Урок по теме "Глагол" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Разработка урока по теме "Глагол" по русскому языку в 5 классе.

Разработка содержит конспект урока. презентацию и творческую биографию А. Гребёнкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_glagol.docx20.77 КБ
Office presentation icon glagol.ppt2.34 МБ
Файл tvorcheskaya_biografiya_a.grebenkina.docx16.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Глагол»(Презентация)

5-й класс

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе (по учебнику М. М. Разумовской и др.) Что обозначает глагол

Слайд 2

2 «Что обозначает глагол» Знать: - Что такое глагол? - Что обозначает ? -На какие вопросы отвечает? -Изменяется ли? Как? -Каким членом предложения является? -С какой частью речи согласуется? Уметь: -Находить в тексте, ставя правильный вопрос. -Определять, что обозначает глагол. -Выделять окончание. -Определять морфологические признаки глагола (время, число…). -Определять синтаксическую роль в предложении.

Слайд 3

3 Кто долгими бессонными ночами склонялся над нашей кроваткой, напевая нам ласковые песни? Мама! Кто первый раз вёл нас в школу, а вечером терпеливо ждал и встречал нас после уроков? Мама! Кто провожал нас, когда мы уезжали из родного дома…махая нам вслед, осеняя нас крестом, доброй и нежной рукой? Мама! Кто до последнего дня, забывая о себе, беспокоится о нас, живёт нашими заботами и надеждами? Мама!

Слайд 4

4

Слайд 5

5 А. С. Гребёнкин «Сердце матери» Выборочный диктант. Выпишите глаголы. Назовите, по каким признакам вы узнали, что это глагол. Подчеркните и объясните орфограммы, которые встретились в глаголах 1. Здравствуй, мама! Как живёшь, родная? 2. Не волнуйся, сын всегда с тобой… 3. Ты мне в жизни словно солнце светишь… 4. Словно свечка, тихо догорая, Повидаться ждёшь меня опять. ( «Письмо матери»). 5. Рядом с нею солнце ярче светит, Вырастают крылья за спиной. ( «Мама»). 6. Отпела песни мама в родимой стороне, Но до сих пор упрямо они живут во мне. ( «Материнская песня»).

Слайд 6

6 Выборочный диктант 1 – здравствуй, живёшь (что делай? что делаешь?) 2 – не_ волнуйся (что делай?) 3 – светишь (что делаешь?) 4 – ждёшь (что делаешь?) 5 – светит, вырастают (что делает? что делают?) 6 – отпела, живут (что сделала? что делают?)

Слайд 7

7 Работа с учебником (под ред. М. М. Разумовской и др.) Глагол обозначает: -Реальное действие -Состояние -Процесс речи и мысли -Проявление и изменение признака -Взаимоотношения людей -Движение -Различные звуковые явления То есть Действие или состояние предмета

Слайд 8

8 Стихотворение про глагол

Слайд 9

9 Испытание на человечность Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила она мать мужа, велела поселить в сенях. Потом приказала мужу переселить в сарай. Но и этого показалось снохе мало. И сказала она мужу: «Если хочешь, чтобы я была с тобой, убей мать, вынь сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул её сердце и понёс жене. Споткнулся о камень, ударился коленом. И тут встрепенулось материнское сердце и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни». Зарыдал сын, понял, что никто его не любит так, как родная мать. Вложил он сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. И ожило сердце. Встала мать, прижала к себе сына. Не мог он после этого возвратиться к жене, не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце озаряет лучами вершины курганов.

Слайд 10

10 Работа с текстом «Испытание на человечность» 1. Дайте тексту свой заголовок. 2. Определите тему текста. 3. Найдите предложение, содержащее основную мысль текста. 4. Что означает заглавие «Испытание на человечность?» 5. Объясните лексическое значение слова человечность. 6. К какому стилю речи относится данный текст (художественный, разговорный, научно-деловой)? 7. Тип текста (повествование, описание или рассуждение)? Какая часть речи помогла вам правильно определить тип речи? 8. Выпишите все глаголы (1 вариант – из 1-го абзаца, 2 вариант – из 2-го, 3 вариант – из 3-го абзаца). Какого времени глаголов больше в тексте? Как вы это узнали?

Слайд 11

11 Работа с украинской легендой «Испытание на человечность» ( объясни орфограммы, которые встретились в глаголах) Был, было, была Женился Привёл Невзлюбила Велела Поселить Приказала Переселить Показалось Сказала Хочешь Убей Вынь Принеси Не_ дрогнуло Околдовала Убил Вынул Понёс Споткнулся Упал Ударился Встрепенулось Прошептало Ушиб Присядь Отдохни Зарыдал Понял Не_ любит Вложил Облил Ожило Встала Прижала Не_ мог Возвратиться Не_ вернулась Пошли Стали Озаряет

Слайд 12

12 Домашнее задание Напишите сочинение о своей маме. Выберите стиль и тип речи, в котором будете писать. Подумайте, что вы вынесете в заглавие: тему или основную мысль. У глаголов выделите окончания. Вспомните, какими качествами обладают наши мамы. Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мама з - - - - а

Слайд 13

13 Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы М - - - - - - Ь

Слайд 14

14 Это качество всегда в маминой душе Д - - - - - А

Слайд 15

15 Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе Н - - - - - - Ь

Слайд 16

16 А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит Ю - - Р

Слайд 17

17 Итог урока Найти в пословицах глаголы, выделить их окончание, подчеркнуть орфограмму, встретившуюся в глаголе. Указать над глаголом, что он обозначает (состояние или действие предмета). Подчеркнуть глагол как член предложения. 1.На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью. 2.Мать кормит детей, как земля людей. 3.Маленькие дети – руки болят, большие дети – сердце. 4.Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт. Как понимаете смысл данных пословиц?

Слайд 18

18 Пожелание учащимся от А. Гребёнкина Я помню мать меня учила, Придя усталая домой: - Пока здоровье есть и сила, Учись, сыночек дорогой. Я эту заповедь запомнил, Хотя она и не нова. Ученье – это наши корни. Корнями родина жива. («Я помню, мать…»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе (по учебнику М. М. Разумовской и др.) Иванова Л.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 28 ВО Санкт-Петербург Глагол. Что обозначает глагол.

Слайд 2

« Что обозначает глагол» Знать: - Что такое глагол? - Что обозначает ? На какие вопросы отвечает? Изменяется ли? Как? Каким членом предложения является? С какой частью речи согласуется? Уметь: Находить в тексте, ставя правильный вопрос. Определять, что обозначает глагол. Выделять окончание. Определять морфологические признаки глагола (время, число…). Определять синтаксическую роль в предложении.

Слайд 3

Кто долгими бессонными ночами склонялся над нашей кроваткой, напевая нам ласковые песни? Мама! Кто первый раз вёл нас в школу, а вечером терпеливо ждал и встречал нас после уроков? Мама! Кто провожал нас, когда мы уезжали из родного дома…махая нам вслед, осеняя нас крестом, доброй и нежной рукой? Мама! Кто до последнего дня, забывая о себе, беспокоится о нас, живёт нашими заботами и надеждами? Мама!

Слайд 4

Слайд 5

А. С. Гребёнкин «Сердце матери » Выборочный диктант . Выпишите глаголы. Назовите, по каким признакам вы узнали, что это глагол. Подчеркните и объясните орфограммы, которые встретились в глаголах 1. Здравствуй, мама! Как живёшь, родная? 2. Не волнуйся, сын всегда с тобой… 3. Ты мне в жизни словно солнце светишь… 4. Словно свечка, тихо догорая, Повидаться ждёшь меня опять . ( « Письмо матери »). 5 . Рядом с нею солнце ярче светит, Вырастают крылья за спиной. ( «Мама»). 6 . Отпела песни мама в родимой стороне, Но до сих пор упрямо они живут во мне . ( « Материнская песня »).

Слайд 6

Выборочный диктант 1 – здра в ствуй, ж и вёш ь (что делай? что делаешь?) 2 – не_ в о лнуйся (что делай?) 3 – светиш ь (что делаешь?) 4 – ждёш ь (что делаешь?) 5 – светит, выр а стают (что делает? что делают?) 6 – о тпела, ж и вут (что сделала? что делают?)

Слайд 7

Работа с учебником (под ред. М. М. Разумовской и др.) Глагол обозначает : Реальное действие Состояние Процесс речи и мысли Проявление и изменение признака Взаимоотношения людей Движение Различные звуковые явления То есть Действие или состояние предмета

Слайд 8

Пусть Глагол вопиёт гордо славу свою! Вместо слова – любовь, говорите – люблю. Вместо сладких речей и возвышенных фраз, Сотворяйте добро прямо здесь и сейчас. Улыбнитесь цветку, спойте песню реке. Обнимитесь с Землёй, выходя из «пике». Пусть глаголит Судьба – «Больше дел, меньше слов!» И не бойтесь чихнуть. Жизнь летит, будь здоров!

Слайд 9

Испытание на человечность Был у матери единственный сын. Женился он на девушке невиданной красоты. Но сердце у девушки было чёрное, недоброе. Привёл сын молодую жену в дом. Невзлюбила она мать мужа, велела поселить в сенях. Потом приказала мужу переселить в сарай. Но и этого показалось снохе мало. И сказала она мужу: «Если хочешь, чтобы я была с тобой, убей мать, вынь сердце и принеси мне». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Он убил мать, вынул её сердце и понёс жене. Споткнулся о камень, ударился коленом. И тут встрепенулось материнское сердце и прошептало: «Сыночек мой родной, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни». Зарыдал сын, понял, что никто его не любит так, как родная мать. Вложил он сердце в растерзанную грудь, облил горячими слезами. И ожило сердце. Встала мать, прижала к себе сына. Не мог он после этого возвратиться к жене, не вернулась домой и мать. Пошли они вдвоём в степь и стали двумя курганами. И каждое утро восходящее солнце озаряет лучами вершины курганов.

Слайд 10

Работа с текстом «Испытание на человечность» 1. Дайте тексту свой заголовок . 2. Определите тему текста . 3 . Найдите предложение, содержащее основную мысль текста. 4 . Что означает заглавие « Испытание на человечность ?» 5 . Объясните лексическое значение слова человечность . 6 . К какому стилю речи относится данный текст ( художественный, разговорный, научно-деловой)? 7 . Тип текста ( повествование, описание или рассуждение )? Какая часть речи помогла вам правильно определить тип речи? 8 . Выпишите все глаголы (1 вариант – из 1-го абзаца, 2 вариант – из 2-го, 3 вариант – из 3-го абзаца). Какого времени глаголов больше в тексте? Как вы это узнали?

Слайд 11

Работа с легендой «Испытание на человечность » ( объясни орфограммы, которые встретились в глаголах) Был, было, была Женился Привёл Не взлюбила Велела П о селить Прик а зала Переселить Пок а залось Ск а зала Хочеш ь Убей Вынь Прин е си Не_ дрогнуло О колдовала Убил Вынул П о нёс Споткнулся Упал Ударился Встр е пенулось Пр о шептало Уши б Прися д ь Отдохни Зарыдал Понял Не_ любит Вл о жил Облил Ож и ло Встала Прижала Не_ мог Возврати ться Не_ вернулась П о шли Стали Оз а ряет

Слайд 12

Домашнее задание Напишите сочинение о своей маме. Выберите стиль и тип речи, в котором будете писать. Подумайте, что вы вынесете в заглавие: тему или основную мысль. У глаголов выделите окончания. Вспомните, какими качествами обладают наши мамы. Этим качеством обладает каждая любящая ребёнка мама з - - - - а

Слайд 13

Умение разумно решать разные сложные вопросы, давать мудрые советы М - - - - - - Ь

Слайд 14

Это качество всегда в маминой душе Д - - - - - А

Слайд 15

Это свойство души можно увидеть во взгляде мамы, услышать в её голосе Н - - - - - - Ь

Слайд 16

А это качество проявляется, когда мама шутит, всех веселит Ю - - Р

Слайд 17

Итог урока Найти в пословицах глаголы, выделить их окончание, подчеркнуть орфограмму, встретившуюся в глаголе. Указать над глаголом, что он обозначает (состояние или действие предмета). Подчеркнуть глагол как член предложения. На свете всё найдёшь, кроме отца с матерью. Мать кормит детей, как земля людей. Маленькие дети – руки болят, большие дети – сердце. Мать высоко замахивается, да не больно бьёт, мачеха низко замахивается, да больно бьёт. Как понимаете смысл данных пословиц?

Слайд 18

Пожелание учащимся от А. Гребёнкина Я помню мать меня учила, Придя усталая домой: - Пока здоровье есть и сила, Учись, сыночек дорогой. Я эту заповедь запомнил, Хотя она и не нова. Ученье – это наши корни. Корнями родина жива . («Я помню, мать …»)

Слайд 19

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

Александр Гребенкин

ТВОРЧЕСКАЯ БИОГРАФИЯ

Александр Алексеевич Гребенкин родился 14 июня 1940 года в деревне Верхняя Талица Удмуртской АССР. В 1961 году закончил Пермское речное училище, а в 1967 году Пермский политехнический институт по специальности "Авиадвигатели". С 1967 по 1991 год А. Гребенкин работал на Пермском заводе "Машиностроитель" и заводе им. В.И. Ленина. Где прошел трудовой путь от мастера до заместителя начальника отдела. За плодотворную и добросовестную работу Александр Алексеевич в 1989 году был награжден медалью "Ветеран труда". С 1991 года он возглавляет Бюро пропаганды художественной литературы Пермской областной писательской организации.

Стихи А.А. Гребенкина публиковались в журналах "Урал", "Молот", "Подъем", "Крестьянка", "Молодая Гвардия", "Огонек", "Наш современник", "Смена", "Дружба народов", "Москва", в коллективных сборниках "Молодой человек", "Деревенская новь", "Рабочее Прикамье" и поэтическом ежегоднике издательства "Молодая Гвардия".

В 1979 году вышла первая книга стихов А. Гребенкина "Живая вода".

С того времени по сегодняшний день в Перми и в Москве им издано 15 поэтических книг общим тиражом 88,5 тысяч экземпляров. С 1994 по 2004 год им издано 10 поэтических книг.

В 1985 году А.А. Гребенкин был принят в члены Союза писателей СССР.

А.А. Гребенкин также работает, как переводчик, им сделаны переводы стихов российских национальных поэтов с украинского, армянского, с азербайджанского, крымско-татарского, чечено-ингушского, коми-пермяцкого, удмуртского, с карачаевского, немецкого. Композиторами Перми, Екатеринбурга, Донецка, Воткинска на его стихи написаны песни и романсы, а в 2002 году в Перми вышла книга песен и романсов "Признание в любви". Стихи и выступления А. Гребенкина звучат по областному радио и телевидению.

О творчестве А.А. Гребенкина писали и пишут и литераторы, и критики. О нем писали известный русский писатель Е.А. Пермяк, московский писатель М.М Колесов, пермские писатели Л.И. Давыдычев, О.К. Селянкин, Н.Ф. Домовитов, В.И. Радкевич, А.Д. Крашенинников, М.Р. Смородинов, Ф.С. Востриков, В.В. Якушев, и другие.

Работая директором бюро пропаганды художественной литературы, он ежегодно организует творческие писательские встречи, Дни литературы Прикамья, как в Перми так и по городам и районам области, готовит и проводит крупные городские и областные литературно-музыкальные вечера и праздники: "О доблестях, о подвигах, о славе...", 1996г., "Годы, опаленные войной...", 1997г., "Сердце матери", 1997г., "Город мой - Пермь", посвященный 275-летию г. Перми, "Дорога к храму", посвященный 200-летию Пермской епархии,2000г., "Ярославны", 2001г., "Весна Победы", 2002г., "Сердце матери", 2003г. и другие.

А.А. Гребенкин ведет большую общественную работу, является членом Правлений Пермского отделения Российского Фонда Мира, Областного Фонда культуры, и областного Совета ВООПИиК.

За активную творческую деятельность и общественную работу Александр Гребенкин награжден Почетными грамотами Правления Союза писателей России, Администрации г. Перми, Комитета и Департамента культуры и искусства города и области, Президиума областного Совета профсоюзов, Военного комиссариата области и Российского Фонда Мира.

Творческий стаж писателя А.А. Гребенкина составляет 46 лет.

 

ОСНОВНЫЕ КНИЖНЫЕ ИЗДАНИЯ

Живая вода: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во,1979. - 40с.

Зеленое солнце: Стихи. - М.: Современник,1981. - 96 с.

Глубокий след: Стихи. - Пермь: Кн. изд-во, 1983.- 88 с.

Материнская песня: Стихи. - М.: Мол. Гвардия, 1983. - 32с.

Светлый круг: Стихотворения. - Пермь: Кн. изд-во, 1990.-199с.

Распятая Россия: Стихи. - Пермь, - 1993. - 155 с.

Вериги: Стихи. - Пермь, 1994. - 212с.

Земная сказка: Стихи для детей. - Пермь, 1995. - 64 с., ил.

Явило ожидание тебя: Стихи. - Пермь, 1996. - 192 с.

Живая музыка капели: Стихи. - Пермь, 1998. - 328 с.

Живая азбука: Стихи для детей. - Пермь, 2000. - 68 с, ил.

Сердце матери: Стихи. - Пермь, 2001. - 112 с.

Признание в любви: Песни. - Пермь, 2002. - 60 с.

Бумажный кораблик: Стихи для детей. - 2003. - 40 с, ил.

Российская Голгофа: Стихи. - Пермь, 2003. - 224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....