Урок русского языка "Союз", 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

В ходе урока учащиеся выполняют практические и тестовые задания, применяя полученные ранее знания по теме "Союз". Отрабатывают умения постановки знаков препинания в простых и сложных предложениях, использования союзов в качестве художественного изобразительного средства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc410.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt772 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

7 класс

Повторение и обобщение по теме «Союз»

(учебник «Русский язык. 7 класс» авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.)

Цели урока:

1. Обучающие

  • Повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении.
  •  Совершенствовать умения и навыки обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами, правильно писать; определять вид сложного предложения, различать сложносочиненное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них; грамотно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике, определять роль союза в построении текста.

2. Развивающие

  • Развивать навык грамотной устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств; общую культуру, кругозор учащихся.

3. Воспитательные 

  • На основе краеведческого материала воспитывать чувство уважения к истории Удмуртского края, любовь к малой родине.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент. Объявление темы урока, постановка цели.

– Здравствуйте. Садитесь. Тема нашего урока: «Союз. Повторение и обобщение». Сегодня на уроке нам предстоит повторить, обобщить и углубить изученный материал о союзе. (слайд 1 и 2). В тетрадях записываем число, классная работа, тему урока.

2. Начнем мы наш урок традиционно с проверки домашнего задания (упр.356). При его выполнении вы должны были найти союзы и указать, сочинительный он или подчинительный.

3. Фронтальный опрос.

– Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

– На какие группы по значению и употреблению в речи делятся союзы? (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные. Сочинительные делятся на соединительные, разделительные, противительные; подчинительные делятся на изъяснительные, причинные, временные, целевые, условные)

– Что соединяют сочинительные союзы? Подчинительные? (Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и части сложносочинённого предложения, а подчинительные – части сложноподчинённого.)

4. Слово учителя.

– Не многие знают, что союз – древнее название части речи и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А. С. Пушкин. Свидетельство тому – строки из его произведений. (Слайд 3)


Обратите внимание, как намеренно часто использует А.С. Пушкин союз
и.
На использовании союзов основано стилистическое средство художественной изобразительности, которое называется многосоюзием. В четверостишии из стихотворения "Я помню чудное мгновенье…" многосоюзие замедляет фразу, придаёт предложению плавность, усиливает выразительность речи.

Учитель читает четверостишие.

– В отрывке из стихотворения "Пророк" многосоюзие используется для логического и интонационного подчеркивания соединяемых членов предложения. (слайд № 4)

Учитель читает отрывок.

– А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из произведения А.С. Пушкина.

(Слайд 5)

Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.

– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?
(С помощью союза и.)

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

5. Закрепительные упражнения.

– Верно, ребята! А сейчас я предлагаю вам выполнить первое задание. Рассмотрите схемы, составьте по ним предложения и объясните, какой союз употреблен в каждом из предложений, и, главное, что он соединяет.

Задание 1  (Слайд 6)

Задание выполняется в рабочих в тетрадях. Дети читают свои предложения и объясняют, какой союз употреблен и что он соединяет.

– Следующее задание, ребята, немного сложнее и носит творческий характер.
Трижды используя данное предложение, составьте сложносочиненное, сложноподчиненное предложение и предложение с однородными членами.
(Слайд 7)

Задание 2. Неожиданно набежала туча, и вскоре пошел сильный дождь. Когда неожиданно набежала туча, мы отправились по домам. Неожиданно набежала туча и закрыла все небо.

Дети читают свои предложения, объясняют пунктограммы.

– Итак, мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, установили его роль в предложении и тексте. А теперь вспомните и назовите морфологические признаки союза. (По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и подчинительные, по строению - на простые и составные.)

– Правильно. Сейчас вам предстоит выполнить практическое задание. Из предложений, которые поочередно будут появляться на экране, выпишите в 2 столбика сочинительные и подчинительные союзы. (Слайд 8-15)

Задание 3.

  1. Звали его Ефимом, но все люди называли его Юшкой. (А.Платонов)
  2. Он верил, что дети его любят. (А.Платонов)
  3. Старик ничего не отвечал детям и не обижался на них. (А.Платонов)
  4. Взрослые пожилые люди, встретив Юшку на улице, тоже иногда обижали его. (А.Платонов)
  5. Листья то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. (К.Паустовский)
  6. Все мы должны любить свое отчество, потому что здесь мы получили жизнь, впервые увидели свет. (А.Толстой)
  7. Касьян не шевельнулся, пока я не поднял коростеля. (И.Тургенев)
  8. Если за день ничему не научишься, значит, весь день шел назад(пословица).

Можно провести взаимопроверку, но ученикам следует обязательно свериться с экраном, где появятся правильные ответы (слайд 16)

Проверь себя

Сочинительные   союзы

Подчинительные союзы

НО

И

ТОЖЕ

ТО…ТО…

ЧТО

ПОТОМУ ЧТО

ПОКА

ЕСЛИ

– А теперь охарактеризуйте каждый из союзов по значению и употреблению в речи.

Работа выполняется устно, например, союз но – сочинительный, противительный, выражает отношения противопоставления, несоответствия, различия. (Слайд 16)

- Что мы сегодня вспомнили? (ответы учащихся). Мы вспомнили, какая часть речи называется союзом, повторили морфологические признаки союза. А сейчас, пользуясь опорной схемой, расскажите о правописании союзов и их отличии от созвучных слов других частей речи. (Слайд 17) 

Задание 4. Физкультминутка

– Хорошо! А теперь на конкретных примерах рассмотрим правописание союзов. (Слайды 18, 19, 20)

Задание 5. Комментированное письмо.

1. Что же к_сается розовеющ_го луча сол_ца, то я то(же) увид_л его (н_)сколько дней спустя (в)близи Парижа. (К. Паустовский)
2. Убранство комнат так(же) (не)отл_чалось особым к_мфортом; даже полы были (не)окраше_ые, (за)то всё бл_стало ч_стотой. (Ф. Достоевский)
3. Мы закрыли стекля_ую дверь на б_лкон, что(бы) из сада (не) несло жаром. (допол.предложение)

– Вы хорошо справились с заданиями. Теперь вам предстоит небольшая самостоятельная работа. Оно состоит из двух частей.

6. Самостоятельная проверочная работа.

Задание 6  (выполняется на отдельных листочках, которые будут сданы учителю на проверку).

1-я часть. Конструирование предложений (Слайд 21, 22, 23)

– Ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам:

  • Почему оружейный завод расположен на набережной пруда?
  • Для чего устанавливают памятники?
  • Какие архитектурные сооружения г. Ижевска вам известны?

На мониторах это задание может выглядеть следующим образом.

1.      2.          3.

1. [      ] , ( потому что).

 2. [      ] , ( чтобы).

3. img7.gif (283 bytes)

2-я часть. Тест.

Если провести тестирование на компьютере нет возможности, то можно воспользоваться и бумажным вариантом (слайды 24-33).

ТЕСТ

1. Укажи ряд, в котором перечислены только союзы.

1) вряд ли, же, потому что, зато
2)
хотя, если, пусть, раз
3)
но, либо, с тех пор как, ради того чтобы
4)
зато, вследствие того что, несмотря на, из-за

2. Укажите ошибку в определении групп союзов по значению.

1) Соединительные: и, ни…ни, также, тоже, не только…но и, как…так и
2) Противительные:
но, а, зато, да /но/, однако
3) Изъяснительные:
что, чтобы, будто, как будто
4) Обстоятельственные:
когда, для того чтобы, так что, либо, как будто

3. Определите и отметьте обстоятельственный союз со значением сравнения.

1) если 
2)
будто
3)
пока 
4)
хотя

4. Найдите ошибку в морфологическом анализе союза.

Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. (А. Пушкин)

1) Что – союз.
2) Служит для связи частей сложного предложения.
3) Подчинительный, обстоятельственный, цели.
4) Членом предложения не является.

5. Укажите предложение, в котором выделенное слово является союзом.

1) Он исчез за поворотом так/же/ внезапно, как и появился.
2) Я то/же/ собираюсь летом на юг.
3) Промелькнувшая в воздухе белочка спряталась за/то/ дерево.
4) Что/бы/ я делал без помощи своих друзей.

6. Укажите, в каком предложении слово точно является союзом?

1) Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно из погреба. (Д. Мамин-Сибиряк)
2) Он говорил резко и точно.
(К. Паустовский)
3) Все три раза Сейфула проводил поезда точно по расписанию.
(Л. Леонов)
4) Сообщите точно, каким судам нужен ремонт.
(А. Чаковский)

7. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Судя по тому, что ты говоришь, дела плохи.
2) Тучи, словно горы, возвышались над горизонтом.
3) Он бы отдал эти вещи, да мать не разрешала.
4) В степи было пасмурно, несмотря на то что солнце поднялось.

8. Укажите предложение, в котором перед союзом запятая не ставится (знаки препинания не расставлены.)

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А.Чехов)
2) Сердито бился дождь в окно и ветер дул, печально воя.
(А. Пушкин)
3) Было еще влажно хотя дождь закончился больше двух часов назад.
(Ф. Достоевский)
4) Горячее лицо с тоской искало ветра да ветра-то не было.
(И. Тургенев)

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) О людях не нужно судить по первому впечатлению, потому что оно бывает ошибочным. (С. Смирнов)
2) Несмотря на то, что был болен, он проводил меня до станции.
(И. Тургенев)
3) По мере того как я рассказывал, он приходил в себя.
 (М. Горький)
4) Для того чтобы присоединиться к ним, следовало переправиться на правый берег реки.
 (В. Арсеньев)

Ответы (Слайд 34)

1) 3, 2) 4, 3) 2, 4) 3, 5) 2, 6) 1), 7) 3, 8) 1, 9) 2.

7. Подведение итогов. Оценки. Сегодня на уроке я повторил …

8. Домашнее задание упр. 353 (слайд 35)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.

В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...