Урок «Три склонения имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шайбакова Рузиля Айратовна

Урок русского языка по теме: «Три склонения имён существительных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zach.urok_.3_skloneniya.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Три склонения имён существительных».

Цели:     1) создать условия для формирования представления об   изменении имён    

                  существительных по падежам,   определить признаки, по которым имена

                  существительные распределяются по склонениям.

               2) развивать умение определять тип склонения по совокупности признаков (род,

                   окончание в именительном падеже), составлять словосочетания и

                   предложения с существительными 1, 2, 3 склонения, выполнять творческие

                   задания, сравнивать, обобщать, делать выводы, проявлять творческую

                   активность; умение работать самостоятельно, в парах.

               3) воспитывать любовь и интерес к русскому языку; уверенность в себе,      

                   объективность в самооценке.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционная.

Методы и приёмы: по источнику получения учащимися знаний: слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ (разбор), работа по карточкам, упражнения; по характеру работы (методы устной и письменной работы).

Оборудование: карточки с текстами и самостоятельной работой, учебники, красные и зелёные кружочки.

Литература:

  1. Материалы к уроку «Склонение имён существительных»//http://festival.1september.ru
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы: Книга для учителя. - М.:Просвещение,2002.
  3. Беляева О.В.Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. - М.:ВАКО,2010.
  4. Шафран А.В. Материалы для практических занятий в 5-9 кл.// Русский язык в школе. - М.:Просвещение, 2005.

 План урока:

1. Оргмомент (1 мин)

2. Актуализация знаний (3 мин)

3.Изучение новой темы (5 мин)

4. Закрепление изученного (15 мин)

5. Беседа - опрос по изученной теме в форме игры " Правильно - неправильно "(5мин)

6.Самостоятельная работа на карточках (7мин)

7.Инструктаж по д/з (1 мин)

8.Итог урока. Рефлексия (2 мин)

Ход урока (40 мин)

Этап урока

Деятельность учителя

Предварительная деятельность учителя

1. Оргмомент.

- Здравствуйте! Садитесь, пожалуйста.

– Ребята, сегодня  нам на уроке понадобятся: ручки, тетради, внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы, а самое главное – хорошее настроение.  Залог хорошего настроения – это доброжелательная улыбка.  

- Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу и пожелайте успеха.

Готовы! Тогда начинаем наш урок.

2. Актуализация знаний.

   -  Вот уже несколько занятий мы работаем над темой «Имена существительные».

- Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем об имени существительном?

Выброс на доску:  

Имена существительные

Обозначают:                        предмет

Отвечают на вопрос:           кто? что?

Бывают:                            собственные,

                                            нарицательные

                                            одушевлённые,

                                            неодушевлённые

                                             мужской,

                                       женский, средний род

- Какие признаки имён существительных вы назвали?

Изменяются:           единственное,

                                   множественное число

 - Как называется такой признак имени существительного?

Роль в предложении:     подлежащее,

                                          дополнение,

                                         обстоятельство. 

- предмет

- кто? что?

- собственные, нарицательные; одуш., неодуш; м, ж, ср. род

- постоянные признаки

- непостоянный признак

3.Изучение новой темы.

- Запишите тему урока: «Три склонения имён существительных».

- На прошлых уроках мы уже касались этой темы, а сегодня систематизируем весь  материал.

Детям предлагается просклонять предложенные им имена существительные (6 вариантов) в ед.ч.: волна, гора, стол, ведро, любовь, глушь.

- Эти существительные мы изменили по падежам, т.е. просклоняли. Отдельные группы ИС склоняются в единственном числе одинаково, т.е. имеют одинаковые окончания. По этому признаку в РЯ различаются три основных типа склонения.

До берегов мы добрались, к воротам дружно собрались,

Но стоит за ними в ряд повелителя отряд.

Три защитника, без сомнения, называются – склонения.

Защитить владыку рад – и проверить всех ребят.

Отвечайте дружно – вот и все, что нужно!

Обратимся к таблице.

Склонение

Род

В Им. п. ед.ч. оканчивается

1

ж, м. р.

на –а,-я

2

м, ср. р.

на согласный;

на –о, -е

3

ж. р.

на согласный с мягким знаком на конце

- Ребята, давайте приведём примеры на каждое склонение.

- Хорошо. Молодцы.

- Как мы определяем склонение ИС?

Им.п. волна  гора  стол  ведро любовь

Р.п.    волны горы стола ведра  любви

Д.п.    волне горе  столу ведру любви

В.п.    волну  гору стол ведро любовь

Тв.п.  волной горой столом ведром              любовью  

П.п.    о волне о горе о столе о ведре

о любви

- I скл.: весна, мужчина, земля.

II скл.: окно, конь, солнце.

III скл.: рожь, ложь, треть.

- Склонение ИС определяется по Им. падежу ед. числа. Это начальная форма ИС.

4. Закрепление изученного.

Работа по карточкам.

Анализ текста.

    Ты интересуешься передачей «В мире животных»? Она готовит много встреч с неи_вестными животными. Из передачи можно узнать об обитателях пустыни Сахары и горных круч Памира, о р_стительности и животном мире степи, о загадочной жизни в море на большой глубине.

    Занимательным был сюжет о животных, которые спят днем и только в сумерки выбираются из своих жилищ. Заяц, еж и мыш_ – известные нам животные, но и зайцем и ежом тоже можно заинтересоваться. Любопытна и зимняя жизнь мыши.

     В передаче ра_сказывают также о содержании домашних питомцев: о приручении лесных обитателей, об обучении собак, уходе за кошками. Ведь никому не захочется держать дома неряху Жучку или забияку Барсика!

     Недавно прошел цикл передач об истории отношений человека и лошади. Ребята, смотрите позн_вательные програ__ы!

Задания:

  1. Определите тему текста.
  2. Главная мысль.
  3. Озаглавьте текст.
  4. Стиль и тип речи.

  1. Прокомментируйте пропущенные буквы.
  2. Выпишите из текста все имена собственные; все одушевленные существительные.

  1. Найдите в тексте ИС только ед. ч.  и только мн.ч.

  1. Выпишите существительные в 3 колонки: 1,2 и 3 скл.

  1. Сделайте морфологический разбор ИС о растительности, в сумерки.

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения последнего абзаца.

-  Передача «В мире животных».

-  Смотреть познавательные передачи, расширять свой кругозор.

-    Передача «В мире животных».

- Публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения.

- Сахара, Пальмира, Жучка, Барсик.

Животные, обитатели, заяц, ёж, мышь, питомцы, собаки, кошки, неряха, Жучка, забика, Барсик, человек, лошадь, ребята.

-Ед.ч.: растительность, обучение,  содержание.

Мн.ч.: ребята.

1скл.

2скл.

3скл.

передача

встреча

пустыня

сахара

круча

пальмира

глубина

собака

кошка

история

программа

мир

животное

обитатель

море

сюжет

заяц

ёж

питомец

цикл

человек

растительность

степь

жизнь

мышь

лошадь

  1. О растительности – сущ. (что?).
  2. Н.ф. – растительность; нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., в П.п., ед.ч.
  3. Можно узнать ( о чем?)

о растительности.

  1. В сумерки – сущ., (что?).
  2. Н.ф. – сумерки; нариц., неодуш., в Вин. п., во мн.ч.
  3. Выбираются (когда? в какое время?) в сумерки.

Недавно прошел цикл передач об истории отношений человека и лошади.

5. Беседа - опрос по изученной теме в форме игры " Правильно - неправильно ".

6.Самостоятельная работа на карточках.

     - Предлагаю оценить каждое высказывание. Если оно правильное, то записать строчную букву п, а если неправильное - букву н.

     1. Склонение - это изменение имён существительных по падежам в единственном и множественном числе.

      2. В русском языке 5 падежей.

      3. В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.

      4. Склонение - это постоянный признак имени существительного.

      5. Одно и тоже существительное может относиться к разным склонениям.

      6. Имя существительное имеет склонение, а изменяется по числам и падежам.

     - Проверь свою запись (образец на доске).

                  п  н  н  п  н  п

     - Встаньте, кто выполнил без ошибок,

                                                   1  ошибка,

                                                   2  ошибки.

      - Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки.

Самостоятельная работа.

(на карточках)

1. «Третий лишний» Почему?

А) метель, февраль, оттепель

Б) день, тень, пень

В) дробь, топь, тополь

   2. К данным существительным подбери синонимы, слова другого склонения.

         метель     (пурга)

         зной         (жара)

         алфавит   (азбука)

         отечество (родина)

         болтовня   (разговор)

         бой            (сражение)

   3. Что нужно сделать, чтобы данные существительные стали существительными другого склонения?

лень      (олень)

тетрадь    (тетрадка)

ветвь   (ветка)

раб   (раба)

    4.  Разгадай и запиши существительные, определи склонение.

дохсов   (восход)

растна     (страна)

ремо        (море)

токрос    (росток)

песть       (степь)

- п  н  н  п  н  п

7.Инструктаж по д/з.

Домашнее задание:  - Записываем по выбору 1 задание.

1) с.197 упр. 517

2) Составьте сказку о падежах.
3) Сочинить своё стихотворение  для запоминания падежей.

8.Итог урока. Рефлексия.

- Что полезного для себя вы сегодня узнали на уроке?

- Что больше всего понравилось на уроке?

-Какое задание показалось трудным?

-Кому на уроке было легко, всё получалось? (зелёный цвет)

-Кто встретился с трудностями?  (красный цвет)

- Оцените свою работу на уроке.

 - Кому бы вы сегодня на уроке сделали комплимент и сказали молодец?

- Я думаю, что комплимент можно сказать и всему классу за дружную работу.

-Мне было интересно с вами работать.

Спасибо за урок!

- Мы повторили склонения ИС.  Узнали, что склонение ИС определяется по Им. падежу ед. числа. Это начальная форма ИС.

Мнения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классе Тема: "Склонение имён существительных"

Урок: Письмо и развитие речи в 5 классеТема: " Склонение имён существительных"Цель: формирование навыков в определении склонений имён существительных; повторение грамматических признаков имен существи...

Урок письма по теме "Склонение имён существительных" 8 класс.

Урок письма для  обучающихся коррекционной школы VIII вида"....

Открытый урок в 5 классе по теме "Три склонения имён существительных"

Урок разработан для учащихся с задержкой психического развития, которые имеют специфические речевые  расстройства и нарушения в эмоционально-волевой сфере....

Урок русского языка в 4 классе по теме"определения типа склонения имён существительных в начальной форме"

Тема урока «Определение типа склонения имён существительных в начальной форме». Задачи урока: 1. Научить детей правильно определять склонение имён существительных в начальной форме; 2. Прочно закрепит...

Презентация к уроку "Три склонения имён существительных. Закрепление".

Урок русского языка в 4 классепо ФГОС с применением сингапурской методики     (УМК «Перспектива», автор учебника Л.Ф.Климанова )...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Конспект урока "Три склонения имён существительных"

Материал содержит текст конспекта, презентацию и перфокарту в виде таблицы...