Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Семёнова Ольга Алексеевна

Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soez.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Союзы сочинительные и подчинительные  (7 класс).(авторМ. Баранов)

Цели урока:

Учебные.

  1. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, с основными функциями союзов.
  2. Показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.

Развивающие.

  1. Расширение знаний о союзах.
  2. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".

Воспитательные.

  1. Воспитание бережного отношения к матери, интереса к изучению русского языка

Ход урока

  1. Оргмомент 

Начинается урок,
Он пойдёт вам впрок.
Постараемся всё понять -
Будем грамотно писать.  

Запись числа

классная работа

-.2. Фронтальный опрос.

Какие служебные части речи вы знаете?

– Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

- Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

- Какие бывают союзы по составу? (слайды2, 3)

Само слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем транскрипцию и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".

Союз1.

Вывод:

-  Интересно: 4 буквы, но 5 звуков., почему? Да, русский язык – это загадка.

историческая справка:

"Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО-  со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".

Разбор по составу слова "союз"2.

Учитель:

-  Так и рождаются находки.

Скажите, а зачем нам нужны союзы, какова их роль в языке?(ответы)

Послушайте, что сказал М.В. Ломоносов о союзах.      (слайд)

- мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:

"Союзы не что иное, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная).

Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.

3. Новая теме

-  Итак, союзы по составу бывают простые и составные, а по значению-соч, и подчинит.  тема нашего урока?.. Союзы сочинительные и подчинительные"(слайд 1)

-  По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы.

-Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение.

- Что значит сочинение и подчинение в словаре? Обратимся к толковомусловарю (зачитываются)

Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь. Такие предложения называются ССП

Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи. Такие пр-я называются СПП.

 Сравним предложения, записанные на доске:

[Ярко светит солнце], и [тает снег]. [Тает снег], (потому что ярко светит солнце).

- В каком из них простые предложения равноправны, в каком одно подчиняется другому? 1 предложение сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное. Обращается внимание на различие в оформлении схем.

А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (слайд) Читает ученик.

Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его..
И царский пир его прекрасен.

– Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
– Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? 
(Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
– А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? 
(С помощью союза и.)Многосоюзие – литературный прием, который замедляет фразу, придаетпр-ю плавность, благозвучие, усиливает выразительность речи.

– Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

Этот союз самый часто употребляемый в речи.(С.Михалков «А что у вас?»)

Работа по учебнику (стр. 149, теоретические сведения)

4.Закрепление.

Работа с пословицами(карточки). Сам-но. Понаблюдаем за союзами в тексте.

- Что объединяет эти пословицы? Какова их тема?

Вывод: Пословицы и поговорки о маме наполнены чувствами любви, доброты, уважения..  Каждый из нас ценит мать. Так было и тысячу лет назад и сейчас. С именем мама ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь. Мама – самый любимый и дорогой человек на свете.

5. Работа по учебнику.упр. 362(по вариантам)проверка

6.упр. 363

-  А как отличить ССП и СПП?

- Для чего они служат?

- Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

  1. Подведение итогов урока.

Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных.

- Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового?

(-Придаёт фразе  плавность.

 - Делает речь благозвучной.)

- Какая информация была новой для вас?

(Понятие о многосоюзии)

- Оцените свою деятельность на уроке,  закончив одно из предложений (слайд)

Теперь я могу…                 (определять роль союза в предложении)

                                             (легко написать сочинение по картине)

Я бы хотел…                    (написать красивое сочинение по картине)

Было трудно…                 (исправить грамматические ошибки)

Было интересно…           (проводить эксперимент со стихами Пушкина)

                                            (исправлять ошибки в предложениях)

-ОцениваниеОтметку за работу получит каждый. Ведь сегодня был урок-практикум.

-Озвучу я их чуть позже.

   Наш урок подошёл к концу. Но впереди у вас - учебный день.

- Вот что гласит  легенда.
- Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое  понял.
Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь.

Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт.

 И вдруг всё понял.

Горизонт всюду. На каждом шагу.
- Какую мораль содержит эта легенда?

 (Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)

-На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, т.е.  постигайте и узнавайте новое.

Домашнее задание. (Слайд)

Выписать из худпроизведений 6 предложений с сочинительными и подчин. союзами. Начертить схемы.

Учите русский годы кряду,

С душой, с усердием, с умом!

Вас ждет великая награда,

И та награда – в нем самом!

Самоанализ урока русского языка.

Урок русского языка в 7 классе по теме:

 «Союзы сочинительные и подчинительные»

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Задачи урока:

Образовательные:

1)познакомить с союзами сочинительными и подчинительными, с их основными функциями.

2)показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.

Развивающие:

1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,  

2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

Воспитательные:

1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

2)воспитывать уважительное отношение к матери.

 3)воспитывать интерес к русскому языку.

Задачи  урока реализовывались:через разные виды работ

1. образовательные цели  - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;

2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала.

Метод урока по типу познавательной деятельности:

 частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

На данном занятии  использовались  технологии:

здоровьесберегающие технологии,

технологии коллективного сотрудничества,

технологии личностно-ориентированного образования,

компьютерные технологии.

В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

2. Устный опрос(повторение теоретического материала).

3. Объяснение нового материала.

4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

5. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

6. Дано домашнее задание.

Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «союзы сочинительные и подчинительные». Научились видеть их в предложении.