Урок русского языка в 7 классе на тему: "Предлог как часть речи".
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Урок получения новых знаний с последующим практическим закреплением изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_7_klass_2.docx17 КБ
Файл rya_7_klass_2.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Предлог как часть речи».

Цели: показать как служебную часть речи,  отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении; формировать умение различать  предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении; повторить написание предлогов, глаголов на -тся и –ться, написание падежных окончаний существительных; воспитывать любовь к родному языку; развивать речь, логику, мышление.

Оборудование: тетради, учебники, таблицы, карточки, записи на доске.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного.

1.Списать и вставить пропущенные буквы.

1) Со…нце опуска…т(ь)ся к г…ризонту и д…лек ор…злива…т(Ь)ся его к…сые лучи. 2) Над у…кой реч(Ь)кой ра(с,сс)т…ла…т(Ь)ся син…й туман. 3) В такую ра(н,нн)юю пору (с,з)десь (ни) (с) кем (НЕ) встрет..ш(Ь)ся. 4) Гр…мады туч(ь) уже (не) бор…т(ь)ся, (не)ссор…т(ь)ся а унос…т(ь)ся вдаль.5) Куда ни взглян…шь, стел…т9ь)ся над з…млей ле…кий пар. 6) Человек (не) пряч…т(ь)ся от (не)погоды а бе(с,сс)трашно борса…т(ь)ся навстречу опас(Т)ности. 7) Какие-то шаги слыш…ся.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Успехи в производств…, техник…, экономик..; сдача продукци…; изменения в планировании.., в развитии… хирурги…; и(с,сс)ледования в област…физик…, биологи…, астрономии…; с пристан…,; по сколь(з,с)кой лес(т)ниц…; в чередовании…; на обочин… дорог…; покрыт(ь)ся румянц…м.

3.Синтаксическая минутка. Разбор предложения.

Перепадали частые дожди, и на березах появилась первая желтизна.

III. Объяснение нового материала.

 - С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения?

- С помощью каких слов слова могут объединяться в словосочетания?

 - Обозначают ли союзы и предлоги предметы, признаки, действия?

- Можно ли к ним поставить вопросы как к членам предложения?

- Изменяются ли они?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Попробуйте сформулировать правило о том, что такое предлог?

- К чему чаще всего относится предлог?

IV. Объявление темы и целей урока.

- Запишем тему урока.

Слово учителя.

             Предлог как название части речи встречается в словаре Измаила Ивановича Срезневского, русского филолога-слависта, который         создавался в 1893-1912 годах.

             По происхождению это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: калька – это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода соответствующей иноязычной языковой единицы (от французского слова – «копия»).

              В переводе с греческого языка предлог prosthesis обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает четвертое место после имени существительного, глагола, местоимения.

              Девять предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) входят в состав 30 самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке.

                Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке?

                Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

- Какими могут быть отношения между предлогами?

- временные

- причинные

- пространственные

- целевые

- образа действия.

Чтение правила в учебнике на странице 134.

V. Закрепление изученного.

1)Выделить приставки, предлоги заключить в прямоугольники. Запись под диктовку.

Сбросить с крыши, бесшумный, отъехать от берега, оторваться от противника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу, постучали по елке, до свидания.

2) Распределите словосочетания по значению предлогов.

Ждать до вечера, (не) поехать вследствие непогоды, сидеть возле костра, лекарство для больного, писать без ошибок, остановиться для ночлега, уехали за город, идти впереди колонны, сделать без помощи взрослых, находиться там с самого утра, объявить после выступления, (не) выехать ввиду непогоды, находился между домами.

Временные:

Причинные:

Пространст-венные:

Целевые:

Образа дейст-вия

3) Составьте словосочетания, используя подходящие по смылу предлоги.

Контролировать (работа), контроль (работа), рассказать (сказка), рассказывать (события), уплатить (проезд), оплатить (проезд), указать (ошибка), писать (происшествие), описать (происшествие).

4) Прибавьте, где необходимо, к предлогу о.

Мы говорили об… всем, что нас занимало. Перед… смной разв…вались знамена. С… двора слыш…тся голос матери. Я на…кусила яблоко, и в … рту стало кисло. Над… старым сараем находился скв…речник.

5) Допишите окончания, определите падеж существительных.

Благодаря доброму отношении…, согласно инструкции…, по окончании… телепередачи, вопреки предсказании…, по прибытии… в деревню, наперекор стихи…, подобно внезапному взрыв….

VI.  Домашнее задание.

Параграф 48, упр. 287.

VII. Подведение итогов.

- О чем мы говорили на уроке?

- Что нового узнали о предлоге?

- Почему его относят к служебным частям речи?

- Каковы признаки служебных частей речи?

Объявление оценок. Урок окончен.



Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 7 классе.

Тема: «Предлог как часть речи».

Цели: показать как служебную часть речи,  отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении; формировать умение различать  предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и предложении; повторить написание предлогов, глаголов на -тся и –ться, написание падежных окончаний существительных; воспитывать любовь к родному языку; развивать речь, логику, мышление.

Оборудование: тетради, учебники, таблицы, карточки, записи на доске.

Ход урока

I.Организационный момент.

Приветствие и проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного.

1.Списать и вставить пропущенные буквы.

1) Со…нце опуска…т(ь)ся к г…ризонту и д…лек ор…злива…т(Ь)ся его к…сые лучи. 2) Над у…кой реч(Ь)кой ра(с,сс)т…ла…т(Ь)ся син…й туман. 3) В такую ра(н,нн)юю пору (с,з)десь (ни) (с) кем (НЕ) встрет..ш(Ь)ся. 4) Гр…мады туч(ь) уже (не) бор…т(ь)ся, (не)ссор…т(ь)ся а унос…т(ь)ся вдаль.5) Куда ни взглян…шь, стел…т9ь)ся над з…млей ле…кий пар. 6) Человек (не) пряч…т(ь)ся от (не)погоды а бе(с,сс)трашно борса…т(ь)ся навстречу опас(Т)ности. 7) Какие-то шаги слыш…ся.

2.Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Успехи в производств…, техник…, экономик..; сдача продукци…; изменения в планировании.., в развитии… хирурги…; и(с,сс)ледования в област…физик…, биологи…, астрономии…; с пристан…,; по сколь(з,с)кой лес(т)ниц…; в чередовании…; на обочин… дорог…; покрыт(ь)ся румянц…м.

3.Синтаксическая минутка. Разбор предложения.

Перепадали частые дожди, и на березах появилась первая желтизна.

III. Объяснение нового материала.

 - С помощью каких слов могут присоединяться части сложного предложения?

- С помощью каких слов слова могут объединяться в словосочетания?

 - Обозначают ли союзы и предлоги предметы, признаки, действия?

- Можно ли к ним поставить вопросы как к членам предложения?

- Изменяются ли они?

- Какой вывод мы можем сделать?

- Попробуйте сформулировать правило о том, что такое предлог?

- К чему чаще всего относится предлог?

IV. Объявление темы и целей урока.

- Запишем тему урока.

Слово учителя.

             Предлог как название части речи встречается в словаре Измаила Ивановича Срезневского, русского филолога-слависта, который         создавался в 1893-1912 годах.

             По происхождению это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: калька – это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода соответствующей иноязычной языковой единицы (от французского слова – «копия»).

              В переводе с греческого языка предлог prosthesis обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает четвертое место после имени существительного, глагола, местоимения.

              Девять предлогов (в, на, с, к, по, за, у, из, о) входят в состав 30 самых употребительных слов русского языка. А предлог «в» занимает первое место в частотном списке.

                Какова роль предлогов? Чем объясняется столь частое их использование в языке?

                Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».

- Какими могут быть отношения между предлогами?

- временные

- причинные

- пространственные

- целевые

- образа действия.

Чтение правила в учебнике на странице 134.

V. Закрепление изученного.

1)Выделить приставки, предлоги заключить в прямоугольники. Запись под диктовку.

Сбросить с крыши, бесшумный, отъехать от берега, оторваться от противника, оттолкнуться от берега, добраться до деревни, отправиться в семь часов, взять с собой, увидеть леса, долететь самолетом, дочитать книгу, постучали по елке, до свидания.

2) Распределите словосочетания по значению предлогов.

Ждать до вечера, (не) поехать вследствие непогоды, сидеть возле костра, лекарство для больного, писать без ошибок, остановиться для ночлега, уехали за город, идти впереди колонны, сделать без помощи взрослых, находиться там с самого утра, объявить после выступления, (не) выехать ввиду непогоды, находился между домами.

Временные:

Причинные:

Пространст-венные:

Целевые:

Образа дейст-вия

3) Составьте словосочетания, используя подходящие по смылу предлоги.

Контролировать (работа), контроль (работа), рассказать (сказка), рассказывать (события), уплатить (проезд), оплатить (проезд), указать (ошибка), писать (происшествие), описать (происшествие).

4) Прибавьте, где необходимо, к предлогу о.

Мы говорили об… всем, что нас занимало. Перед… смной разв…вались знамена. С… двора слыш…тся голос матери. Я на…кусила яблоко, и в … рту стало кисло. Над… старым сараем находился скв…речник.

5) Допишите окончания, определите падеж существительных.

Благодаря доброму отношении…, согласно инструкции…, по окончании… телепередачи, вопреки предсказании…, по прибытии… в деревню, наперекор стихи…, подобно внезапному взрыв….

VI.  Домашнее задание.

Параграф 48, упр. 287.

VII. Подведение итогов.

- О чем мы говорили на уроке?

- Что нового узнали о предлоге?

- Почему его относят к служебным частям речи?

- Каковы признаки служебных частей речи?

Объявление оценок. Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Урок русского языка по теме "Правописание НЕ с разными частями речи".

Урок русского языка в 10 классе по теме "Правописание НЕ с разными частями речи" позволяет повторить,  закрепить, углубить и систематизировать знания учащихся по теме. Совершенствуются навыки пра...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Урок русского языка на основе технологии модерации "Глагол как часть речи"

Данный урок разработан в рамках практико-ориентированной конференции "Современная школа: новые образовательные технологии и электронные учебники. Весенняя сессия"  на весенней ...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

презентация к уроку русского языка по теме: "Правописание НЕ с разными частями речи"

Данный материал сожержит все орфорграфические правила о написании НЕ с разными частями речи, изученными за куср основной школы, а также сверх программы....