Конспект урока по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Капустина Елена Владимировна

План-конспект урока для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvoynaya_rol_bukv_e_yo_yu_ya.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Двойная  роль  букв  е,  ё,  ю,  я.

Цели  урока:  1) научить  учащихся  различать  позиции,  в  которых  буквы  е,  ё,  ю,  я  обозначают  один  и  два  звука,  формировать  умения  правильно  называть  звуки,  обозначенные  буквами  е,  ё,  ю,  я;  2) развивать  орфографическую  зоркость,  внимание,  память,  самостоятельность;  3) воспитывать  культуру  письма,  речи.

                          Ход  урока

  I.  Оргмомент.

  II.  Проверка  домашнего  задания.

На  доске  выписаны  слова  из  домашнего  упражнения:  разд..ётся,  ни..ко,  обло..ка,  скр..пят,  пер..я,  оши..ка,  зарисо..ки,  ука..ка,  п..мощ(?)ники.

- Какие  буквы  вы  вставили  на  месте  пропусков.  Докажите  почему.

  III.  Орфографическая  диктовка  (если  позволяет  время).

  Цель:  повторить  способы  обозначения  мягкости  согласных.

Весёлые  помощники,  пришёл  пораньше,  просьба  поспешить,  изящная  птичка,  посидел  у  речки,  перешёл  через  мостик,  посадил  кустик,  чудесная  местность,  увлекательное  чтение.

     

  IV.    Объяснение  нового  материала

    а) целевая  установка:

                        Сказка  о  буквах – актёрах

      Жили-были  в  прекрасной  стране,  которая  называлась  Фонетика,  десять  сестёр,  десять  букв.  Были  они  очень  друг  на  друга  похожи:  всех  их  до  одной  называли  гласными,  но  перепутать  их  было  нельзя.  Каждая  сестра  носила  своё  имя.  Жили  они  очень  дружно.  Друг  другу  помогали,  других  в  беде  не  оставляли.  И  вот  однажды  в  один  из  чудесных  летних  дней  резвились  сёстры  на  лужайке  у  пруда.  И  никто  не  заметил,  как  четыре  гласных  буквы  Е,  Ё,  Ю,  Я  отделились  от  всех  и  подошли  к  пруду.  Долго  они  вглядывались  в  своё  отражение.  Вдруг  одна  из  них  воскликнула:  «А  ведь  мы  не  такие,  как  все  остальные  сёстры!»  Она  добавила:  «Мы  и  внешне  от  них  отличаемся  и  выполняем  в  два  раза  больше  работы».  Буква  Ю  сказала:  «Мы  буквы-актёры,  мы  играем  роли  в  отличие  от  наших  сестёр».  Буква  Е  недоумённо  пожала  плечами.

      «Да,  да,  да!  -  закричала  Ю. -  В  одном  слове  мы,  как  и  все  гласные,  обозначаем  один  звук,  а  в  другом  -  два  звука!»

      Поднялся  переполох.  Буквы  Е,  Ё,  Ю,  Я  так  громко  спорили,  что  на  шум  сбежались  все  остальные  сёстры.  Когда  они  поняли,  в  чём  дело,  то  не  согласились  с  буквами  Е,  Ё,  Ю,  Я.  Они  ни  за  что  не  хотели  считать  их  буквами-актёрами.

  - А  на  чьей  стороне  вы?  Согласны  ли  вы,  что  буквы  е,  ё,  ю,  я  действительно  актёры?  В  конце  урока  мы  с  вами  вернёмся  к  этим  вопросам  и  ответим  на  них.

      Тема  нашего  сегодняшнего  урока  Двойная  роль  букв  е,  ё,  ю,  я.  Запишите  тему  урока  в  тетради.  Мы  сегодня  познакомимся  с  позициями,  в  которых  буквы  е,  ё,  ю,  я  обозначают  один  и  два  звука,  будем  учиться  правильно  называть  звуки,  обозначенные  буквами  е,  ё,  ю,  я.

      б) работа  по  учебнику.

     Давайте  представим,  что  вы  зовёте  своих  товарищей,  отставших  в  лесу.  Имена  их  произносите  громко,  растягивая  гласные  звуки:  «Егор!  Юля!  (Яша!  Юра!)»  И  ещё  раз.  В  начале  первого  имени  отчётливо  слышится   й э  ,  в  начале  второго  -  й у  .  Эти  сочетания  звуков  обозначаются  буквами  е,  ю.  Буквы  я  и  ё  тоже  могут  обозначать  сочетания  двух  звуков  -  й   и  гласного.  Приведите  примеры.

      Вывод:  буквы  е,  ё,  ю,  я  могут  обозначать  сочетание  двух  звуков  -  й  и  гласного.  Но  произнесём  протяжно  такие  слова  как  вес,  мёд,  люк,  ряд.  Что  мы  слышим?  Буквы  е,  ё,  ю,  я  указывают,  что  согласный,  после  которого  они  стоят,  мягкий.  Убедиться  в  этом  не  трудно:  заменим  в  слове  ряд  букву  я  буквой  а,  получится  другое  слово  -  рад,  и  мы  произносим  уже  не  мягкий,  а  твёрдый  согласный   р .

Упр.  304  (письменно  у  доски  выполняют  4  человека).

Цель:  выяснить  позиции,  когда  буквы  е,  ё,  ю,  я  обозначают  один  звук,  а  когда  два.

Мера  -   м э ра             ем  -   й э м      боец  -   бо   й э ц

Полёт  -   по л о т         ёлка  -   й о лка   приём  -  при йо м  и  т.д.

Вывод:  таблица  «Двойная  роль  букв  е,  ё,  ю,  я»

Обозначает  один  звук

Обозначает  два  звука

После  мягких  согласных

1) в  начале  слова;

2) после  гласной;

3) после  разделительных  ь  и  ъ

 V.    Физминутка.

  Если  в  называемом  мной  слове  буквы  е, ё, ю, я  обозначают  один  звук,  вы  похлопаете  в  ладоши,  если  два  -  присядете.  Слова:

Юра,  съёмка,  люк,  ряд,  слёт,  боец,  юг,  ёлка,  мёд,  клюв.

VI. Продолжаем  работу.

Упр. 306  (письменно)

    Обратить  внимание  уч-ся  на  то,  что  в  словах  жизнь,  брошюра,  цель,  парашют  и  др.  буквы  е, ё, ю, я  не  обозначают  мягкости  предшествующего  согласного,  так  как  звуки   ж ,   ш ,   ц   -  всегда  твёрдые,  не  имеющие  парных  мягких.

-  Приведите  примеры  слов  с  таким  же  написанием  и  произношением.

(Шило,  шиповник,  центр,  цель,  жизнь  и  др.)

Упр. 307 (устно,  если  позволит  время)  Правильное  произношение  слов.

Вывод:  буква  е  в  этих  словах  не  является  показателем  мягкости  согласных.

  VII.    Выставление  оценки.

Используя  лепесток,  выберите  себе  соответствующее  задание.

На  «5»  Тест

  1. Укажите  слово,  в  котором  ь  обозначает  мягкость  согласного

а) ночь;  б) вьюга;  в) сентябрь;  г) беречь.

    2.   Укажите  слово  с  разделительным  ь

а) меньше;  б) серьги;  в) соловьи;  г) просьба.

    3.   Укажите  слово,  в  котором  буква  я  обозначает  два  звука

а) яма;  б) семя;  в) племя;  г) время.

    4.   Укажите  слово  из  шести  звуков

а) скамья;  б) яблоко;  в) мягкий;  г) лёгкая.

    5.  Укажите  слово,  в  котором  буква  ё  обозначает  один  звук

а) съёмка;  б) мёд;  в) ёлка;  г) ёжик.

На  «4»  Заполни  таблицу  примерами

Заполните  таблицу,  записав  по  одному  примеру  в  каждую  пустую  графу.

Буквы

               Роль  букв

  в  слове

Обозначают  два  звука

Смягчают  предшествующий  согласный

         Е

         Ё

         Ю

        Я

На  «3»

Расположите  данные  слова  в  таблице:  юла,  ягода,  ель,  лес,  люк,  ёж,  мячик,  лёд.

Буквы

                     Роль  букв

в  слове

Обозначают  два  звука

Смягчают  предшествующий  согласный

          Е

          Ё

          Ю

          Я

   VIII.   Итог  урока

  - Ребята,  наш  урок  подходит  к  концу  и  мы  должны  ответить  на  поставленные  в  начале  урока  вопросы.

- Вы  согласны,  что  буквы  е, ё, ю, я  -  актёры?  На  чьей  вы  стороне?

- Какие  роли  выполняют  буквы  е, ё, ю, я?

    IX. Домашнее  задание:   61,  упр.307 (письменно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план - конспект урока по английскому языку "Согласные буквы английского алфавита" - с применением культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей (И.И. Закатова)

План - конспект урока  по английскому языку для учащихся 2 класса общеобразовательной школы с подробным анализом и доказаьелствами по теме с применением информационных обучающих технологий -культ...

конспект урока во 2 классе изучаем буквы

урок, предназначен для изучения алфавита во 2 классе...

Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я 5 класс по УМК Т.А.Ладыженской

Урок на тему Двойная роль букв е,ё,ю,я  5 класс по учебнику Т.А.Ладыженской в технологии деятельностного метода с использованием ИКТ, игровых технологий, здоровьесберегающей технологии . Тип урок...

Конспект открытого урока на тему "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Предметные цели урока: ·        Ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, с тем, что данные буквы могут обозначать один и два звука. Отработка первич...

Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"

Урок русского языка "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" с применением ИКТ...