Урок русского языка в 7 классе на едином лексическом материале (по произведениям А.С.Пушкина). "Причастие"
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) по теме

Запальская Елена Викторовна

Тип: повторение и обобщение

Цели:

1. Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и обособлять причастный оборот.

2. Развивать память, внимание, кругозор, логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся за счёт включения в речь причастий.

3. Прививать интерес к литературе, воспитывать положительные нравственные качества.

Оборудование: оценочный лист, иллюстрации, портреты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе на едином лексическом материале

(по произведениям А.С.Пушкина)

Автор-составитель: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 13» г.Лысьва Елена Викторовна Запальская

Тема: «Причастие»

Тип: повторение и обобщение

Цели:

1. Повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и обособлять причастный оборот.

2. Развивать память, внимание, кругозор, логическое мышление, пополнять словарный запас учащихся за счёт включения в речь причастий.

3. Прививать интерес к литературе, воспитывать положительные нравственные качества.

Оборудование: оценочный лист, иллюстрации, портреты

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Актуализация. Звучит стихотворение А.С. Пушкина в исполнении актёров театра.

Учитель: Кому принадлежат строчки?        (А.С.Пушкину)

Учитель: В 2014 году исполняется 215 лет со дня рождения одного из самых значительных поэтов и писателей мировой литературы – А.С.Пушкина. И сегодня мы не раз будем обращаться к строчкам великого поэта. Эпиграфом к нашему уроку послужат строчки: «Читать Пушкина – истинное наслаждение. Нет никого, кто не любил бы Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека» Найдите в тексте причастие (проникнута)

Учитель: Мы с вами завершили изучение причастия. Какие цели поставим на сегодняшний урок?

Ученики: Повторить и обобщить знания о причастии.

Учитель: Я предлагаю это сделать на материале произведений А.С.Пушкина. В течение урока нужно заполнить оценочный лист, отмечая любым знаком качество выполнения задания.

Задание

Всё правильно

Есть ошибки

Ничего не получилось

Синтаксический разбор

Выборочный диктант

Работа в группах

Кодированный диктант

Словарно-орфографический диктант

Итого

        

Учитель:

- Что называется причастием?

- Какие два вида причастий мы знаем?

- Признаки каких частей речи сочетает в себе причастие?

3. Повторение и обобщение.

Синтаксический разбор (1 ученик у доски, возможно использование интерактивной доски)

В раннем детстве мы с волнением тревогой и сочувствие следим за судьбой царевича Гвидона, ожидаем чуда, и оно происходит на наших глазах. (повеств., невоскл., сложн.)

Учитель:

- Найдите в тексте прилагательное (раннем)

- Какие признаки прилагательного имеются у причастия (род, число, падеж)

- Когда пишется Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных?

Выборочный диктант.

Прослушайте строчки, выпишите прилагательные и причастия с Н и НН, объясните написание. Откуда эти строчки?

- Сижу за решёткой в темнице сырой

Вскормлённый в неволе орёл молодой («Узник»)

- И ясны спящие громады

Пустынных улиц, и светла

Адмиралтейская игла. («Медный всадник»)

- Весёлым треском

Трещит затопленная печь («Зимнее утро»)

-….Ныне там

По оживлённым берегам

Громады стройные теснятся

Дворцов и башен…(«Медный всадник»)

-Накануне решительного дня Марья Гавриловна не спала всю ночь; она укладывалась, увязывала бельё и платье, написала длинное письмо к одной чувствительной барышне, её подруге, другое к своим родителям («Метель»)

- Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединённый,

Печальным снегом занесённый,

Твой колокольчик огласил. (И.И.Пущину)

Работа в группах

(разноуровневое задание)

1 группа (средний уровень) списать , вставить пропущенные буквы, выделить орфограммы.

2 группа (уровень выше среднего) – выписать причастия, определить страдательные или действительные, выделить суффиксы, при помощи которых образованы причастия, а также выписать прилагательные, выделить суффикс.

(В) его стихах нет иск(с,сс) твенности, они написа(н,нн)ы естественно и живо. Иногда это  ст…ри(н,нн)ые предания, порой стихи, посв…щё(н,нн)ые друзьям, или описание осе(н,нн)ей природы. Поэт, чутко подм…чающий м…лейшие изм…нения в пр…роде, также великолепно знает н…родные обычаи.

Кодированный диктант.

Поставить в ряд 10 цифр от 1 до 10. «Д» - действительное причастие, «С» - страдательное причастие.

Прослушать строчки, определить действительное или страдательное причастие.

Ответ показывается после выполнения на доске.(возможно использование интерактивной доски, ученик может решать на доске, а потом исправлять с помощью учителя)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

д д с с с д с д д д

  1. Мой друг, забыты мной следы минувших лет («Мой друг»)
  2. Они вспоминают минувшие дни и битвы, где вместе рубились они…(«Песь о вещем Олеге»)
  3. На почве, зноем раскалённый…(«Анчар»)
  4. Но страстью пылкой утомлённый, не ест не пьёт Руслан влюблённый («Руслан и Людмила»)
  5. Из шатра, толпой любимцев окружённый, выходит Пётр…(«Полтава»)
  6. Мечом развинувший пределы («Русалн и Людмила»)
  7. Другой – Фарлаф, крикун надменный,В пирах никем не побеждённый…(«Руслан и Людмила»)
  8. В мольбах и гаданьях проведший свой век… («Руслан и Людмила»)
  9. Слуга, поскакавший за Дубровским, воротился. («Дубровский»)
  10. Владимир Андреевич воображал грустный образ жизни, ожидающий его в деревне. («Дубровский»).

Словарно-орфографический диктант. «Не с причастиями» .(возможно использование интерактивной доски, ученик может решать на доске, а потом исправлять с помощью учителя)

Записать словосочетания, выделить орфограмму (выполняется на доске).

Не читающий стихотворения, ещё не читавший Пушкина, не знающий поэзию, совсем не знающий творчества Пушкина, не порицающий, а восхваляющий; не прочитан.

Учитель: В стихах Пушкина сочетаются простота изложения с удивительной глубиной мысли. Нет никого, кто бы не любил Пушкина. Его поэзия проникнута глубокой верой в человека. Стихотворения А.С.Пушкина воспитывают в нас доброту, любовь к природе, любовь к ближнему, чувство товарищества, любовь к Родине.

Рефлексия. Подведение итогов в оценочном листе.

Домашняя работа. Записать 5 предложений с причастиями, использованными на уроке.

Желающие: «Интересные факты из жизни А.С.Пушкина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция уроков русского языка и литературы при изучении лексических средств создания комического в 5 классе.

  Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка...

Наглядные материалы (таблицы, схемы) для уроков русского языка (5 класс)

При объяснении нового учебного материала большое внимание уделяю наглядности, графическому оформлению теории. Иногда предлагаю ребятам уже готовые схемы/таблицы, иногда - частично заполненные (учащиес...

Урок русского языка ФГОС "Слово и его лексическое значение. Словари"

Урок русского языка по теме "Слово и его лексическое значение. Словари" предназначен для учащихся 5 классов ( УМК Баранов М.Т., Ладыженская Т.А.) и разработан с учетом требований ФГОС. Материал состои...

Материалы к уроку русского языка 5 класс "Простое и сложное предложение"

Урок будет актуален в канун Нового года, т.к. материалы упражнений и заданий объединены одной тематической группой 2Новый в год в разных странах"....

Технологическая карта урока русского языка "Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)"

Технологическая карта урока русского языка Тема:  Лексикология. Слово и его лексическое значение (вводный урок)Класс: 5 Цели: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и вы...