Урок по теме "Корень слова" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Разработка урока по теме "Секреты корня слова" по русскому языку в 5 классе.

Разработка содержит конспект урока и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koren_slova.docx27.51 КБ
Файл prezentatsiya_koren_slova.pptx466.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Секреты корня слова"

5-й класс

Цели урока:

  • сформировать у учащихся понятия о корне как о морфеме и однокоренных словах; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова. активизировать и расширить знания о корне как о главной значимой части слова;
  • развивать умение обосновывать выделение корня и подбирать однокоренные слова с учетом значения корня;
  • развивать умение учащихся самостоятельно строить знания в процессе работы со словами;
  • развитие образного и ассоциативного мышления;
  • развивать умение работать в группе и строить диалог.

Ход урока.

. Групповая работа

Задание. Запишите слова или словосочетания, которые приходят к вам, когда вы слышите слово КОРЕНЬ.

Дети записывают у себя на листочке, получается примерно следующее:

корни дерева, корень цветка, корень слова, родственные слова, однокоренные слова.

Таким образом, дети выходят на два понятия корня – ботаническое и грамматическое.

II. А что по этому поводу говорят ученые?

На партах каждой группе предлагаются листы с информацией:

словарные статьи из толковых словарей С.И. Ожегова и В.И. Даля.

  • Словарь С.И. Ожегова

Корень – 1. Подземная часть растения, через которую оно всасывает соки из почвы.

     2. Внутренняя, находящаяся в теле часть зуба (корень зуба), волоса, ногтя.

     3. Начало, источник, основа чего-то (перенос.) (корень зла).

     4. В грамматике: основная часть слова без ¬ и ^.

     5. В математике: математический квадратный корень.

  • Словарь В.И. Даля

Корень – 1. Подземная часть всякого растения.

     2. Корень зуба, волоса, ногтя, пера – та часть, которая вросла в тело.

     3. Мой корень – родина.

     4. Корень слова – слог или звук, от которого слово произошло.

     5. Математический корень.

Задание. – Прочитайте, что по этому поводу говорят ученые.

               - Найдите общее в вашем выводе и у ученых.

III. Формулировка темы урока.

- Какое значение слова КОРЕНЬ важно на уроке русского языка? Попробуйте сами сформулировать тему нашего урока.

Дети формулируют тему урока «Корень слова»

- А разве эта тема для вас новая?

- Каковы же тогда цели нашей работы?

Учащиеся дают варианты ответов.

Учитель обобщает и открывает запись на доске:

Цели урока:

  • Узнать новое об известном
  • Учиться находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению.

IV. Определение корня и однокоренных слов.

  1. – Вспомните, какое определение корня вы давали в начальных классах?

- Сравните свой ответ с тем определением, что дает наш учебник 5 класса. Выделите ключевые слова.

Работа по учебнику, с.157. Учащиеся выделяют ключевые слова и поясняют свой выбор.

Секреты корня:

Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.

Корень – главная значимая часть слова.

В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи.

Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок. 

Слова, звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу.

Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению.

Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

Вывод:

Корень-главный носитель значения слова, он как бы образует его центр.

Корень-главная значимая часть слова, в которой заключается общее лексическое значение всех однокоренных слов. Однокоренные слова могут быть одной частью речи и могут относиться к разным частям речи.

  1. Учащиеся вспоминают лексическое значение слова.

Групповая работа.

Задание. Определить лексическое значение слов по корню: земляника, медведь, подушка, акваланг.

V. – Итак, чтобы правильно написать корень слова, надо знать его лексическое значение.

Докажем это.

Работа в парах.

Задание. Зачеркнуть «ненужную» букву и выделить корень.

Для работы предлагается следующие предложения:

  1. На скалу набрасывались яростные в
  2. У реки пасутся в
  3. Ветер разв
  4. Иван настойчиво разв
  5. Я д
  6. Я д

- Проверьте по ключу правильность своей работы. Сделайте вывод по вашим наблюдениям.

VI. Физкультпауза.

VII. А теперь поиграем. Игра «Четвертое лишнее».

На доске столбики слов:

вода             узнать        полёт

водяной       узко           навылет

водитель      узенький  лететь

подводник   поуже       вылечить

Задание. Записать только однокоренные слова, исключив «лишнее» слово. Выделить корни.

Индивидуальная работа.

Проверка выполненной работы.

Игра-задание «Кто прав?»

Два друга Артур и Антон поспорили. Артур говорит: КОТ и КОТЕНОК – родственные слова. Антон доказывает, что СОБАКА и ЩЕНОК тоже родственные слова.

- Кто из них прав? Докажите, вспомнив секреты однокоренных слов. (Смысл, значение одинаковое, корни разные)

- Подберите родственные слова к слову СОБАКА - собачка, собачонок.

VIII. Групповая работа – упражнение в подборе однокоренных слов.

Игра «Вырасти дерево».

Каждая группа получает на листочке корень слова, который нужно «вырастить», т.е. добавляя приставки и суффиксы, подобрать как можно больше однокоренных слов.

IX. Повторение и закрепление орфограммы «Безударная гласная в корне слова».

1) На доске «ленты» слов (слова напечатаны).

в·терок               к·стер

м·газин              з·лотой

ед·ница              с·лют

Задание. Вставить пропущенные буквы, распределить слова на 2 группы по признаку проверяемой и непроверяемой безударной гласной.

Ученики работают в группах, анализируют слова, доказывают способы проверки, добавляют свои примеры.

Заслушиваем представителя от каждой группы, сверяем правильность выполненного задания, вспоминаем правило проверки безударной гласной в корне.

2) – С безударными гласными, проверяемыми ударением, всё обстоит гораздо легче. Нашел слово того же корня, где эта гласная под ударением, и порядок! Гораздо сложнее с непроверяемыми гласными, их надо запомнить, а в случае затруднения справляться в орфографическом словаре.

Нужно искать в словаре, а он такой большой! Каким образом нужно работать со словарём, чтобы это было быстро?

- Вспомните принципы составления словарей

Учащиеся обсуждают в группах и вспоминают, что словари составлены в алфавитном порядке, на верхней странице словаря уже есть первый слог и т.д.

Задания на выбор

1. Подобрать из орфографического словаря слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.

или

2. Вставить пропущенные буквы в слова с непроверяемой безударной гласной, проверить по ключу или словарю (5-6 слов).

X. Творческий проект.

Работа в группах.

Учитель предлагает задание на выбор.

1) Сделать красочный плакат по теме «Корень и однокоренные слова».

2) Сочинить сказку или стихотворение про корень и однокоренные слова.

3) Представьте, что вы корень. Что вы ощущаете, видите, слышите вокруг себя?

     Заслушиваем по представителю от каждой группы. Дети доказывают преимущество своих проектов, делятся своими удачными находками.

XI. Рефлексия – осознание пройденного пути.

Дети высказывают свое мнение об уроке: что они чувствовали, думали во время урока, о чем переживали.

    Учитель предлагает начать свое высказывание со слов

Я думаю…       Я чувствую…        Я испытал трудности…

XII. Домашнее задание

                        Подобрать слова для игры  «Четвертое лишнее».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Корень слова Иванова Л.А., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 28 ВО Санкт-Петербург

Слайд 2

Цели урока : Узнать новое об известном Учиться находить корень слова и однокоренные слова по их лексическому значению.

Слайд 3

Секреты корня 1. Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть. 2. Корень – главная значимая часть слова. 3. В корне заключено общее значение всех однокоренных слов.

Слайд 4

Секреты корня 4. Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относиться к разным частям речи . 5. Однокоренные слова образуются с помощью суффиксов и приставок.

Слайд 5

Сказка “Чужак ” Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать ? – Подчеркните родственников Воды. – Кто же оказался чужаком среди родственников Воды? – Почему гости не сразу приметили чужака?

Слайд 6

Секреты корня 6. Слова , звучащие похоже или одинаково, не обязательно однокоренные: между ними должна быть ещё связь по смыслу . 7. Корни называются омонимичными, если они одинаковые по произношению и написанию, но разные по лексическому значению. 8. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

Слайд 7

Ключ На скалу набрасывались яростные в а У реки пасутся в о Ветер разв е Иван настойчиво разв и Я д а Я д о

Слайд 8

Игра «Четвертое лишнее» вода узнать полёт водяной узко навылет водитель узенький лететь подводник поуже вылечить Задание . Записать только однокоренные слова, исключив «лишнее» слово. Выделить корни.

Слайд 9

Кто прав? Два друга Артур и Антон поспорили. Артур говорит: КОТ и КОТЕНОК – родственные слова. Антон доказывает, что СОБАКА и ЩЕНОК тоже родственные слова. - Кто из них прав? Докажите, вспомнив секреты однокоренных слов. (Смысл, значение одинаковое, корни разные) - Подберите родственные слова к слову СОБАКА - собачка, собачонок.

Слайд 10

Игра «Вырасти дерево» бег лес

Слайд 11

Рефлексия Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение… Нужно знать…

Слайд 12

Домашнее задание Подобрать слова для игры « Четвертое лишнее»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в V классе. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»

Vкласс. Тема урока: «Я слышу в слове музыку»Тип урока:урок-состояние.Цель: Пробуждение творческого потенциала детей.Задачи:  Развитие внутреннего мироощущения через воплощение себя в разных ...

Конспект открытого урока по теме: Слово-предмет и слово-действии (обобщающий урок) в 1 классе.

Конспект открытого урока в 1 классе.Тема: Слово-предмет и слово-действие (обобщающее занятие).Цель: Дифференциация слов-предметов и слов-действий....

Урок литературы в 11 классе. Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны».

Урок литературы в 11 классе.Тема урока: Образное слово Бунина. Анализ стихотворения «Восход луны». Цели урока:-Образовательные: раскрыть особенности поэтических произведений И.А.Бунина, познакоми...

Конспект урока русского языка "Слова среди слов"

Данный урок целесообразно проводить при повторении  раздела "Лексика". Разные методы и формы работы будут интересны как сильному, так и слабому ученику. Можно проводить урок на элективных курсах ...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...