"Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Повторительно-обобщающий урок русского языка  в 6 классе по теме"Местоимение" по программе Т. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_urok_v_6_klasse.rar546.97 КБ

Предварительный просмотр:

АВТОР: Полупанова Т.В.

учитель     русского языка и литературы

МКОУ СОШ №2    с.Бешпагир  Грачевского района

Ставропольского края

 

Разработка конспекта повторительно-обобщающего урока в 6 классе по теме: « Систематизация и обобщение изученного о местоимении».

Тема урока: «Систематизация и обобщение изученного о местоимении».

Рабочая программа по русскому языку 6 класс (по программам М.Т.Баранова, Л.Т.Ладыженской, Н.М.Шанского; А.И.Власенкова).

  1. Предметные цели:

знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

понимать, морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений; орфографические правила, определение местоимения как части речи;

уметь выделять в тексте местоимения и определять их разряд, определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, определять синтаксическую роль местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, уметь находить относительные местоимения в сложноподчинённом предложении, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.

2.Метапредметные цели:  

владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений,  приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

Ход урока

I.Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть друг друга и сотрудничать сегодня на уроке, потому что только в сотрудничестве и понимании можно творить. А урок – это и есть наше с вами творчество

II.Актуализация знаний.

Посмотрите вокруг, и вы увидите много удивительных вещей, созданных разумом и руками человека. Но самое поразительное и мудрое, что создало человечество, - это язык, главная задача которого состоит,  как вы думаете, в чем?...  ( Главная задача языка заключается в том, чтобы помогать нам понимать друг друга при общении.) Общаясь между собой, мы употребляем различные части речи. Давайте вспомним самостоятельные части речи  Перечислим  их.

  1. имя сущ.                                    
  2. имя прил.                                  
  3. имя числит.                                
  4. местоим.                                  
  5. нареч.
  6. глагол

Из шести самостоятельных частей речи каждая что-либо обозначает, и только  одна из них не обозначает, а…

III.Фронтальный опрос. (слайд 4).Давайте отправимся в Страну Местоимение и сделаем остановку на станции «Теоретическая»

-Расскажите, что вы знаете о местоимении.

- Какова функция местоимения в речи?  (Указывает на предметы, признаки и количества, но не называют их).

-Как изменяются местоимения?

-Какова синтаксическая роль местоимений  в предложении?

IV. Продолжим наше путешествие дальше. Нас ждет станция « Угадай-ка». Посмотрите на слайд (слайд 5), отгадайте кроссворд.

1. Личное местоимение первого лица множественного числа. (Мы)

2. Указательное местоимение в винительном падеже множественного числа.(Те)

3. Одно из определительных местоимений.(Сам)

4. Одно из указательных местоимений.( Тот)

5. Личное местоимение женского рода. (Она)

6. Указательное местоимение в творительном падеже множественного числа. (Теми)

7. Личное местоимение первого лица единственного числа в творительном падеже. (Мной)

8. Возвратное местоимение в дательном падеже. (Себе)

9. Одно из отрицательных местоимений в творительном падеже множественного числа.(Никем).

10. Определительное местоимение в творительном падеже множественного числа.(Всеми)

11. Одно из отрицательных местоимений в дательном падеже. (Некому)

-Какое название получили? (Местоимение.) (слайд 6)

Постановка целей.

Итак, сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем материал по теме: «Местоимение»

Продолжим путешествие дальше. Отправимся на станцию «Орфографическую», поработаем с текстом, повторим орфографию. У вас на столах лежат рабочие листы, все задания будете выполнять на них.

Раздаточный материал.(слайд 7)

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась  (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к  кому обратиться за помощью.  (Н..)кто не спасет бельчат.  Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости.   (По В. Бианки)

1.  Озаглавить текст. Определить его основную мысль. (слайд 8)

2.Выписать слова с  пропущенными буквами.

3.Выписать местоимения.

4.Указать разряды местоимений.

5.Определите, какие из употреблённых местоимений являются разными формами одного слова.  

У доски работает ученик.

Заглавие: «Лесная жительница».(слайд 9)

Основная мысль:      белка спасает своих детёнышей.

Ни о чём, никто/, никогда/, ни о ком/, никуда/, не/ к кому, ничто/   – отрицательные, она,  у неё, её, от них – личные, так – указательное,  о себе – возвратное.

Формы одного слова:         она, у неё, её.

-Что вы можете рассказать о правописании отрицательных местоимений?

Физкультминутка.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко.

Руки, ноги отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Губы чуть приоткрываются,

Все спокойно расслабляются,

Дышится легко, ровно, глубоко.

Встали, потянулись,

Друг другу улыбнулись.

Следующая остановка «Синтаксическая»

VI.Работа с деформированным текстом.9(Слайд 10)

Задание: вставить местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.

1.Алексей почу..ствовал, что больше (не) может, ______   ________ сила (не) сдвинет _______    с места. 2.Долго с..дел он, _________ не думая, _________ не видя и не слыша. 3. Ступни уже окам..нели, _______ (не) чу..ствовали, но тело при кажд..м шаге пронзала боль. Алексей долго осматривал место побоища, ища _________ с..стного. 4.Тело понемногу отх..дило но ________ случилось с ногами.  _______ совсем  (не) могли ст..ять. В с..сняке скрылись люди _________ наблюдали _________ и _________ переш..птывались. 5. _______ отч..тливо вскрикнул Человек!

(Б.Полевой.)

Слова для справок: (н..)какая, его, (н..) о чём, (н..) чего, они, (за) ним, кто (то), о чём (то), что (то), чего (нибудь).

(слайд 11)( У доски ученики работают по очереди)

1.Алексей почувствовал, что больше не может, что никакая    сила не сдвинет его  с места. 2.Долго сидел он, ни о чём не думая, ничего не видя и не слыша. 3. Ступни уже окаменели, ничего  не чувствовали, но тело при каждом шаге пронзала боль. Алексей долго осматривал место побоища, ища чего-нибудь съестного. 4.Тело понемногу отходило, но что-то случилось с ногами.  Они совсем  не  могли стоять. В сосняке скрылись люди, они  наблюдали за ним и о чём-то  перешёптывались. 5. Кто-то отчётливо вскрикнул: «Человек»!

(Б.Полевой.)

VII.Станция «Исправь речевые ошибки»( слайд 12)(Работа в парах).

Чтение исправленных текстов.

VIII.Рефлексия.

Итоги.

-Что на уроке было главным?

- Чему научились?

Самооценка. (В рабочих листах выставить себе оценку)

IX. Домашнее задание.

         1)Подготовить рассказ о местоимении.

2)Упражнение 454, выписать из стихотворения А.С.Пушкина «Узник» местоимения и письменно  разобрать их как часть речи.

                               

Предметный результат :

определять морфологические признаки местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчинённом предложении, осуществлять синонимическую замену местоимений разных разрядов, использовать местоимения как средство связи предложений и абзацев текста;

  Метапредметный результат:

 владеть изучающим видом чтения с целью извлечения местоимений, в приёмами отбора и систематизации материала, уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,  создавать, деформировать текст, вставлять местоимения как средство связи.

                                       

Рабочий лист учащегося____________________________________________

___________________________________________________________________

остановка

Количество баллов

1.

«Теоретическая»

2.

«Угадай-ка»

3.

«Орфографическая»

4.

«Синтаксическая»

5.

«Исправь речевые ошибки»

3 остановка «Орфографическая»

Жила белка в лесу, (н..) о чем не тужила. ( Н..)кто ее не беспокоил. Спала она на ветке большой ели. ( Н..)когда не заботилась  (н..) о ком, только о себе. Прошло время. У нее появились бельчата. Теперь белка (н..)куда от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Белка выскочила, а ее беспомощные дети оказались в ловушке. ( Н..)куда бежать. ( Н..) к  кому обратиться за помощью.  (Н..)кто не спасет бельчат.  Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое внутреннее гнездо из мягкого мха осталось целым. (Н..)когда лесная жительница не была так счастлива. (Н..)что больше не омрачит ее радости.   (По В. Бианки)

1.  Озаглавить текст. Определить его основную мысль. (слайд 8)

2.Выписать слова с  пропущенными буквами.

3.Выписать местоимения.

4.Указать разряды местоимений.

5.Определите, какие из употреблённых местоимений являются разными формами одного слова.  

___________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Остановка «Синтаксическая»

Задание: вставить местоимения, подчеркнуть их как члены предложения.

1.Алексей почу..ствовал, что больше (не) может, что  ________ сила (не) сдвинет _______    с места. 2.Долго с..дел он, _________ не думая, _________ не видя и не слыша. 3. Ступни уже окам..нели, _______ (не) чу..ствовали, но тело при кажд..м шаге пронзала боль. Алексей долго осматривал место побоища, ища _________ с..стного. 4.Тело понемногу отх..дило но ________ случилось с ногами.  _______ совсем  (не) могли ст..ять. В с..сняке скрылись люди _________ наблюдали _________ и _________ переш..птывались. 5. _______ отч..тливо вскрикнул Человек!

(Б.Полевой.)

5. Остановка «Исправь речевые ошибки»