Работа над частью С.
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Амирагова Алла Ильинична

Помощь ученикам в работе над частью С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_chastyu_s.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над частью С

I этап.

        Прочитать текст

        Для того чтобы успешно выполнить задания части С очень важно понять исходный текст,  то есть выяснить, о чем пишет автор, что его тревожит, над чем он размышляет, какими мыслями, чувствами он хочет поделиться с читателем, в чем он хочет его убедить, от чего предостеречь…

 А чтобы понять исходный текст, необходимо не только его внимательно прочитать, но и определить стиль и тип этого текста.

        1. Верное определение стиля исходного текста поможет определить не только степень эмоциональности этого текста, но и авторскую позицию.

        В текстах научного стиля, к примеру, авторская мысль передается точно, ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, так как для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.

        Тексты публицистического стиля, напротив, эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и эмоционально воздействовать на адресата (очень часто – убедить читателя в своей правоте). Авторская позиция в публицистических текстах передается, как правило, прямо, открыто. Важно увидеть стилистически окрашенные средства текста, которые не только эмоционально воздействуют на читателя, но и помогают передать авторскую позицию.

        В текстах же художественного стиля для понимания авторской позиции очень важен подтекст, глубинный смысл высказывания, полностью не выраженный в «ткани» текста.

        Для адекватного понимания содержания исходного текста очень важно определить и тип речи (описание, повествование, рассуждение), так как «именно тип речи определяет способы формирования и разворачивания» авторской мысли.

        В описательных текстах основная информация раскрывается через описание существенных, наиболее значимых (с точки зрения пишущего, разумеется) частей предмета, его свойств… И задача – увидеть, понять и оценить все «составляющие» описываемого в исходном тексте предмета.

        В повествовательных текстах необходимо проанализировать последовательность событий, поступков героев и самим сформулировать авторскую идею. Она, как правило, не предъявляется в тексте открыто.

        В рассуждении же пишущий обсуждает ту или иную проблему, выдвигает свои утверждения (тезисы), аргументирует их и делает выводы. Вывод, как правило, по своему содержанию напоминает тезис и часто расширяет его. Казалось бы, главное в рассуждении – найти авторский тезис, аргументацию и вывод, оценить точку зрения автора и построить свое аргументированное суждение. Но не все так просто. В публицистике и художественной литературе тексты-рассуждения строятся свободно, без четкого разделения на тезисы, доказательство и вывод. К тому же очень часто в тексте-рассуждении за достаточно простой и конкретной авторской мыслью стоит широкая нравственная (философская, социальная…) проблема. И задача, состоит в том, чтобы увидеть и сформулировать эту проблему.

        Надо помнить также, что типологическая структура текста редко бывает однородной («чистое» описание, повествование или рассуждение). Чаще всего мы имеем дело с «комбинированным» текстами, где объединяются элементы разных типов речи. Но при этом всегда можно выделить доминирующий, ведущий тип речи, по законам которого и создан тот или иной текст, по законам которого раскрывается тема и идея этого текста.

        Иными словами, верное определение стиля и типа речи помогут не только определить главное и второстепенное в тексте, но и с большей степенью достоверности понять исходный текст (его тему, проблему, авторское отношение к заявленной в тексте проблеме).

II этап

        Выделить основные предложения, которые помогут определить одну из проблем текста.

III этап

        Сформулировать проблему (желательно в виде вопроса).

        Проблема - это основной вопрос, который рассматривает автор в анализируемом тексте (основной вопрос, который автор ставит и решает; та сторона действительности, которая особенно интересует автора).

Что значит «сформулировать» проблему текста?

В словаре С.И Ожегова читаем: «формулировать» = кратко и точно выражать мысль. Значит, в нашем случае при анализе исходного текста вы должны уметь кратко и точно называть вопросы, которые особенно интересовали автора при написании конкретного текста.

В тексте чаще всего бывает не одна, а несколько проблем. И самое разумное, конечно, в этом случае – выделить главную проблему. Основная проблема, безусловно, это та проблема, по которой отчетливо заявлена авторская позиция (именно основная проблема в центре внимания пишущего, именно над ней он в основном размышляет, затрагивая попутно и другие проблемы).

 Если вы затрудняетесь с определением основной проблемы,  найдите  в тексте авторскую позицию. Задайте себе вопрос: ради чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать читателям? Авторская позиция и есть, как правило, ответ на главную проблему текста.

Например, прочитав конкретный текст, вы поняли, что автор хотел донести до своих читателей главную мысль:

Главная проблема текста

Авторская позиция

по главной проблеме

Чтение художественной литературы играет огромную роль не только в развитии подростка, но и в становлении его как личности.

Сформулируйте главную проблему текста в виде вопроса. Вспомните механизм перевода вопросного плана в формулировку проблемы (и наоборот): этот «технический прием» поможет вам сформулировать главную проблему текста. В результате мы получаем:

Главная проблема текста

Авторская позиция

по главной проблеме

Какую роль играет художественная литература в жизни подростка?

Обратите внимание на смысловую соотнесенность выделенных в таблице рубрик.

IVэтап

Прокомментировать проблему

Комментарий проблемы – это не пересказ текста.

Обычно под комментарием понимают «толкование», пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста. Комментарий - это та часть вашей работы, которая демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста). Читая ваш комментарий, эксперты проверяют не только ваше умение строить связное монологическое высказывание, но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста, увидели ли вы аспекты проблемы, намеченные автором, умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.

        Выделяют два типа комментария: текстуальный и концептуальный. Текстуальный комментарий наиболее простой.

При текстуальном комментарии, учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором в раскрытии проблемы.

Не следует забывать, что комментарий должен обязательно опираться на исходный текст.

Следует помнить, что комментарий представляет собой «переходный мостик» от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по заявленной проблеме. А потому здесь достаточно уместны такие «переходные предложения», как:

        Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

        Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на...

        Проблема, поднятая автором, несомненно, вызывает интерес, потому что…

        Проблема, заявленная автором, заставляет нас глубоко задуматься о…

        Это одна из самых острых (злободневных, актуальных, важных…) проблем нашего времени.

        Актуальность этой проблемы (ее актуальность) состоит в том, что… (обусловлена тем, что…)

        Кто из нас не сталкивался с этой проблемой?

        Остановимся на этой проблеме подробнее.

        Рассмотрим эту проблему подробнее. Ее актуальность очевидна (не вызывает сомнений)… Как ни странно (как ни удивительно), но эта проблема касается каждого из нас…

«Переходное предложение» очень важно в вашем сочинении. Оно указывает на связность вашего текста: переход от одной микротемы к другой; от одного абзаца к другому. После «переходного предложения» должен последовать ваш собственный комментарий.

Ваша задача на этом этапе работы с текстом – не сбиться на пересказ и не увлечься чрезмерным цитированием.

На этом этапе надо вспомнить типовые конструкции, которые используются в русском языке для передачи действий автора.

Автор рассказывает

        сообщает

        концентрирует внимание читателя на

        подчеркивает

        обращает наше внимание на

        выделяет

        замечает

        указывает на

        размышляет над чем

        приводит одно из определений

        высказывает интересное предположение

        причину (чего) видит в чем

        особо останавливается на

        анализирует (характеризует, описывает, разбирает)

        неоднократно возвращается к

        подробно комментирует

        затрагивает что

        касается чего

        ссылается на

        иллюстрирует

        приводит примеры (факты),

Если полемическая статья, понадобятся другие глаголы:

Автор полемизирует (спорит) с кем по какому вопросу

        возражает кому в связи с чем

        опровергает что

        не соглашается с чем

        отрицает

        обвиняет кого в чем

        разоблачает кого

        соглашается с кем

        разделяет мнение кого

        отстаивает что

        доказывает

        убеждает кого в чем

        сравнивает (сопоставляет) что с чем

        противопоставляет что чему

V этап        Сформулировать позицию автора.

Что значит сформулировать авторскую позицию?

Это значит самим понять, а потом изложить авторскую идею, авторскую позицию, то есть осознать и сформулировать: что хотел сказать автор? Какова была цель его высказывания? Ради чего он все это написал? Как он сам относится к поставленной проблеме? Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

На что здесь нужно обратить внимание?

  1. Авторская позиция в тексте проявляется в различном отношении автора к изображаемому. Автор может:

- положительно относиться к изображаемому;

- отрицательно (осуждающе, саркастически);

- неоднозначно;

- двойственно;

- скептически;

- иронически (с юмором).

2. Надо помнить, что авторская позиция может быть выражена в тексте или прямо (в отдельных предложениях текста, содержащих прямые обращения к читателю; в лирических отступлениях, ремарках, вставках…), или косвенно (в эпиграфах, в названии произведения, вставных эпизодах, через художественные приемы и художественные детали…).

                В художественных текстах (в отличие от публицистических, к примеру) позиция автора часто не выражается прямо. И все-таки мы так или иначе всегда ощущаем авторское присутствие. Как правило, мы без труда понимаем, что хотел сказать пишущий. Авторскую идею нам часто помогает понять речь героя, его портрет, мысли героя, его поступки… Очень часто в художественных произведениях свое отношение к описываемому автор передает через пейзаж, интерьер… Авторское отношение к изображаемому помогают нам понять также изобразительно-выразительные средства языка (ирония, аллитерация, сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологизмы, перифразы…) и синтаксические средства и приёмы (риторические вопросы, риторические восклицания, многоточие, порядок слов, вводные слова, модальные слова и частицы, лексические повторы…).

Типовые конструкции для выражения авторской позиции.

        автор считает (полагает, утверждает) , что

        автор подводит читателя к выводу о том, что

        автор заставляет читателя задуматься над чем

        автор отрицает, что

        автор иронизирует над кем (чем)

        автор осуждает кого (что)

        автор (не) соглашается с чем

        автор полемизирует с кем по какому поводу

        автор разделяет мнение кого

        автор возражает кому в связи с чем

        автор опровергает что

        автор критикует кого

        автор обвиняет кого в чем

        автор разоблачает кого

        автор отстаивает что

        автор доказывает что

        автор убеждает кого в чем (автор убежден в том, что)

        автор призывает к …, так как убежден в том, что

        автор с возмущением пишет о том, что

        автор открыто заявляет о своей гражданской позиции

        отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

        позиция автора по затронутым вопросам очевидна

        основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том

        Здесь возможны причастные и деепричастные конструкции:

        автор, ссылаясь на… (приводя примеры), утверждает, что

        автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие что (свидетельствующие о чем, касающиеся чего)

        рассуждая о…, автор сожалеет о том, что

К сожалению, встречаются и фактические ошибки. Нередко учащиеся  путают автора текста (автора-рассказчика) и героя текста (героя-рассказчика).

Следует помнить, что речь от первого лица в художественном тексте обычно принадлежит герою-рассказчику. Не надо путать его с автором текста. Позиция героя текста и автора текста могут и не совпадать.

VI этап

 Выразить свое мнение по сформулированной проблеме, согласившись с позицией автора.

Обратите внимание!

Ваше мнение (ваше отношение к позиции автора), безусловно, должно соотноситься с проблематикой исходного текста!

А что значит аргументировано выразить собственное мнение? Что такое аргументация?

Аргументация – это привидение доказательств, объяснений, примеров для обоснования вашей мысли.

Ваше аргументированное суждение будет представлять собой, по сути дела, микротекст-рассуждение. Вспомним схему построения классического текста-рассуждения:

        - тезис (положение, которое надо доказать);

        - аргументация (доказательства, доводы);

        - вывод (общий итог).

В вашем сочинении (с учетом формулировки задания к части С) схема микротекста-рассуждения будет выглядеть следующим образом (один из его вариантов):

        - тезис (ваша позиция по сформулированной вами проблеме исходного текста и точке зрения автора; желательно передать не только свое согласие, но и свои эмоции по поводу авторской позиции);

        - аргументация (доказательства: 2 примера);

        - вывод (общий итог)

В русском языке существует достаточно большой арсенал типовых конструкций для выражения собственного мнения по тому или другому вопросу (проблеме, положению, позиции автора, оппонента).

Некоторые из них:

        С мнением (позицией, доводами) автора трудно не согласиться.

        Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется, прежде всего подчеркнуть…

        Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствия у читателя…)

Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

Свое «я» учащиеся  могут выразить при помощи:

- вводных конструкций:

        Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, думаю, полагаю),…;

- деепричастных оборотов в сочетании с безличными конструкциями:

        Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать…

        Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…

        Разделяя точку зрения автора, хочется добавить…

        При аргументации можно использовать также следующие конструкции:

        Приведем пример…        

        Сошлемся, например, на…

        Возьмем в качестве примера…

        Сравним…        

        Сопоставим…

        Во-первых, во-вторых, в-третьих,…

        С одной стороны, с другой стороны, наконец…

        Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда…

        Никто (из нас) не будет отрицать, что…

        Никто из нас не будет возражать против того…

        Каждый из нас может привести множество аргументов в защиту авторской позиции. Во-первых…

        Ярчайшими примерами тому могут служить не только…, но и…

Этот список вы можете продолжить сами.

Какие аргументы чаще всего представлены в сочинениях выпускников?

Чаще всего в сочинениях в качестве аргументов экзаменуемые приводят:

  1. Реальные факты из жизни окружающих (достойные подражания или крайнего осуждения);
  2. Свои собственные наблюдения и выводы (учащийся, обращаясь к событиям своей жизни, ссылается на факты, имеющие прямое отношение к доказываемому тезису);
  3. Предположительные примеры (что могло бы быть при определенных условиях);
  4. Примеры из художественной литературы;
  5. Примеры из исторической и научно-популярной литературы; очень многие выпускники используют знакомые по 9 классу материалы и сборников текстов для изложений;
  6. Примеры из художественных фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;
  7. Свои суждения, почерпнутые при изучении школьных предметов, в частности «Граждановедения», «Основ обществознания»

        Заключение в сочинении должно быть обязательно! Именно заключение обеспечивает смысловую цельность как вашей аргументации (микротекста-рассуждения), так и всего сочинения в целом! Заключение, конечно, может быть разным. Как правило, в сочинениях тестируемых заключение – это логическое завершение ваших рассуждений о проблеме текста, авторской позиции, оно органично связано с проблематикой текста, в нем вы выражаете ваше личностно-эмоциональное отношение к авторской позиции.

Типовые конструкции, используемые в заключении

        В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)

        В заключение сочинения хочется добавить…

        В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)

        Следует сказать (отметить, подчеркнуть)

        Особо следует выделить (отметить)

        Итак,

        Следовательно

        Таким образом

        Потому (поэтому)

Список типовых конструкций вы можете продолжать сами.

Помните также о том, что это – последняя часть вашей работы, последний «аккорд» в вашем сочинении. В отличие от устного экзамена (где вас могут недослушать) эксперт обязательно прочитает ваше сочинение до конца. Поэтому, чтобы произвести на эксперта достойное впечатление, продумайте заключение заранее, чтобы из-за недостатка времени не «скомкать» его и получить высший балл по категории К5.

Желаю успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ. Работа над частью С.

На данном уроке формируются умения выделения  проблемы, способы выявления и формулирования авторской позиции, комментирования текста и аргументирования собственной позиции...

Работа на частью С

В презентации представлена поэтапная работа над частью С ЕГЭ по русскому языку...

Урок по русскому языку в 11 классе "Мы готовимся к ЕГЭ, работа над частью В".

Тема урока:  «Мы готовимся к ЕГЭ, часть В1-4»    Цели урока: Повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка; работа над частьюВ1-4; подготовка к с...

Советы при работе над частью С (ЕГЭ)

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПРИ РАБОТЕ НАД СОЧИНЕНИЕМ ЕГЭ....

Организация социально-педагогической работы в части защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Нормативно-правовая база. Порядок предоставления, порядок пользования закрепленными жилыми помещениями. Защита жилищных прав....

Алгоритм работы с частью В при подготовке к ЕГЭ

Часть В традиционно сложна для работы. Даже учащиеся с хорошим потенциалом не всегда могут справиться с частью заданий. Тем более часть В трудна для слабых учащихся. Однако роль ЕГЭ с каждым годом воз...

Подготовка к ЕГЭ. Работа с частью С.

Конспект урока  русского языка в 11 классе по части  С....