Урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Урок разработан по технологии проблемного обучения, в технололгической  карте урока показана деятельность обучающихся на уроке, формируемые УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_predlog_kak_chast_rechi_7_klass.docx30.41 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе

Тема урока: Предлог как часть речи.

Тип урока: Открытие нового знания.

Методы: частично-поисковый, исследовательский.

Формы работы: групповая, парная,  индивидуальная.

Цель урока: создание оптимальных условий для открытия нового знания по теме «Предлог как часть речи»

Задачи урока для учителя

  1. Обучить приемам нахождения предлога, его функции в речи.
  2. Формировать знания, умения, навыки правильного употребления и написания предлогов.
  3. Применять полученные знания при выполнении упражнений.

Задачи урока для учащихся

  1. Открыть новые знания через формулировку учебной проблемы и поиск ее решения.
  2. Рассмотреть функции предлога и вывести соответствующие алгоритмы.
  3. Применять полученные знания при выполнении упражнений.
  4. Создать условия для развития самостоятельности, взаимоподдержки.

Ожидаемые результаты

Предметные: применение предлогов в речи и их правописание.

Коммуникативные: формирование умения работать в группах.

Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

Личностные: мобильность, самостоятельность.

Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности.

Оборудование: проектор, компьютер, экран,  презентация, доска, карточки для индивидуальной и парной работы, учебник.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент

Приветствие  учащихся.

Предлагает учащимся записать дату и тему с пропуском слова «… как часть речи».

Выполняют задание

Регулятивное: функция затруднения.

2.Актуализация изученного.

Фронтальное обсуждение

Слово учителя. Мы с вами знаем, что каждое слово в русском языке относится к определенной части речи.

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. В каком разделе науки о языке изучается слово как часть речи?
  2. На какие две группы делятся части речи?
  3. По каким признакам мы узнаем часть речи?
  4. В чем особенности самостоятельных частей речи?
  5. Что вы знаете о служебных частях речи?

Учащиеся:

  • слушают учителя;
  • отвечают на вопросы;
  • заполняют таблицу

Предлоги

Самостоятельные

Ничего не обозначает

Обозначают предмет, признак, действие …

Не отвечает на вопрос, а лишь входит в состав

Отвечают на вопросы

Не является членом предложения

Являются членами предложения

Познавательные:

  • осознанное построение речевого высказывания;
  • привлечение нужной информации.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений.

3.Создание проблемной ситуации

Фронтальное выполнение задания и обсуждение

Предлагается определить части речи в предложении:  Благодаря заботе своей хозяйки Тимофей не остался голодным.

Снег шел непрерывно в течение всего пути.

- Почему не удалось выполнить задание?

-Что не смогли сделать?

- Кто выполнил задание, вы уверены, что выполнили правильно?

- Почему у вас возникли затруднения?

-По каким признакам вы определяли части речи?

-Что вам надо знать, чтобы преодолеть затруднение?  (В чем особенность части речи)

- Мы можем задать вопрос к этому слову?

- К какой части речи вы отнесли данное слово?

- Каким членом предложения является?

- Соответствует ли это слово тем признакам самостоятельных частей речи, которые вы занесли в таблицу?

- Какую проблему нам с вами надо решить? (Какая эта часть речи?)

Какие предлоги вы знаете?

Запись темы урока

1. Учащиеся работают с предложением.

2.Осознают противоречие.

3. Отвечают на вопросы учителя.

4. Выявляют проблему, которую надо решить.

5. Выдвигают гипотезы.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивное:

  • обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

4.Постановка учебной задачи

Фронтальное обсуждение

Учитель вместе с учащимися формулирует цели  и задачи урока.

-Какими могут быть задачи нашего урока?

  • Узнать, что такое предлог, его морфологические признаки.
  • Научиться находить предлоги в речи.
  • Уметь пользоваться предлогами в речи.

Учащиеся вместе с учителем формулируют цели урока

Регулятивные:

  • определять цель:
  • ставить задачи;
  • планировать деятельность вместе с учителем.

Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Учащиеся выполняют разминку.

Личностные:

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

5.Открытие нового знания

Работа в группах

Организуется поисковая работа.

Просматривается правильность выполнения и дается рекомендация.

Организуется самостоятельная работа с текстами.

Задания:

  1. Группы предлогов по происхождению (производные, непроизводные)
  2. Группы предлогов по составу (простые, составные)
  3. С какими падежами употребляются?
  4. С какими частями речи употребляются?
  5. Наиболее употребительные предлоги.

Учащиеся выполняют предложенные задания: находят в текстах предлоги, характеризуют их. Выводы оформляют в виде таблиц, кластеров, читают  материал учебника, с результатами исследований выступают.

Познавательные:

  • анализ объектов с целью выявления признаков, подведение под понятие;
  • извлечение нужной информации из текста;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • планирование работы;
  • оценивание результата на основе мнения группы.
  • Коррекция результатов своей деятельности.

Коммуникативные:

  • осуществление совместной деятельности в рабочей группе с учетом учебно-познавательной  задачи
  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге.

6.Первичное закрепление

Работа в парах

Слово учителя: по происхождению (т.е. этимология слова) это калька с греческого языка. Что такое калька? Запомните: «калька» - это образование нового слова или нового значения слова путем буквального перевода с французского – «Копия». В переводе с греческого языка предлог обозначает «перед словом». Предлогов не так много: около 200 слов. Но по частоте употребления предлог занимает 4-е место после имени существительного, глагола, местоимения. Чем объясняется столь частое их использование в языке? Очень точно определил значение предлогов лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений»

Наблюдение за  «отношениями». Работа с дидактическим материалом «Значение предлогов».

Контроль  выполнением  задания.

-Один и тот же предлог может относиться к разным разрядам. Почему? (многозначные)

Выполняют задание с использованием дидактического материала. Проверка  и обсуждение.

Познавательные:

  • классифицируют по заданным основаниям;
  • сравнивают  объекты по заданным критериям.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет  разных мнений.

7.Самостоятельная  работа с проверкой

Индивидуальная работа

Организует работу с деформированным текстом. Вставить в предложения нужные слова.

-Можно ли  назвать эту запись текстом? Почему?

Люди, никогда  не  бывавшие ... Заполярье, обычно преувеличивают “ужасы” полярной природы. Они считают, что ... целого года ни ... минуту  не  ослабевает мороз. ...  непрерывной пурги нельзя выбраться ... улицу. Но это представление  ошибочно.    ... холод, Север прекрасен.    ... яркого солнца алмазный свет звезд отражается ... каждом кристаллике снега. ... путнику несутся северные сияния – сполохи. ... тьме серебряный свет луны заливает необозримые просторы.

Слова для справок: в, в течение, на, из-за, на, несмотря на, вместо, в, навстречу, наперекор.

-Получился текст? Докажите. (Тема «Север», основная мысль – «неописуемо прекрасен Север»)

- Благодаря какой части речи мы смогли восстановить текст?

Какой вывод можем сделать?

Индивидуальная работа.

Правильно употребляют предлоги  с нужным падежом.

 Проверка: слушают ответы одноклассников, высказывают свое мнение, корректируют результаты своей деятельности.

Оценка своей деятельности.

Познавательные:

  • представление информации;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивные:

  • планирование работы;
  • оценивание результата на основе мнения группы.
  • коррекция результатов своей деятельности.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • аргументация своего мнения;
  • учет разных мнений;
  • участие в диалоге

8.Включение новых знаний в систему

Организует работу по уточнению и конкретизации знаний, открытых на уроке.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-  Попробуем дать определение предлогу как части речи (сопоставить определение с материалом учебника)

- В чем его отличие от самостоятельных частей речи (заполнение второй части таблицы)

- По составленному нами кластеру  назовите морфологические признаки предлога.

Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

Выполнили мы эту цель?

Формулируют конечный результат свое деятельности на уроке

Отличают предлоги от самостоятельных частей речи

Познавательные:

  • представлять информацию в сжатом виде;
  • осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делает сообщения, выводы;
  • осознанное построение речевого высказывания.

Регулятивная:

  • оценивание успешности достижения цели.

Коммуникативные:

  • изложение своего мнения;
  • участие в диалоге.

Личностные:

  • адекватное понимание успеха или неуспеха в учебной деятельности

9.Рефлексия.

Самооценка

Удалось получить результат?

Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой? в  чем?)

Справился полностью самостоятельно, с помощью  одноклассников, учителя?

Самооценка деятельности

Регулятивные:

  • Оценка процессов и результатов деятельности.

10. Домашнее задание

Задания на выбор

  1. Продолжить проведение лингвистического эксперимента: подобрать текст и выяснить частоту употребления предлогов в тексте.
  2. Упр. 336 (1,2)
  3. Написать сочинение на лингвистическую тему «Этот знакомый незнакомец – предлог»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное как часть речи" в 6 классе

Урок построен с использованием национально-регионального компонента: посвящен государственной символике Республики Калмыкия....

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Урок русского языка с презентацией по теме: "Служебные части речи" в 7 классе

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Д...

Методическая разработка предназначена для проведения урока русского языка по теме: «Имя существительное как часть речи» 5 класс.

Данный урок рассчитан на 45 минут. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные ...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Урок русского языка, 6 класс, "Имя числительное как часть речи" по ФГОС

Урок разработан в соответствии с ФГОС. Использование краеведческого материала позволяет не только узнать о числительном как о части речи, но знакомит учащихся с уникальным заповедником "Утриш&quo...

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...