Разработка урока-игры «Путешествие в Страну Русского Языка»
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Студеникина Валентина Андреевна

Краткая аннотация использования игровой технологии: Известно, что главное в обучении русскому языку – письмо. Но при завершении крупных тем урока  хорошо проводить нестандартные уроки в игровой форме.

Во-первых, игра- это мощный стимул обучения. Это разнообразная и сильная мотивация учения, возможность реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих. Игра способна оживить саму сухую информацию, сделать ее яркой и запоминающейся, поэтому цель таких уроков не только определить уровень изученной темы, систематизировать знания учащихся , закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, стремление расширить свои знания. Овладение знаниями в игре- это и уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу- и обретение себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра «Путешествие в Страну Русского Языка»

Игровая технология основывается на концепциях , теориях отечественных психологов, психолингвистов, педагогов ( Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Ф.А.Сохин и др.). в которых сформулированы закономерности развития речи и обучения  родному языку.

Краткая аннотация использования игровой технологии: Известно, что главное в обучении русскому языку – письмо. Но при завершении крупных тем урока  хорошо проводить нестандартные уроки в игровой форме.

Во-первых, игра- это мощный стимул обучения. Это разнообразная и сильная мотивация учения, возможность реализовать свои потенциальные возможности и способности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности.

Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: запоминание, интерес, восприятие и мышление.

В-третьих. Игра способна оживить саму сухую информацию, сделать ее яркой и запоминающейся, поэтому цель таких уроков не только определить уровень изученной темы, систематизировать знания учащихся , закрепить умения и навыки, полученные при изучении нового материала, но и воспитать интерес к русскому языку, стремление расширить свои знания. Овладение знаниями в игре- это и уникальное условие сплачивания сверстников, условие обретения интереса и уважения друг к другу, а по ходу- и обретение себя.

Учебный предмет: русский язык- 6 класс

Уровень образования учащихся: класс со средними учебными возможностями.

         Форма учебной работы: внеклассная

Оформление кабинета:

  1. Столы, составленные по два и накрытые скатертью. На столах стоят вывески с обозначениями пунктов, например: «Город Алфавит», пик «Неологизмов» и т.д.
  2. Маршрутные листы.
  3. Карточки с заданиями.
  4. Карточки-таблицы «Х-У-З»
  5. Чистые листы ватмана для стенгазет – бюллетеней.
  6. Музыка (магнитофон).

Организация работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Цели: 

  1. Проверить, обобщить и систематизировать знания учащихся о слове, полученные при изучении раздела «Лексика и культура речи» в форме игры.
  2.   - Воспитывать интерес к предмету, языковую личность учащихся, развивающего разные виды своей компетентности (лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой)

- Воспитывать нравственные качества (дружбы как общечеловеческой ценности)

  1. Формировать умение самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе.

Задачи урока: 1) Дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая        положительные эмоции от процесса познавательной ролевой игры,  а также- конструировать свое собственное знание, обобщать и  делать необходимые выводы.

2) Воспитание коллективизма, чувства ответственности за своих товарищей в процессе работы.

.

Ход урока:

I. Слово учителя:

- Сегодня у нас необычный урок – урок-путешествие. Сегодня мы отправимся в далекую и загадочную страну. Я обещаю вам удивительные открытия, забавные приключения и даже некоторые опасности. Это государство расположилось между двумя океанами : океаном Знаний и океаном Умений. Материк своими очертаниями напоминает две буквы: РЯ  Догадались? Да, да, это страна Русского Языка. Вы сможете сегодня побывать в городе Алфавите, на архипелаге Архаизмов, на плоскогорье Неологизмов, в долине Диалектизмов, в пещере Профессионализмов и в других интересных местах. Для прохождения очень сложного маршрута нам нужны знающие и смелые командиры. Они будут стараться, чтобы все экипажи преодолели препятствия и никто не отстал.  Каждая команда 1) выбирает средство передвижения и маршрут передвижения (путем жеребьевки), 2) ведет бортжурнал, 3) выпускает газету-бюллетень, 4) участвует в конкурсе Знатоков.

В конце путешествия подводятся итоги. Команда, занявшая первое место получает «5», второе место – «4» и третье - «3», но если разница между 1-2, 3-4 местами не более 2 – 3 балла, оценка не занижается. Итак, начинаем путешествие. (проводится жеребьевка).

Каждая команда получает путевой лист, в котором обозначен маршрут (т.е. порядок следования): город Алфавит – пещера Архаизмов – плоскогорье Неологизмов – архипелаг Диалектизмов – долина Профессионализмов – пик Фразеологизмов.(порядок следования у каждой команды разный)

Имея на руках маршрутные листы, ребята отправляются в путь, к месту назначения, обозначенного в маршрутном листе (например, город Алфавит или пик Фразеологизмов) и за определенное время должны ответить на вопросы пропуска, чтобы войти, например, в город Алфавитов. В местах назначения ребята получают новые сведения, которые потом используют используют в выпуске газеты-бюллетеня и ведении бортжурнала.

I  Пункт назначения: Город Алфавит

(Путешественников встречает стража: Мягкий и Твердый знаки. Они задают ребятам вопросы:

  1. Когда и кем был создан алфавит?
  2. Подберите синоним к слову алфавит.
  3. Сколько букв в алфавите?

Ответив на вопросы, ребята проходят в город. Там Мягкий и Твердый знаки дают команде ребят карточки-таблицы « Х- У- З» ( Х- что мы знаем, У – что хотим узнать, З –это мы узнали или нам осталось узнать).Потом Мягкий и Твердый знаки ведут экскурсию по городу. Они рассказывают об истории некоторых букв, о том, почему одних букв больше, других меньше встречается в речи. Рассказывают о происхождении алфавита, о возникновении письма, о первых книгах, предметах письма. Рассказывают о грамотах, написанных Онфимом, новгородским летописцем, около 800 лет назад и обнаруженных во время археологических раскопок в 1956 году.

После экскурсии ребята заполняют карточки-таблицы «Х-У-З» .На память Мягкий и Твердый знаки дарят ребятам визиточки.

II  Пункт назначения: плоскогорье Неологизмов

Стражники преграждают путь. Чтобы проследовать на плоскогорье необходимо разгадать ребус и пройти испытания вопросами:

  1. Назовите только неологизмы: микрокомпьютер, афганец .имидж, барабан, башмак, пейджер, население, скамья, труба, ноутбук, целинник.
  2. Назовите неологизмы, которые появились в связи с освоением космоса.
  3. К слову неологизм подберите антоним.

Ответив на вопросы, ребята проходят. Стражники раздают карточки-таблицы «Х –У -З» Житель плоскогорья ведет экскурсию и рассказывает о новых словах, оборотах речи, появившихся в языке с ростом культуры, развитием науки и техники, в связи с изменением общественных отношений, условий жизни народа. Житель плоскогорья Неологизмов познакомит с историей слов, рожденных в последние десятилетия. На улице Маяковского ребята получают задание: какие здесь, на этой улице, живут слова (получают карточку со стихами Маяковского, в которых находят и подчеркивают неологизмы). Заканчивает свою экскурсию Житель плоскогорья Неологизмов стихотворением «Русские слова» . Это стихотворение получает каждый участник группы, посетивший плоскогорье. Затем ребятами заполняются карточки-таблицы « Х – У – З »

III  Пункт назначения: архипелаг Архаизмов

Встречает путешественников дружинник. Он дает задания:

  1. Как в лингвистике называются устаревшие слова?
  2. Что обозначает слово светец ?
  3. Чем архаизмы отличаются от историзмов?

Получив пропуск и карточки-таблицы «Х – У – З » ребята-путешественники продвигаются по архипелагу. Житель этой страны ведет экскурсию. Он рассказывает о том, что устаревшая лексика неоднородна по своему составу, что выделяются архаизмы и историзмы, рассказывает о причинах того, почему уходят из активного состава те или иные слова, где используется устаревшая лексика, приводит примеры из произведений русской классики (Лермонтова М. Ю., Толстого А. Н., Пушкина А. С.  И др.). Заканчивает свою экскурсию стихотворением С. Маршака, которое затем вручается каждому участнику путешествия. Затем ребята заполняют карточки-таблицы « Х –У – З»

IV  Пункт назначения: долина Диалектизмов

Встречает у ворот долины этнограф, вручает карточку с вопросами :

 

  1. Назовите 2 диалектных слова.
  2. Кто в России начал собирать диалектные слова и составил  словарь живого великорусского языка?
  3. Как в словаре помечаются диалектные слова?

   Ответив на вопросы и получив карточки-таблицы «Х – У – З », ребята идут на экскурсию по долине Диалектизмов. Этнограф  рассказывает о различных говорах, о В. И. Дале, который составил словарь живого великорусского языка, об использовании диалектизмов писателями разных эпох. Заканчивается экскурсия стихотворением А. Яшина «Родные слова». Это стихотворение вручается каждому на память об этой экскурсии. Его логично использовать при выпуске газеты – бюллетеня. Заполнив карточки- таблицы «Х- У -З» следуют к пещере Профессионализмов.

V  Пункт назначения: пещера Профессионализмов

Гостей встречают  ребята в костюмах разных профессий. В качества пропуска в пещеру Профессионализмов вручается карточка с вопросами:

1 Отгадайте, кто мы по профессии? Как вы догадались?

2. Скажите, а как еще можно определить человека по профессии?

3.Какая у человека профессия, если он постоянно употребляет такие слова: верстак,   стамеска, стружки, ножовка

Во время экскурсии ребята узнают о том, что на свете очень много профессий  и у каждой свои орудия и продукты труда, свойственные только ей трудовые процессы и что для названия всего этого существуют слова – профессионализмы. Узнают, каким путем (способом) создаются профессионализмы, как обозначаются в толковых словарях, послушают рассказ «Зубцовка» Б. Кисина. Заканчивается экскурсия стихотворением К. Симонова «Танк». Его и получают в качестве визитной карточки. Заполнив карточки-таблицы «Х-У-З» ребята отправляются на веселый привал.

Закончив путешествия ребята останавливаются на «Веселом привале». (здесь учитель собирает карточки-таблицы « Х-У-З»  и проводит шуточные конкурсы, связанные с темой урока).

После привала ребята обмениваются мнениями о своем путешествии. Рассказывают  о том, что нового узнали.

Домашнее задание: Каждая команда  выпускает стенгазету-бюллетень «Путешествие в страну Русского Языка» (в газете рисунки, ребусы, шарады, стихи, придуманные самими ребятами, сочинения-миниатюры).

Рефлексия урока-игры проводится на следующем уроке. Вывешиваются стенгазеты- бюллетени и затем жюри (привлекаются старшеклассники ) и учитель  внимательно изучают материалы , помещенные в них. При подведении итогов путешествия в Страну Русского Языка учитывается соответствие тематике, качество рисунков, содержательность сочинений-миниатюр, шарад или кроссвордов, эстетика выполнения.

Приложение:

  1. А. Яшин «Родные слова»

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши – тетерева,

Летятина – дичь,

Пересмешки – молва,

Залавок – подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугревушка,

Фыпики – снегири;

Дежень,

Воркуны вне закона,

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретена.

Возилкой

Неполный мешок с зерном

Вчера назвала мельничиха,

Поднебицей – полку под потолком,

Клюкву – журавлихой.

Нас к этим словам привадила мать,

Милы они с самого детства.

И ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.

Но как отстоять его,

Не растерять

И есть ли такие средства?

  1. Л. Татьяничева «Новоселье»

Изморозь зовут здесь морзянкой.

Называют падерой

Пургу

В кожушках,

Надетых наизнанку,

Лиственницы пляшут на снегу.

Пляшут так,

Что аж поземка вьется,

Кружится от счастья голова…

Желтолобым олененком солнце

Смотрит из-за каждого ствола.

Здесь седые неулыбы-ели

Елушками кличут,

Как невест…

Я пришел к зиме на новоселье.

В густохвойный осветленный лес.

  1. С. Маршак

- Что значит, дедушка, лакей? –

Спросил один из малышей.

- А что такое камергер?-

Спросил постарше пионер.

- Лакей господским был слугой,

А камергер – вельможей,

Но тот, ребята, и другой –

Почти одно и то же.

У них различье только в том,

Что первый был в ливрее,

Второй – в мундире золотом,

При шпаге, с анненским крестом,

С Владимиром на шее.

  1. Б. Кисин «Зубцовка»

Марки напечатаны. Лист покрыт с обратной стороны клеем. Теперь нужно позаботиться, чтобы легко было отделять марки одну от другой. Для этого между ними особыми иголками пробивают дырочки, как говорят, производят перфорацию. В результате у марки, оторванной от соседних, и появляются зубцы.

Зубцовка имеет большое значение в коллекционной практике. Марка может быть самой обычной, достать ее несложно. Но если с какого-то края на один зубец, даже на ползубца больше или меньше, она уже считается редкой. Каждый коллекционер должен уметь точно определять зубцовку. Она зависит от машины, на которой перфорируют марку. Основных видов зубцовки три: гребенчатая, рамочная, линейная.

Если вертикальная и горизонтальная просечки производятся на разных машинах, могут получиться смешанные зубцы, т.е. количество зубцов по горизонтали и вертикали будет различным.

Иголки на перфорационной машине могут располагаться по-разному. Вследствие этого и зубцовка получается различной.

Иногда одна или несколько иголок ломаются – на марке будут отсутствовать соответствующие отверстия. Бывает и так, что на перфорацию лист попадает вторично. Получается очень мелкая, так называемая бриллиантовая зубцовка. Встречаются марки, у которых перфорированы только верхний и нижний края, боковых же зубцов они не имеют.

В настоящее время беззубцовые марки выпускаются исключительно в коллекционных целях. Тираж таких марок обычно невелик и они сразу становятся редкостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра "Путешествие по стране Русский язык"

Урок - игра "Путешествие по стране Русский язык". Повторение темы "Лексика"....

Разработка мероприятия по русскому языку «Путешествие в Страну Русского Языка».

Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 5-6 классов. Может быть использованно для проведения массовых мероприятий (утренников,КВН,конкурсов). Задания, используемые в этой разработк...

Урок-игра "Путешествие по стране русского языка"

Познавательное пушествие по стране русского языка...

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ "Путешествие в страну "Русский язык" 6 класс

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку для обучающихся с ОВЗ 5-6 классы...