Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме "Обобщение по теме сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Крючкова Надежда Валерьевна

Урок по русскому языку 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_teme_skazuemoe.docx31.53 КБ
Файл prilozhenie_k_otkrytomu_uroku.docx13.47 КБ
Файл samoanaliz_uroka.docx16.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Обобщение по теме « Сказуемое»

Цель:   

1) повторить, обобщить и углубить сведения о сказуемом как одном из главных  членов предложения;

2) закрепить умения находить сказуемое в предложениях;

3) формировать навыки правильного построения предложения.

Задачи:

  • образовательная:

- систематизировать знания детей о роли сказуемого в предложении, изменении глагола по числам, родам, временам;

-сформировать первоначальное представление о роли сказуемого в предложении выраженное другими частями речи;

-развивать орфографическую зоркость.

- расширение и обогащение словарного запаса.

  • развивающая:

-развитие  умений работать в группе;

- развивать умение слушать, слышать, анализировать ответы одноклассников,

-умение делать выводы.

  • воспитательная:

- развивать внимание, творческое мышление, культуру речи учащихся.

 - воспитывать уважение к слову учителя и товарищей.

  - воспитывать доброжелательное отношение в  коллективе к  ответам товарищей;

-прививать  любовь к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: 

1. Листы для групповой работы учащихся

2. Карточки с заданиями для работы каждого в группе

3. Карточки для работы в паре

4. Стенд для учёта результатов  коллективной работы

5.Тетради, учебник

Оформление доски:

СКАЗУЕМОЕ

Картина со снежной горой                                         Пословицы для покорения  

                                                                                       высот снежной горы

                                                                                       Слова – глаголы

                                                                                       Таблица обобщения

Схемы предложений и

словосочетаний

                                           Ход урока.

Организация.

(звучит тихо музыка «Вальс снежинок» ). 

(говорит учитель тихо)    

 Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

-Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Мы отправляемся в путешествие, оно будут нелегким. За окном - зима. Она замела все тропинки, все дороги, построила высокие снежные горы. Вот такую высокую снежную гору нам с вами и предстоит покорить. Совершить восхождение.

-Тема нашего сегодняшнего урока «Закрепление и углубление знаний об одном из главных членов предложения – сказуемом».

-На уроке мы обобщим, систематизируем (разложим по полочкам) знания о данной теме. Уверена, что вы откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что они у вас прочные.

Работа в тетради.

-Откройте свои школьные тетради

Нужно записать число и классную работу.

Сяду прямо, не согнусь,

Ручку правильно возьму,

Тетрадь наклонно положу

Красиво в ней писать начну.

-Не забывайте о нашей «Помогайке»

1.Запись числа в тетрадь.

2. Минутка чистописания.

-Минутку чистописания нам приготовила зима.

-Поможет нам зима или создаст трудности на нашем пути?

-Конечно, же создаст трудности. Вот она и прислала к нам своих помощниц – снежинок. На снежинках записаны слова, какими действиями нам будет мешать зима.

-Как пишутся слова в начале предложения? Вот и вы начинайте с большой буквы. Постарайтесь написать красиво, чтобы зима не обиделась.

-Я показываю вам слова, а вы из этих слов выписываете только указанные буквы.

-Я показываю вам слова, а вы из этих слов выписываете только указанные буквы.

Слепить – выписать букву (она согл, глух, тв.)        С

Кидает  -  (согл, глух, мягк.)                                        К

Завывает – (глас, безударн, в приставке)                    А

Морозить – (согл, звонк, мякг, в корне слова)           З

Уводит    -   (глас, безударн, в приставке)                  У

Трещать -   (глас, ударн, в корне слова)                      Е

Заметает – (сол, звонк, тв, в корне слова)                  М

Посыпает – (глас, безударн, в приставке)                  О

Проехать – (глас, ударн, в корне слова)                      Е

- Написали? Поменяйтесь тетрадями. Хором скажем, что за слово у нас получилось.

- Молодцы!

-Дайте определение сказуемому. (Солнышко)

-Какой частью речи чаще всего выражено в предложении сказуемое?

-С какими словами мы работали сейчас?

-Дайте определение глаголу. (Солнышко)

-Вот мы с вами и очутились у подножья снежной горы. В центре нашего внимания Его Величество Глагол. Начинаем восхождение. Но помните путь трудный, не забывайте, что с вами идут товарищи, которые нуждаются в вашей помощи. Давайте помогать друг другу. А чтобы скрасить наш путь, я вам за каждое верно выполненное задание буду согревать вас солнышком.

Высота№ 1   «С хотением и терпением гору можно  своротить».

 

-Как вы понимаете пословицу?

-Запишите её в тетрадь.

-С какой частью речи в предложении связано сказуемое?

-Дайте определение существительному. (Солнышко)

-Какая главная часть языкового средства у нас может образоваться при помощи существительного и глагола?  (Солнышко)

-Какую еще часть языкового средства мы можем образовать при помощи глагола?   (Солнышко)

-Отличается ли основа предложения от словосочетания?

  -У вас на партах лежат маленькие конверты. Работать будем в паре (показать знак). Задание называется «Четвертое лишнее». Нужно  дополнить схемы и вычеркнуть лишнюю запись.  Проверка у доски (заранее написанное задание)

Замела дорожки                   гл.+ сущ

Злится зима                          гл.   сущ.

Морозит уши                       гл. + сущ.

Покрыл деревья                  гл. + сущ.

- Молодцы! Встаньте те пары, которые не допустили ошибку. (Вам по солнышку.)

-Молодцы! Мы покорили с вами первую высоту.

Высота № 2   «Чужой ум уважай, да и своим соображай».

-Как вы понимаете пословицу?

-Запишите её в тетрадь

-Сейчас мы поговорим с вами о глаголе как о части речи, которой чаще всего выражено сказуемое.

- Запишите, через запятую слова, которые прилетели к нам со снежинками и отвечают на вопрос Что делать? Или Что сделать?

-Обозначьте в какой форме  они выражены?

-Как в грамматике называют такую форму глагола?  (Солнышко)

-Как изменяются глаголы?

-Что обычно показывают глаголы прошедшего времени?  (Солнышко)

- На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?   (Солнышко)

 -Что обычно показывают глаголы в настоящем времени? (Солнышко)

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? (Солнышко)

 -Что обычно показывают глаголы в будущем времени? (Солнышко)

- На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? (Солнышко)

-Какими формами глаголов может быть выражено сказуемое?

-Перед вами картина. Какая пора года нарисована?

Задание.

-Составить предложения о зиме. Выделить основу предложения. Указать  сказуемое, определить в какой форме (лицо, род, число) оно выражено.

1 ряд – со сказуемыми будущего времени.

2 ряд -  со сказуемым настоящего времени.

3 ряд -  со сказуемым прошедшего времени.

Чтобы написать предложения в данной форме глагола надо пофантазировать.

Проверка. Предложение зачитывают по 2 ученика с ряда. (Даю солнышко)

Молодцы! Тяжело? Устали?                                        

Физкультминутка. (тихо играет музыка)

-Отдыхаем и стараемся на слух запомнить глаголы. Дети кладут голову на руки.

- Реснички опускаются, глазки закрываются,

  Мы спокойно отдыхаем,

  Сном волшебным засыпаем,

  Дышится легко, ровно, глубоко,

  Хорошо нам отдыхать, но уже пора вставать.

  Потянулись,  улыбнулись.

  Ровно сели. (10)                                                 Отдохнули? (11)

Задание.

-Сейчас мы выполним в учебнике на стр.40-41 упражнение №5. Прочитайте задание. Выполните его. Подчеркните глагол. Чем он является в предложении?  Какой формой глагола выражено сказуемое? Напишите.

-Поменяйтесь тетрадями. (Взаимопроверка)

-Какую особенность сказуемого мы здесь повторили?

-Как пишется частица НЕ с глаголами?

-Кто выполнил работу без ошибок? (Даю солнышко)

Преодолели еще одну высоту. Молодцы. Я вижу, что вы в пути не забываете о своих уставших товарищах. А вы не отставайте от всех. Идём дальше.

Высота № 3  «Что одному с трудом дается, то коллективом легко берется». (Работа в группах)

-Как вы понимаете пословицу?

-Запишите её в тетрадь

-Сядьте группами. У вас на столе большие конверты. В конвертах большой лист, где вы напишите выполненную работу. Но сначала   на маленьких листочках вы выполните работу самостоятельно. А уже затем капитан команды с вашей помощью заполнит лист. Не забывайте о ваших товарищах, помогайте им. Ведь вы команда и спрошу у любого участника. Задание на время – 5 минут.

-За работу.

-Дан текст. Поставьте глаголы в прошедшем времени. Найди и выдели грамматическую основу предложения. Выделите окончание. Укажите время, число, род сказуемого. В четвертом предложении выпишите словосочетание.

В тексте незнакомое слова «припёке». Лексическое значение слова нужно найти в толковом словаре.                                              

Текст

(Отшуметь) над молчаливыми горами и долинами северный ветер. (Проходить) апрельские недели. Горы (сбрасывать) снега на солнечном припёке. Уже (зазеленеть) молодая травка на выступах гор. (Раскрыть) лепестки желтые цветы. (Зацветать) синяя фиалка.

.

                                                 (Проверка работы)

-Как изменяются глаголы прошедшего времени?

-На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени женского рода? Мужского рода? Среднего рода?

-Вложили и маленькие и большой листы в конверт. Поменялись. Достали только большие листы. Конверты передали на стол учителя. Взаимопроверка.

Листы вывешиваются на стенд. Лучшие получают солнышко.

-Молодцы! Мы покорили все высоты. Перед нами вершина. Осталось покорить её.

- Давай те еще раз вспомним, о чем шла речь на уроке?

- Чем чаще всего выражено сказуемое в предложении?

-А почему я всегда на уроке делала ударение на это обстоятельство?

-Давайте с вами составим предложение из слов начальной форме. И найдем грамматическую основу предложений.

1) снег,на, тежать, крыша, дом.

Снег лежит на крышах домов. (Снег лежит)

2) погода, зимний, холодный.

Зимняя погода холодная. (Погода холодная)

3) это,зима,чудо.

Зима – это чудо.(Зима чудо)

-Сделайте вывод.

-Совершенно верно. Вы сейчас совершили маленькое научное открытие.

- Сказуемое также может также быть выражено именем прилагательным, именем существительным. К сказуемому можно задать вопрос, что делает предмет? какой предмет? каков он? Кто он такой? Что он такое? Но это тема наших следующих уроков.

Если позволяет время работа в учебнике на стр.   упр.№

Проверка (фронтальная)

-Молодцы! Мы на вершине.

-Понравилось вам восхождение?

-Так о каком главном члене предложения мы сегодня говорили?

-На своем пути мы с вами, какое открытие сделали?

-Покорение какой высоты вам больше всего понравилось?

-Давайте подведем итог нашего пути.

-Посчитайте свои солнышки. У кого больше всего солнышек? Молодцы!

-У кого больше 4 солнышек – пять, у кого 2-4 – четыре.

-Запишите домашнее задание – напишите сочинение-миниатюру «Прогулка в зимнем лесу»

-Спасибо за урок.

    - Благодарю, вас, за усердие, старание и прилежание. Мне было очень приятно с вами работать.



Предварительный просмотр:

Поставьте глаголы в прошедшем времени. Найди и выдели грамматическую основу предложения.

(Отшуметь) над молчаливыми горами и долинами северный ветер.

(Проходить) апрельские недели. Горы (сбрасывать) снега на солнечном припёке. Уже (зазеленеть) молодая травка на выступах гор. (Раскрыть) лепестки желтые цветы. (Зацветать) синяя фиалка.

Поставьте глаголы в прошедшем времени. Найди и выдели грамматическую основу предложения.

(Отшуметь) над молчаливыми горами и долинами северный ветер. (Проходить) апрельские недели. Горы (сбрасывать) снега на солнечном припёке. Уже (зазеленеть) молодая травка на выступах гор. (Раскрыть) лепестки желтые цветы. (Зацветать) синяя фиалка.

Поставьте глаголы в прошедшем времени. Найди и выдели грамматическую основу предложения.

(Отшуметь) над молчаливыми горами и долинами северный ветер. (Проходить) апрельские недели. Горы (сбрасывать) снега на солнечном припёке. Уже (зазеленеть) молодая травка на выступах гор. (Раскрыть) лепестки желтые цветы. (Зацветать) синяя фиалка.

Поставьте глаголы в прошедшем времени. Найди и выдели грамматическую основу предложения.

(Отшуметь) над молчаливыми горами и долинами северный ветер. (Проходить) апрельские недели. Горы (сбрасывать) снега на солнечном припёке. Уже (зазеленеть) молодая травка на выступах гор. (Раскрыть) лепестки желтые цветы. (Зацветать) синяя фиалка.

Запишите глаголы и выделите окончания. Найди и выдели грамматическую основу предложения. Укажите время, число и род. В четвертом предложении выпишите словосочетания.

___________________ над молчаливыми горами и долинами

северный ветер.  ______________________ апрельские недели.

Горы  __________________ снега на солнечном припёке. Уже

______________ молодая травка на выступах гор. _____________

лепестки желтые цветы. _____________________ синяя фиалка.

«Четвертое лишнее».

1. Замела дорожки                   гл.      сущ.

        2. Злится зима                             гл.      сущ.

3. Морозит уши                       гл.     сущ.

4. Покрыл деревья                   гл.      сущ.

«Четвертое лишнее».

1. Замела дорожки                   гл.      сущ.

        2. Злится зима                             гл.      сущ.

3. Морозит уши                       гл.     сущ.

4. Покрыл деревья                   гл.      сущ.

«Четвертое лишнее».

1. Замела дорожки                   гл.      сущ.

        2. Злится зима                             гл.      сущ.

3. Морозит уши                       гл.     сущ.

4. Покрыл деревья                   гл.      сущ.

«Четвертое лишнее».

1. Замела дорожки                   гл.      сущ.

        2. Злится зима                             гл.      сущ.

3. Морозит уши                       гл.     сущ.

4. Покрыл деревья                   гл.      сущ.



Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

  1. Тип урока:

Обобщение и систематизация знаний.

  1. Тема урока

Обобщение по теме « Сказуемое»

  1. Цель урока:

1) повторить, обобщить и углубить сведения о сказуемом как одном из главных  членов предложения;

2) закрепить умения находить сказуемое в предложениях;

3) формировать навыки правильного построения предложения.

  1. Задачи урока:
  • образовательная:

- систематизировать знания детей о роли сказуемого в предложении, изменении глагола по числам, родам, временам;

-сформировать первоначальное представление о роли сказуемого в предложении выраженное другими частями речи;

-развивать орфографическую зоркость.

- расширение и обогащение словарного запаса.

  • развивающая:

-развитие  умений работать в группе;

- развивать умение слушать, слышать, анализировать ответы одноклассников,

-умение делать выводы.

  • воспитательная:

- развивать внимание, творческое мышление, культуру речи учащихся.

 - воспитывать уважение к слову учителя и товарищей.

  - воспитывать доброжелательное отношение в  коллективе к  ответам товарищей;

  1. Основные структурные компоненты урока

-Организационный момент

-Подготовка к основному этапу урока

-Контроль и самопроверка знаний

-Систематизация полученных знаний

-Подведение итогов

  1. Метод обучения

-Информационный поиск

-Словесный

-Наглядный

-Работа со словарем

  1. Форма организации обучения

Парная

Индивидуальная

Групповая

 

  1. Общеучебные  умения и навыки

-участие в коллективной, парной деятельности

-умение работать с учебником, рабочей тетрадью, карточками

- умение логически мыслить

-умение правильно отвечать на вопросы

9. Методы обучения

-Метод самоконтроля

- Взаимопроверки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"

Конспект открытого урока по русскому языку 6 класс ФГОС по теме "Отрицательные местоимения (закрепление)"1. Конспект2. Раздаточный материал3. Физминутка...