Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2012 – 2013 уч. г.)
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку (2012 – 2013 уч. г.) для 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_russkomu_yazyku_i_literature_7_klass.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку (2012 – 2013 уч. г.)

7 класс.

Часть 1. Вопросы и задания.

 1. Найдите среди данных слов «четвертое лишнее» и объясните свой выбор.

 Бесценный, почвенный, мысленный, торжественный.

  2.  Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают эти фразеологизмы.

 Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

 3. Разгадайте шарады:

- Мой корень – родственник сраженья, приставка в слове заявление, в наборщике есть суффикс мой, а весь – тружусь я под землёй.

- Корнем с дорогой роднится, в сборе приставка таится, суффикс – в слове дневник, целым же в космос проник.

4. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, сверс..ник. Какое слово произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

5. Составьте из всех букв предложенных двух слов третье (имя существительное)

      Око, ромб –         Боб, уста -

      Кит, рана –         Карп, ива –

6. В предложениях замените все слова (кроме служебных) синонимами.

    Доктор прописал пациенту инъекции.

    Разъярённая вьюга замела тропинки.

    Шофёр вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

 7.  В приведенном ниже рассказе от лица знаменитого барона Мюнхгаузена расставьте пропущенные знаки препинания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

    Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пле (н,нн)ыми отправ…ли обратно в П…тербург. Но я решил уехать из Росси… и пок…тил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце пр…студилось отмороз…ло щеки и у него …делался насм…рк. А когда солнце пр…стуже (н,нн)о от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить как сильно я пр…дрог в своей к…рете.

Часть 2. Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните приведённые ниже задания.

В этом письме мама жаловалась, что очень тоскует. Она мечтала о том, что будет, когда они возвратятся домой. Этой мечте было посвящено полторы или две страницы. Мама мечтала, что они с отцом приучат меня вставать рано – рано, в половине седьмого, - и мы все втроём будем бегать до завтрака около дома. Она мечтала, что по воскресеньям мы вчетвером, вместе с бабушкой, будем ходить в музеи и на выставки. Мама уже не первый раз мечтала в письмах обо всём этом, и всегда её мечты казались мне на расстоянии очень привлекательными.

(А. Алексин.)

Задания.

  1. Определите, в рамках какого стиля создан текст. Аргументируйте свой ответ.
  2. Укажите ведущий тип речи в этом тексте. Аргументируйте свой ответ.
  3. Определите основную мысль текста.
  4. Какие средства связи предложений используются в нём.
  5. Напишите сочинение (объёмом 80 – 100 слов) на тему: «Семья. Семейные традиции».

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русскому языку (2012 – 2013 уч. г.)

7 класс.

Ключи. Оценивание.

Часть 1.

  1. Возможны два варианта ответа.  

Бесценный – нет суффикса -енн.

 Бесценный – образовано приставочно-суффиксальным способом.

За правильный ответ – 2 балла

  1. Делать из мухи слона – сильно преувеличивать что-либо, придавать чему-либо            

незначительному большое значение.

 Два сапога пара – похожи друг на друга (обычно по своим качествам, свойствам, положению и т.п.); стоят друг друга, один другого не лучше.

 Заблудиться в трех соснах – не суметь разобраться в чем-нибудь простом, не суметь найти выход из самого несложного затруднения.

 Собаку съел – имеет большой опыт, навык, основательные знания в чем-либо.

За правильный ответ – 2 балла

  1. За-бой-щик. С-пут-ник. За правильный ответ – 3 балла

  1. Ровесник, сверстник.  Сверстник – сверст – «одинаковый возраст». Этимологический словарь. За правильный ответ – 3 балла

  1. Обморок, картина, суббота, крапива. (3 балла)

  1. Врач назначил больному уколы.

Разбушевавшаяся метель занесла дорожки.

Водитель опять начал сосредоточенно вглядываться в темноту. (5 баллов)

  1. Вскоре турки отпустили меня на свободу и вместе с другими пленными отправили обратно в Петербург. Но я решил уехать из России и покатил на родину. Зима в том году была очень холодная. Даже солнце простудилось, отморозило щеки, и у него сделался насморк. А когда солнце простужено, от него вместо тепла идет холод. Можете себе представить, как сильно я продрог в своей карете. (7 баллов)

Максимальное количество баллов за 1 часть – 25 баллов.

Часть 2.

  1. Художественный стиль.

Особенность языка художественной литературы составляют: единство коммуникативной и эстетической функций; многостильность, широкое использование изобразительно – выразительных средств; проявление творческой индивидуальности автора.

Оценивание: правильно определён стиль – 1 б., каждый аргумент - по 1 б.

Максимум -5 баллов.

  1. Тип речи – повествование с элементами рассуждения. Главный герой рассказывает о мечте своей мамы, излагая при этом причины, по которым  ей не суждено ещё сбыться.

Доминирует в тексте глагол. (Правильно определён тип речи – 1б., аргументация – 2б.

Максимум – 3 балла).

  1. Основная мысль текста выражена в предложении: Мама уже не первый раз мечтала в письмах обо всём этом, и всегда её мечты казались мне на расстоянии очень привлекательными.  Максимум – 2 балла.
  2. Предложения соединяются в основном параллельно.

Но есть и последовательное соединение предложений: В этом письме мама жаловалась, что очень тоскует. Она мечтала о том, что будет, когда они возвратятся домой.

Средства связи – местоимения: мама – она; союзы – полторы или две страницы, в музеи и на выставки, мама уже не первый раз мечтала и всегда её мечты… и т.д.

Максимум – 5 баллов.

  1. Творческая работа должна представлять собой связный, целостный и завершённый текст. Рассказ о своей семье и традициях. Заголовок обязателен.

Заглавие приведено – 2б., последовательность и логичность изложения – 5б., следование нормам речи – 3б. Максимум – 10б.

           Максимальное количество баллов за вторую часть – 25 баллов.

Максимальное количество баллов за всю работу – 50 баллов.

        

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе (2012 – 2013 уч. г.)

  1. класс.
  1.  Знание текстов художественных произведений.

                   Узнайте литературного героя по его описанию, назовите художественное произведение,                                                   действующим лицом которого этот герой является.

А)  Не такою воображал он её видеть: это была не она, не та, которую он знал прежде; ничего не было в ней похожего на ту, но вдвое прекраснее и чудеснее была она теперь, чем прежде. Та была прелестная, ветреная девушка; эта была красавица – женщина во всей развивавшейся красе своей. Грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились лёгкими кудрями по лицу её, теперь обратились в густую роскошную косу…

Б) Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около 35 лет. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу…

В) У второго мальчика волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее, малый был неказистый, - что и говорить!

Г) Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке.

Д) Мальчик очень маленький, лет шести или даже менее. Он проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его.

         2. О каких событиях русской истории идет речь в этих произведениях?

             -  Пушкин «Песнь о вещем Олеге»

             -  Лермонтов «Песня про…купца Калашникова»

              - Лермонтов «Бородино»

        3.  Знание теории   литературы.

           (Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены)

         -  Не сырой дуб к земле клонится,

            Не бумажные листочки расстилаются, -

            Расстилается сын перед батюшкой,

            Он и просит себе благословеньица:

            Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

            Дай ты мне свое благословеньице,

            Я поеду в славный стольный Киев-град…

- Спустя некоторое время отошел от жизни святой митрополит Алексий, и снова блаженный                                       Сергий был принуждаем с мольбою великодержавными князьями и всеми людьми  воспринять престол метрополии  Российской.

-  Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

- Любишь кататься, люби и саночки возить.

-Спереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, на спинке щетинка.

4. Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке:

    Под грозой её леса падали,

    Мать сыра земля колебалася.

    И теперь среди городов твоих

    Муравьём кишит православный люд.

5.Интерпретация художественного произведения.

Прочитайте произведение. Какой вопрос о взаимоотношениях людей ставит автор в рассказе? Какие приемы помогают понять позицию автора?

А.П.Чехов

СМЕРТЬ ЧИНОВНИКА.

В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор, Иван Дмитрич Червяков, сидел во втором ряду кресел и глядел в бинокль на «Корневильские колокола». Он глядел и чувствовал себя на верху блаженства. Но вдруг… В рассказах часто встречается это «но вдруг». Авторы правы: жизнь так полна внезапностей! Но вдруг лицо его поморщилось, глаза подкатились, дыхание остановилось… он отвёл от глаз бинокль, нагнулся и… апчхи!!! Чихнул, как видите. Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицейместеры, и иногда даже и тайные советники. Все чихают. Червяков нисколько не сконфузился, утёрся платочком и, как вежливый человек, поглядел вокруг себя: не обеспокоил ли он кого-нибудь своим чиханьем? Но тут уж пришлось сконфузиться. Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то. В старичке Червяков узнал статского генерала Бризжалова, служащего по ведомству путей сообщения.

«Я его обрызгал! – подумал Червяков. – Не мой начальник, чужой, но всё-таки неловко. Извиниться надо».

Червяков кашлянул, подался туловищем вперёд и зашептал генералу на ухо:

- Извините, ваше – ство, я вас обрызгал… я нечаянно…

- Ничего, ничего…

- Ради бога, извините. Я ведь… я не желал!

- Ах, сидите, пожалуйста! Дайте слушать!

Червяков сконфузился, глупо улыбнулся и начал глядеть на сцену. Глядел он, но уже блаженства больше не чувствовал. Придя домой, он рассказал жене о своём невежестве.

- Всё-таки ты сходи, извинись, - сказала она.- подумает, что ты себя в публике держать не умеешь!

На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошёл к Бризжалову объяснить…

- Вчера в «Аркадии», ежели припомните, ваше-ство, - начал докладывать экзекутор, - я чихнул-с и …нечаянно обрызгал… Изв…

-Какие пустяки… Бог знает что! Вам что угодно? – обратился генерал к следующему просителю.

«говорить не хочет! – подумал Червяков, бледнея. Сердится, значит… Я ему объясню…»

Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал:

-Ваше-ство,  ежели я осмелюсь беспокоить ваше-ство, то именно из чувства раскаяния!...

Генерал состроил плаксивое лицо и махнул рукой.

- Да вы просто смеётесь, милостисдарь! – сказал он, скрываясь за дверью.

-Чёрт с ним! Напишу ему письмо, а ходить не стану! Ей-богу не стану! Думал,думал, и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять.

- Я вчера приходил беспокоить ваше-ство, - забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, - не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинился за то, что, чихая, брызнул-с…, а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться?

- Пошёл вон!! – гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал.

- Что-с – спросил шёпотом Червяков, млея от ужаса.

Пошёл вон!! – повторил генерал, затопав ногами.

В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплёлся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и… помер.

   

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по литературе (2012 – 2013 уч. г.)

7 класс.

Ключи. Оценивание.

  1. А) Панночка – дочь ковежского воеводы. «Тарас Бульба» Н.В. Гоголь.

Б) Сильвио «Выстрел» А.С.Пушкин.

В) Павлуша «Бежин луг» И.С.Тургенев.

Г) Чёрт «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголь.

Д) Мальчик «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевский. (10 баллов)

      2.  Смерть князя Олега от коня своего.

           Эпоха правления Ивана Грозного.

           Бородинское сражение 1812 года. (5 баллов)

      3.Былина, житие, басня, пословица, загадка. (5 баллов)

      4. Олицетворение, постоянный эпитет, метафора. (5 баллов)

      5. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе – 9 баллов

         Уровень владения теоретико-литературными знаниями – 4 балла

         Обоснованность привлечения текста произведения – 4 балла

         Последовательность и логичность изложения – 4 балла

         Следование нормам речи – 4 балла

Максимальное количество баллов за всю работу – 50 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап Всероссийской олимпиады по математике 2011-2012 учебного года

Материал подготовлен автором-составителем школьного тура Всероссийской олимпиады по математике, проводимого в Челябинской области. Олимпиада проводилась в форме интернт-олимпиады. В комплект входят пр...

материалы для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады по английскому языку

материалы можно использовать для проведения школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку (с ключами)....

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов.

Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-8 классов...

Школьный этап Всероссийской олимпиады по немецкому языку для учащихся 5-6 классов

Олимпиада включает задания по чтению, аудированию, письму, страноведению, лексике и грамматике. Прилагаются зталоны ответов....

Анализ результатов школьного этапа всероссийской олимпиады по английскому языку

английскому языкуС целью развития интеллектуальных, познавательных способностей и готовности школьников к коммуникации на английском языке 28.10.2015 года проводился школьный этап Всероссийской олимпи...

Школьный этап всероссийской олимпиады по английскому языку

для учеников 9-11 классов школ Автозаводского района 2016-17 уч. годзадания, бланк ответов, критерии оценивания...

Итоги школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (английский язык) 2018-2019гг

Протокол школьного этапа Всероссийской олиммпиады школьников 2018-2019 учебный год...