Дидактический материал по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся"
материал по русскому языку (9 класс) по теме

В работе содержатся различные упражнения, которые учитель может использовать  для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kommunikativnaya_kompetentnost_obuchayushchikhsya.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Борщенская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

 

Дидактический материал по теме

«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся»

                                                 Выполнил: учитель

                                                                 русского языка и литературы

                                                  Кузнецова Светлана                                

                                       Валентиновна

Задание № 1

   Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены при употреблении иноязычных слов. Внесите необходимые исправления и перепишите .

     Ничто не может вывести Обломова из его баланса. Между Павлом Петровичем и Базаровым постоянно возникают диспуты. В композиции романа важную роль играет пейзаж местности. На классном форуме были обсуждены неотложные вопросы успеваемости и дисциплины. Писатель продемонстрировал подлинную сущность «кровопийцы» Иудушки. В поэме отчётливо виден весь антагонизм противоречий между помещиками и простым народом. Постановка пьесы на сцене была большим прогрессивным шагом вперёд в развитии нашей драматургии. Монолог Сатина – это хвалебный дифирамб Человеку.

Задание № 2

   Перепишите, заменяя в следующих предложениях неудачно использованные диалектные и просторечные слова. Найдите пример уместного применения диалектизма.

     Князь Игорь убёг из плена. Простакова всячески стращает Софью. Вперёд я опишу Митрофана. Хлестаков, рассказывая о петербургской жизни, гораздо сильно врёт. В следующее воскресенье все ученики нашего класса решили обратно поехать на экскурсию. На сцене сельского клуба мы увидели хор девушек. На них были надеты белые кофточки и яркие клетчатые юбки – понёвы. С трудом можно было узнать, из чего состояла одёжка Плюшкина.

Задание № 3

   Объясните, в чём ошибки употребления глаголов в данных предложениях. Исправьте ошибки.

     По глубокому снегу уходят белые облака. На другой день нам сказали результаты игры. Отец ничего не щадил для своего сына. Я легла в кровать и не увидала, как заснула. Поженилась Марья с молодцем, стали они мужем и женой. Учёному построили памятник в городе. Наступила большая метель. Ваня принадлежал к очень бедной семье и не мог учиться в школе.

Задание № 4

   Определите, в чём состоят ошибки в употреблении прилагательных.  Исправьте ошибки.

     Этот день был самый лучший, самый воспоминательный день моих летних каникул. Идёт Алёнушка лесами дремучими, болотами вязкучими. Это смелый и волелюбный человек. Он очень спокойно относится к своей бездельной жизни.

Задание № 5

Прочитайте. Какие существительные употреблены в несвойственном им значении? Перепишите, исправляя ошибки.

     В огороде мальчик собирал яблоки. У нас в Доме культуры будут соревнования по танцам. Этот значок в моём гербарии занимает почётное место. На выставке было интересно, там нам экскурсия рассказывала обо всём подробно. На смотре собаководов Туман получил первый приз. Этот стих мне очень понравился.

Задание № 6

   Употребление каких слов неуместно?

     Недалеко от парка распространился дворец. В дупло утром проник солнечный луч и огрел кукушонка как следует. В спортзале дрессировались борцы. Мальчик увидел что-то вкусное и облизался до ушей. Он бросился в лодку и начал грести коромыслами. У собаки встал дыбом мех.

Задание № 7

  1. В каких предложениях вместо пропуска нужно вставить слово надеть (надевать)?

   2. Составьте и запишите предложения с глаголом одеть (одевать).

     Густой туман … долину, горы, поэтому дороги не было видно. Она причесалась, … праздничное платье и, окинув взглядом комнату, решительно вышла. Дарья Алексеевна продумала, во что … детей, когда они будут ходить в лес. Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки, торопясь, … деревья. Игорь … на малыша свою джинсовую куртку, взял его на руки и бережно понёс домой. Кривые улочки этого старинного городка постепенно замостили и … в асфальт. Рыбаки … червяка на крючок, закинут удочку и пристально смотрят на поплавок. Пожарные … на лицо маску, чтобы не задохнуться в дыму.

Задание № 8

   Исправьте ошибки в образовании форм сравнения прилагательных. Запишите предложения в исправленном виде.

     «Ройте яму глыбже», - скомандовал бригадир. С мальчиком поступили более строже, чем с его товарищем. Этот человек имел самые широчайшие возможности для творческого труда. «Это платье красившее», - высказала своё мнение Нина. Происшествие показалось ему менее значительнее, чем окружающим. У него более худшее положение, чем у моего друга. Теплоход плыл по самому красивейшему озеру мира. Это самое простейшее изобретение молодого конструктора. Сумка была легше чемодана. После обработки хлеб стал мягше и пышнее. Горчее, чем красный перец, приправы нет. Ваш голосок звончее колокольца!

Задание № 9

  1. Проанализируйте сочинение ученика. Найдите непоследовательность в описании.
  2. Отредактируйте текст, устраняя недостатки и вводя образность в описание. Запишите текст в исправленном виде. Не забудьте про абзацы.

     Не могу забыть одной прогулки. Ранняя осень в парке. Деревья покрыты золотой листвой. Небо над головой голубое. Где-то щебечут воробьи. Ели стоят в своём обычном наряде. Но скоро придёт зима, и всё затихнет и заснёт. Как красив парк осенью! Ещё раздаётся пение птиц. Кажется, что они приглашают нас полюбоваться осенней природой. На небе сияет солнце и освещает золотом каждый листочек.

Задание № 10

  1. Проанализируйте сочинение ученицы. Оцените текст.
  2. Исправьте повторы и ошибки в употреблении местоимения. Запишите текст в исправленном виде.

        Когда я жила в деревне у бабушки, то часто ходила в лес с братом. Он радостно встречал нас пением птиц, шорохом деревьев. Они как будто  становились нашими друзьями и охраняли нас. Вот идём мы вдвоём по лесной тропе. Вдруг брат как закричит! Оказывается, его испугал маленький зайчонок. Он серенький и пушистый. Он, наверное, заблудился. Он решил взять его домой. Он посадил его в корзинку и понёс домой. Долго он ещё ухаживал за ним, а через месяц отпустил в лес. Он правильно поступил.

Задание № 11

  1. Внимательно прочитайте сочинение ученика. Какие недостатки в тексте вы обнаружили?
  2. Отредактируйте текст и запишите его в исправленном виде.

      

Поход в музей

     В прошлое воскресенье мы всей семьёй ходили в краеведческий музей. Краеведческий музей расположен в самом центре нашего города. Нам пришлось долго ехать на трамвае, потом на автобусе. Мы с братом смотрели в окно и радовались. Мы любим кататься. Брату больше понравилось ехать на трамвае, потому что он больше похож на поезд. Он был в хорошем настроении. В музее мне понравились залы, в которых рассказывается природа нашей области. Оказывается, она огромна и включает множество городов, сёл. Много у нас болот, лесов. А в них живут разные звери. Они красивые, и мне их жалко. Мне захотелось больше узнать о нашем городе. В городе жили знаменитые люди. О них интересно говорили экскурсоводы. Они много сделали полезного для людей. Мы решили чаще ездить в музей, чтобы хорошо знать историю родного края.

Задание № 12

   Раскройте скобки, выбрав предпочтительный вариант.

     Он был отцом (двух детей – двоих детей). Навстречу ему шли (три мужчины – трое мужчин). У нас в запасе оставалось ещё (пять суток – пятеро суток). В штабе остались (четыре генерала – четверо генералов). Наша кошка принесла (шесть котят – шестеро котят – шестерых котят). Хозяин не досчитался (четырёх овец – четверых овец). Нас оставалось (пять – пятеро).  В нашем классе было всего (шесть девочек – шестеро девочек). Я готов работать (за трёх человек – за троих человек). Радостно встретились после разлуки (три друга – трое друзей). При больном неотлучно находились (трое слуг – три слуги). В семье было (три сына – трое сыновей), все (три – трое) – прекрасные охотники.

Задание № 13

   Прочитайте предложения, исправьте ошибки в употреблении числительных.

     Двухсотпятый сезон открывает Большой театр. В играх 22 Олимпиады приняли участие спортсмены восемьдесят одной страны. Перевыполнение плана по данному пункту составило три и пять процентов. В одном из городов Китая состоялось шествие по случаю семьсот пятидесяти третьей годовщины смерти Чингизхана. Благосостояние характеризуется порядка двумястами показателей. Блок правых партий располагает сто тридцать одним местом в парламенте. Гленн по кличке Заячья Губа стоит сейчас более двести миллионов долларов.

Задание № 14

   Выберите нужную форму, объясните свой выбор.

     Два (лучшие, лучших) спортсмена представили нашу школу на районных соревнованиях по лёгкой атлетике. За три (последние, последних) года ничего не изменилось. Поступили в продажу две (новые, новых) модели мониторов. Трое мужчин оставили на скамейке (подозрительные, подозрительных) три свёртка. Подождав гостей (добрые, добрых)три часа, он съел от скуки (целые, целых) два цыплёнка и выпил (полные, полных) два графина вина. Ремонту подлежали три (старые гостиные, старых гостиных) и две (тёмные бильярдные, тёмных бильярдных). (Четыре пятые, четыре пятых) территории Карелии покрыты лесами. Двенадцать голубых елей, (посаженные, посаженных) прошлой осенью, стали украшением парка. А две (тёмные, тёмных) пальмы, (привезённые, привезённых) из Сухуми, были посажены в ботаническом саду. (Три восьмые, три восьмых) земельного участка остаются в собственности прежнего владельца. Три (новые, новых) компьютера, (купленные, купленных) в прошлом месяце, следует установить в классе как можно скорее. За последние годы в городе открыли три (современные прачечные, современных прачечных), четыре (недорогие блинные, недорогих блинных), две (шикарные кондитерские, шикарных кондитерских) и две (дешёвые закусочные, дешёвых закусочных). Все эти три (современные прачечные, современных прачечных, четыре (недорогие блинные, недорогих блинных), две (шикарные кондитерские, шикарных кондитерских) и две (дешёвые закусочные, дешёвых закусочных) расположены в новых микрорайонах.

Задание № 15

     Выберите нужную форму сказуемого:

     Никто: ни депутаты, ни министры, ни президент – не (имеет, имеют) права нарушать Конституцию. Достаточно вспомнить тех, кто (стал, стали) жертвами репрессий. Перевязочный материал, в частности вата, бинты, тампоны, жгуты, всегда (должен, должны) быть под рукой. Современный кинематографический бомонд, особенно известные режиссёры, сценаристы, актёры (стараются, старается) не ссориться с властью. Те, кто самостоятельно найти работу не (могут, может), обращаются в центры занятости. Вы, кто на фактах (может, можете) доказать правильность собственного решения, не должны мириться с некомпетентностью других. Никто из официальных представителей, не говоря о многочисленных журналистах и родственниках, не (знал, знали), когда приземлится самолёт с нашими спортсменами.

Задание № 16

   Поставьте сказуемое в нужной форме. Объясните выбор.

     На стене висел… винтовка и казацкая шапка. С одной стороны стоял… три или четыре скирды сена, полузанесённые снегом, с другой – скривившаяся мельница, с лубочными крыльями, лениво опущенными. Капитан с капитаншею отправил…сь(ся) спать, а я пошёл к Швабрину, с которым провёл весь вечер. У Швабрина был… несколько французских книг. В эту минуту из-за скирды вдруг появил…сь(ся)Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Два инвалида стал… башкирца раздевать. По степи, не в дальнем расстоянии от крепости, разъезжал… человек двадцать верхами. Он остановился, его окружили, и, видимо, по его повелению, четыре человека отделил…сь и во весь опор подскакал… под самую крепость. Отец Герасим и его жена выш…л... на крыльцо. Караульные не думали меня удерживать, и я прямо побежал в комнату, где человек шесть гусарских офицеров играл… в банк. Со мною сел… два гусара с саблями наголо, и я поехал по большой дороге. Два человека повел… меня через двор в комендантский дом. За столом, покрытым бумагами, сидел… два человека: пожилой генерал, виду строгого и холодного, и молодой гвардейский капитан, лет двадцати осьми, очень приятной наружности, ловкий и свободный в обращении.

   Задание № 17

   Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения:

     Потеряв общественные деньги, ей пришлось оправдываться перед всем классом. Слушая песни птиц и вдыхая аромат летнего вечера, ей казалось, что жизнь прекрасна и всё ещё впереди. С грустью вспоминая о возможном, но ушедшем счастье, на её лице появилась печать тоски и давней обиды. Рассматривая фотографии прошлых лет, ему не верилось, что всё уже позади. Проходя тяжёлый горный перевал, им не раз приходилось останавливаться и ждать остальных членов экспедиции. Будучи ребёнком, его всегда интересовали вопросы, связанные с техникой. Не чувствуя усталости и голода, наш путь к вершине продолжался. Обращаясь к подчинённым, шефу никогда не приходило в голову, что перед ним такой же человек, со своими горестями и радостями, проблемами и обидами. Описывая красоту русской природы, писателем отмечаются разнообразные особенности средней полосы России.

Задание № 18

   Найдите и исправьте ошибки.

     Меня спросили, что не знаю ли я, где находится краеведческий музей. Преподаватель спросил ученика, какие трудности были у вас при выполнении домашнего упражнения. Пушкин бросает вызов обществу, говоря, что « в свой жестокий век восславил я свободу». Сократ сказал, что «я знаю, что ничего не знаю». Уезжая в Москву, Андрей обещал, что обязательно сообщу, как устроился. Игорь предложил, что давайте поедем в субботу за город. Когда я спросил брата, что какое твоё любимое стихотворение Пушкина, он ответил, что затрудняюсь сказать. Лермонтов говорил о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». Татьяна говорит, что «я другому отдана и буду век ему верна». Раздался долгожданный звонок, и Саша спросил у Кати, что может ли он увидеть её сегодня. Раскольникова постоянно мучает проблема, что «тварь ли я дрожащая или право имею?» он сказал, что давайте лучше попробуем решить эту проблему сообща. Проснувшись утром и увидев, что день обещает быть тёплым и солнечным, Катя воскликнула, что давайте скорее побежим на речку. Я ещё не решил, что буду ли я поступать в университет.

Задание № 19

   В каком предложении придаточную часть нельзя заменить причастным оборотом?

А. Реки Евфрат и Тигр, которые берут начало в горах южнее Кавказа, впадают в Персидский залив.

Б. Скопления звёзд образуют Галактики, между которыми простираются обширные области пустого пространства.

В. На карте долготу обозначают линиями, которые называются меридианами.

Г. Королевскую примулу, которая распространена в Индонезии, называют цветком землетрясения.

Задание № 20

   В каком предложении придаточную часть можно заменить причастным оборотом?

А. Тело водомерки покрыто мелкими волосиками, которые препятствуют смачиванию его водой.

Б. Экологические проблемы, о которых так много говорят в наши дни, находятся в центре внимания учёных.

В. В атмосфере выделяют несколько слоёв, у которых различаются физико-химические характеристики.

Г. В пути Одиссея ожидало множество приключений, о которых и рассказывает Гомер в поэме.

Задание № 21

   В каком предложении вместо слова основать нужно употребить слово обосновать?

А. Город Москва был основан в 1147 году.

Б. Длинные наблюдения подтверждают и основывают выводы теории.

В. Свои соображения Игорь основал на том, что видел во дворе чужие следы.

Г. Я хочу знать, на чём основано ваше предположение. 

Задание № 22

   В каком предложении вместо слова домашний нужно употребить слово домовитый?

А. Инна получила хорошее домашнее образование.

Б. С утра меня закрутила круговерть домашних забот.

В. Войдя в прихожую, Галина переобулась в домашние туфли.

Г. Виктор Андреевич слыл в округе домашним хозяином.

 Задание № 23

   Укажите предложение, в котором нет грамматической ошибки.

А. Недовольства рабочих выражались в забастовках.

Б. В этот день мальчик рано вернулся со школы.

В. Благодаря упорному труду хлеборобов был получен хороший урожай пшеницы.

Г. Вследствие предстоящей поездки мы будем изучать карту местности.

  Задание № 24

   Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

а) кожаные пояса;                  в) возле поместьев;

б) гарантия успеха;                г) первые два месяца.

Задание № 25

   Укажите грамматически правильное продолжение предложения

Только тренируясь систематически и целеустремлённо

  1. будут достигнуты определённые результаты.
  2. достигается успех в спорте.
  3. повышается уровень спортивных результатов.
  4. можно достичь высоких результатов.

Задание № 26

   В следующих предложениях из слов, помещённых в скобки, выберите те, которые могут сочетаться со словами, находящимися рядом:

     Спектакль (оказал, произвёл) на ребёнка сильное впечатление. Аристотель одним из первых (выдвинул, высказал) гипотезу о связи языка и мышления. Этой проблеме следует уделить серьёзное (значение, внимание). Наводнение (оказало, нанесло) серьёзные повреждения фермерским постройкам. Правительство (приняло, предприняло) решение повысить пенсии в марте текущего года. После подавления восстания декабристов царское правительство (предпринимает, принимает) шаги для ограничения печати и образования. Защищая Родину, русские воины (совершали, выполняли) свой долг. Как в 1812 году русская армия (оказывала, давала) сопротивление врагу, а затем (выиграла, одержала) победу над ним, так и в 1941 году наша армия вначале  (оказывала, давала) героический отпор врагу, а затем (выиграла, одержала) сражение под Москвой.

 Задание № 27

   Укажите, какие синонимы из приведённых ниже пар имеют более узкое значение:

     Соседний – близкий; укрепление – крепость; пейзаж – вид; багаж – груз; зрелище – представление; замечать – видеть; запирать – закрывать; строитель – архитектор; специальность – профессия; педагог – учитель; наряд – одежда; доход – нажива; понятливый – умный; погасить – задуть; беспредельный – безбрежный;  служба – работа; имение – усадьба; беречь – караулить; корм – пища; приобретать – покупать.

Задание № 28

   Есть ли разница в значении между словами внутри следующих пар?

     Фальшь – ложь, вечер – бал; богатство – пышность; скупость – жадность; способность – талант.

Задание № 29

   Расположите в возрастающем порядке следующие синонимы:

  1. Темнота, мрак, сумерки. Холодный, прохладный, ледяной. Изумительный, хороший, прекрасный. Страшиться, бояться, трепетать. Талантливый, гениальный, способный. Нищий, малоимущий, бедный.
  2. Холм, бугор, горка, пригорок, возвышенность. Гигант, великан, титан, исполин, колосс. Восторг, воодушевление, энтузиазм, увлечение, подъём. Противник, враг, неприятель, недруг, недоброжелатель. Верховой, наездник, всадник, ездок. Гнев, ярость, бешенство.

Задание № 30

      Расположите в убывающем порядке следующие синонимы:

       Свидетель, созерцатель, зритель, наблюдатель. Метель, буран, пурга, вьюга, метелица. Вражда, неприязнь, ненависть, недоброжелательство. Ошибка, оплошность, погрешность, промах. Несчастье, бедствие, катастрофа, горе, беда.

Задание № 31

   Найдите слово (выражение), ведущее к неверному пониманию, двусмысленности:

     Для удобства пользования школьный альманах снабжён содержанием. Автор делит героев своего романа на две части. Это постановление положит конец прогульщикам. Тимур Баймуратов, закончив службу в авиации, пришёл в кружок и отдаёт детям то, что сам горячо любит. Конница Доватора нанесла сокрушительный удар по задним частям атакующих. Раскольников убил бабушку. На выставке представлено 25 наименований продукции. У нас в столовой самообслуживание: покушал – убирайся сам. Дизельное топливо – всегда один из дефицитных нефтепродуктов, и кооператив «Гермес» готов вам в этом помочь. Из клуба выскочила чья-то фигура. Я предлагаю ребятам сейчас тоже выразиться.

Задание № 32

   Перепишите, вставляя вместо точек нужные по смыслу слова и объясняя (устно) их значение.

  1. 1) Смеяться … смехом. Перенести … болезнь (заразный, заразительный). 2) Это был человек отсталый, … . Заболеть … туберкулезом (костный, косный). 3) Иметь … намерения. Обладать … характером (скрытый, скрытный). 4) … мастер. … шёлк (искусственный, искусный). 5) … женщина. … слово (обидный, обидчивый). 6) Стоять в … позе. Принять … меры против нарушителей дисциплины (эффективный, эффектный).
  2. 1) Наблюдать за … развития растения. Идти впереди … (процесс, процессия). 2) Бороться за техническ… … . Решать задачи на … (прогрессия, прогресс). 3) Оказаться человеком невоспитанным, … . Мало читать, быть … (невежда, невежа). 4) Взять … над школой. Участвовать в факельном (шефство, шествие). 5) Произнести … в честь кого-либо. Уехать отдыхать в … (здравница, здравица). 6) Писатель Тургенев рассказал о трагической судьбе … Герасима. Троекуров был жестоким … (крепостник, крепостной). 7) В больнице работает опытный … . В пьесе выведен отрицательный … (персонаж, персонал).
  3. 1) На дворе стало …. Сирень начала … (расцветать, рассветать). 2) … ребёнка. … ботинки и калоши (одеть, надеть). 3) … плохого работника. … разные краски (смешать, сместить). 4) … на вершину горы. … в класс (войти, взойти).

Задание № 33

   Прочитайте. Укажите, какие ошибки допущены в употреблении слов (неточное знание лексического значения слова, смешение значения однокоренных слов, нарушение сочетаемости слова с другими словами и др.). При затруднениях обратитесь к толковому словарю. Внесите необходимые исправления и перепишите предложения.

     Друзья, попробуем оглянуться в будущее. Читая «Молодую гвардию», мы, юноши и девушки, не знавшие войны, видим, как героически боролись с захватчиками наши современники. Через весь роман проходит фабула патриотизма. Обе линии сюжета, личная и общественная, развиваются в комедии параллельно, взаимно пересекаясь. В момент пребывания на юге Пушкин пишет романтические произведения. Очень рано я понял, что биология – завлекательная наука. Сначала о Манилове складывается двойное впечатление. С первого взгляда он может показаться даже очень прекрасным человеком. Автор по-новому решает вопрос о месте поэта в жизни, о гражданстве поэзии. Наиболее даровитые произведения созданы писателем уже в послереволюционные годы. Скоропостижный отъезд Хлестакова и известие о прибытии настоящего ревизора приводят чиновников в оцепенение. Нельзя без гневного возмущения относиться к разным Чичиковым, Плюшкиным и Ноздрёвым. Чтение классической русской литературы обогащает кругозор людей.  Диалекты встречаются не только в языке героев рассказа, но и в речи самого автора.

Задание № 34

   Перепишите, подбирая к каждому выделенному слову синонимы.  

  1. Слушать интересный рассказ. Беседовать с вежливым молодым человеком. Узнать подлинную правду. Услышать неистовый крик. Обладать незаурядным умом. Показать недюжинные способности. Писать витиеватым почерком. Иметь своенравный характер.
  2. Великая держава. Дворец, построенный известным зодчим. Любоваться всадниками. Выполнять свой долг. Получить неприятное  известие. Требовать возмездия. Задрожать от негодования. Найти пристанище.
  3. С увлечением рассказывать о чём-либо. Восторгаться новой пьесой. Путешествовать в течение длительного времени. Предвидеть ход событий. Отворить наружную дверь. Воодушевить людей. Смотреть на бушующее море. Просить о помощи.
  4. Возвращаться впотьмах. Вмиг всё сделать. Лестно отзываться о ком-либо. Льстиво говорить.

Задание № 35

      Перепишите, вставляя вместо точек подходящие по смыслу слова, данные в скобках.

  1. Ученики внимательно … в микроскоп каплю жидкости. Дети бесцеремонно … приезжего (разглядывали, рассматривали). 2) Древние  египтяне … огромные пирамиды. На берегу реки недавно … купальню. Из палатки и вёсел туристы быстро … носилки (соорудить, воздвигнуть, построить). 3) Наш попутчик рассказал … историю. У него оказался пытливый и … ум (любознательный, любопытный).  4) «Вы … на здоровье», - радушно угощала нас хозяйка. Мы сели к столу и стали с аппетитом … (есть, кушать). 5) Закат солнца был совершенно чист, и это казалось хорошим … .  Мрачное … старого охотника, к счастью, не оправдалось. Только истинная наука обладает даром … событий (предвидение, предсказание, предзнаменование).

Задание № 36

   Перепишите примеры, устраняя повторяющиеся однокоренные слова.

     Появление пьес А.Н.Островского явилось огромным событием в истории нашего театра. Автор сатирически изображает образы помещиков. Унаследовав наследство дяди, Онегин стал жить в деревне. Французский император просчитался, рассчитывая на быструю победу. Когда вражеские войска стали приближаться ближе, весь народ выступил против врагов. «Слово о полку Игореве» призывало русских людей объединиться воедино.

Задание № 37

   Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Какими синонимами их можно заменить? Сделайте такую замену и перепишите текст.

     После доклада начались прения. Первым начал говорить слесарь Шутов. Он говорил о графике ремонта. Механик Овсов и диспетчер Тулин говорили о неполном использовании производственных мощностей. Другие работники говорили о конкретных мерах по устранению недостатков. В заключени… начальник цеха говорил об итогах прений. В принятом постановлении… говорилось о мероприятиях по улучшению дисциплины и повышении… производительности труда.

Задание № 38

     Прочитайте, укажите повторяющиеся слова. Перепишите текст, заменяя их разными путями: используя местоимения, синонимы, описательные обороты.

     Владимир Клавдиевич Арсеньев родился в 1872 г. Арсеньев очень рано стал готовить себя к исследованию отдалённых окраин нашей Родины. Наибольший интерес исследователя привлёк Уссурийский край. В Уссурийский край исследователь прибывает в 1899 г. , и с этого времени начинается деятельность Арсеньева по исследованию Уссурийского края.

     Во время одной из экспедиций в 1902 г. Арсеньев встретил гольда (нанайца) Дерсу Узала, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей деятельности Арсеньева. Дерсу Узала раскрыл перед Арсеньевым многие тайны Уссурийской тайги.

     В результате ряда экспедиций Арсеньеву удалось собрать большой научный материал о животном и растительном мире Уссурийчкого края. На основе путевых дневников Арсеньев в 1918 – 1920 гг. написал две книги: «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Эти книги получил в Сорренто А.М.Горький. Когда   А.М.Горький прочитал эти книги, он горячо поздравил Арсеньева.

Задание № 39

   Перепишите, вставляя вместо точек нужные слова из скобок.

     1) Выступавшие критиковали … в работе ЖКХ. Техник долго не мог обнаружить … мотора (недостатки, дефекты). 2) Специальные устройства служат для уменьшения … корпуса корабля. … рук после контузии мешало столяру работать (вибрация, дрожание). 3) Серьёзный пограничный … обострил отношения между двумя соседними  государствами. В нашем  классе на днях произошёл забавный … (случай, инцидент). 4) К.Д. Ушинский – знаменитый русский … . В школу приехал новый … истории (педагог, преподаватель). 5) Лаборант провёл … крови. При фонетическом … слов ученик не сделал ни одной ошибки (анализ, разбор). 6) Решая алгебраические задачи, мы использовали приём … .  Дочь имела больш… … с матерью (аналогия, сходство).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на уроках немецкого языка".

Представлен опыт учителя немецкого языка Николаевой Е.В. по теме“ Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством использования мультимедийной презентационной технологии на ...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся и педагогов гимназии

Доклад на семинаре заместителей директоров по УВР...

Презентация на тему"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"

Показаны некоторые моменты по теме"Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка через инновационные формы и методы с учетом ФГТ и ФГОС"...

Статья "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся через использование информационно-коммуникативных технологий"

Учитель способен развивать коммуникативную компетенцию, научить грамотно работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения....

Обобщение опыта работы по теме "Комплексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся"

Обобщён опыт работы учителя русского языка и литературы по теме "Комлексный анализ текста на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся".  Информация ...

Мастер-класс по теме "Формирование коммуникативной компетенции обучающихся посредством изучения диалектной лексики"

В данном мастер-классе педагог предлагает рассмотретьт несколько заданий, применяемых  в практике своей работы при изучении диалектной лексики в школе на уроках русского  языка и литературы....

Доклад на тему "Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся"

Проблемный диалог как средство формирования коммуникативных компетенций обучающихся...