Главные вкладки

    Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс
    учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

    Семёнова Ольга Алексеевна

    Урок русского языка по теме "Союз" 7 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon soez.doc67.5 КБ

    Предварительный просмотр:

     

    Тема: Союзы сочинительные и подчинительные  (7 класс).(авторМ. Баранов)

    Цели урока:

    Учебные.

    1. Познакомиться с союзами сочинительными и подчинительными, с основными функциями союзов.
    2. Показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.

    Развивающие.

    1. Расширение знаний о союзах.
    2. Расширение словарного запаса учащихся по теме "Союзы сочинительные и подчинительные".

    Воспитательные.

    1. Воспитание бережного отношения к матери, интереса к изучению русского языка

    Ход урока

    1. Оргмомент 

    Начинается урок,
    Он пойдёт вам впрок.
    Постараемся всё понять -
    Будем грамотно писать.  

    Запись числа

    классная работа

    -.2. Фронтальный опрос.

    Какие служебные части речи вы знаете?

    – Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных, знаменательных? (В отличие от самостоятельных частей речи, служебные не изменяются и не являются членами предложения.)

    - Какую часть речи мы называем союзом? (Союз – это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов или частей сложного предложения.)

    - Какие бывают союзы по составу? (слайды2, 3)

    Само слово "союз" мы пишем и произносим одинаково? Сделаем транскрипцию и сравним, чем отличается написание и произношение слова "союз".

    Союз1.

    Вывод:

    -  Интересно: 4 буквы, но 5 звуков., почему? Да, русский язык – это загадка.

    историческая справка:

    "Слово союз по происхождению очень древнее, оно было заимствовано из старославянского языка. Когда-то в нем выделялась приставка СЪ- (со), имевшая значение "вместе" и корень -ЮЗЪ-, значение которого было близко к значению в словах УЗЫ, УЗЕЛ. Приставка СО-  со значением "вместе" живет во многих словах русского языка: сосед, соратник, соавтор, сотрудник (во многих словах она вычленяется этимологически, как и в слове союз)".

    Разбор по составу слова "союз"2.

    Учитель:

    -  Так и рождаются находки.

    Скажите, а зачем нам нужны союзы, какова их роль в языке?(ответы)

    Послушайте, что сказал М.В. Ломоносов о союзах.      (слайд)

    - мне понравилось высказывание М.В. Ломоносова (1711-1765). Послушайте внимательно:

    "Союзы не что иное, как средство, которыми идеи соединяются, итак, подобно оси гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают.

    И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых слоев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставаться таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться".

    Чудесно сказал о союзах М.В. Ломоносов. А о роли союзов особенно. Какова она? (Ответ: соединительная).

    Не забыл ученый сказать и о том, что излишнее употребление союзов в речи ни к чему. Все хорошо в меру.

    3. Новая теме

    -  Итак, союзы по составу бывают простые и составные, а по значению-соч, и подчинит.  тема нашего урока?.. Союзы сочинительные и подчинительные"(слайд 1)

    -  По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

    Разберемся, что значит сочинительные и подчинительные союзы.

    -Назовите однокоренные слова к словам «сочинительный» и «подчинительный». Сочинительный – сочинить, сочинение. Подчинительный – подчинить, подчинение.

    - Что значит сочинение и подчинение в словаре? Обратимся к толковомусловарю (зачитываются)

    Сочинительные союзы связывают равноправные, синтаксически независимые единицы: однородные члены или части сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы обслуживают в предложении сочинительную связь. Такие предложения называются ССП

    Подчинительные союзы связывают неравноправные, синтаксически зависимые единицы – главную часть с придаточной в сложноподчиненном предложении. Подчинительные союзы служат средством выражения в языке подчинительной связи. Такие пр-я называются СПП.

     Сравним предложения, записанные на доске:

    [Ярко светит солнце], и [тает снег]. [Тает снег], (потому что ярко светит солнце).

    - В каком из них простые предложения равноправны, в каком одно подчиняется другому? 1 предложение сложносочиненное, 2 – сложноподчиненное. Обращается внимание на различие в оформлении схем.

    А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного вам произведения А.С. Пушкина. (слайд) Читает ученик.

    Пирует Петр. И горд, и ясен.
    И славы полон взор его..
    И царский пир его прекрасен.

    – Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С. Пушкина "Полтава".)
    – Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? 
    (Да, потому что предложения связаны по смыслу и грамматически.)
    – А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая связь предложений в тексте? 
    (С помощью союза и.)Многосоюзие – литературный прием, который замедляет фразу, придаетпр-ю плавность, благозвучие, усиливает выразительность речи.

    – Значит, какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?

    Учащиеся самостоятельно приходят к выводу, что союз является не только средством соединения однородных членов предложения и частей сложного предложения, но и средством художественной изобразительности, а также средством связи отдельных предложений в тексте.

    Этот союз самый часто употребляемый в речи.(С.Михалков «А что у вас?»)

    Работа по учебнику (стр. 149, теоретические сведения)

    4.Закрепление.

    Работа с пословицами(карточки). Сам-но. Понаблюдаем за союзами в тексте.

    - Что объединяет эти пословицы? Какова их тема?

    Вывод: Пословицы и поговорки о маме наполнены чувствами любви, доброты, уважения..  Каждый из нас ценит мать. Так было и тысячу лет назад и сейчас. С именем мама ложится и просыпается каждый малыш. Да и становясь старше, мы никогда не забываем о человеке, подарившем нам жизнь. Мама – самый любимый и дорогой человек на свете.

    5. Работа по учебнику.упр. 362(по вариантам)проверка

    6.упр. 363

    -  А как отличить ССП и СПП?

    - Для чего они служат?

    - Итак, какие союзы служат для связи предложений и однородных членов, а какие - только для связи предложений?

    1. Подведение итогов урока.

    Сделаем в заключение четкий вывод о союзах сочинительных и подчинительных.

    - Что вы сегодня на уроке узнали о союзе нового?

    (-Придаёт фразе  плавность.

     - Делает речь благозвучной.)

    - Какая информация была новой для вас?

    (Понятие о многосоюзии)

    - Оцените свою деятельность на уроке,  закончив одно из предложений (слайд)

    Теперь я могу…                 (определять роль союза в предложении)

                                                 (легко написать сочинение по картине)

    Я бы хотел…                    (написать красивое сочинение по картине)

    Было трудно…                 (исправить грамматические ошибки)

    Было интересно…           (проводить эксперимент со стихами Пушкина)

                                                (исправлять ошибки в предложениях)

    -ОцениваниеОтметку за работу получит каждый. Ведь сегодня был урок-практикум.

    -Озвучу я их чуть позже.

       Наш урок подошёл к концу. Но впереди у вас - учебный день.

    - Вот что гласит  легенда.
    - Один человек отправился догонять горизонт. Человек встретил на своём пути много мудрых людей, много узнал и многое  понял.
    Много тайн постиг, но горизонт не приблизился к нему ни на шаг.

    Прошли годы. Человек обошёл всю землю и вернулся туда, откуда начал свой путь.

    Он остановился на холме, где впервые увидел горизонт.

     И вдруг всё понял.

    Горизонт всюду. На каждом шагу.
    - Какую мораль содержит эта легенда?

     (Вокруг нас много того, чего мы не знаем, что должны узнать, изучить.)

    -На каждом уроке по каждому предмету догоняйте горизонт, т.е.  постигайте и узнавайте новое.

    Домашнее задание. (Слайд)

    Выписать из худпроизведений 6 предложений с сочинительными и подчин. союзами. Начертить схемы.

    Учите русский годы кряду,

    С душой, с усердием, с умом!

    Вас ждет великая награда,

    И та награда – в нем самом!

    Самоанализ урока русского языка.

    Урок русского языка в 7 классе по теме:

     «Союзы сочинительные и подчинительные»

    Тип урока: ознакомление с новым материалом.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    1)познакомить с союзами сочинительными и подчинительными, с их основными функциями.

    2)показать отличие функций сочинительных от подчинительных союзов.

    Развивающие:

    1)создать мотивационную основу для восприятия учебного материала,  

    2)формировать коммуникативные умения учащихся, развивать внимание, память мышление.

    Воспитательные:

    1)воспитывать у учащихся культуру общения, уважение к собеседнику и учителю,

    2)воспитывать уважительное отношение к матери.

     3)воспитывать интерес к русскому языку.

    Задачи  урока реализовывались:через разные виды работ

    1. образовательные цели  - в работе по конструированию словосочетаний и предложений с деепричастными оборотами, составлению схем предложений;

    2. развивающие цели  - через монологическую речь учащихся при воспроизведении теоретического материала, комментировании ответов, развитие логического мышления, их аналитических способностей – через умение сравнивать, сопоставлять обобщать, делать выводы по теме;

    3. воспитательные цели  - через подбор дидактического материала.

    Метод урока по типу познавательной деятельности:

     частично-поисковый(знания не предлагались в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно под руководством учителя),

    осуществлялся творческий характер познавательной деятельности( через составление словосочетаний и предложений на определённую тематику).

    Мною была выбрана форма урока с использованием мультимедийной презентации с целью повышения качества образования: мотивация познавательного интереса учеников к уроку, развития их воображения, внимания, видов памяти.

    На данном занятии  использовались  технологии:

    здоровьесберегающие технологии,

    технологии коллективного сотрудничества,

    технологии личностно-ориентированного образования,

    компьютерные технологии.

    В ходе урока сочетались индивидуальная, фронтальная, коллективная работы.

    Соблюдены были структурные компоненты урока:

    1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней(психологической) готовностью учащихся к уроку.

    2. Устный опрос(повторение теоретического материала).

    3. Объяснение нового материала.

    4. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.

    5. Подведение итогов урока, рефлексия(итоги были подведены самими учениками), оценки учащимся выставлены.

    6. Дано домашнее задание.

    Я считаю, что для работы был создан нужный психологический микроклимат, характер общения с учащимися оцениваю как доброжелательный.

    В ходе урока дети осознали новое для себя понятие «союзы сочинительные и подчинительные». Научились видеть их в предложении.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

    Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

    Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

    Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

    Использование системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в 5 классе по теме «ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ-ОПИСАНИЮ ПО КАРТИНЕ» (И.Э. Грабарь, «Февральская лазурь») Программа по русскому языку под редакцией В.В. Бабайцевой

    Данная методическая разработка рассчитана для проведения урока русского языка в 5 классе и направлена на развитие речи учащихся. Это первый урок из двух по календарно-тематическому планированию. Преду...

    Урок русского языка в 5 классе по ФГОС (технологическая карта) по теме: "Как образуются слова в русском языке"

    Урок русского языка разработан по ФГОС. Структура урока, проблемное изложение материала, самоконтроль и самооценка позволяют содействовать реализации новых стандартов....

    Урок русского языка в 6 классе по теме: " Морфологические признаки глагола" по учебнику «Русский язык» М.М. Разумовская 6 класс.

    Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует следующим стадиям урока:подготовительный — стадия вызова; восприятие нового — смысловая стадия;присвоение информации — стадия рефле...

    Урок русского языка в 6 классе по теме "Русский язык - один из развитых языков мира"

    Цели урока: повторить ранее изученные сведения о русском языке (синонимы, антонимы, омонимы, многозначные слова, омофоны); раскрыть понятие развитой язык; закрепить умение подбирать синонимы, антонимы...