СПП с обстоятельственным придаточным
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Синицына Татьяна Ивановна

Подготовка к ГИА с учетом работы над ошибками, допущенными в контрольной работе в формате ГИА

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_obstoyat._pridatoch._podgotovka_k_gia.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               Открытый урок русского языка в 9 классе.

                                                                                       

                               Учитель: Синицына Татьяна Ивановна.

Тема: Обстоятельственные придаточные места.

Цели: 1. знакомство со значением, строением и особенностями обстоятельственных придаточных места;

2. формирование коммуникативных умений в употреблении в речи данного вида предложений;

3. совершенствование устной и письменной речи учащихся, воспитание  языковой культуры.

                                        Ход урока.

  1. Проверка домашнего  задания. Сжатое изложение текста.

1) Наш язык болеет.  2)  Об этом с тревогой пишут сегодня и ученые, и социологи, и педагоги, и журналисты.  3)  Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась и на состоянии  языка.4) Его наполнили  арготизмы, элементы  уголовного жаргона, варваризмы,  неуклюжие, похожие на протезы заимствования. 5)  Конечно, язык, чтобы оставаться средством общения, должен  постоянно развиваться, и появление новых слов, расширение семантических полей – это естественный процесс. 6) Плохо другое.  7) Плохо, когда этот естественный процесс оборачивается разрушением.

8) Представьте себе реку, в которую завод сливает отходы производства. 9) Количество этих отходов строго регламентируется специальным контрольным ведомством. Оно строго следит за тем, чтобы загрязнение не превышало допустимые пределы, в противном случае может произойти экологическая катастрофа.

10) Но в один прекрасный день это ведомство распустили, больше не запрещено загрязнять реку вредными веществами, да и кто сказал, что они вредные, теперь это «сопутствующие основному производству продукты». 11) Лей  эти «продукты», сколько душа пожелает. 12) Чем окончится такая безответственность?  13) Гибелью реки!

14) Понимаю, что всякое, в том числе и это сравнение, хромает, дескать, река – это тебе не язык… 15) Но ведь язык, как и река, представляет собою сложную, многоуровневую систему, где каждый элемент выполняет определенную функцию, занимает определенное место.

16) Систему разрушает хаос. 17) Так, например, всякому человеку понятна разница между словами «мужчина», «мужик», «чувак». 18) Но если в современном языке эти слова начинают активно функционировать, звучат в печати, их говорят герои телефильмов, тогда они начинают восприниматься как равноправные синонимы, то есть все равно как назвать человека: «мужик» или «чувак». 19) А вот это и есть разрушение согласованных языковых отношений: ваше речевое действие уже невозможно адекватно понять и правильно оценить. 20) Вы, например, хотите искренне поприветствовать человека, а он ваше обращение воспринимает как оскорбительный выпад. 21) Язык теряет надежность и универсальность средства общения и начинает функционировать со сбоями, как компьютерная программа, зараженная вирусом.

                                                                                     (По А. Корнилову) (272 слова)

2. Новый материал.

1)  Синтаксический разбор предложения.

Мой друг под Выборгом погиб, где берега крутой изгиб  подходит к земляному валу.

                                                  […], (где…).

Где березы плывут в хороводе и к реке подойти не боятся, по опушкам Аленушка бродит, кличет-ищет родимого братца.

                                                  (где…), […].                      

Там, где ветер-непоседа раздувает паруса, притаились над волнами голубые небеса.

                                                 […, (где…),…].

- Подчеркните грамматические основы.

- Составьте схемы предложения

-  Сделайте вывод о строении, значении обстоятельственных придаточных места.

2) Умение отличать обстоятельственные места от предложений, схожих по строению.

Не знаю, где я нежности училась.    […гл.], (где…). Изъясн.

Я вырос в захолустной стороне, где мужики невесело шутили.  […сущ.], (где…).                      Определит.

Я вырос там, где мой отец и дед  бродили робко у чужих поместий.  […], (где…). Обстоят. места

3) Упр.135. (Предл-я № 1.8, 11)

 

3. Задания к тексту в формате ГИА.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос "Почему естественный процесс появления новых слов оборачивается разрушением языка?"

1) Язык постоянно развивается.

2) Язык начинает функционировать со сбоями.

3) Язык представляет собой сложную, многоуровневую систему.

4) Бурная, противоречивая общественная жизнь отразилась в языке.

В1. Замените разговорное слово хромает (предложение 14) стилистически нейтральным синонимом.

                          _____________________________________

В2. Замените словосочетание компьютерная программа, построенное на основе согласования, словосочетанием, построенным на основе управления.

                  __________________________________________________

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Конечно(1), язык(2), чтобы оставаться средством общения(3), должен  постоянно развиваться(4), и появление новых слов(5), расширение семантических полей – это естественный процесс.

                                   ______________________________

Ответы: А1 -2

               В1 – неточно (или приблизительно)

               В2 – программа для компьютера

               В7 – 2, 3

4. Творческая работа. Сочинение на лингвистическую тему. Восстановите текст.

Напишите сочинение - рассуждение, ответив на вопрос: "Как вы понимаете высказывание Константина Федина «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

 «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла», - утверждает русский писатель К. Федин, и с этим_________________________________________________.  Из всего лексического разнообразия, из богатства словаря родного языка человек выбирает только то, что в большей степени соответствует _________________________________, не пренебрегая, конечно, ни требованиями стиля, ни требованиями вкуса.

Передо мной текст А. Корнилова, в котором писатель тоже говорит о том, насколько важно при выборе слова __________________________________. Например, в предложении 20 слово «чувак», употребленное в отношении не очень близкого  человека, было воспринято  им как оскорбление.  

Человек, воспитанный на лучших ____________________________ родного языка,  имея хороший вкус  к языку, несомненно, не будет  использовать в своей речи бездумно, просто так, все то, что _________________________________________: «арготизмы, элементы  уголовного жаргона, варваризмы,  неуклюжие, похожие на протезы заимствования». Таковым и является слово «чувак». Нельзя не понимать, что и это слово несет на себе определенную функцию. В предложении  15 автор  подчеркивает, что «каждый элемент выполняет определенную функцию, занимает определенное место».

В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста А. Корнилова доказывают справедливость утверждения К.Федина. Действительно, смысл, стиль, вкус – это те три составляющие, которыми  ______________________________________человек, чтобы быть понятым другим человеком.

Дома:1)  П. 9 упр,136, 137.

           2)  Тест. В 7

1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

Варенька воткнула иголку в шитье и повернула голову к двери, (1) кажется, (2) угадывая наперед, (3) кто должен войти. (М.Авдеев)

2. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:

А пароход подходил все ближе. Черный, (1) кряжистый, (2) точно скала,(3) он все же казался малым для этой реки, (4) терялся в ее светлой равнине, (5) хотя рев его, (6) подобно урагану, (7) сотрясал кедры на горах. (Р.Фраерман)

3. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Огарков поехал дальше, (1) всюду натыкаясь на группы идущих к востоку людей. Но и они были не из его дивизии, (2) и это обеспокоило Огаркова. Он хлестнул коня, (3) но конь, (4) видимо, (5) устал и упорно двигался шагом, (6) заметно припадая на левую заднюю ногу. (Э.Казакевич)

4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятую между частями сложного предложения, связанными СОЧИНИТЕЛЬНОЙ связью.

Спутанная трава в саду полегла, (1) и все доцветал и никак не мог доцвесть и осыпаться один только маленький подсолнечник у забора. Над лугами тащились из-за реки, (2) цеплялись за облетевшие ветлы рыхлые тучи. Из них назойливо сыпался дождь. По дорогам уже нельзя было ни пройти, (3) ни проехать, (4) и пастухи перестали гонять в луга стадо. (К.Паустовский)

                                Восстановленный текст сочинения

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла», - утверждает русский писатель К. Федин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться.  Из всего лексического разнообразия, из богатства словаря родного языка человек выбирает только то, что в большей степени соответствует вкладываемому значению, не пренебрегая, конечно, ни требованиями стиля, ни требованиями вкуса.

Передо мной текст А. Корнилова, в котором писатель тоже говорит о том, насколько важно при выборе слова руководствоваться его смыслом. Например, в предложении 20 слово «чувак», употребленное в отношении не очень близкого  человека, было воспринято  им как оскорбление.  

Человек, воспитанный на лучших примерах использования родного языка,  имея хороший вкус  к языку, несомненно, не будет  использовать в своей речи бездумно, просто так, все то, что проникает в современный язык: «арготизмы, элементы  уголовного жаргона, варваризмы,  неуклюжие, похожие на протезы заимствования». Таковым и является слово «чувак». Нельзя не понимать, что и это слово несет на себе определенную функцию. В предложении  15 автор  подчеркивает, что «каждый элемент выполняет определенную функцию, занимает определенное мест».

В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста А. Корнилова доказывают справедливость утверждения К.Федина. Действительно, смысл, стиль, вкус – это те три составляющие, которыми  должен руководствоваться в своей жизни человек, чтобы быть понятым другим человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными

Это урок русского языка с презентацией  в 9 классе татарской школы. Материалы урока помогут при подготовке к Государственной итоговой аттестации (ГИА) девятиклассников. Цель урока:познакомить уча...

Первые уроки по теме "Сложноподчиненные предложения с обстоятельственными придаточными" 9 класс

Уроки разработаны по  учебнику С.Г.Бархударова, С.Е.крючкова " Русский язык 9 класс". Используется работа в парах, групповая работа, ролевая игра....

Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными.

Презентация к уроку СПП с придаточными места, времени, причины, условия, следствия (помощь учителю, работающему по учебнику "Русский язык. 9класс." Авторы - Тростнецова Н.А., ЛадыженскаяТ.А., 2013г.)...

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...