Требования к сочинению
консультация по литературе по теме

Зеленова Татьяна Валерьевна

Подготовка к сочинению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trebovaniya_k_sochineniyu.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к сочинению

  • Объем от 3,5 до 4,5 страниц.
  • Вступление + заключение = 25% сочинения.
  • Главная часть 75%.
  • Приблизительно 6 равных частей: 1-встуление, 4-основная часть и 1-заключение.
  • 5 цитат. Стихотворные 2-4 строки, проза 2-3 строки.

С чего начать

  1. Очень внимательно прочитать и осмыслить тему. Тема (от греч. – то, что положено в основу) Представить ее в виде вопросительного предложения.
  2. Подобрать эпиграф (от греч. – надпись) – цитата, изречение, пословица, помещенные перед текстом сочинения и выражающие основную идею и тему сочинения. Эпиграф записывается в правой половине страницы и без кавычек.
  3. Составить план сочинения. Порядок изложения мыслей. План – гарантия логики сочинения, это сочинение в сильно сжатом виде.
  4. Определиться с жанром сочинения.

Жанры:

  1. Дневник – форма повествования от первого лица, которое ведется в виде повседневных датированных записей.
  2. Литературно-критическая статья – традиционный жанр школьного сочинения (обязательно наличие вступления, основной части и заключения, объединенных одной темой).
  3. Рецензия – критический отзыв о достоинствах и недостатках какого-либо художественного произведения.
  4. Эпистолярный жанр (письмо) – сочинение в виде письма, исповеди, изложение  дум, желаний, мыслей, чувств пишущего или героя произведения.  
  5. Эссе (от франц. – очерк, попытка, проба) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления по конкретному вопросу и не претендующее на исчерпывающую трактовку. Стиль отличается подчеркнутой субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой.
  6. Сочинение – анализ стихотворения  включает в себя восприятие стихотворения, его оценку, истолкование содержания.
  7. Анализ эпизода. Какие мысли автор раскрывает в этом эпизоде, и как это достигается.
  8. Сравнительная характеристика, построенная на сопоставлении, уподоблении. (Какие основания для сравнения, черты сходства и различия героев.)
  9. Сочинение – очерк.

Части сочинения

  1. Вступление.

Виды:

  1. Историческое – начать подступ к теме с разговора об эпохе.
  2. Аналитическое – начать с размышления по поводу какого-либо понятия, входящего в формулировку заглавия темы.
  3. Биографическое – раскрытию темы помогают факты из биографии писателя или сведения об истории создания произведения.
  4. Сравнительное – проведение широких литературных параллелей, перебрасывая «мосты» из XX века в XIX, сопоставляя те или иные тенденции в творчестве писателей разных эпох.
  5. Опрокинутое начало – сочинение начинается с конца.
  6. Лирическое размышление – начало, построенное на сугубо личном материале («Сколько я себя помню…», «Я часто задумываюсь о …»). Связывает предмет сочинения с вашим жизненным опытом, влиянием на вас произведения или творчества писателя.
  1. Основная часть – это развернутая, раскрытая главная мысль сочинения, ответы на вопросы, которые сформулированы в плане. Приводятся доказательства своим словам, обязательно подкрепляются фактами, примерами из текста, цитатами. Можно приводить примеры разных взглядов критиков на произведение, но не нужно представлять их как свои мысли, хотя приветствуется их анализ. Не нужно просто пересказывать произведение. Параллельно с ним должна даваться оценка поведения, действий героев.
  2. Заключение – выводы их имеющихся в сочинении мыслей или разговор о влиянии данного произведения на литературный процесс.

Виды:

  1. Концовка – вывод.
  2. Концовка – ответ на поставленный вопрос.
  3. Концовка – цитата.

Закончив сочинение на черновике, еще раз внимательно перечитайте его, проверив ошибки, исправив неточности, недосказанности. Сверьте еще раз сочинение с планом, вычеркните то, что не соответствует теме сочинения.

«Марать нужно много, чем больше, тем лучше. Писать без помарок нельзя. Человека должно мучить, если он на странице не найдет ни одного места, чтобы зачеркнуть и переправить», - считал великий Толстой, переписывавший «Войну и мир» 8 раз.

«Писать хорошо – это вычеркивать плохо написанное», - считал Чехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку :Требования к написанию сочинения на ЕГЭ,часть"С"

Презентация посвящена подготовке к ЕГЭ по русскому языку,часть "С"...

Конспект урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО ЛИЧНЫМ ВПЕЧАТЛЕНИЯМ»

Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

Требования к сочинению

Памятка предназначена для учащихся 6-11 классов. в ней представлены требования к написанию сочнения...

Требования к сочинению

В данной памятке представлены требования к написанию сочинения...

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ  НА ЛИТЕРАТУРНУЮ ИЛИ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ...

Требования к сочинению

Данный материал содержит информацию для написания сочинения на английском языке, полезен материал для учащихся . сдающих ЕГЭ по английскому языку...

Требования к сочинению по прочитанному тексту.Пишу и оцениваю сочинение.10-11 класс.

В презентации  содержится материал, который может быть использован при работе над сочинение по прочитанному тексту как в 10, так и в 11 классе. Учащиеся по критериям  смогут оценить  на...