Урок-обобщение по теме «Предлог как часть речи»
методическая разработка по русскому языку на тему

Преснякова Тамара Владимировна
  1. Систематизация знаний о предлоге.
  2. Формирование навыков правильного написания производных предлогов.

3.  Указать на многозначность предлога, способность его в разных словосочетаниях выра­жать разные отношения.

  1. Воспитание орфографической зоркости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_-_obobshchenie_po_teme_predlog.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-обобщение по теме «Предлог как часть речи»

Автор : учитель русского языка и литературы

МБОУ Долматовская ООШ №16

                                                                                           Преснякова Тамара Владимировна

Цели:

  1. Систематизация знаний о предлоге.
  2. Формирование навыков правильного написания производных предлогов.

3.  Указать на многозначность предлога, способность его в разных словосочетаниях выражать разные отношения.

  1. Воспитание орфографической зоркости.

Задачи:

  1. Формирование навыков правильного написания производных предлогов.
  2. Выработка умений правильного, точного и разнообразного использования предлогов в речи учащихся.
  3. Отрабатывать умение употреблять предлоги с разными частями речи.

Наглядность: таблицы, карточки.

      I Оргмомент. Психологический настрой учащихся на урок. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью, к правде, к доброте.

Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней,— Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

(В. Б о к о в.)

      II Круглый стол. Устная работа.

          На гранях юлы вопросы. Учащиеся получают вопрос, готовятся к нему, отвечают. (Дополняют, оценивают).

          Вопросы:

-дать определение предлогу как части речи;

-рассказать об отличии производных предлогов от самостоятельных частей речи, из которых они происходят;

-рассказать о простых и составных предлогах. Привести примеры употребления предлогов;

-производные и непроизводные предлоги;

-написание предлогов

      III Тренировочные упражнения

1.Определите каждое выделенное слово как часть речи.

            Откуда черпать знания? Из книг. Читать нужно как можно больше, собирая книги по тем вопросам, которые вас особенно интересуют. Увлекательную книгу старайтесь передать тем, кто её ёще не читал.

Расскажите о ней так, чтобы у ваших собеседников дух захватило от интереса.

            Вывод: не каждое коротенькое слово является предлогом.

            Предлог очень интересная часть речи. Не обозначая ни предмета, ни действия, он тесно связан и с предметом и с действием.

        2.Запись предложений: 1) Лесу кланяйся почаще, чтоб грибы к тебе пришли. (А. Барто.) 2) Наш приемник в пять часов принял сотню голосов. (С. Михалков.)

— К чему относятся предлоги в данных предложениях? Для чего они служат? Что они выражают?

Делается вывод о том, что предлог выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов в словосочетании и предложении.

         3.Записать под диктовку. Определить, в каких словосочетаниях зависимое слово связано с главным только с помощью окончания, какие — с помощью окончания и предлога. Выделить приставки; предлоги заключить в прямоугольники.

Сбросить с крыши, отъехать от берега, оторваться от противника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу.

          4.Определить роль предлогов.

Показаться из-за горизонта (пространственное значение); опоздали из-за аварии (значение причины); расположиться в лесу (пространственное   значение);   сделать   в   течение   недели   (временное   значение).

          5.Записать, предлоги с пространственным значением взять в прямоугольник.

1) Я с ней недавно во дворе случайно рядом сел, и вот ищу я в словаре слова на букву «Л». (А. Барто.) 2) К нам из-за границы как-то прибыл гость один. (С. Михалков.) 3) Люди вышли на крылечко, люди смотрят из окна. Я схватился за уздечку, ноги сунул в стремена. (С. Михалков.) 4) Облака в любые страны через горы, океаны могут запросто летать. (С. Михалков.)

           6. Синтаксическая пятиминутка (устная).

Учащиеся дают характеристику предложения Вскоре начинает чувствоваться близость жилья, и внезапно перед нами вырастают аккуратные белые домики, окруженные со всех сторон цветниками. Составляют его схему.

7. Заменить непроизводпые предлоги производными.

    Стоять у стола (около стола), прийти за (вместо) другого, из-за (вследствие) болезни, ходить у (возле) дома, отказаться из-за (вследствие) нездоровья.

Обращаем внимание школьников на то, что предлог обязательно включается в падежный вопрос, а также на способ разграничения предлогов и соответствующих знаменательных слов.

 8.Записать предложение, определив предлоги и омонимичные им части речи.

1) Я знаю этот лес вдоль и поперек. 2) Тропинка шла вдоль обрыва, извиваясь в тени деревьев. 3) Поперек речонки лежало небольшое бревно. 4) Вблизи виднелся лес. 5) Вблизи села протекала речка. 6.) Петя надеялся на встречу с товарищами. 7) Товарищи шли навстречу друг другу.

Правило-помощник: производный предлог чаще всего может быть заменен непроизводным или другим производным предлогом: Поперек речонки лежало бревно.— Через речонку лежало бревно.

          IV. Подведение итогов урока. Запись домашнего задания с комментарием.

           V. Рефлексия.