Не с существительными. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Никулина Галина Сергеевна

Задачи и цели:

  1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с существительными, доведение навыка до автоматизма, уметь различать НЕ – приставку и НЕ – часть корня.
  2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
  3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Наглядное оформление урока:

  1. Таблица “Правописание НЕ с существительными”.
  2. Плакат со словами, не употребляемыми без НЕ.
  3. На столе у каждого листочек для определения рефлексии.
  4. На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы.
  5. Карточка “Материал для рассуждения”. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Не с существительными. 6 класс42 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 6-ом классе

Тема: НЕ с существительными

Задачи и цели: 

  1. Образовательная: закрепление навыка применения правила о правописании НЕ с существительными, доведение навыка до автоматизма, уметь различать НЕ – приставку и НЕ – часть корня.
  2. Развивающая: овладение нормами литературного языка, отработка орфографической зоркости.
  3. Воспитательная: привитие интереса к урокам русского языка и воспитание культуры речи.

Наглядное оформление урока: 

  1. Таблица “Правописание НЕ с существительными”.
  2. Плакат со словами, не употребляемыми без НЕ.
  3. На столе у каждого листочек для определения рефлексии.
  4. На доске написаны слова с НЕ, к которым надо подобрать синонимы.
  5. Карточка “Материал для рассуждения”.

Ход урока

Учитель: Ребята! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку. Перед вами на столе лежат листочки, которые мы с вами заполним до начала урока, а потом в конце урока для определения рефлексии (дети заполняют листочки).

Тема нашего урока “НЕ с существительными”. Это 2-й урок, поэтому цель нашего урока закрепить навык применения правила о правописании НЕ с существительными.

Откройте тетради, мы проверим домашнее задание. Упр. 218.

Вопрос: Что нужно было сделать? Прочтите задание.

- (1 чел. ) выписать слова с НЕ из 1-4 предложения и объяснить их (у доски)

Ответ: непогоды, недуг, неприятель, негодование.

- (1 чел. ) выписать слова с пропущенными буквами-орфограммами и объяснить их (из 1-3 предл.)

Ответ: поздняя, свалил, внимание, устремились.

- записать схему 7-го предложения (на доске). Ответ: А: “П”.

Вопрос: Каким членом предложения является слово с НЕ в этом предложении?

Ответ: не является членом предложения, т. к. это обращение.

Учитель: А теперь запишите дату и тему урока в тетради. Устная разминка: повторим правило правописания НЕ с существительными. В каком случае существительные пишутся с НЕ слитно…. Раздельно?

Следующий этап нашего урока: словарная работа. Напишите в тетради заголовок “Словарный диктант” с взаимопроверкой:

багряный, ветеран, несчастье, искусство, ненастье, природа, прекрасный, нечестность; не правда, а ложь.

Обменяйтесь тетрадями.

Учитель: Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, какие вы встретили здесь слова, связанные с темой нашего урока? Назовите их… Как вы их написали, объясните.

Переходим к следующему заданию, целью которого является умение подбирать синонимы к соответствующим словам с НЕ. На доске записаны слова в 2 столбика: в одном – слова с НЕ, в другом - синонимы к ним. Слова записаны в разнобой, ваша задача найти соответствующий синоним для каждого слова.

Вопрос: А что такое синонимы?

Неприятель

выдумка

Небылица

грубость

Несмелость

противник, враг

Ненависть

робость

Невежливость

вражда

Вопрос: Скажите, какой 1-й вопрос у нас должен возникнуть, если нам встретилось слово с НЕ?

Ответ: Может ли слово употребляться без НЕ?

Вопрос: А какой самый простой способ определения: употребляется ли слово с НЕ или нет?

Ответ: Закрыть пальцем НЕ.

Вопрос:. А для чего нам нужно определять пишется ли слово без НЕ или нет?

Ответ: Если слово может употребляться без НЕ, тогда НЕ является приставкой, если же без “НЕ” не употребляется, тогда “НЕ” является частью корня.

Задание: определите в написанных вами парах слов, чем является “НЕ” приставкой или частью корня.

Учитель: Ребята, хочу обратить ваше внимание на то, как разнообразен наш язык, благодаря синонимам наша речь становится яркой, образной, выразительной. И наша с вами задача – уметь пользоваться этим богатством и развивать свою речь!

Переходим к следующему заданию, в котором мы продолжим отработку орфографической зоркости. В домашнем задании мы встретились с вами со словом “невежа”. Кто-нибудь знает, что оно обозначает? А что мы должны сделать, чтобы узнать его значение? (Обратиться к словарю)

Ученице было дано задание найти в этимологическом словаре значение слов “невежда” и “невежа”.

Выступление ученицы. Затем она пишет на доске, а дети записывают в тетради:

Невежда – необразованный человек, неуч.

Невежа – невоспитанный человек, грубиян.

Вопрос: Что произошло со словами?

Ответ: Произошло слияние НЕ с корнем, поэтому эти слова без “НЕ” не употребляются.

Учитель: Обратите внимание на слова синонимы, которые подобрала ученица, какой частью речи они являются? А как пишутся? Когда мы будем изучать “Имя прилагательное”, мы снова встретимся с этим же правилом.

Запишите пословицу в тетради: Невежество – оружие невежды.

Сделайте синтаксический разбор, объясните тире в предложении. Объясните значение пословицы.

Следующий этап нашего урока - работа с использованием алгоритма. На доске висит таблица “Правописание НЕ с существительными”, ваша задача составить связный рассказ о правописании НЕ с существительными. (ответ ученика)

Последнее задание у нас будет творческое. Вы должны показать свое умение рассуждать, анализировать ситуацию по данному материалу, что лежит у вас на столах.

Материал для рассуждения.

Петя, ты опять вылез из-за стола. Какой же ты у нас непоседа!” Трехлетний Петя возвращается к столу и спрашивает: “Мама, а теперь я уже поседа?”

Неважно, что в этом примере ребенок создал слово, которого нет в языке. Важно то, что он усвоил модель, лежащую в основе словотворчества: нехороший – хороший, непослушный – послушный, непоседа - …поседа. (По В. Откупщикову)

На доске висит плакат со словами, пережившими похожую судьбу слов “невежа” и “невежда”. Ребята используют слова для создания своего рассказа в сходной ситуации. После этого делаем вывод вместе с классом: НЕ пишется слитно, потому что “НЕ” является частью корня.

Подводим итог нашего урока. Что мы запомнили?

Заполняем листочки для рефлексии.

 

страх

радость

Интерес

удивление

беспокойство

скука

уверенность

агресивность

активность

усталость

до урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

после урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За работу на уроке выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в шестом классе "Похвальное слово существительному" (роль существительных в речи)

Урок русского языка помогает расширению представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли существительных в речи. На уроке используются материалы учебника М. Н. ...

Разработка урока русского языка в 10 классе на тему: "Имя существительное. Род, число и склонение имен существительных"

План-конспект и презентация  к уроку русского языка в 10 классе (по учебнику В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко "Русский язык" 10-11 классы)...

Конспект урока. Тема: «Род имен существительных». Класс: 5

Данный конспект урока предназначен для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)....

Тестовые задания по темам:"Имя существительное", "Число и род имен существительных", "Имя существительное: собственное -нарицательное, одушевленное -неодушевленное" для обучающихся c умственной отсталостью 5- 8 классов.

Тестовые задания для 2 вариантов по темама "Имя существительное", "Число и род имен существительных". "Имя существительное : собственное-нарицательное, одушевленное-неодушевле...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...