Урок развития речи для 8 класса.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Данный урок является комбинорованным. Тема: "Изложение с элементами сочинения". Он предусматривает работу по учебнику и анализ  отрывка текста Д.С. Лихачёва "Русский язык".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок развития речи для 8 класса.63.5 КБ

Предварительный просмотр:

                         Урок развития речи учителя Фроловой Т.В.

Тема: Изложение с элементами сочинения.                                                                              ( Комбинированный  урок,  8 класс ).                                                                                        Эпиграф урока: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык. ( И.С. Тургенев).             Цели:                                                                                                                                               - формировать умения излагать прочитанный и услышанный текст,                                         - формировать навыки самостоятельного высказывания на прочитанное,                                  - формировать знания учащихся по орфографии и пунктуации,                                                  - продолжить формирование навыков написания сочинения – рассуждения,                              Оборудование: 1) доска, на которой произведена запись темы урока, эпиграфа, высказываний  о языке; 2)  плакаты по теме урока, изготовленные учащимися, с разъяснениями а) темы, идеи, б) рассуждения, в) типов речи, г) с планом сочинения – рассуждения,  3) карточки с заданием, 4) учебник.

                                                                Ход урока. 

1.Организационный момент.                                                                                                       2.Вступительное слово учителя. Формулировка темы, целей урока, чтение эпиграфа урока.                                                                                                                               3. Работа в тетрадях и у доски. Списывание с доски темы урока, эпиграфа, высказываний о языке.                                                                                                                    1. Задание. Спишите высказывания о русском языке А.П. Сумарокова, К.Д. Ушинского, А.И. Куприна, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Докажите правомерность                  1. Язык наш слад…к, чист, и пыш…н, и б…гат. (А.П. Сумароков).                                                                      2. Язык народа – луч(?)ший,  (н…)когда (не) ув…дающий и веч(?)но вновь распускающийся цвет всей его духовной жизн…. (К.Д. Ушинский).                                                                                                         3. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизаци… и культуры…                                                      Русский язык в умелых руках и опытных устах – красив, певуч(?), выразителен, послушен, ловок и вместителен. (А.И. Куприн).                                                                                                                                       2. Задание. Объясните смысл данных высказываний.                                                                                        3. Задание по карточкам у доски.                                                                                                                         Карточка   № 1.                                                                                                                                                             Спишите  словосочетания,  вставьте  пропущенные  буквы,  определите  вид  связи  выделенного  Бол…шая  це(н/нн)ость,  сознател…ная  ж…знь,  формиру…тся   языком,   умстве(н/нн)ое  развитие,          м…ральный  облик,  один  из  соверше(н/нн)ейших  языков,  в  течении…  более  тысяч…летия.

Карточка  № 2.                                                                                                                                                      Спишите  данное  предложение,  вставляя  пропущенные  знаки  препинания.  Графически  обоснуйте  свой  выбор.                                                                                                                                            Нам  дан  во  владение  самый  меткий  и  (по) истине  волшебный  русский  язык.  ( К. Паустовский ).            

Карточка  № 3.                                                                                                                                                          Спишите  данное  предложение,  вставляя  пропущенные  знаки  препинания,  раскрывая  скобки. Графически  обоснуйте  свой  выбор.                                                                                                                       Что  русский  язык  один  из  богатейших  языков  в  мире  в  этом  нет  никакого  сомнения. ( В. Белинский).

Карточка  № 4.  ( Выполняется  в  тетради   слабым  учащимся ).                                                                    Спишите словосочетания , слова, вставьте пропущенные буквы.                                                                    Чрезвычайно  разн…образ…н,  скло(н/нн)ость  к  эмоц…ональност…,  нельзя  (не)  согласит(?)ся,  (не)  интересен,  обделен   чем(то)  важным,  (не) обходимым,  прот…воречив,  нац…ональный  х…рактер.                                                                                                                                                          

  Карточка  № 5.   Спишите,  вставьте  пропущенные  знаки  препинания,  буквы  в  данном  предложении.                                                                                                                                                                  Язык  мой  враг  мой  прежде  ума  рыщ…т.

 3. Проверка  домашнего  задания.                                                                                                                        а). Чтение  наизусть  учащимися  высказываний  о  русском  языке.                                                                    б).  Работа  по  карточкам  у  доски  и  в  тетрадях  тех  учащихся,  которые  не  подготовлены  к  уроку. 

4.  Работа  с  учебником  и  плакатами.                                                                                                                  Задание.  1. Прочитайте  выразительно  текст  упражнения  № 178 «Русский  язык»  Д.С.  Лихачёва. 2. Определите  тему  текста. Что  такое  тема? Как её  определить ?    Как  отличить от  проблемы и  идеи текста ? ( Ответ  учащихся  сопровождается  использованием  плаката  с  разъяснением  темы,  проблемы,  идеи .) 3. Прочитайте  план  текста.  4. Сопоставьте  свой  план  с  планом,  записанным  на  доске.                                                                            Примерный  план.                                                                                                                                                          1. Язык – самая  большая  ценность  народа.                                                                                                            2. Язык – показатель  культуры  человека.                                                                                                                    3. Русский  язык – один  из  совершеннейших  языков  мира.                                                                                    4. Язык  как  отражение  национального  характера.                                                                                                  5. Память  языка.                                                                                                                                                            6. Моя  точка  зрения  ( или  моё мнение ) об  утверждениях  Д.С.  Лихачёва  о  языке.                                       5. Какой  тип  речи  представлен  в  этом  тексте ?    Докажите, используя  таблицу.                                  ( Ответ  учащихся  сопровождается  использованием  плаката     с  разъяснением  типов  речи .)           6. Что  такое  рассуждение?                                                                                                                                                    ( Ответы  учащихся  строятся  с использованием  плакатов .)                                                                         7. Объясните, как писать сочинение – рассуждение.                                                                                           (Ответы  учащихся  строятся  с  использованием  плакатов .)                                                                         Беседа   по  тексту. Подготовка к написанию изложения.                                                                            Вопросы  для  беседы:                                                                                                                                                 1. Почему  язык  является  самой  большой  ценностью  народа?                                                                     2. Согласны  ли вы, что  язык – показатель  культуры  человека?                                                                     3. Объясните, как  вы  понимаете, что «русский  язык -  один  из  совершеннейших  языков мира».            4. Всё  ли  понятно  вам  в этом  тексте?  Объясните лексическое  значение  словосочетания «моральный  облик».                                                                                                                                                  Объяснение  лексического  значения  слов «моральный» и «облик».                                                                      Моральный  от  слова  мораль.                                                                                                                                 Мораль – 1) правила нравственности, сама  нравственность;  2) логический, поучительный вывод; 3) нравоучение, наставление ( разг.).                                                                                                     Моральный – 1) от мораль; 2) высоконравственный,  соответствующий  правилам  морали ( книжн.),               3) внутренний, душевный.                                                                                                                                                    Облик – 1) внешний вид,  очертание,  наружность; 2) перен. характер, душевный  склад.                                    

 5. Что такое  память языка?                                                                                                                               6. В чём заключается  его  национальный  характер?                                                                                               7. Дополните  план  пунктом 6. Моё мнение  об  утверждениях  Д.С.  Лихачёва о  языке.                                            8. Задание сильным  учащимся. Используя  план сочинения – рассуждения,  ответьте  на  вопрос: Согласны  ли вы с утверждением Д.С. Лихачёва?                                                                                             9. Задание  классу. Составьте  по  плану  черновик  изложения.                                                                           10. Проверка  написания  работ учащихся. Игра «Писатели и критики». (Комментарий,  дополнение, корректировка  работ).

5. Обобщение.                                                                                                                                                              Вопросы  для  обобщения.                                                                                                                                              1. Кратко  сформулируйте,  что  пишет  Д.С. Лихачёв  о  русском  языке.                                                         2. Согласны ли вы с утверждениями учёного о языке?                                                                                            3. Какими (важными, нужными)  вам  кажутся  утверждения  Лихачёва  о  русском  языке?                        

6. Домашнее  задание.                                                                                                                                                Напишите  сочинение – рассуждение,  высказав  своё  отношение к утверждениям  Д.С. Лихачёва.    

7.  Итоги  урока.                          

     

                         

.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...