Урок по теме "Определение" 5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Анисимова Наталья Анатольевна

Урок по теме "Определение" 5 класс. В разработке урока используется материал, объединенный темой осени. Также в ходе урока используются занимательные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opredelenie.rar1.01 МБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Определение

Автор: учитель русского языка и литературы МБОУ «Школа № 156» г. Казани Анисимова Н. А.

Знать: определение понятия; способы выражения определения; роль определения в речи.

Уметь: находить определения в предложении; употреблять его в речи.

Ход урока.

3 слайд

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса.

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдалённые седой зимы угрозы.

За окном осень – унылое, но прекрасное время года.

4 слайд

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

Последние листы с нагих своих ветвей,

Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.

Журча ещё бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл…

5 слайд

   Октябрь – 10-й месяц в году. Слово «октябрь» состоит в родстве со словами «октава», «октея». Все они образуются от латинского «окто», что означает восемь. Так, октава – музыкальный термин. Октава объединяет 8 нот. Почему же 10-й месяц в году называется «октябрь»? Может  быть ошиблись, когда считали? Ошибки здесь нет. В Древнем Риме год начинался 1 марта. Октябрь был тогда действительно 8-м месяцем.

6 слайд

  1. Проверка домашнего задания.

- Какие члены предложения составляют его основу?

Устная синтаксическая минутка. Выделить основы предложений.

Осень украсила листьями поляны. На тропинке лежат два красных листа осины. Мы любим гулять по осеннему лесу.

- Что называется дополнением?

7 слайд

Игра «Кто быстрее?»

На доске изображена лесенка, по которой вам предстоит забраться вверх. Но для этого необходимо выполнить следующее задание. К каждому слову подберите дополнение в том падеже, который указан.

                                                                                        Далеко от (Р.п.)

                                                                                    Охота на (В.п.)

                                                                                Преодолеть (В.п.)

                                                                           Опасаться (В.п.)

                                                                      Ласкать (В.П)

                                                                  Непримирим к (Д.п.)

                                                              Ехать на (П.п.)

                                                          Накормить (Т.п.)

                                                     Испугаться (Р.п.)

                                                Ездить (Т.п.)

  1. Объяснение нового материала.

8 слайд.

Записываются предложения.

Стоят последние дни осени. На синем небе висят белые облака.

Предложения разбираются по членам, выясняется, что прилагательные выступают в роли определения, которое отвечает на вопрос какой? Чей?

- Прочитайте, исключив определения. Какой из текстов более точно и выразительно рисует картину осени?

- Составьте рассказ об определении.

  1. Закрепление.  9 слайд
  1. Работа над упр. 181, 182

10 слайд

  1. Определите стиль текста.

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора.

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая лазурь

На отдыхающее поле…

                                   Ф. И. Тютчев

- Какие слова помогли автору ярко и образно описать красоту природы?

Художественный текст невозможно представить себе без определений, которые делают нашу речь тонкой, яркой, выразительной.

  В литературе, слова, определяющие предмет или явление и подчёркивающие его свойства, качества и признаки, называют эпитетами.

- Выпишите из текста эпитеты вместе с определяемыми словами.

  1. Отгадайте загадки. Найдите в них определения. 11 слайд

- По синему небу

Белые гуси плывут. (облака)

12 слайд

- Рыжий Егорка

Упал в озёрко,

Сам не утонул

И воды не всколыхнул (осенний лист)

13 слайд

- Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь проливает,

Когда это бывает? (осенью)

14 слайд

  1. Записываются предложения. Подчёркиваются определения. Надо объяснить написание безударной гласной в корне слова.

Хорошо в осеннем лесу! На золотом фоне листвы видны яркие пятна клёнов и осин. Тихо падают с берёз лёгкие листья. Шелестит под ногами сухая листва.

  1. Многие поэты описывали в своих произведениях это прекрасное время года – осень. Давайте немного отдохнём и послушаем песню на стихи С. Есенина. 15 слайд
  2. Составьте предложение. 16 - 17 слайд

- Из предложения Стеной стоят жёлтые колосья пшеницы взять определение (жёлтые)

- Из предложения Пушкин очень любил осень взять дополнение (осень)

- Добавить сказуемое из предложения Земля выстлала на лугу разноцветный ковёр (выстлала)

- Из предложения Эх, дороги, пыль да туман взять обращение (дороги)

- Добавить союз и и продолжить предложение однородными членами

Жёлтыми листьями осень выстлала дороги и поляны.

18 слайд

  1. Полминутки для шутки.

Послушайте стихотворение В. Голяховского. В нём три слова созданы автором. Найдите эти слова. Как они образованы?

Под ногами листопад

Листья жёлтые лежат,

Листья жёлтые лежат,

А под листьями шуршат

Шурш,  Шуршиха и Шуршонок –

Папа, мама и ребёнок.

19 – 20 слайд

  1. Домашнее задание.

Я так люблю осенний лес,

Что я хотел бы превратиться

Или в багряный тихий лист,

Или в дождевой весёлый свист,

Но, превратившись, возродится

И возвратится в отчий дом,

Чтобы однажды в доме том

Сказать: - Я был в лесу листом!

Сказать: - Я был в лесу дождём!

Напишите сочинение-миниатюру «Я осенний лист», «Я осенний дождь»

Литература

  1. А. Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. М. «Просвещение», 1995
  2. Э. А. Вартаньян. Путешествие в слово. М. «Русское слово», 1999
  3. Песня на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая»
  4. Музыка Вивальди «Времена года». Осень.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....