Урок по теме "Союз" в 7 классе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Озорнова Людмила Фёдоровна

Урок отвечает требованиям ФГОСа 2-го поколения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_rab.odt27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Употребление союзов в простом и сложном предложениях

Тип урока

Урок постановки и решения учебной задачи

Цель

Развитие понятия о союзе, формирование умения употреблять союз «и» в простых и сложных предложениях в соответствии с речевой ситуацией и коммуникативной задачей.

Планируемый результат

Предметные умения

Формировать УУД

Учиться отличать простые предложения с однородными членами от сложносочинённых предложений,грамотно и правильно употреблять союз «и» в письменной  и устной речи.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Л – 8, 9, 11

Р – 1-3, 6, 9

К –5, 6,9, 10-13

Межпредметные связи

Литература,физическое воспитание

Ресурсы:

Методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентация

ЭОР/ЦОР

http://school-collection.edu.ru

Организация пространства

Работа фронтальная, групповая,парная,индивидуальная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

 Приветствует, сообщает о гостях,присутствующих на уроке. Проверяет готовность обучающихся к уроку, сообщает о результатах  оценки психоэмоционального состояния учащихся перед уроком.

 При входе в класс оценивают своё  психоэмоциональное состояние через смайлы. Приветствие учащихся.

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.

Сообщает об учебной проблеме,возникшей у ученика 11 класса при подготовке к ЕГЭ по русскому языку,даёт ему слово.

Предлагает назвать тему урока,затем открывает её на  СЛАЙДЕ 1,   побуждает сформулировать цели, пользуясь  глаголами: УЧИТЬСЯ ОТЛИЧАТЬ...         УПОТРЕБЛЯТЬ...  

Предлагает сформулировать  значимые для каждого,личные цели,которые они ставят перед собой.

Ученик 11 класса обращается за помощью в выполнении задания из части А.(Задание на экране)  -Семиклассники объясняют условия постановки одной запятой перед союзом «и».

 Называют тему урока. Записывают в тетради число, классная работа, тему урока.

Формулируют цели и задачи урока,личные цели.

 Словарно-орфографическая работа(загадка)

Синтаксическая разминка

 

3.Закрепление материала.

Решение учебных задач.

Организует работу со словом.

СЛАЙД 2 По лексическому значению угадать,какое слово.

Даёт расширенное толкование загаданного слова (подсказка).

-Реализовать цели урока нам предстоит В ТЕЧЕНИЕ урока, в определённый ПРОМЕЖУТОК времени,который по-другому можно назвать словом,встречающимся в некоторых зимних видах спорта. Этим же словом можно назвать и ВРЕМЯ, отведённое на Олимпиаду,которую вы,конечно же,смотрите по телевизору.

СЛАЙД 3  Загаданное слово- ПЕРИОД. Дайте орфографическую и грамматическую характеристику этого слова.

СЛАЙД 4  Составить с данным словом предложения.(Задания по вариантам)

Актуализирует тему урока.

-Вспомните лексическое значение слова «олимпиада»,символику-5 колец.

Мы проведём мини-олимпиаду:проверим ваши достижения в умении отличать простое предложение с однородными членами от сложносочинённого предложения с союзом «и».

РАБОТА В ГРУППАХ

Каждая группа- представители того континента,символом которого является кольцо,лежащее на партах. Задание в кольце. Способ его выполнения выбирает сама группа,результат выполнения записывают маркером на листе.

Кто раньше выполнит,тот и победитель.

ПРОВЕРКА- СЛАЙДЫ 5,6

Подводит к формулировке вывода.

Сообщает о том,что ЦЕЛЬ№1(Учиться отличать простые предложения с союзом «и» от сложносочинённых предложений достигнута)

Организует переход к ЦЕЛИ№2(Учиться употреблять грамотно и правильно союз «и» в письменной и устной речи)

Организует работу в парах.

1-учитель;2-ученик

Задание.

Расставить знаки препинания,подчеркнуть однородные члены в простом предложении,в сложносочинённом-грамматические основы,обозначить части.

Работа будет оценена при проверке тетрадей.

Подводит к выводу по окончании работы.

СЛАЙД 7-слова М.В.Ломоносова

Союзы не что иное суть, как средства,которыми идеи соединяются.

Сообщает о перспективе продолжения изучения данной темы в старших классах,напоминает о поставленных целях,значимых лично для каждого.

Отгадывают слово.

Дают орфографическую и грамматическую характеристику слова «период»: безударные непроверяемые гласные Е и О, проверяемый согласный  в корне-Д. Это имя существительное м.р.,в ед.ч.,2-го скл.

Составляют  простое предложение с однородными членами и сложносочинённое предложение с союзом «и».

Называют лексическое значение слова «олимпиада», сообщают о символике 5 колец.

Работают в группе,записывают ответ на альбомном листе.

Объясняют,пользуясь слайдами,как выполнили задание.

Формулируют вывод:  повторяющийся союз «и» связывает однородные члены предложения в простом предложении, перед первым запятая не ставится,а перед последующими ставится; союз «и» связывает простые предложения в составе сложносочинённого.

Работают в парах,выступая в ролях «учитель-ученик».

По окончании работы делают вывод:

Запятая перед союзом «и» ставится между частями сложносочинённого предложения, не ставится в простом предложении с однородными членами.

4.Физминутка

ВИДЕОЗАРЯДКА

Организует активный отдых.

Выполняют упражнения для глаз и разминку.

  1. Исследование языкового материала.

Работа с учебником.

Этимологическая страничка.

Организует беседу.

Этимология слова «союз»(греч.- связь,соединение,скрепление,сцепление) .

Однако есть и другая точка зрения на происхождение слова «союз»

СЛАЙД 8

По частотности употребления союз занимает 7 место. Однако среди союзов есть самый употребительный союз.

-Как вы думаете,какой это союз?

Предлагает обобщить сказанное на уроке о союзе «и»: обращение к информации в учебнике.(с.188-189)

СЛАЙД 9

Повторяют известные сведения,знакомятся с новыми.

Высказывают предположения: И

Работают с опорной схемой в учебнике .

  1. Усвоение новых знаний и способов действий.

Работа с текстом.

Сообщает новые сведения о союзе «и».

Союз «и» может выполнять и другую функцию. СЛАЙД 10

Перед вами строки из известного вам произведения А.С.Пушкина

-Из какого произведения эти строки?

-Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом?

-С помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте?

-Какой вывод можно сделать о роли союза в тексте?

Дополняет вывод учащихся сообщением о роли союза «и»:

-Если посмотрите на начальные строки стихотворения,увидите,что союз «и»помогает передать повторение или единоначалие,такой художественный приём называется АНАФОРА-СЛАЙД 11.

Предлагает записать в тетрадь-справочник.

Читают строки из поэмы «Полтава»,отвечают на поставленные вопросы.

Самостоятельно приходят к выводу,что союз «и» является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложносочинённого предложения, но и средством связи отдельных предложений в тексте.

Записывают в тетрадь-справочник.

7.Домашнее задание.

1 уровень                                          2уровень

Упражнение 405(задание1)  Выписать из повести М.Горького   «Детство»

                                                 2 предложения(ПП и ССП). Объяснить  

                                                   графически.

3 уровень-Написать стихотворение с анафорическим повтором союза «и».          

                                                   

Записывают в дневники домашнее задание по выбору.

8.Подведение итогов занятия.

Даёт оценку деятельности класса,отдельных учащихся.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке: реализация поставленных целей и задач,что нового узнали.

9.Рефлексия.

Инициирует рефлексию учащихся по поводу психоэмоционального  состояния на конец урока, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

-Закончить предложение : На уроке я работал(а)...  Мне понравилось(не понравилось)...

-Выходя из кабинета,оцените своё психоэмоциональное состояние(если оно изменилось).Если не изменилось,смайл не меняйте.

Заканчивают предложения, оценивают изменившееся на конец урока психоэмоциональное состояние через смайлы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Урок-презентация для уч-ся 10-11 классов для любого УМК Рождество для всех, Материалы к уроку в 8 классе о творчестве Р.Дала "Разыскивается", Мониторинг знаний уч-ся 9 класса ( Листы контроля ) в рейтинговой системе оценки

Уроки разработаны  к УМК Миллениум , пособия помогают учителям разнообразить материал для чтения младших школьников и подготовиться к урокам-тестам...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок может быть использован как для класса коррекции, так и для общеобразовательного класса.Урок проходит в виде соревнования по рядам, при этом дети сидят на своих местах, как они привыкли. Формы раб...

5 класс. Математика.Проект урока и презентация к уроку по теме: решение уравнений и несложных задач на составление уравнений, урок в коррекционном классе 7-го вида

Урок проходит в игровой форме, в виде соревнования по рядам. Урок состоит из 10 этапов. В процессе урока учащиеся участвуют в 7 конкурсах....