Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Шилькер Наталья Николаевна

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы

 Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

 Учитель русского языка и литературы Шилькер Наталья Николаевна МОУ «Днестровская средняя школа №1»

План-конспект интегрированного урока русского языка и литературы

25.04.2012 г.                                                                                         11 класс

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении ( в рамках подготовки к ЕГЭ на основе материала из романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Цели урока:

1) проанализировать задания Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку в частях А (25-26) и В (В4 - В6, В8); закрепить навыки постановки знаков препинания в сложном  союзном предложении;

2) развить логическое и креативное мышление учащихся; все виды памяти; формировать орфографические умения и навыки; помочь учащимся преодолеть психологический барьер перед ЕГЭ;

3) развивать творческие способности учеников; пробудить в учениках стремление к самоанализу.

Оборудование урока: тетради, учебники, карточки для самостоятельной работы, портрет М.А.Булгакова; газета, выполненная учащимися, выставка книг писателя, тексты романа «Мастер и Маргарита» для анализа, словари  (толковый, синонимов, антонимов, этимологический, фразеологический).

Тип урока: урок  закрепления изученного материала.

Ход урока:

                                                                                                            Эпиграфы:

..Но как в грядущем ни темно,
И как ни мглисты все дороги,
Мне на таинственном пороге
Одно предвестие дано:
Лишь только сердце бьется верно,
А все земные бури – дым,
Все будет так, как мы хотим,
Лишь стоит захотеть безмерно.

Ф. Сологуб

Роман «Мастер и Маргарита» надвинулся на все, что написал Булгаков, как тень горы на закате надвигается на землю. В тени все меркнет, стушевывается, сама земля как бы делается подножием горы, ее пьедесталом. А гора кажется еще выше, еще величественней.

И. Золотусский

1. Оргмомент (1 -2 мин.).

Объяснение эпиграфа.

По рекомендации психолога, тестировавшего учащихся на психологическую готовность, предлагаю вниманию ребят метафору на формирование чувства уверенности. Например, “Всё в твоих руках” и рассказываю им известную притчу.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который действительно был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

2. Постановка цели урока.

3. Орфоэпическая разминка (учащиеся читают вслух карточки с заданиями).

В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог?

  • Донизу, включена, лгала
  • Свекла, поручни, взято
  • Деспот, портфель, эксперт
  • Поняли, звонит, отняла.

В каком ряду ударение падает на первый слог?

  • Живность, овен, дзюдо
  • Лечо, дефис, дралась
  • Древко, созыв, оптовый
  • Сливовый, бездарь, статуя

В каком ряду ударение падает на второй слог?

  • Прибрала алфавит, аноним
  • Апостроф, одолжит, ожила
  • Прислала, ломота, израильский
  • Повторит, диалог, диспансер

В каком ряду ударение падает на второй слог?

  • Наврала, ассиметрия, позвала
  • Защемит, приручит, прогнала
  • Замерла, пломбированный, доплыла
  • Партер, доцент, столяр

В каком ряду ударение падает на третий слог?

  • Библиотека, ветеринария, плесневеть
  • Хозяева, избрала, подбодрить
  • Призывник, отключится, ненадолго
  • Подождала, разорвалась, приобретение

В каком ряду ударение падает на третий слог?

  • Надорвалась, изобретенный, определит
  • Недолила, отобрала, разобралась
  • Изорвалась, отозвала, рассредоточение
  • Заперта, псевдоним, мозаичный.

4. Орфографический диктант (два учащихся пишут слова под диктовку учителя на оборотной части доски, остальные ученики – в тетрадях; в конце – совместная работа проверяется с комментированием орфограмм).

Агрессия, аллегория, аналогия, аристократия, ассоциация, бескорыстный, бесчестный, вбок, вволю, вдобавок, в забытьи, в заключение, видимо-невидимо, вкратце, в меру, в общем, вовек, вовсю, воедино, воистину, вообще, в одиночку, во-первых, в открытую, во что бы то ни стало, впоследствии, восприятие, вправе, впустую, вразрез, вряд ли, вскоре, вследствие.

5. Работа над лексикой (по словарям с последующей записью в тетрадь).

Сегодня, изучая на уроке правила постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, мы попутно будем расширять свои знания по лексике русского языка. Поэтому мы подробно ознакомимся с лексическим значением одного из ключевых слов романа М.А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, который мы изучаем сейчас на уроках литературы. Это слово – разум.

- Почему слово «разум» в романе является одним из ключевых? (учащиеся приводят свои рассуждения). Какова тема, идея этого романа? Какова композиция? Почему литературоведы пишут о том, что это произведение М.А. Булгакова является во многом автобиографическим? Какие факты биографии писателя отражены в романе?

а) обратимся к словарям русского языка:

- в толковом словаре С.И. Ожегова учащиеся находят словарную статью разум.

РАЗУМ, -а, м.  1. Способность  человека логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания, ум (в 1 знач.), интеллект. 2. Ум (во 2 знач.), умственное развитие. Ни ума, ни разума у кого-н. (совсем глуп; разг.).

б) в этимологическом словаре М. Фасмера учащиеся находят сведения о происхождении слова разум:

“разум”- Заимств. из цслав., вместо исконнорусск. *розумъ, ср. ст.-слав. разоумъ σύνεσις, γνῶσις (Супр.), болг. ра́зум, сербохорв. ра̏зу̑м, словен. razȗm "разум, смысл, значение", чеш., слвц. rozum, польск. rozum, в.-луж. rozom, н.-луж. rozym. От ум.

в) А теперь приведите  синонимы  к данному слову (несколько учеников предлагают слова с их лексическим значением). А теперь определите верность своего ответа по словарю синонимов А.П. Евгеньевой.

Ответ: ум, разум, рассудок, смысл, догадливость, догадка, сметка, гений.

г) Подберите антонимы к слову разум (работает весь класс). Проверьте правильность ответа по словарю антонимов М.Р. Львова.

Ответ: РАЗУМ — безумие, глупость, дурь, сердце, инстинкт, чувство.

д) Какие фразеологизмы со словом разум вы знаете? Найдите примеры в «Школьном фразеологическом словаре русского языка» В.А. Жукова.

◊ Поучиться, набраться и т.п. разума (разуму), ума-разума (уму-разуму). По моему (своему) бедному, глупому и т.д. разуму. Терять разум, лишаться разума (разуму); помутиться разумом — терять ясность мыслей, сознания; сходить с ума. Кто-л. не в своём разуме (разг.) — кто-л. невменяем, сошёл с ума. Учить, поучить разуму или уму-разуму; на разум наставлять, наставить — давать советы, наставления, как надо жить, поступать в том или ином случае. В разум входить, войти — а) становиться умнее, разумнее с годами; становиться взрослым по уму. Приходить, прийти на разум. Ум за разум заходит у кого-л.

е) Рассмотрим несколько контекстов из романа «Мастер и Маргарита». (Примеры написаны на карточках)

 1) Ум финдиректора заходил за  разум. 

2) Он  видит  неестественного  безносого  палача,  который, подпрыгнув  и  как-то  ухнув  голосом,  колет  копьём  в  сердце  привязанного  к столбу  и потерявшего разум Гестаса. 

3) Мысль о том,  что  худшего  несчастья,  чем  лишение  разума,  нет на  свете?

4) Мой ум не служит мне больше…

5) Но   не эта  мысль  поразила сейчас Пилата.

 (Пояснение учителя. В данном контексте использовано метафорическое выражение мысль поразила, в котором мысль представляется в виде оружия, которое может оставить отметину в человеке, причем не во внешнем, физическом его облике, а во внутреннем, в душе).

6) ― Безумец! ― сказал  Пилат,  почему-то  гримасничая.  

7) Разве я похож на слабоумного?

8) Не притворяйся более глупым, чем ты есть

9) Разве  я  похож  на  юного  бродячего  юродивого,  которого  сегодня  казнят? 

(Пояснение учителя. В «Этимологическом словаре русского языка» М. Фасмера указывается, что до XIV в. используется слово уродивъ, позже — юродивъ . Очевидно, что юродивый и урод — однокоренные слова (ср.: «…др.-русск. уродъ ‘слабоумный, юродивый’» [Фасмер]). Таким образом, юродивый — это ‘безумный, сумасшедший’ лишь с точки зрения внешней характеристики. Иными словами, юродивый — это безумец с точки зрения лишь обыденного, мирского сознания, так как поведение и внешний облик блаженного далеки от  принятого в обществе.

10) Откуда же сумасшедший знает о существовании Киевского дяди?

Задание: Найдите в приведенных предложениях синонимы, антонимы, фразеологизмы. Поясните их значения, используя данные словарей (работа по группам).

6. Слово учителя.

Мы с вами знаем основное правило пунктуации в сложном союзном предложении: все части сложного предложения отделяются друг от друга; если в сложноподчиненном предложении придаточное разрывает главное, оно выделяется запятыми. Однако существует некоторое количество синтаксических ситуаций, в которых это основное правило уточняется или даже отменяется. Например, в сложносочиненном предложении в одном случае части друг от друга не отделяются запятой. Какой это случай?

(ответ): Если у частей сложносочиненного предложения есть общий второстепенный член предложения, то запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится. Например: Тогда растаяли повара и развалился театр с занавесом.

7. Обычно запятая в сложноподчиненном предложении ставится перед подчинительным союзом независимо от того, является ли этот союз простым (что, чтобы, когда, пока…) или сложным (несмотря на то что, с тем чтобы, в то время как, с тех пор как, потому что, оттого что…), но бывает, что часть сложного подчинительного союза произносится с особой интонацией и отходит к главному предложению. Иными словами, происходит расчленение сложного союза, тогда запятая ставится перед второй частью союза, а перед первой уже не ставится. Расчленение союза происходит:

1) если перед ним стоит отрицательная частица не, другие частицы или вводное слово.

Например: Я не могу удрать отсюда не потому, что высоко, а потому, что мне удирать некуда.

2) если в предложении следуют два союза: сочинительный и подчинительный, то между ними ставится запятая в том случае, если далее не следует вторая часть союза то:

Например: Вцепившись в портфель влажными, холодными руками, финдиректор чувствовал, что, если еще немного продлится этот шорох в скважине, он не выдержит и пронзительно закричит.

Воланд был встречен домработницей Груней, которая объяснила, что сама она только что пришла, что она приходящая, что Берлиоза дома нет, а что если визитер желает видеть Степана Богдановича, то пусть идет к нему в спальню сам.

8. Бывают сложные предложения, части которых можно считать однородными, поскольку они соединены сочинительными союзами. На такие предложения распространяются правила пунктуации при однородных членах предложения.

Например: Маргарита не помнит, кто сшил ей из лепестков бледной розы туфли и как эти туфли сами собой застегнулись золотыми пряжками

Потом она, уже переставая что-либо соображать, видела темные подвалы, где горели какие-то светильники, где девушки подавали шипящее на раскаленных углях мясо, где пили из больших кружек за её здоровье.

9. Анализ текста.

(1) Боги, боги мои! (2) Как грустна вечерняя земля! (3) Как таинственны туманы над болотами. (4) Кто блуждал в этих туманах кто много страдал перед смертью кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз тот это знает. (5)Это знает уставший. (6) И он без сожаления покидает туманы земли ее болотца и реки он отдается с легким сердцем в руки смерти зная что только она одна успокоит его.

(7) Волшебные черные кони и те утомились и несли своих всадников медленно и неизбежная ночь стала их догонять. (8) Чуя ее за своею спиной притих даже неугомонный Бегемот и вцепившись в седло когтями летел молчаливый и серьезный распушив свой хвост. (9) Ночь начала закрывать черным платком леса и луга ночь зажигала печальные огонечки где-то далеко внизу теперь уже неинтересные и ненужные ни Маргарите ни мастеру чужие огоньки. (10) Ночь обгоняла кавалькаду сеялась на нее сверху и выбрасывала то там то тут в загрустившем небе белые пятнышки звезд.

(11) Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы. (12) И когда Маргарита, обдуваемая прохладным ветром, открывала глаза, она видела, как меняется облик всех летящих к своей цели. (13) Когда же навстречу им из-за края леса начала выходить багровая и полная луна, все обманы исчезли, свалилась в болото, утонула в туманах колдовская нестойкая одежда.

1. Расставьте знаки препинания в предложениях (4) - (10).

2. Какие из перечисленных ниже средств выразительности используются в предложениях (1) - (9):

1) метафора

2) риторическое восклицание

3) перифраз

4) эпитеты

5) олицетворения.

3. Определите, какой частью речи является подчеркнутое слово. ____________________________________

4. Среди предложений найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

____________________________________

5. Среди предложений (9) - (13) найдите предложение с обособленным распространенным обстоятельством. Напишите его номер.

10. Проверка домашнего задания.

- Приведите аналогичные примеры сложноподчиненных предложений из романа “Мастер и Маргарита”, которые вы нашли дома, читая роман, и объясните в них постановку знаков препинания.

11. Самостоятельная работа.

Карточка 1.

Я слышу в этой гробовой тишине(1) как скрипят его лакированные туфли(2) и (3) как звенит бокал(4) который он поставил на стол(5) последний раз выпив шампанского.

Ответ:

1.   2, 3, 4, 5.

2.   1, 4, 5.

3.   1, 3, 5.

4.   1, 3, 4, 5.

Так (1) что (2) если бы бал продолжался ещё(3) я охотно бы предоставила мое колено для того(4) чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

Ответ:

1.   1, 2, 3, 4.

2.   1, 3, 4,

3.   2, 3, 4.

4.   1, 3, 4.

Маргарита в больничном плаще(1) мастер в больничном халате вышли в коридор ювелиршиной квартиры(2) в котором горела свеча (3) и (4) где их дожидалась свита Воланда.

Ответ:

1.   1, 2, 3, 4.

2.   1,3,4.

3.   2, 3, 4.

4.   1, 2.

Карточка 2.

На неё накатила вдруг ужасная мысль(1) что все это колдовство(2) что сейчас тетради исчезнут из глаз(3) что она окажется в своей спальне в особняке (4) и (5)что(6) проснувшись(7) ей придется идти топиться.

Ответ:

1.     1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.

2.     1, 2, 3, 6, 7.

3.     1, 2, 3, 4, 6, 7.

4.     1, 3, 5, 7.

Тут только прокуратор увидел(1) что солнца уже нет(2) и (3) что пришли сумерки.

Ответ:

1.    1, 3

2.    2, 3.

3.     1.

4.    1, 2. 3.

Маргарита поднялась с кресла(1) потянулась(2) и только теперь ощутила(3) как изломано её тело (4) и (5) как хочет она спать.

Ответ:

1.     1, 2, 3, 4, 5.

2.     1, 3, 4.

3.     2, 3, 4, 5.

4.     1, 3.

12. Домашнее задание.

Приготовьте аналогичную карточку, выписав четыре сложноподчиненных предложения из романа “Мастер и Маргарита”.

13. Подведение итогов урока (2-3 мин.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегративный подход к изучению романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Последний роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" считается одним из самых сложных произведений ранней советской литературы. Это одновременно гротескно-фантастическая сказка о добре и зле, лирическая ...

"Прощение и вечный приют". Урок-размышление о судьбе мастера в финале романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита" в 11 классе

Урок - обобщение по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита". На уроке формируются следующие навыки: умение работать в группе, самостоятельно формулировать проблему и гипотезу, аргументировать свою точ...

Урок литературы в 11 классе "Проблематика романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе".

Целевая аудитория: 11 классЦель урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской  истории, переплетено с главами о современности;-роман, принадлежащий Мастеру, - ...

Разработка урока "Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении"

Урок разработан с использованием средств субъективизации на уроках русского языка....