Урок русского языка в 8 классе "Характеристика человека"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Березина Галина Валентиновна

Урок развития речи. На уроке ставлю следующие цели: 

 Образовательные

систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения;  учить видеть, наблюдать,  учить их умению отделять существенное от несущественного.

подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

2. Развивающие:

развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

3.Воспитательные: повышать   речевую культуру школьников, воспитать  в них чувства уважения, толерантности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kharakteristika_cheloveka.docx20.53 КБ
Файл kharakteristika_cheloveka.pptx583.53 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку.

8 класс

Тема: Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.

Цели урока:

1. Образовательные

систематизировать приобретенные учащимися знания главных и второстепенных членах предложения;  учить видеть, наблюдать,  учить их умению отделять существенное от несущественного.

подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

2. Развивающие:

развивать в детях наблюдательность и внимание, способствовать обогащению речи учащихся портретной лексикой, учить выборке “портретной лексики”;

3.Воспитательные: повышать   речевую культуру школьников, воспитать  в них чувства уважения, толерантности.

Оборудование: фотографии, портреты людей; героев из литературных произведений, компьютерная презентация .

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на  нашем уроке  присутствуют  гости. Давайте пожелаем и гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас! Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

А сейчас открыли тетради  записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво. Спину держим прямо.        

Слайд 1

2. Вступительное слово учителя.

- И запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»

Слайд 2                                          

(Рена́та Мура́товна Литви́нова (12 января 1967, Москва) — российская актриса, режиссёр, сценарист и телеведущая. Заслуженная артистка РФ (2003), лауреат Государственной премии России (2001). )

На сегодняшнем уроке предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть  портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать  выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.

2.Упражнение в учебнике 164 :

  А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

  Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

  В) Спишите, ,подчеркните второстепенные члены.

   Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

3. Работа над основной частью урока:

Не случайно существует изречение “Внешность обманчива”. Зачастую люди только по внешнему виду и потому ошибочно судят о характере человека, о характере своих сверстников (толстый, неповоротливый – значит, по их мнению, ленивый, трус; сильный физически – значит, смелый, хороший товарищ и др.) Правильно ли это? Давайте убедимся в этом.

Слайд 3,4

  Перед вами портрет: посмотрите внимательно на мальчика.Поделитесь со своим впечатлением.

-  Какой этот мальчик?

 Слайд 5

(Обычно дети говорят, что он смешной или веселый (жизнерадостный).

 -Здесь, ребята , , т.е. такой, который часто смеется и его легко рассмешить.

- Какое же определение характера Генки более удачно: смешливый, веселый или жизнерадостный?

-  Из чего видно, что он смешливый?

 (Запишите  в тетради словосочетания смешной – это наше (зрителей) впечатление; если же мы говорим о характере, то это смешливый: смешной вид- смешливый характер)

Слайд 6

-В момент съемки он смеется, но можем ли мы обоснованно предполагать, что он вообще часто смеется?

-«Веселый» же – это более узкое понятие,  чем «жизнерадостный»: жизнерадостный – значит и веселый, и бодрый, и энергичный. Какое слово более подходящее, по-вашему?..

-Запишем также : веселый ,жизнерадостный, бодрый, энергичный

- Вообще по портрету легче догадаться о состоянии Генки в момент съемки или о его характере?..

 -В тот момент ему, конечно, было весело.

-Что заставляет нас так думать? Существенные детали: веселая улыбка, ямочки на щечках, зажмуренные глаза.(в двух столбиках напишем портретную лексику: Существенные ,несущественные)

Слайд 7

существенные

несущественные

Зажмурить глаза он мог потому, что солнце слепит; а может быть, он татарин или казах и у него глаза узкие?

- Посмотрим внимательно: почему он зажмурился?

-Опишите мальчика (письменно )

(У него светлые, возможно, рыжие (совсем не «татарские») волосы, все лицо в веснушках, тип лица вполне славянский; яркого солнца, видимо, не было, так как на лице мальчика нет резких теней – значит, мы правы: это он так смеется.)

 -А разве все люди так смеются?.. А какие люди смеются так?.. Ведь глаза зажмуривают от удовольствия, правда?

 Значит, Генка очень любит посмеяться, это для него удовольствие: выходит, мы были правы, когда решили, что он веселый.

Мы пока назвали три существенные детали, связанные с характером; а еще есть хоть одна такая деталь?.. (Есть: спутанные волосы – он, видимо, не любит расчесывать свои волосы.)

 А теперь скажите: что – какие детали – создает у нас впечатление, что Генка смешной? (Оттопыренные уши, веснушки, недостаток переднего зуба.)

- А еще какие несущественные детали вы можете назвать? (Светлые волосы, короткая стрижка, клетчатая рубашка, большие уши, прямой нос.)

 -Итак, мы догадались, что Генка – веселый человек, потому что он не просто смеется, но и зажмурился от удовольствия, – а так делают те, кто очень любит посмеяться; а еще мы догадались, что он не слишком внимателен к своей внешности, потому что у него волосы не расчесаны.

4.Физминутка !!!!!!!!!!

А теперь все  смотрим на следующий портрет

5. Портрет «Старого доктора» (Януша Корчака).

Слайд 8

- Опишите Януша Корчака. Обратите внимание на взгляд, выражение глаз Януша Корчака? ( взгляд Старого доктора устремлен на зрителя, но если приглядеться повнимательней, то видно, что это не так: это тоже взгляд «в никуда». Но Корчак не мечтает, он думает, и, видимо, о чем-то тяжелом, невеселом) 

- Как вы думаете, лицо  у него какое, какое состояние выражает оно? (Состояние Старого доктора: задумчивое, тревожное, озабоченное.)

-Какие существенные детали говорят об этом?( нахмуренные брови, складки на лбу – видимо, мысли его действительно не самые веселые. О том же, какой он человек, позволяют догадаться: мешки под глазами ,видимо, он мало спит, устает; очень простая одежда, что-то вроде полотняной рубахи; резкие морщины. Это человек, проживший тяжелую жизнь, полную забот.

А какие  несущественные детали?( густые брови, небольшие уши, голый череп, прямой нос )

Продолжим работу над заполнением таблицы понятий «существенное-несущественное»

-Лицо Старого доктора очень худое, щеки впалые – что это: следствие изнурения или такая комплекция? Вы найдете ответ на этот вопрос после выступления вашей одноклассницы.

- Сейчас  Володя Шамкин (ученик)  вкратце расскажет  вам о Януше Корчаке.

Вот каким замечательным был человек Януш Корчак. Значит, ребята  не одежда красит человека, а его внутренний мир, духовная красота. Неважно: высокого он роста, красавец, милашка или наоборот, низкого роста, полного или худощавого телосложения, может быт лицо у него не такое уж привлекательное…Это совершенно неважно.

-А Что важно ?

-Как вы думаете?

-Что мы должны ценить в людях: внешний вид или внутренний мир?

Это было лирическое отступление.

А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуея.

Слайд 9

Опишите его. Постарайтесь увидеть  его внутренний мир.

(Дети могут сказать: что у писателя  смелый взгляд. Дети работают самостоятельно; учитель критикует и направляет.

 Наиболее точная характеристика: умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым. Грубый вязаный свитер, видимо, говорит о том, что он человек неизнеженный.

 Несущественные детали: темные глаза, густые волосы аккуратно подстрижены, морщины на лбу, густые брови и пр. Нужно им объяснить, что смелым в буквальном смысле слова может быть человек или поступок, но смелый взгляд – это идиома, слово смелый здесь употреблено в переносном значении: взгляд не совершает подвигов, не заступается за слабого и пр. Это наше субъективное впечатление, что взгляд Хемингуэя смелый, – нам так кажется, но доказать это нельзя. Это гипотетическое знание.

Слайд 10

 А вот то, что Хемингуэй смотрит прямо на нас, – это действительно так: это мы знаем точно.)

Вам помогут словарные слова :  Слайд 11

 Чтение и  оценивание работ.

6.Подведение итогов урока : Итак, ребята, мы сегодня на уроке активно поработали. Будьте  прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть  у вас хорошего – развивайте. Живите так,  чтобы вам не бросали в лицо:

 «Родилась пригожа, да по нраву негожа»

Слайд 12

Оценки:

7 Домашнее задание : Напишите сочинение миниатютру

 «Моя мама»

Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Описание состояния человека"

Классичсекий урок-объяснение нового материала по теме:"Описание состояния человека". Урок интеремен дидактическим материалом - пожтическим текстом, вокруг которого и строится проблемная ситуация по по...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Разработка урока русского языка для учащихся 6 класса Тема урока: «Истолкование и восприятие публицистического и художественного текстов на тему: «Человек и звёзды»

Разработка урока  по формированию  грамотного чтения  литературного текста,  развивающего умения   формулировать  тему текста и   основную мысль,  пон...

Презентация к уроку русского языка Описание внешности человека 7 класс

Подготовка к сочинению "Описание внешности человека"....

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка "Визитная карточка человека"

laquo;Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры ...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...