Конспект урока русского языка 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания при вводных словах и вставных конструкциях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Знаки препинания при водных словах и вставных конструкциях»

Цели урока:
повторить и систематизировать материал по теме «Вводные слова и пунктуация»
Задачи урока: 
обучающая: повторение и систематизация материала о вводных конструкциях, отработка умения отличать вводные слова от членов предложения, подготовка к ЕГЭ;развивающая: развитие навыков постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, развитие умений нахождения вводных слов и их использования при построении собственного высказывания;
воспитывающая: формирование языковой компетенции, собственной нравственной позиции.


                                                                 Ход урока

Организационный момент (слайд №1,2)

Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успехов. 
Сегодня у нас интересный урок: мы с вами будем не только совершенствовать свои навыки и умения по русскому языку, полученные за все 11 лет вашей учёбы в школе, но ещё будем готовиться к главному испытанию по русскому языку – экзамену в форме и по материалам ЕГЭ.
I.Подготовка к ЕГЭ
1.1Орфоэпическая разминка (слайд№3)
Грамотный человек должен правильно произносить слова. Орфоэпия учит нас этому. Я предлагаю вам выполнить орфоэпическую разминку. В ЕГЭ это задание А 1. На столах у вас листы со словами. Ваша задача  записать эти слова и правильно расставить в них ударение. 
^ У доски работает ученик
Поставьте ударение в словах (А1)

крапивА, зАнятый ,исчЕрпать,  дОверху, кАшлянуть,  грУшевый, знАмение,  закУпорить,
зубчАтый, тУфля, пАхота, христианИн, простынЯ, щавЕль.  Проверяем!

Орфографическая разминка (слайд №4)

А ещё грамотный человек должен правильно писать слова. Орфография учит нас этому. Выполните орфографическую разминку. 
 Коллективная работа
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Чисто прибра(1)ая белё(2)ая хата, украше(3)ая вышитыми рушниками, была заполне(4)а народом.
1) 1,3 2) 3,4 3) 2,4 4) 1,2,4 
^ 1.3 Словообразовательная разминка 
(слайд №5)
Самостоятельная работа
В1 Задание: определите способ образования слов:
выход безызвестный
по-русски по-новому
подоконник пригород
ожидание зелень
 Синтаксическая разминка (слайд №6)

Индивидуальная работа
В3 Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях
добрый совет по-летнему жарко
каждый из нас запомнить его
исполненный радости выполненное задание
желание учиться всякий раз
II. Повторение и систематизация по теме 
«Вводные слова и вставные конструкции»
Поэтическая пятиминутка. (Слайд №7)

 Возьмите вводные слова. От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь.

И все ж удобны потому, Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью..» И потом Пусть что угодно говорят. 

Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них Слова "во-первых", "во-вторых".

Они, начав издалека,  Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока Не знаю где была душа.
(Александр Кушнер «Вводные слова»)

  1. Фронтальный опрос по теме «Вводные конструкции» 
    (слайды №8,9, 10,11,12)
    ^ Русский учёный-лингвист Александр Матвеевич Пешковский считал, что вводные конструкции - это 
    «… инородные слова, внутренне чуждые приютившему их предложению». 
  • Как вы думаете, почему Пешковский считает вводные слова «внутренне чуждыми приютившему их предложению»?
  • Какие слова называются вводными?( Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает)
  1. Являются ли вводные слова членами предложения?( Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением. К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения.)
  2. Сообщение ученика «Группы вводных слов» 
    (с использованием интерактивного плаката)
    Слова, выражающие чувства (
    к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости)
    Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное)
    Слова, указывающие на источник сообщения (
    говорит, по-моему, по-твоему, по вашим словам, по сообщению)
    Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (
    во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно)
    Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим)
    Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (
    словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится)
    Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (
    по крайней мере, самое большее)
    Слова, выражающие экспрессивность (
    честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано)
  3. Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению)
  1.  Устный ответ у доски «Знаки препинания при вставных конструкциях»

Вставные конструкции – это словосочетания и целые предложения, которые содержат добавочные, попутные замечания, уточнения, поправки. Конструкции грамматически не связаны с предложением, расположены обычно в середине и в конце его.
 Вставные конструкции выделяются скобками или тире. 
А Каракатица (так по-настоящему называют госпожу К.) не спеша - ведь она была уверена, что добыча от неё не уйдёт! - бесшумно подплывала всё ближе. (Б.Заходер)
Слово учителя
 2.5 Вводные конструкции в заданиях ЕГЭ-2013 (слайд №13)
А 22 Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
В5 Простое осложнённое предложение 
 В8 
Речь. Языковые средства выразительности 
С1 
Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации 

  1.  Коллективная работа «Повторение трудных случаев употребления вводных слов с опорой на схемы» (слайды № 14,15,16,17,18,19) 
    Трудности 
    1)Отличие вводных слов от служебных частей речи, а также от некоторых слов – членов предложения ;
    2) Разграничение одних и тех же форм в роли вводных слов и в роли членов предложения 
    3) Определение синтаксической роли слов: однако, наконец, вообще, значит, точнее, собственно, вернее и др. 
    Пути их преодоления 
  1. Запомните те слова, которые никогда не употребляются в роли вводных слов 
  2. Определите синтаксическую роль слов 
  3. Определите лексическое значение слова путём подбора синонима
    Важно!
    Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания
  • Якобы как раз 
  • Словно к тому же
  • Даже по решению
  • Едва ли по представлению
  • Вдруг поэтому
  • Буквально вдобавок
  • Будто в конечном счёте
  • Ведь небось
  • Вряд ли как будто
  • Всё-таки
    Отличие вводных слов (конструкций) от других слов в предложении 
    Члены предложения связаны между собой синтаксической связью, поэтому каждому из них можно поставить вопрос от другого члена предложения 
    Она кажется утомлённой 
    Вводные слова (конструкции) не являются членами предложения, поэтому к ним нельзя поставить вопрос, их можно опустить или перенести в другую часть предложения 
    Я, кажется, вас поняла
    Слово «Однако»
    Запятая не ставится - В начале предложения или во второй части ССП однако = но и не является вводным
     Однако (=но) письмо он так и не получил 
    Запятая ставится - В середине или в конце предложения является вводным и выделяется запятыми.
    Долго, однако, нам пришлось тебя ждать.
    Ты опоздал, однако. 
    Слово «Значит»-
    - Запятая не ставится
    Значит = «означает» или стоит между подлежащим и сказуемым
     Твоё доброе отношение к моим детям значит для меня очень многое.
    Запятая ставится
    Значит – «стало быть», «следовательно»
    Ты, значит, к поезду не успел?
    Слово «Наконец»
    Запятая не ставится - Наконец = «под конец», «напоследок». Можно прибавить частицу – то
     Он долго ждал вызова из училища, не спал, нервничал и наконец (-то) дождался 
    Запятая ставится - Указывает на связь мыслей и завершает собой перечисление. Наконец = «и ещё»
     А.П.Чехов был драматургом, новеллистом и, наконец, образцом самовоспитания 
    Ш. Закрепление материала
    Тестовая работа

Тестовый тренинг
А 22 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые ?
1.Их дружба (1) казалось 2) будет вечной.
Это место (3) казалось ему (4) наилучшим выражением русской природы.
1)1,2,3 2)1,2,4 3)1,2,3,4 4)1,2 
2.Она мужественно отнеслась (1) к несчастью (2) постигшему семью.
К несчастью (3) начавшаяся метель задержала вылет самолёта.
1)1,2 2) 2 3)1,2,3 4) 2,3 
3.Пособие следует отредактировать и (1) главным образом (2) дополнить новым материалом. 
Между тем (3) солнце катилось к закату.
1)1,2 2)1, 2,3 3) 3 4) 2,3
4. Уже совсем стемнело, когда он выбрался (1) наконец (2) из тайги. Ребёнок к вечеру совсем выбился из сил: во-первых, уроки в школе, во-вторых, кружок по рисованию и (3) наконец (4) выполнение домашнего задания.
1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 4 
5. Вы (1) верно (2) перевели это стихотворение, без ошибок? 
Вы (3) верно (4) переведены сюда из России?
1)1,2 2)3,4 3) 1,2,3,4 4) 1,3 
6. Есть люди, о которых говорят: «Это (1) несомненно (2) человек слова!» Значит (3) на такого человека можно положиться — он (4) как считают (5) выполнит свое обещание без напоминания. 
1)1,2,4,5 2)1,2,3,4,5 3)3,4,5 4)1,2,3 
7. Он шагал по гостиной, изящно встряхивая головой и (1) очевидно (2) что-то замышлял. Нигде, как на этих вечерах, не высказывался так (3) очевидно (4) градус политической температуры.
1) 2 2)2,4 3) 1,2 4) 1,2,3,4

8. Я уверен, что в сердце каждого человека (1) должно быть (2) что-либо незыблемое. Мы (3) однако (4) далеко не всегда чувствуем эту нравственную опору.
1) 1,2 2)1,2,3,4 3) 2,3,4 4),3,4
9. Слушателей изумила (1) правда (2) об их прошлом, так неожиданно услышанная. Однако (3) рассказчик заметил, что некоторых она (4) конечно (5) очень смутила.
1) 1, 22) 4, 53) 34) 1, 2, 3, 4, 5
10. Учитель (1) очевидно (2) был прекрасно образован и начитан. По мнению многих (3) его влияние на учеников было (4) очевидно. 

1) 3, 42) 1, 2, 3 3) 1, 2, 3, 4 4) 1, 3, 4
Проверь себя

№ варианта


1


4


2


4


3


1


4


2


5


2


6


2


7


3


8


4


9


2


10


2


Работа над сочинением. Проверяем!
 IV. Работа с текстом (слайды №32,33,34)
Определите проблему, поднятую автором в тексте 
(1)Зависть – это болезнь. (2)Сравнивая себя с другим человеком, мы заранее признаем свое поражение, ведь сильному человеку никогда не при придет в голову сравнивать себя со слабым. (3)На мой взгляд, для того чтобы быть совершенным, человеку достаточно быть собой.(4)Идя своей дорогой, не оглядываясь на успехи других, не примеривая себе одежды с чужого плеча, сравнивая свои успехи сегодня с теми, что были вчера, человек оказывается неподвластным этому горькому чувству. (5)Но, с другой стороны, можно чувство зависти сделать источником для своего личностного роста. (6)Видя, как другие успешно применяют свои способности и имеющиеся возможности, напрячь все свои силы, помериться силами с судьбой и прыгнуть выше головы – разумное занятие для достойного человека.
(Д. С. Лихачев) 
- Напишите фрагмент сочинения, используя вводные слова
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем текста. 
Считаю, на мой взгляд, думаю, по-моему, несомненно, как мне кажется и т.д. 
 Сформулируйте позицию автора. 
По мнению автора, бесспорно, 
надо полагать,
кроме того,
с одной стороны, с другой стороны и т.д.
Выскажите своё мнение по проблеме, поднятой Д.С. Лихачёвым. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт. 
Несомненно, конечно, например, допустим, вообще говоря, словом и т.д. 
Чтение сочинений
 V.Итоги урока. (Слайд №35)
1. Вводные конструкции в предложении имеют характер дополнительной (но не обязательной ) информации.
2. Вводные слова, словосочетания, предложения не являются членами предложения, не связаны грамматически с другими членами.
3. Вводные конструкции обособляются паузами, запятыми, тире, скобками.
4. Для вводных слов характерно быстрое произнесение
VI. Домашнее задание (слайд № 36)
1.Повторить на странице 93 – 97 теоретический материал по теме «Вводные слова и предложения» (сборник Н.А.Сениной).
2. Выполнить тестовые задания:
№ 286 - №299 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...

конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Русский язык-один из развитых языков мира"

Русский язык - один из развитых языков мираПредмет: русский языкКласс: 6Тема урока: Русский язык - один из развитых языков мираТип урока: открытие новых знанийЦели урока: соз...