Здоровьесбережение учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка .
статья по русскому языку на тему

Станина Людмила Васильевна

  В данной работе даны рекомендации по сохранению психического и физического здоровья учащихся на уроках ( из личного опыта). Учет темпераментов детей при определеннии места посадки в  в классе.  Влияние ведущей модальности при объяснении учебного материала. Правильное дозирование домашнего задания способствует созданию ситуации успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В.Станина, учитель русского языка, высшая квалификационная  категория.

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  с. Малый Толкай.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОВЗ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ.

   Одной из главных задач учителя является сохранение и укрепление здоровья учащихся. При работе с детьми с ОВЗ она является первоочередной. Учитель не только продумывает технологии, способствующие сохранению здоровья учащихся, но и отслеживает результаты. В данной статье  я поделюсь опытом работы   с детьми с ОВЗ, раскрою  основные моменты,способствующие сохранению психического здоровья учащихся. Порой мы не уделяем должного внимания  тому,  как подходим к ребенку, как задаем вопрос, кого вызываем к доске, как рассаживаем в классе, а  все это непосредственно влияет на психологическое состояние учащихся.  Практика работы с учащимися с ОВЗ показала, что чем больше внимания уделяет учитель на уроке здоровьесбережению учащихся, тем плодотворнее работают дети, тем меньше они утомляются и лучше усваивают материал.  Работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся начинается задолго до начала урока.

Моя первоочередная  задача, как учителя и классного руководителя,  состоит в создании санитарно- гигиенических условий для учащихся, которые отражены в СанПиН: соответствие площади класса количеству учащихся; цвет стен классной комнаты; освещение; высота парт и стульев , соответствующая росту учащихся; температурный режим; проветривание . При оформлении класса особое внимание необходимо уделить используемой наглядности : она должна располагаться на уровне глаз ребенка; размер шрифта хорошо читаем с задних парт; цветовая гамма спокойная, как можно меньше использовать красные оттенки, которые отрицательно влияют на детей с ОВЗ (УО); поверхность  матовая, не бликующая; учащиеся должны видеть только ту наглядность, которая необходима им на конкретном этапе урока.

Следующий очень важный момент, который очень часто упускают из виду учителя-это рассадка детей в классе. Долгое время бытовало несколько вариантов: мальчик с девочкой; отличник с учеником, плохо усваивающим материал; хулигана на «галерку» и т.п. Все это мы помним из времен учебы в школе, в настоящее время этот вопрос очень важен и рассматривается с психологической стороны. Учитель должен не только учитывать данные диспансеризации учащихся (заболевания), их рост, но и знать темпераменты учеников своего класса, которые и должны учитываться при определении места  посадки ученика  в классной комнате. Так, психологи не рекомендуют сажать  меланхолика с холериком. Меланхолик будет чувствовать себя комфортно с сангвиником и с флегматиком. Холерика посадите   с флегматиком, спереди и сзади  окружите его сангвиниками,  предложите место в середине класса, но не близко к стенам классной комнаты.

 Сангвиник будет хорошо чувствовать себя в компании с флегматиком, с сангвиником. Все перечисленные выше требования  учитываются классным руководителем и учителем- предметником.

   Рассмотрим вопросы, непосредственно касающиеся урока. В начале урока и на его протяжении я обращаю внимание на психологический комфорт каждого ученика. Мой голос, особенности общения с детьми, смена видов деятельности, используемые образовательные технологии должны создавать положительную психологическую атмосферу. В начале урока я спрашиваю ребят об их настроении, для этого использую карточки настроения. Ребята знают, что зеленая карточка- «радостное настроение», синяя- «я спокоен», красная –« плохое настроение». Такая работа позволяет  построить дальнейший урок так, чтобы не усугубить положение.   Если у ребенка плохое настроение, то лучше ему дать задания на ту тему, которую он хорошо усвоил, похвалить  его за работу. В конце урока на этапе релаксации важно вернуться к карточкам- настроениям  и проанализировать, что изменилось, характер данных изменений.

Важным моментом является использование на уроке образовательных технологий. Надо помнить, что любая технология должна быть здоровьесберегающей. При использовании разных образовательных технологий надо создавать условия, способствующие укреплению здоровья детей, а не наносить ему вред.   В данной статье, мы не будем останавливаться на какой – либо конкретной технологии и находить ее преимущества. Каждый учитель выбирает такую, которая положительно влияет на образовательный процесс, способствует усвоению учениками программного материала в связи с тем, что учитель  знает и учитывает индивидуальные  особенности своих учеников.   Отмечу только то, что в своей работе я чаще опираюсь на личностно- ориентированные технологии, которые считаю при работе с детьми с ОВЗ более подходящими во всех смыслах.

Дети с ОВЗ отличаются быстрой утомляемость, поэтому важно обратить внимание на смену видов деятельности и их продолжительность, а так же минутки отдыха. За урок я провожу две  минутки отдыха. Это может быть релаксминутка, когда я включаю спокойную музыку, прошу ребят закрыть глаза на мгновение оказаться на берегу реки или в глуши леса. Часто практикуются физминутки на развитие  межполушарных связей.  В такие паузы дети не только отдыхают от урока, но и развиваются.  При выборе упражнений учитываю особенности класса. Не рекомендуются упражнения, где ребята наклоняют голову вниз, а потом резко ее поднимают.  Специалисты- дефектологи рекомендуют дифференцировать задания, учитывая заболевания детей: кто- то  срывает вишенку, кто- то малину, а остальным необходимо собрать клубничку.  

Огромное значение уделяю на уроке  такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность. Как ребенок воспринимает материал очень важно. Ведущую модальность поможет определить психолог при помощи специальных тестов или  учитель, используя метод наблюдения. Большинство учащихся  по данным  обследования в моем классе визуалы.

 Они  перерабатывают и хранят информацию в виде наглядных образов. В связи с этим уроки русского языка я провожу с максимальным набором наглядности. Например при изучении числа существительных, можно использовать предметные картинки: один- много. При изучении падежа я пользуюсь наглядностью «дом падежей»- это домик с вырезанными окошками.   На уроках чтения важно использовать иллюстрации, мнемокартинки, схемы. Ученики-визуалы хорошо справляются с составлением рассказа по картинкам. К таким детям я не подхожу близко, им необходимо личное пространство. Чтобы ученик лучше усвоили материал, предлагаю зарисовывать, обводить. Дети-кинестетики – перерабатывают  и хранят  информацию, основываясь на ощущения. Основной вид памяти кинестетиков – мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом. Такого ребенка можно обнять, говоря «молодец» погладить по голове, он любит прикосновения. Практика показала, что такие дети не любят читать, я предлагаю им во время чтения водить пальцем по тексту, так им комфортнее. На уроке такому ребенку важно обеспечить движение, поэтому разрешаю им встать, подойти и посмотреть в окно, чаще вызываю к доске писать. Дети-аудиалы хорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Такие дети лучше  рассказывают стихи, задают множество вопросов. Они получают удовольствие от чтения, придумывают различные истории. Таким ребятам я предлагаю участвовать в инсценировках. Чтобы ребенок – аудиал лучше себя чувствовал при общении , я меняю темп речи, делаю паузы. Можно предложить ребенку комментировать то, что он делает. Таким образом, когда  информация учителя  совпадает с ведущей модальностью  ученика, он  не только прекрасно справляется с заданием, но и получает удовлетворение от совместной работы и как следствие этого положительный психологически настрой, что влияет на его здоровье.

Очень важным моментом является домашнее задание. Основное правило, которое надо помнить – домашнее задание должно быть дано так, чтобы ребенок сам, без посторонней помощи мог его выполнить. При соблюдении данного условия создается ситуация успеха для каждого ученика, что положительно влияет на его настроение. Кроме этого важно правильно дозировать задания,  учитывая домашнюю работу  по другим предметам.

 Важной особенностью детей с ОВЗ является их ранимость, быстрая смена настроения, обидчивость. В связи с этим я стараюсь быть очень внимательной при выставлении отметок  или давая  оценочное суждение действиям ученика. В этом случае важно так же знать темпераменты детей и их отношение к оценке.  Так, холерик любит публичную похвалу, которую ему и необходимо предоставить;   сангвиника лучше хвалить индивидуально;  флегматика лучше не хвалить, ему этого не надо; меланхолика не особо можно хвалить, лучше сделать это тихо, объяснить «за что».   Как бы вы не оценивали своих учеников важно учитывать и их отношения в классе, быть справедливыми не выделять и не занижать отдельных учеников. Дети чувствуют наше отношение и им важно, что мы о них думаем, несмотря на то, что многие и не говорят об этом.   Реже используйте в речи слова с частицей «не»: не думаешь, не усвоил, не старался и т.п. В конце урока провожу рефлексию, возвращаюсь к карточкам –настроения. Предлагаю  всем ребятам подумать и определить, что было трудным, почему, что помогло решить возникающие проблемы.

Таким образом, какие бы образовательные технологии, приемы, методы вы бы не использовали в своей работе, помните, что вы ответственны, прежде всего, за здоровье своих детей. Будут дети эмоционально, физически здоровы и вы получите внимательных, активных, усваивающих программный материал  учеников.

Литература:                                                                                                                         1. Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Т.1. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 688с 2.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Просвещение, 1989. 3.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. - М.: Школа Пресс, 1995.- 720 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках чтения, письма, окружающего мира

Уровень коммуникативных умений учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяется реально сложившимся узким социальным кругом их общения; недостаточностью их возможностей для формирова...

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

Педагогические технологии формирования здорового образа жизни у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках естествознания.

Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления  здоровья учащихся является  приоритетным направление в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. Важную роль в формиро...

адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс

Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...

Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".

В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....