Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мыслительной деятельности, несформированность языковых обобщений делают сложным изучение русского языка в коррекционной школе. Одним из эффективных методов и приёмов работы в коррекционной школе является игра и игровые задания. Игра воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, на активизацию речевой деятельности обучающихся.

Актуальность проблемы.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на уроках русского языка в том, что пробудить интерес к предмету можно, если подбирать и накапливать увлекательный материал, способный привлечь внимание учащихся. Использование игры и игровых заданий способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету, что оказывает влияние на коррекцию интеллектуального развития и успешность обучения.

Значение игр и игровых заданий:

  • для поддержания или создания интереса к предмету;
  • для мотивации деятельности;
  • для развития познавательных процессов (воображения, памяти, восприятиядля решения воспитательных задач (воспитание терпимости, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца).

Игра может быть использована на различных этапах урока. Задания выполняются в форме игры, активного соревнования, а учителю отводится роль судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнении игрового задания свои знания, умения и навыки. Игра позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Игровые задания учащиеся выполняют с интересом при максимальной активности. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, игра способна мобилизовать умственные способности детей. Игру можно использовать и в начале урока (орг. момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки как форму словарной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_igrovye_zadaniya_na_urokah_russkogo_yazyka.docx49.03 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №2»

Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) общеобразовательной

школе

(Методическое пособие)

C:\Users\Людмила\Desktop\9.jpg

Балдухаева Л.П.

Учитель русского языка и чтения

        

 г Улан-Удэ

2019

        

Содержание

Введение

1. Актуальность проблемы. Игра и игровые задания как эффективный метод обучения в коррекционной школе.

2.Значение игр и игровых заданий на уроках русского языка в коррекционной школе.

3. Основные требования эффективности проведения игр и игровых заданий.

Заключение.

Список литературы.

Игры и игровые задания на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе

Цель: способствовать формированию познавательного интереса учащихся коррекционной школы через использование игр и игровых занятий на уроках русского языка.

Задачи:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной. форме

Введение

Русский язык является одним из основных предметов в коррекционной школе. Речевое недоразвитие умственно отсталых учащихся ( с интеллектуальными нарушениями), отсутствие у них внимания, недостатки мыслительной деятельности, несформированность языковых обобщений делают сложным изучение русского языка в коррекционной школе. Одним из эффективных методов и приёмов работы в коррекционной школе является игра и игровые задания. Игра воздействует на эмоциональную сферу ребёнка, на активизацию речевой деятельности обучающихся.

Актуальность проблемы.

Актуальность проблемы развития познавательного интереса на уроках русского языка в том, что пробудить интерес к предмету можно, если подбирать и накапливать увлекательный материал, способный привлечь внимание учащихся. Использование игры и игровых заданий способствует появлению познавательного интереса к русскому языку как учебному предмету, что оказывает влияние на коррекцию интеллектуального развития и успешность обучения.

Значение игр и игровых заданий:

  • для поддержания или создания интереса к предмету;
  • для мотивации деятельности;
  • для развития познавательных процессов (воображения, памяти, восприятиядля решения воспитательных задач (воспитание терпимости, аккуратности, умение доводить начатое дело до конца).

Игра может быть использована на различных этапах урока. Задания выполняются в форме игры, активного соревнования, а учителю отводится роль судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнении игрового задания свои знания, умения и навыки. Игра позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования. Игровые задания учащиеся выполняют с интересом при максимальной активности. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, игра способна мобилизовать умственные способности детей. Игру можно использовать и в начале урока (орг. момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки как форму словарной работы.

Методические указания и требования к проведению игры.

  1. Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.
  2. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
  3. Подбор учебного материала должен соответствовать программе.
  4. Лёгкие и трудные игры должны чередоваться.
  5. Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.
  6. Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.

После игры обязательно должен быть подведён итог.

Учитель должен сформировать цель игры, определить какие умения и навыки учащиеся освоят в процессе игры, какие воспитательные цели преследуются, при этом нужно помнить, что за игрой стоит учебный процесс. Следующим важным этапом при организации игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Также необходимо спланировать затраченное время для проведения игры.

Заключение

Целенаправленные игры-это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. Все перечисленные приёмы позволяют повысить продуктивность работы, развивать память, совершенствовать механизмы запоминания. Знания, получаемые при выполнении игр и игровых заданий являются практически значимыми для социальной адаптации учащихся коррекционной школы.

Литература

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку., М, «Владос!,1999.
  2. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В. Дидактические игры на уроках русского языка

            в 1-4 кл, М,1991.

  1. Волина В.В., Весёлая грамматика, М, «Знание»,1995.

Приложение

 Игра «Буквы из спичек».

Какие буквы можно составить из 3-х спичек?

(A, Д, Ж, И, К, П , Р,С, Ц, Ч).

 Игра «Перевёртыши».

Назовите существительные, которые читаются справа-налево так же, как и слева-направо

(казак, дед, боб, довод, топот, потоп, доход, кок)

 Игра «Измени слово».

Учитель называет слово. В нём нужно изменить только одну букву, чтобы получилось новое слово. Выигрывает тот, кто составит больше слов.

 БАК- бок, бык, бук.

БОЧКА- точка, ночка, дочка, почка.

ДОМ-сом, ком, дог, лом, том.

 Игра «Кто быстрее».

Записать 5 слов, в которых:

  • звуков больше, чем букв (яблоко, заяц, юла, приём);
  • букв больше, чем звуков (радостный, русский, портфель, зелень, степь).
  • Количество букв и звуков одинаково (мороз, загар, ученик, окно, магазин).

 Игра «Кто больше назовёт?»

Учитель читает стихи С. Маршака:                                                                                                                          C:\Users\Людмила\Desktop\багаж.jpg

Дама сдавала багаж:

Диван,

Чемодан,

Саквояж,

Картину,

Корзину
Картонку

И маленькую собачонку.

Детям раздаются картинки с изображением перечисленных предметов. Учащиеся должны ответить каким словом называется этот предмет.

Игра «Кто знает больше слов»

Учитель начинает: » Моя мама самая добрая…», делает паузу и бросает мяч одному из учеников. Тот ловит мяч и добавляет к сказанному слово ( ласковая ), после чего бросает мяч следующему ученику. Тот снова добавляет слово (справедливая) и .т.д. Побеждает ученик, назвавший последнее слово.

Игра «Пословица».

Ученики читают слова пословицы «Семь раз отмерь, один раз отрежь», составленную из рассыпанных букв. Каждый берёт по букве, дети становятся в круг. По сигналу ведущего гласные буквы становятся с левой стороны от центра на черту, согласные- с правой на другую черту.

Ведущий стучит в бубен-буквы гуляют по залу. По сигналу «гласные» догоняют «согласные», которые стремятся убежать за черту. Игра повторяется несколько раз.

Итог игры. Буквы выстраиваются в слова, чтобы получился первоначальный текст пословицы.

Игра «Соберём урожай».

Играющие выбирают корзинки, в которые будут собирать урожай. Участники выходят, берут картинку   овоща или фрукта, читают на обороте слово и, объяснив правописание, вставляют пропущенную букву. Если объяснение правильное, картинка кладётся в корзинку.

                                                                 C:\Users\Людмила\Desktop\7.jpg           

C:\Users\Людмила\Desktop\4.jpg                                                      C:\Users\Людмила\Desktop\3.jpg               C:\Users\Людмила\Desktop\2.jpg                                                                                                                       

                           C:\Users\Людмила\Desktop\6.jpg     

Игра «Наборщики».

Учащимся предлагается составить слово из букв, входящих в него. За 5 минут составить новые слова.

СПОРТ-( спор, порт, рост, пост, сор, рот, пот).

Метаграммы  

С л-лить слёзы заставляю,

С ж- по воздуху летаю                     (лук- жук).

С ё- колючий,

С у- ползучий                                       (ёж-уж).      

Игра «Сквозной алфавит».

Учащиеся должны назвать слова, в которых вторая ( третья) буква алфавита расположена в алфавитном порядке.

( Санки, сбор  , иволга, игра, удав, седло, мёд, уж, узор ).                                              

Игротека

Игра «Перекрёсток».

  1. Инструмент, которым забивают гвозди.                            
  2. Инструмент, которым рубят дрова.
  3. Малина, черника- одним словом.
  4. Большой населённый пункт.
  5. Овощ красного цвета.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Использование занимательности на уроках русского языка в специальных (коррекционных) школах VIII вида

Одним из эффективных методов и приемов, активно воздействующих на познавательную деятельность учащихся, является дидактическая игра. Развитию связной речи детей способствуют загадки. Фонематический сл...

Реализация задач словарной работы на различных уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида

Слово, являясь основной единицей языка, выполняет следующие функции: номинативную – т. е. называет конкретные предметы, действия, признаки, явления, отвлечённые понятия. Организуясь грамматически в пр...