Урок в 5 классе по теме "Вводные слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Гайдукова Надежда Владимировна

Урок в 5 классе "Вводные слова". Цель: познакомить обучающихся с понятием "вводные слова" и показать возможности этих слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok1.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по УМК С.И. Львовой:

"Предложения с вводными словами".

(§29, 12 урок по теме «Синтаксис и пунктуация»;

урок №55 по тематическому планированию)

Тема урока:  «Предложения с вводными словами».

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель:         Создать условия для формирования представления о вводных словах;

Задачи:

предметные:  формировать умение опознавать (находить) вводные слова в предложении, различать группы вводных слов по значению, графически обозначать вводные слова;

метапредметные: 

познавательные - использовать разные виды чтения (выборочное, ознакомительное, изучающее), анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы,  составлять схемы;

коммуникативные – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

регулятивные – формулировать учебную задачу, осуществлять контроль и самоконтроль;

личностные: формировать навыки сотрудничества и умение уважительно относиться к иному м нению.

Формы обучения: групповая, в парах

Оборудование: презентация,  учебник, ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска

Ход и содержание урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель организует работу учащихся по взаимопроверке в парах  самостоятельной работы №24 в тетради Прохватилиной Л.В. «Проверь себя». Один из учеников дает эталон выполнения домашнего задания. В случае ошибки ученика другие учащиеся исправляют его. Ученики - проверющие выставляют  после взаимопроверки баллы, на основании которых и ставят оценки в соответствии со шкалой, предложенной автором тетради.

III. Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся на основании материала, находящегося на слайде (СЛАЙД №1) сформулировать проблему урока.

Прочитайте предложения:

Он ошибся.

Конечно, он ошибся.

Он ошибся, вероятно.

Он, к счастью,  ошибся.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос: «Как называются слова, выражающие отношение говорящего к сообщению?» На основании проблемного вопроса ставится цель урока.

IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Откройте в учебнике § 29, прочитайте учебный текст.

- Какова тема сегодняшнего урока? («Предложения с вводными словами» СЛАЙД  №2)

Попробуйте на основании материала учебного текста составить схему (учатся преобразовывать информацию из одной формы в другую; СЛАЙД  №3)

-  Какие группы вводных слов по значению бывают? Сколько их?

– Прочитайте эти группы полностью.

– Какое место в предложении могут занимать вводные слова?

– Как называются знаки, которые ставятся при вводных словах? (Выделительные.)

– Что это значит? (Они двойные, с двух сторон.)

– Что общего есть у вводных слов и обращений? (Не отвечают на вопросы, не являются членами предложения и выделяются запятыми.)

V. Первичная проверка понимания изученного.

-  (СЛАЙД  №4)Прочитайте предложения (упр. 308). Найдите внутри простых предложений вводные слова.

(Коллективная работа) Каждому ряду предлагается найти свою группу слов (1р. – вводные слова со значением уверенности, 2 р. – значением неуверенности говорящего, 3р. - чувства), объясняют значения  вводных слов.

Коллективно заполняется таблица, вводные слова распределяются в соответствии со значением. (СЛАЙД  №5)

- Приведите свои примеры вводных слов, продолжив начатый ряд.

VI. Применение знаний и способов действий.

  • - Ребята, обратите внимание на экран (СЛАЙД № 6 ). Попробуйте сгруппировать слова по наличию той или иной орфограммы в вводных словах, которые относятся к разным частям речи. Работать вам я предлагаю в парах.
  • Бесспорно, кажется, случается, к счастью, во-вторых, несомненно, разумеется, по-моему, к сожалению, естественно, во-первых, без сомнения.
  • Словарная работа:

- Ребята, давайте расшифруем запись на слайде (СЛАЙД  №7). Какое вводное слово «спряталось» на картинке?

(ОЧЕВИДНО)

- Как вы думаете, какова этимология этого слова?

  • Прочитайте два предложения (СЛАЙД  №8 ):

1. Мы пришли к счастью.

2. К счастью, мы пришли.

Проведите синтаксический разбор первого предложения, на что вы обратили внимание?

Слово «к счастью» является членом предложения и означает состояние человека. а во втором предложении «к счастью» - это вводное слово со значением «чувство радости».

  • Обратите внимание, как помогают вводные слова при создании текстов-рассуждений (СЛАЙД  № 9 )

Т. Я думаю, что наш класс дружный.

д1 Во-первых,         …

д2 Во-вторых, …

д3 В-третьих,…

в.  В общем,

Попробуйте устно составить собственное рассуждение на заданную тему.

VII. Самоконтроль знаний.

– Найдите «третье лишнее», объясните свой выбор (СЛАЙД  № 10 ):

а) конечно, разумеется, к сожалению;

б) по­моему, к счастью, к сожалению;

в) наверное, очевидно, разумеется.

VIII. Домашнее задание.

Закрепить знания, полученные на уроке,  вам поможет следующее домашнее задание:

составить предложения (5-7), в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом.

IХ. Рефлексия.

Итак, сделаем вывод.

- С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке?

- В каких частях предложения могут находиться вводные слова?

- Что они выражают? Как выделяются на письме?

- С  какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Оцените свою работу на уроке по шкале от 1 – 9 (Представим, что поднимаемся в лифте девятиэтажного дома. На каком этаже вы остановились?0, опираясь на «Алгоритм самооценки»:

1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)

2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)

3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)

4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)

Структура и ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формиру

емые УУД

Время

(мин)

1

Организационная часть

Приветствие, создание комфортной рабочей обстановки в классе. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие. Учащиеся настраиваются на работу.

Регулятивные

0,5 мин

2

Проверка домашнего задания.

Проверка и анализ ошибок, допущенных при выполнении д/з (с/р в тетради Прохватилиной  Л.В. «Проверь себя»), выявление пробелов в знаниях

Взаимопроверка в парах, взаимооценка по шкале

Коммуникативные

5-7 мин

3

Актуализация знаний

Анализ предложений с вводными словами и предложений без вводных слов, постановка главного вопроса урока: «Как называются слова, выражающие отношение говорящего к сообщению?»

Постановка цели и задач,

определение темы урока

Регулятивные, познавательные

2 мин

4

Этап усвоения новых знаний и способов действия

Обеспечение первичного запоминания материала §29 учащимися. Составление схемы по материалу учебного текста

Беседа по вопросам

Работа в парах: составление схемы, ответы на вопросы.

Познавательные, коммуникативные

7 мин

5

Первичная проверка понимания изученного

-Прочитайте предложения

(упр. 308).

Найдите внутри простых предложений вводные слова.

Работают устно, групповая работа по рядам:

1р. – слова, выражающие уверенность

2р. – слова, выражающие неуверенность;

3р. – слова, выражающие чувства говорящего

Познавательные, коммуникативные

3 мин

6

Применение знаний и способов действий

- Сгруппируйте вводные слова по орфограммам (группы пытаются вычленить сами);

-  Упр.309 п.1. Сделайте вывод о том, какую роль играют вводные слова в речи.

Творческое задание. Учатся пользоваться вводными словами при написании текстов-рассуждений;

- Догадайтесь, какое слово спряталось на слайде, подумайте, как это слово образовалось.

- Выполняют работу в парах, группируют информацию.

1) Правописание удвоенной согласной.

2) Правописание  -тся/-ться в глаголах.

3) Употребление дефиса в словах.

4)Правописание существительных с предлогами.

Развивают умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Наблюдают, делают выводы.

Создают свой текст с использованием вводных слов.

Развитие языковой интуиции и умения видеть историю слова (этимология)

Познавательные, коммуникативные, регулятивные

Коммуникативные

Познавательные, регулятивные

5 мин

10 мин

4 мин

7

Самоконтроль знаний

Выявление качества усвоения знаний.

Найдите «третье лишнее слово»

Самопроверка.

Регулятивные

2 мин

8

Домашнее задание

Составить предложения (5-7), в которых одно и то же слово может быть и членом предложения, и вводным словом.

Анализируют домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Регулятивные

3мин

9

Рефлексия

Итак, сделаем вывод.

- С каким синтаксическим явлением мы познакомились сегодня на уроке?

- С  какими трудностями столкнулись? С чем это связано?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

Оцените свою работу на уроке по шкале от 1-9

Оценивают свою работу, отвечают на вопросы

Регулятивные

2 мин

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс Презентация к уроку "Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями и словами ДА, НЕТ"

Презентация к уроку " Предложения с вводными словами и вставными конструкциями"...

Урок – презентация10 класс.Тема: «Душа слова. Этимологический анализ слов»

Цель: дать представление об основных принципах этимологического анализа слов, вызвать интерес к изучению истории родного языка, развивать навыки исследовательской деятельности....

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения в "Облаке слов"".

Открытый урок 5 класс. "Степени сравнения односложных прилагательных в английском языке. Слова исключения  в "Облаке слов"".Видеоурок "Степени сравнения прилагательн...

технологическая карта урока 5 класс "Секреты устаревших слов"

Урок изучения нового материала  по русскому языку из раздела "Лексика" для 5 класса по теме "Устаревшие слова" по программе В.В.Баабайцевой знакомит обучающихся с причин...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Тема: "Обобщающее слово перед однородными членами. Знаки препинания в предложениях с обобщающим словом"...

Урок русского языка по теме «Слова с гласными буквами Е, Ё, И, Я ,Ю в начале слова.» 5 класс

Урок русского языка в 5 классе специальной школы-интерната...