Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Шаповалова Елена Александровна

Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 «А» классе общеобразовательной школы.

Учитель: Шаповалова Е.А.

Раздел: Преподавание русского языка

Тема урока: Человек через слово всемогущ ? (Слово – основная единица языка).

Использован учебник: Русский язык. 6 класс. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. Дрофа, 2013.

Предмет: русский язык

Тип урока: открытие нового знания (первый урок)

Цели урока:

Личностные

- создание положительного настроя и позитивной установки на изучение русского языка;

- развитие способности оценивать собственную учебную деятельность;

- развитие осознания эстетической ценности русского языка.

Метапредметные:

- умение свободно пользоваться словарями различных типов;

- овладение способностью свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;

- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- умение определять цели предстоящей учебной деятельности;

Предметные:

- развитие способности участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;

- умение ориентироваться на страницах учебника, самостоятельно грамотно списывать текст, писать под диктовку;

- составление выступления по теме урока;

- овладение орфографическими нормами

Оборудование урока: высказывания о русском языке, толковый словарь С.Ожегова, словарь синонимов; этимологический словарь

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Доброе утро, ребята. Поздравляю вас с новым учебным годом. Впереди много работы, но вы не бойтесь трудностей, за ними всегда приходит радость. Примите в подарок притчу.

Вспомните, пожалуйста, о чем мы обычно говорим на вводном уроке.

Слово учителя:

- Посмотрите, пожалуйста, на 1-ый слайд. Как вы думаете, какие чувства выражены на лицах смайликов? Подарите один из смайликов своему товарищу.

- Как вы думаете, о чём говорят девочки? (2-ой слайд). Можно ли точно определить, о чём они говорят? Почему? (Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют.)

 - Люди воспринимают информацию через два канала: невербальный, когда люди используют мимику, жесты, и вербальный, через слова. Как вам, ребята, удобнее общаться? Почему?

Дают ответы.

Выдвигают гипотезу: возможно, будем говорить о слове, потому что в жизни без слов обойтись нельзя.

Дети предполагают: радостная улыбка; спокойная, мягкая, нежная улыбка; не знаю; хитрая улыбка; удивление; человек сердится

Учащиеся высказывают свои предположения (работа в парах).

Дети отвечают: «Да, мы не слышим слова, которые девочки употребляют, поэтому не можем понять, о чём идёт речь.»

Учащиеся высказывают своё мнение.

 

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, почему наш  урок называется именно так?

- Какова главная цель урока?

- Какие цели преследуете лично вы?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Формулируют цель и задачи (помощь учителя)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

- Что же такое слово? Какова его этимология? (слайд 4,5)

- Какая информация текста оказалась для вас новой?

Предоставляется слово каждой группе.

- А какую роль играют слова в жизни людей? Обратимся к эпиграфу и к упражнению №1. Сравните высказывания К. Паустовского и Л.Н. Толстого.

- Спишите понравившееся вам высказывание.

- Сделайте вывод.

• Физминутка.

Дети работают со словарями Ожегова, Даля, Шанского (самостоятельная работа в группах)

  1. Самостоятельная работа учащихся.

     2)Слушаем  устные высказывания и дополнения учащихся

Анализ работ и вывод.

сравнение как возможность придти к общему мнению; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала; провести коррекцию

- С этими высказываниями перекликается стихотворение Якова Козловского «Слова» (упражнение №3).

- Какие чувства, мысли, настроение можно выразить словом? Расскажите об этом. Подтвердите примерами.

- Спишите текст, выделите орфограммы в корне.

- Выявите лексическое значение слова заклинать, подберите к нему синоним. Почему именно это слово употребляет автор?

- Найдите однородные члены, выраженные однокоренными словами.

- С каких точек зрения мы рассматривали понятие слово?

- Что же такое слово, и с каких точек зрения рассматривают его лингвисты? Прочитайте материал, данный в учебнике на странице 4.

- С каких ещё точек зрения рассматривают слово лингвисты?

- Как вы думаете, ребята, а какую роль слова играют в нашей повседневной жизни? Приятно слышать вежливые слова. Какие слова вежливости вы знаете?

 (слайд 6,7)

- Существует семицветная радуга человеческого слова (слайд 8). Как вы думаете, ребята, что означают эти цвета? Какими словами вы предпочли бы пользоваться? Почему? (по книге протоиерея Артемия Владимирова).

- Мы сегодня говорили о роли слов в нашей жизни. Тема нашего урока звучит так: «Человек  через слово всемогущ?» Как бы вы ответили на этот вопрос?

- Хочу подарить вам слова Д.С. Лихачёва ( слайд 9)

•Учащиеся выразительно читают стихотворение.

•Дают ответы.

•Выясняют значение слова заклинать (работа с толковым словарём), подбирают к нему синонимы; находят однокоренное слово;

•Выясняют значение приставок при-, от-, с какой целью они употребляются автором;

•Списывают текст, выделяя орфограммы в корнях.

• Учащиеся подводят итог ( ст. зрения лексического значения, морфемного состава, правописания).

• Учащиеся в парах обсуждают эти вопросы, решают, кто из пары будет отвечать.

Учащиеся высказывают своё мнение.

Делают выводы (мы еще раз убедились, что слово играет большую роль в жизни людей, оно является основной единицей языка; его можно рассматривать с разных точек зрения).

Анализ объектов с целью выделения; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы  мы с вами вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие каждый из вас получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Домашнее задание: 

- используя информацию эпиграфа, упражнения №1и материала на странице 4, всё, о чём мы говорили на уроке, расскажите, что мы знаем о слове как единице языка и роли языка в жизни человека;

- на выбор выполните упр. 4 или 7;

- составьте свой словарь слов, которые вы предпочли бы употреблять.

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение: презентация, притча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку для 7 класса общеобразовательной школы.

Данная рабочая программа представляет собой максимально полный материал к проведению практически любого урока курса. Подробно описаны ход каждого урока, есть в полном объёме тексты контрольных работ, ...

Методическая разработка организации проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в девятых классах общеобразовательной школы как средство достижения образовательных результатов ФГОС.

Обучение английскому языку в девятом классе общеобразовательной школы предполагает развитие коммуникативной компетенции в совокупности всех её составляющих: речевой, языковой, социальной, культурной, ...

Развёрнутый план урока английского языка в 5 классе общеобразовательной школы по теме: " Rainbow”.

Представлена  разработка развёрнутого планак урока английского языка в 5 классе общеобразовательной школы по теме: " Цвета”.  ...

Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.

Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...

Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мысл...