Русский язык. Урок для 5 класса. Устаревшие слова.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Ефимова Ольга Владимировна

План-конспект урока русского языка в 5 классе

по теме

«Устаревшие слова»

Тема: Устаревшие слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

А) Воспитательные:

  • создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка;
  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
  • создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Б) Развивающие:

  • Развивать навыки связной монологической речи;
  • совершенствование умения работать с различными видами словарей (этимологическим, толковым);
  • воспитывать умение самостоятельно пополнять словарный запас;
  • совершенствовать речевую культуру учащихся.
  • способствовать развитию навыка работы в группе.

В) Познавательные:

  • дать понятие об устаревших словах;
  • научить находить устаревшие слова в текстах;
  • формировать умение объяснять лексическое значение устаревших слов;
  • познакомить учащихся с причинами изменения словарного состава языка.

Оборудование: учебник русского языка, словари, карточки с заданиями.

Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, эвристический (создание проблемной ситуации), исследовательский (самостоятельная и групповая работа со словарями).

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствия).

2. Проверка домашнего задания. Опрос.

Какие слова называются общеупотребительными? Как называется группа слов, которые противопоставлены общеупотребительной лексике?

Что такое диалектизмы? А профессионализмы?

Приведите свои примеры диалектизмов и профессионализмов.

3. Разминка. Деловая игра “Юный корректор”.

Заменить в тексте повторяющееся слово толкованием его лексического значения.

  1. Гостями клуба интересных встреч были геологи. Геологи увлеченно говорили о своих поисках, находках и планах.
  2. Летом группа рабочих отправится в круиз. Круиз – один из лучших видов отдыха.

Слова для замены: исследователи земных недр, морское путешествие.

4. Создание проблемной ситуации (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

Задание 1.

Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Работа в парах.

От горшка…два вершка.

Семь пядей ... во лбу.

Сам с ноготок, а ... борода с локоток.

Косая сажень…  в плечах.

Семь футов… под килем.

Задание 2. Объяснить смысл каждого собранного выражения.

Такое задание у ребят, безусловно, вызовет трудности, так как многие из них не знакомыми со старинными мерами длины. Поэтому проводим математический эксперимент с целью «вызвать на поверхность» имеющиеся знания по теме.

Работа с классом.

Любители математики попытаются предположить, чему будут равны старинные меры длины (с опорой на содержание фразеологизмов), а знатоки русского слова начнут работу с толковым словарем. В ходе эксперимента ребята придут к правильным ответам. Самые внимательные заметят в словариках возле искомых слов специальные пометы (устар.). Так постепенно ребята сами определят тему предстоящего урока. В тетради записывается тема урока: «Устаревшие слова».

После работы с толковым словарем становится возможным толкование значения фразеологизмов:

От горшка два вершка – неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.

Семь пядей во лбу – об очень умном человеке.

Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму или жизненному опыту.

Косая сажень в плечах – о человеке богатырского телосложения, сильном и могучем.

Семь футов под килем – пожелание морякам, чтобы корабль не сел на мель.

4. Лексическая разминка. Игра “Угадай слово”.

Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “Лексика”.

  1. Небольшое животное с шипами на теле. (ёж)
  2. Орган дыхания водных животных (рыб, раков). (жабры)
  3. Орган защиты и нападения у пчёл, ос, скорпионов, а также обиходное название раздвоенного длинного языка у ядовитых змей. (жало)
  4. Плод дуба. (жёлудь)
  5. Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
  6. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь).
  7. Аркан у американских охотников. (лассо)

5. Изучение нового материала.

Стадия знакомства с новым материалом.

1) Слово учителя.

Этимология (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

Предлагаем ученикам привести примеры слов, включающие часть “логос” (логия) (Биология, лексикология, геология и т.д.)

2) Этимологическая страничка. Обращение к происхождению слова чувство.

Чув – «способность чувствовать» (старослав.)

Предлагаем учащимся подобрать однокоренные слова, произошедшие от этого древнего корня: чувствовать, предчувствовать, чувствительный, чувствительность, чувствительно, сочувствовать, сочувствие, предчувствие, почувствовать.

Вопрос: как по-другому называют чувства? (Эмоции)

3) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём...

Работа в парах. Учащимся выдаются для ознакомления и работы на уроке толковые словари. Каждая команда ищет в словаре толкование своей пары слов:

Аршин, душегрейка

Белояровый, лучина

Зипун, длань

Брадобрей, забрало

Жалейка, вершок

Булатный, пищаль

Горница, верста

Стадия осмысления содержания и систематизации материала.

1) Знакомство с теоретическими сведениями. Устаревшие слова в рубрике “Теоретические сведения” (стр. 52 учебника)

2) «Театр одного героя». Игру проводит заранее подготовленный ученик.

Задание: необходимо угадать лексическое значение устаревших слов: уста, око, чело, ланиты, длань, десница, шуйца. Ученик, проводящий игру, показывает руками загаданные части лица и тела человека.

4) Рубрика «Это интересно!».

Обращаясь к упр. 707, поясняем, что иногда устаревшие слова обозначают такие предметы, которые перестали существовать, ушли в историю.

Слово учителя.

Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень); старинной одежды и обуви (армяк, кафтан, камзол); названия учреждений и должностных лиц (вече, управа, воевода, исправник); лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик); старых учебных заведений и учащихся (бурса, институтка, курсистка); других бытовых понятий (корчма, лабаз, алтын, целковый)

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: агнец (ягненок), ведать (знать), внимать (слушать), врата (ворота), глас (голос), длань (ладонь), днесь (сегодня), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть), кормчий (рулевой).

Работа в справочных тетрадях. Записываем определения понятий историзмы и архаизмы.

Стадия рефлексии.

Учащимся раздаются карточки с предложениями. Задание: выписать устаревшие слова и по толковому словарику установить их лексическое значение. Кратко записать значения слов, используя синонимы.

  1. Он садился, князь, да на червлёный стул, он писал грамоту повинную.
  2. И наехали в чистом поле на оратая.
  3. Тут Владимир – князь да стольнокиевский,
    Он по горенке стал похаживать,
    С ясных очушек ронять слёзы горючие.

6. Домашнее задание

Чтение правила на стр. 52. Упр.710.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk._urok_dlya_5_klassa._ustarevshie_slova.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока русского языка в 5 классе

по теме

«Устаревшие слова»

Тема: Устаревшие слова.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

А) Воспитательные:

  • создать условия, обеспечивающие формирование интереса к истории языка;
  • способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности;
  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету;
  • создать условия, обеспечивающие формирование у учеников навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Б) Развивающие:

  • Развивать навыки связной монологической речи;
  • совершенствование умения работать с различными видами словарей (этимологическим, толковым);
  • воспитывать умение самостоятельно пополнять словарный запас;
  • совершенствовать речевую культуру учащихся.
  • способствовать развитию навыка работы в группе.

В) Познавательные:

  • дать понятие об устаревших словах;
  • научить находить устаревшие слова в текстах;
  • формировать умение объяснять лексическое значение устаревших слов;
  • познакомить учащихся с причинами изменения словарного состава языка.

Оборудование: учебник русского языка, словари, карточки с заданиями.

Методы: объяснительно-иллюстративный, игровой, эвристический (создание проблемной ситуации), исследовательский (самостоятельная и групповая работа со словарями).

Ход урока

1.Организационный момент (приветствие, проверка присутствия).

2. Проверка домашнего задания. Опрос.

Какие слова называются общеупотребительными? Как называется группа слов, которые противопоставлены общеупотребительной лексике?

Что такое диалектизмы? А профессионализмы?

Приведите свои примеры диалектизмов и профессионализмов.

3. Разминка. Деловая игра “Юный корректор”.

Заменить в тексте повторяющееся слово толкованием его лексического значения.

  1. Гостями клуба интересных встреч были геологи. Геологи увлеченно говорили о своих поисках, находках и планах.
  2. Летом группа рабочих отправится в круиз. Круиз – один из лучших видов отдыха.

Слова для замены: исследователи земных недр, морское путешествие.

4. Создание проблемной ситуации (побуждение к работе с новой информацией, пробуждение интереса к теме).

Задание 1.

Собрать разрезанные на 2 части старинные русские выражения. Работа в парах.

От горшка…два вершка.

Семь пядей ... во лбу.

Сам с ноготок, а ... борода с локоток.

Косая сажень…  в плечах.

Семь футов… под килем.

Задание 2. Объяснить смысл каждого собранного выражения.

Такое задание у ребят, безусловно, вызовет трудности, так как многие из них не знакомыми со старинными мерами длины. Поэтому проводим математический эксперимент с целью «вызвать на поверхность» имеющиеся знания по теме.

Работа с классом.

Любители математики попытаются предположить, чему будут равны старинные меры длины (с опорой на содержание фразеологизмов), а знатоки русского слова начнут работу с толковым словарем. В ходе эксперимента ребята придут к правильным ответам. Самые внимательные заметят в словариках возле искомых слов специальные пометы (устар.). Так постепенно ребята сами определят тему предстоящего урока. В тетради записывается тема урока: «Устаревшие слова».

После работы с толковым словарем становится возможным толкование значения фразеологизмов:

От горшка два вершка – неодобрительно говорят о человеке, который неразумен, мал, чтобы судить о чём-то.

Семь пядей во лбу – об очень умном человеке.

Сам с ноготок, а борода с локоток - о человеке незавидной внешности, но пользующемся авторитетом благодаря своему уму или жизненному опыту.

Косая сажень в плечах – о человеке богатырского телосложения, сильном и могучем.

Семь футов под килем – пожелание морякам, чтобы корабль не сел на мель.

4. Лексическая разминка. Игра “Угадай слово”. 

Разминку проводит ученик, заранее самостоятельно подготовивший материал по теме “Лексика”.

  1. Небольшое животное с шипами на теле. (ёж)
  2. Орган дыхания водных животных (рыб, раков). (жабры)
  3. Орган защиты и нападения у пчёл, ос, скорпионов, а также обиходное название раздвоенного длинного языка у ядовитых змей. (жало)
  4. Плод дуба. (жёлудь)
  5. Красная строка, отступ в начале строки (абзац).
  6. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги (богатырь).
  7. Аркан у американских охотников. (лассо)

5. Изучение нового материала.

Стадия знакомства с новым материалом.

1) Слово учителя.

Этимология (от греческого “истина” + “понятие, учение”) – раздел языкознания, изучающий происхождение и историю слов.

Предлагаем ученикам привести примеры слов, включающие часть “логос” (логия) (Биология, лексикология, геология и т.д.)

2) Этимологическая страничка. Обращение к происхождению слова чувство.

Чув – «способность чувствовать» (старослав.)

Предлагаем учащимся подобрать однокоренные слова, произошедшие от этого древнего корня: чувствовать, предчувствовать, чувствительный, чувствительность, чувствительно, сочувствовать, сочувствие, предчувствие, почувствовать.

Вопрос: как по-другому называют чувства? (Эмоции)

3) Толковая страничка. Что я узнал, работая со словарём...

Работа в парах. Учащимся выдаются для ознакомления и работы на уроке толковые словари. Каждая команда ищет в словаре толкование своей пары слов:

Аршин, душегрейка

Белояровый, лучина

Зипун, длань

Брадобрей, забрало

Жалейка, вершок

Булатный, пищаль

Горница, верста

Стадия осмысления содержания и систематизации материала.

1) Знакомство с теоретическими сведениями. Устаревшие слова в рубрике “Теоретические сведения” (стр. 52 учебника)

2) «Театр одного героя». Игру проводит заранее подготовленный ученик.

Задание: необходимо угадать лексическое значение устаревших слов: уста, око, чело, ланиты, длань, десница, шуйца. Ученик, проводящий игру, показывает руками загаданные части лица и тела человека.

4) Рубрика «Это интересно!».

Обращаясь к упр. 707, поясняем, что иногда устаревшие слова обозначают такие предметы, которые перестали существовать, ушли в историю.

Слово учителя.

Устаревшие слова делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь. Сюда относятся названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень); старинной одежды и обуви (армяк, кафтан, камзол); названия учреждений и должностных лиц (вече, управа, воевода, исправник); лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик); старых учебных заведений и учащихся (бурса, институтка, курсистка); других бытовых понятий (корчма, лабаз, алтын, целковый)

Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке: агнец (ягненок), ведать (знать), внимать (слушать), врата (ворота), глас (голос), длань (ладонь), днесь (сегодня), дщерь (дочь), зело (очень), зреть (смотреть), кормчий (рулевой).

Работа в справочных тетрадях. Записываем определения понятий историзмы и архаизмы.

Стадия рефлексии.

Учащимся раздаются карточки с предложениями. Задание: выписать устаревшие слова и по толковому словарику установить их лексическое значение. Кратко записать значения слов, используя синонимы.

  1. Он садился, князь, да на червлёный стул, он писал грамоту повинную.
  2. И наехали в чистом поле на оратая.
  3. Тут Владимир – князь да стольнокиевский,
    Он по горенке стал похаживать,
    С ясных очушек ронять слёзы горючие.

6. Домашнее задание

Чтение правила на стр. 52. Упр.710.