Словари
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Галактионова Любовь Алексеевна

Урок русского языка в 6 классе "Словари" построен в соответствии с ФГОС. Методичка дана в форме технологической карты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Словари

ФИО (полностью)

            Галактионова Любовь Алексеевна

Место работы

МБОУ «СОШ с. Алексеевка Базарно- Карабулакского муниципального района Саратовской области»

 

Должность

            учитель русского языка, литературы, ОРКСЭ

Предмет

           русский язык

Класс

           6

Тема и номер урока в теме

           Лексика и фразеология , 1 час.

Базовый учебник

          С.И.Львов, В.В.Львова «Русский язык», изд-во «Мнемозина,              Москва, 2013 год

Цели:

 Образовательные: Систематизировать и закрепить знания учащихся по разделу «Лексика и фразеология», сформировать умение различать слова русского языка по сфере употребления.

  Развивающие: отработка навыков работы со словарями, развитие познавательного интереса, коммуникативных навыков; развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания.

 Воспитательные: вызвать интерес к книге, к слову.

 УУД         А) Личностные: выражать жизненные позиции в отношении окружающего мира, развивать и совершенствовать свою речь

                  Б) Регулятивные: ставить цель, планировать, контролировать свои действия, находить выход из проблемной ситуации.

                   В) Коммуникативные: уметь слушать и понимать партнера, согласованно выполнять совместную работу, контролировать действия друг друга, умение учиться, искать решения.

                  Г) Познавательные: использовать текстовую информацию, работать со словом, выразительными средствами языка

Основные понятия: словарь, лексика, лексикон, фразеология, фразеологизм.

Метапредметные связи: литература, искусство.

Оборудование: словари, карточки с фразеологическими оборотами;

изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты, изображения животных (черепаха, заяц, слон, медведь);

картинки, иллюстрирующие фразеологические обороты;

Тип урока: обобщение пройденного материала.

Вид урока: урок-игра.

Технология: на диалоговой и игровой основе

     

          №

Методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

       1 этап

А) приветствие

Б) целеполагание и мотивация

             

                   беседа

Приветствует учеников, проверяет их готовность, просит записать дату в тетради

-Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Русский язык.  И вот перед нами возник теремок. ( на доске на плакате нарисован теремок) А кто живёт в этом теремке? Нам подскажет загадка: « Не мёд, а ко всему липнут» Что это такое? (ответ: слова) А что образуют все слова? (словарный состав или лексику) Но люди отправляются путешествовать не просто так, а с какой-то целью. Какую цель вы поставите перед собой, исходя из темы урока?

Приветствуют учителя, записывают дату в тетради

-Слушают учителя, пытаются сформулировать тему и цель урока: «Словари».

Цель: Научиться правильно писать слова, знать их значение, научиться работать с различными  словарями.

Регулятивные: ставить цель, планировать свои действия

Учащиеся должны сформулировать тему и поставить цель урока самостоятельно.

                                                          2 этап. Актуализация знаний

Фронтальный опрос, беседа

Чтобы  узнать о жителях теремка, т. е. словарях, нам нужно выяснить,  что такое «словарь»?  

Слайд 1: Выписка из «Толкового словаря»: 1) Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или переводом на другой язык.

Чешско-русский словарь. Толковый словарь.

2) Совокупность слов какого-нибудь языка. Цель также слов, употреблённых в каком-нибудь одном произведении, в произведении какого-нибудь писателя или вообще употребляемых кем-либо. Богатство русского словаря. Поэтический словарь Пушкина: « Он изъясняется с трудом: его словарь беден».

К каким словарям мы обращаемся чаще всего? Какие ещё словари вы знаете?

Отвечают на вопросы, проверяют свои знания, работают с «Толковым словарём»,  делают записи в тетрадях.

Познавательные: работа со словарём.

Коммуникативные: умение слушать и понимать партнера, контролировать ответы друг друга, правильно выражать свои мысли.

Учащиеся должны вспомнить изученное, используя дополнительные источники

                                                                                                     3 этап. Практическая часть урока

Физминутка

4 этап. Практическая часть.

Знакомство со словарями

В роли словарей выступают четыре ученика. «Словари» должны рассказать о начале своего рабочего дня, а ученики  определить, какой перед ними словарь.

Фразеологический словарь.

(Приложение 1)

Словарь иностранных слов.

(Приложение2)

Проводит физминутку

Игра

Словарь синонимов. (Приложение4)

        игра

Слово учителя.

Творческая работа

Творческая работа.

Задаёт вопросы: О каком словаре идёт речь? Как вы догадались? Что такое фразеологический оборот? Чем он отличается от словосочетания? Для чего нужны фразеологизмы в речи? А сейчас я попрошу вас выполнить задания.

( работа в парах)

1 задание. Как говорят:

 - о кротком, безобидном человеке?

-когда возникает желание исчезнуть, скрыться от стыда, смущения

о человеке, который легко меняет свои мнения, решения

о безгранично счастливом человеке

- о человеке, который с утра находится в плохом настроении

2 задание (слайд 2) Перед вами некий господин! Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь! Ваша задача - перечислить иноязычные слова, обозначающие детали его туалета.

Прилетели ангелочки,Становились на носочки,

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили,

В стороны направили,

Глубоко вздохнули,

 Плечи развернули,

Повели руками вверх,

А теперь нам всем пора делать добрые дела (дети выполняют движения)

3 задание Игра: О чём идёт речь во фразах? Ваш ответ должен быть заимствованным словом:

А) Торжественный смотр войск на Красной площади?

Б) В нашей школе есть помещение для стрельбы в цель.

В) Где хранятся письменные памятники прошлого, старинные документы.

Г) Совокупность букв, используемых в письменности какого-либо языка и расположенных в определённом порядке.

4 задание. Кто больше? Подобрать к слову «побеждать» как можно больше синонимов.

Рассказать обо всех словарях на одном уроке невозможно, существует очень много словарей. Надеюсь, что в случае затруднения мы всегда можем обратиться к орфографическим, фразеологическим, толковым, орфоэпическим и другим словарям.

А сейчас калейдоскоп заданий.

Слайд 3. Напиши правильно, используя орфографический словарь:

Акварель, жёваный, бассейн, дистанция, ожерелье, почтальон, ровесник, сверстник, фантазия

Слайд 4 Я начну, а ты продолжи:

На все руки (мастер).

Смотреть правде (в лицо).

Выносить сор (из избы).

Держать язык (за зубами).

Как корова (языком слизала).

Куда глаза (глядят).

Как ветром (сдуло).

Слайд 5. Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных. (Показываются рисунки с изображениями животных.)

Ползет, как черепаха.

За двумя зайцами...;

Трусливый, как заяц.

Топает, как слон.

Медведь на ухо наступил; Медвежья услуга.

Отвечают на вопросы, выполняют задания.

Примерные ответы:

 

-мухи не обидит;

 

-сквозь землю провалиться

- семь пятниц на неделе

- на седьмом небе

 -встал не с той ноги

Ответы: шарф, кашне, жабо, берет и др.

Парад

Тир

Архив

Алфавит

Одержать победу, выиграть бой, нанести поражение, одолеть, разбить, разгромить, раздавить, побороть, раздавить и т. д.

Познавательные: знакомство с необходимой информацией для дальнейших действий по достижению цели урока.

Коммуникативные: согласованно выполняют совместную работу, контролируют действия друг друга

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа

Познавательные: добывают информацию, личностные: самостоятельная работа;

Коммуникативно-личностные :работа в парах

Знать значение фразеологизмов и уметь использовать их в речи, применять приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни; развивать способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений

на метапредметном уровне.

Работа со словарём иностранных слов

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

Работа с орфографическим словарём

Работа со словарём фразеологизмоф

5 этап

Рефлексия

      Задание: допиши предложение.

Сегодня я узнал, что….

Я хотел бы …

Меня  заинтересовало …

Подводят итоги проделанной работы

Личностные:  овладение приемами отбора и систематизации материала на заданную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор

Коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях

6 этап

Итоги урока

Домашнее задание

Напиши сочинение, используя только фразеологизмы по картине Решетниковой «Опять двойка!»

Использовать информацию, полученную на уроке при написании сочинения

Регулятивные: ставить цель, планировать свои дальнейшие действия.

Применять умения и навыки работы с картиной.

                                                    Список используемой литературы:

  1.  Контрольно- измерительные материалы по русскому языку, 6 класс
  2.  Г.А.Богданова «Уроки русского языка, 6 класс», Москва, Просвещение, 2012 г.
  3. И.П.Васильевых «Уроки русского языка. 6 класс» Издательство Мнемозина, 2013 г.
  4. «Толковый словарь» под ред. В.И.Даля.
  5. «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И. Молоткова.
  6. «Словарь иностранных слов» под ред. И.В. Лехина.
  7. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Работа со словарями в начальных классах"

В ближайшее время лексический фрагмент урока русского языка со словарями должен стать обязательным в любом классе, а работа с разными типами словарей превратиться в необходимость....

Логопедический словарь

Термины и определения в логопедии....

Метод рекомендации к этимологическому словарю, сам словарь

Данный проект представляет собой этимологический словарик и методические рекомендации по его использованию, как средство осмысления, запоминания лексических единиц и хранения их в долговременной памят...

Презентация к празднику словарей "Русской речи государь под названием СЛОВАРЬ"

Презентация содержит материал о жизни и деятельности  знаменитых составителей словарей: Владимире Ивановиче Дале и Сергее Ивановиче Ожегове....

Тема: Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей, словари лингвистические и нелингвистические.

Цели: 1. Знать особенности словарей, отражающие нормы правописания и произношения, энциклопедические и толковые словари, их структуру.2. Уметь ими пользоваться в исследовательской деятельности, при по...

Тематичекий урок, посвящённый празднованию Дня словаря, отмечаемого Российской Федерацией 22 ноября ежегодно, в связи с днём рождения в этот день Владимира Ивановича Даля, создателя первого «Толкового живого великорусского словаря».

Словарная культура, являющаяся одним из показателей уровня развития общей культуры и просвещённости как всего общества, так и отдельной личности, является одной из основ информационной грамотности и н...

Словари.Виды словарей.

Разработка урока по видам словарей для курса дополнительных занятий по русскому языку....