Урок по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Людмила Александровна

Разработка урока по теме "Синтаксис и пунктуация" по русскому языку в 5 классе.

Разработка содержит конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sintaksis_i_punktuatsiya.docx18.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме « Синтаксис и пунктуация»

5 класс

Цели урока:

  • закрепить знания по понятиям о простом и сложном предложении, типам простых и сложных предложений;
  • развитие учебно-интеллектуальных умений: анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать доказательства;
  • -развитие организационно познавательных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, работать в команде, сотрудничать;
  • развитие смысловой памяти, абстрактного мышления.
  • прививать любовь к родному языку.


Ход урока.
1. Лингвистическая сказка (слайды 2-5)
(Сказку читает заранее подготовленный учащийся)
- Представьте себе, что вы смотрите мультфильм.
Сначала на экран выбежали поодиночке слова С, ТЫ, УЧИТЬСЯ, ЕСЛИ, РАБОТАТЬ, ЖИЗНЬ, ПОЛЕЗНЫЙ, ОХОТНО, ДЛЯ, ОТДЫХАТЬ, ПРАВИЛЬНО, УМЕЛО, И, СДЕЛАТЬ, УВЛЕЧЕНИЕ, ЖЕ, ОНА, ИНТЕРЕСНЫЙ, СТРОИТЬ.
Видят слова, что никто не понимает, зачем они выбежали на экран. Попробовали распределиться по частям речи ( каким?), потом объединились в две группы (какие?), но зачем они появились на экране, так и осталось непонятным.
Но вот кто-то невидимый начал их передвигать. Соединять друг с другом, изменяя, если нужно, их форму и располагая в определенном порядке. И вот что получилось на экране:
Если ты учишься с увлечением работаешь охотно отдыхаешь умело жизнь строишь правильно сделай же её интересной и полезной.
Что-то затрудняет чтение текста! Чего же в нем недостает? Да-да, вы правы, нужны знаки препинания.
И вот рука автора уверенно расставила их в тексте. Теперь мы можем его прочитать быстрее, осмысленнее и выразительнее:
Если ты учишься с увлечением, работаешь охотно, отдыхаешь умело,- жизнь строишь правильно. Сделай же её интересной и полезной!

- Что же помогло связать слова в предложении? (Изменение форм слов, служебные слова, порядок слов, интонация)
Слайд № 6. Сравните предложения.
• Даже эта работа трудна для него.
( Имеется в виду не трудная работа, но слабый исполнитель)

• Эта работа даже трудна для него.
(Подчеркивается неожиданность трудности)
• Эта работа трудна даже для него.
(речь идет о сильном исполнителе)
Вывод: предложение составляется по определенным правилам. Эти правила устанавливает для нас раздел науки о языке, который называется «синтаксис»
Чтобы все одинаково понимали записанную речь, существуют правила постановки знаков препинания. Совокупность этих знаков называется «пунктуация»
Слайд № 7. Словарная работа.
• Синтаксис (от греч. syntaxis – «составление, построение, порядок»)

• Пунктуация (от лат. рunctum – «точка»

Слайд № 8. Есть ли в записи смысл?
• Мы, проводить, счастливые, минуты, за,
письменный, стол.
( В каждом слове есть, вместе – нет)
Составьте и запишите предложение в соответствии с правилами синтаксиса и пунктуации.
Выпишите из предложения все возможные словосочетания. Укажите главное и зависимое слово, задайте вопрос.( 1-2 уч-ся у доски)
Слайд 9. Проверим работу.

• Счастливые минуты мы проводим за письменным столом.

• Проводим (за чем?) за столом;
• за столом (каким?) письменным;
• проводим (что?) минуты;
• минуты (какие?) счастливые

- Мы называем самыми счастливыми минутами те, которые провели за письменным столом. Поэт Мария Цветаева написала гимн письменному столу. Будьте внимательными к слову поэта, не забывайте о тропах. Вас ждет много «биномов фантазии», вокруг стола. Назовите их.
Слайд № 10.
• Мой письменный вьючный мул!
Спасибо, что ног не гнул
Под ношей, поклажу грез –
Спасибо - что нес и нес.
……………………………..
К себе пригвоздив чуть свет –
Спасибо за то - что вслед
Срывался! На всех путях
Меня настигал, как шах –
Беглянку.
- Назад, на стул!
(М. Цветаева)
Запись: стол – мул – шах.
Слайд № 11. разберемся в прочитанном.
• Стол, заваленный рукописями, книгами,- «навьюченный тяжелой поклажей мул», т.е. осел;
• Стол, приказывавший поэту сесть за работу, - грозный шах, повелитель;
• Поклажа, груз на ослике, муле – грезы, мечты, идеи, которые нужно воплотить в стихи, прозу
- Как вы поняли главную мысль этого поэтического отрывка?
( письменный стол разделяет с поэтом тяжесть труда, не дает поблажки, отдыха, призывает больше работать, дисциплинирует жизнь. Отвлекая поэта от суеты)
Слайд № 12. Работа со связным текстом.
• Марина Цв..таева ож..вила пис(?)менный стол, сравнил… с деревом весной – с его живой корой, со слезами см..лы, с игрой л..ствы. Живое дерево – сама жиз(?)нь, но и стихи о чу(?)ствах и мыслях поэта тоже жизнь.
• Прочитаем выразительно текст. Обратим внимание на знаки препинания.
• Сколько предложений в тексте?
• Какое из предложений соответствует схеме:
• [ ], но [ ].
• [- O,O,O,O,O,O]
• Какой знак помогает нам понять, что предложение закончено?
• Какие еще знаки конца предложения вы знаете?
• - Запишите текст, обозначая орфограммы и подчеркивая грамматические основы.
Слайд № 13. подведем итог.
• Запишите предложения, вставляя недостающие слова
• В синтаксисе изучаются словосочетания и … .
• Правильно употреблять знаки препинания учит … .
• Мы начали изучать … и … .
Слайд № 14.
Д/З : §13, упр. 184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-зачет "Синтаксис и пунктуация" 5 класс

Урок в форме игры по станциям.Цель: обобщить и закрепить знания по теме;проверка сформированности знаний по теме (контроль за сформированностью умений и навыков)1 стол  Словосочетание. Слов...

Конспект урока русского языка в 5 классе "Пунктуация в предложениях с прямой речью".

На данном уроке у учащихся формируются навыки структурирования предложений с прямой речью и постановки знаков препинания в них, обогащается и активизируется словарный запас, развивается познавательная...

Открытый урок русского языка в 5 классе "Путешествие в Страну синтаксиса и пунктуации"

Урок - игра предназаначен для обучающихся 5 класса. Использован нестандартный подход к усвоению и обощению изученного материала....

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок для повторения и закрепления темы  "Синтаксис и пунктуация"...

Урок русского языка в 5 классе "Синтаксис и пунктуация"

Конспект урока составлен по учебнику 5 класса  "Русский язык" Ладыженской.Урок сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 5 классе по теме "Синтаксис и пунктуация"

Урок русского языка в 5 классе "Обобщение и систематизация знаний по теме "Синтаксис и пунктуация"...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....