями).

               Выводы участников проекта.

1. Мы изучили 5 способов образования новых слов.

2. Это очень широкая и интересная тема, к ней можно возвращаться еще и еще.

3. Словообразование связано с другими разделами, без понимания способов образования слов нельзя «двигаться» дальше в изучении русского языка.

4. Мне понравилось искать интересные материалы в библиотеке, Интернете, в кабинете, в домашней библиотеке.

5. Оказывается, русский язык – это интересно, а не «темный лес» и не «каша в голове»!

6. Я понял, что родители – мои помощники (а раньше отмахивались от моих просьб!)

                                  Выводы учителя.

  1. Проект достиг цели – контрольный тест все учащиеся выполнили на «4» и «5», вызван интерес к теме, к предмету.
  2. Испытывала  удовлетворение от работы над проектом,  от общения с учениками, узнавая их  в неофициальной обстановке.

 ( Оказывается, мои ребята так талантливы!)

                                      Информационные ресурсы.

  1. Учебник. ФГОС. Русский язык. 6 класс. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и другие. М., Просвещение, 2014.
  2. С.И. Львова. Русский язык. 6 класс. За страницами школьного учебника. М., Дрофа, 2007.
  3. Л.А.Шкатова.  Подумай и ответь.  Занимательные задачи по русскому языку.  М., Просвещение, 1989.
  4. Г.Г .Граник,  С.М.Бондаренко,  Л.А.Концевая. Секреты орфографии. М.. Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка учебного проекта для 8 класса по теме "Книги в нашей жизни"

вводная презентация для проектной деятельности учащихся...

Учебный проект ученицы 6 класса МАОУ СОШ №19, пос Пироговский, Косовой Виолетты "Математика, астрономия, искусство" по теме "Координатная плоскость", 6 класс.

В  проекте я постараюсь рассказать и показать как по известным координатам определить положение точки на плоскости. Но это было бы слишком просто и поэтому мне захотелось эту тему из матема...

Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»

Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...

Учебный проект в 5 классе. Раздел -" Кулинария"

Проектной деятельностью в полном объеме учащиеся начинают овладевать в 5 классе, на уроках технологии. Задача данной работы - введение в проектную деятельность на примере разработки проекта по кулинар...

Учебный проект в 5 классе. Раздел -" Кулинария"

Проектной деятельностью в полном объеме учащиеся начинают овладевать в 5 классе, на уроках технологии. Задача данной работы - введение в проектную деятельность на примере разработки проекта по кулинар...

Учебный проект в 5 классе по теме « Времена года»

Учебный проект в 5 классепо теме « Времена года»...

Выступление на районном семинаре "Работаем по новым стандартам. ФГОС второго поколения".Тема:" Учебный проект для 5 классов. Сказки Г.Х.Андерсена."

Идея данного проекта возникла из-за отсутствия хорошего материала в учебном планировании и учебнике по творчеству Г.Х.Андерсена и из желания учащихся сделать театрализованное представлени...