Русский язык. 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме


Предварительный просмотр:

Обг_ревшими

Прик_саться

Зам_рать

Пол_жить

Р_стительную

Разб_рались

В зар_слях

Р_стов

Бл_снула

Распол_гаюсь

Г_релка

Зам_реть

Отп_раю дверь

Соб_ру

З_ря

Выделенные слова запишите поморфемно.

Обг_ревшими

Прик_саться

Зам_рать

Пол_жить

Р_стительную

Разб_рались

В зар_слях

Р_стов

Бл_снула

Распол_гаюсь

Г_релка

Зам_реть

Отп_раю дверь

Соб_ру

З_ря

Выделенные слова запишите поморфемно.

Оз_рённый

Прот_равший

Приг_реть

К_снуться

Соприк_саюсь

Подр_сли

Соб_рутся

Бл_стеть

Р_сточек

Заг_ревший

Изл_жу

Разд_рающий

Ср_щение

Расст_латься

Оп_реться

Выделенные слова запишите поморфемно.

Оз_рённый

Прот_равший

Приг_реть

К_снуться

Соприк_саюсь

Подр_сли

Соб_рутся

Бл_стеть

Р_сточек

Заг_ревший

Изл_жу

Разд_рающий

Ср_щение

Расст_латься

Оп_реться

Выделенные слова запишите поморфемно

Обг_ревшими

Прик_саться

Зам_рать

Пол_жить

Р_стительную

Разб_рались

В зар_слях

Р_стов

Бл_снула

Распол_гаюсь

Г_релка

Зам_реть

Отп_раю дверь

Соб_ру

З_ря

Выделенные слова запишите поморфемно.

Обг_ревшими

Прик_саться

Зам_рать

Пол_жить

Р_стительную

Разб_рались

В зар_слях

Р_стов

Бл_снула

Распол_гаюсь

Г_релка

Зам_реть

Отп_раю дверь

Соб_ру

З_ря

Выделенные слова запишите поморфемно.

Оз_рённый

Прот_равший

Приг_реть

К_снуться

Соприк_саюсь

Подр_сли

Соб_рутся

Бл_стеть

Р_сточек

Заг_ревший

Изл_жу

Разд_рающий

Ср_щение

Расст_латься

Оп_реться

Выделенные слова запишите поморфемно.

Оз_рённый

Прот_равший

Приг_реть

К_снуться

Соприк_саюсь

Подр_сли

Соб_рутся

Бл_стеть

Р_сточек

Заг_ревший

Изл_жу

Разд_рающий

Ср_щение

Расст_латься

Оп_реться

Выделенные слова запишите поморфемно



Предварительный просмотр:

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. Ещё в п_лях б_ле_т сне_ а воды уж в_сной шумят.

  1. З_ма ещё хл_поч_т и на в_сну ворчит.

  1. Н_ч_лся сльный ливень и мы п_б_жали к ст_ро_к_.

  1. В воздух_ круж_т?ся ж_лтые з_л_тые и красные л_сточ?к

  1. Мы _лезли с л_ш_дей и п_шком п_шли на гору.

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. Гр_за пр_щла и ветка белых ро_ в окно мне дыш_т ар_матом.

  1. Этим летом мы езд_ли в л_герь а Катя отдыхала у бабушк_ .

  1. Ст_яли яс?ные дни птиц_ готовились к отлёту.

  1. В л_су р_стут б_рёзы дубы клёны.

  1. В_сной с юга прил_тают грачи и скворц_ .

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. Море бушевало ревело ст_нало.

  1. Цв_ты и травы п_крывают з_лёный холм.

  1. Прибл_жалась осень а х_л_да ещё (не) наступали.

  1. Мы оп_сались д_ждя но тучи ра(с,сс)еялись.

  1. В м_стерской п_чинят машину п_м_няют шины з_правят топливный бак.

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. На тр_ве на былинках на с_ломинках  бл_стели и в_лновались лё_кие нити осенних паутин.

  1. Осыпают?ся астры в с_дах стройный клён под окошком ж_лте_т и х_л_дный туман на п_лях целый день неподвижно б_ле_т.

  1. Сентябрь х_лодный бушевал с д_рев_ев ржавый лист в_лился день п_тухающий дымился.

  1. На лугу з_бл_стела бриллиантовая р_са потому (что) солнце п_днялось (из) (за) леса.

  1. Б_рё_ка мила всегда и в погожий день и при солнышк_ .

  1. Вдали бл_снул солнечный луч?   и  з_бл_стала свежая р_са на тр_ве.

Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.

  1. Всё ожило вокруг и лес и пру_ и п_ля и лу_ .

  1. Огни д_лёкой д_ревн_ ярко и вес_ло св_тились в н_чи.

  1. Тучи п_мчались по небу потому (что) п_дул сев_рный веет_р.

  1. Попугай см_трел на Алёшу и хлоп_л гл_зами серая кошка опять умывал_сь лапками.

  1. Рук_дельнаца всё в дом_ прибрала п_шла на кухню кушанье и_готовила плат_е у ст_рика п_ч_нила и бел_ё з_штопала.

  1. Мы ра_п_л_жились на н_члег у неб_льш_й речк_ а вокруг ра__т_лались п_ля.


Предварительный просмотр:

1 вариант.

  1. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
  1. зар_сти, р_скрыть, предпол_жить;
  2. выт_раю, выр_сли, заб_рёшь;
  3. сд_рать, прим_рить, заст_лать;
  4. р_скошный, зам_рло, выб_рает.
  1. В каких словах допущены ошибки?

А) ужастный;

Б) шорох;

В) птицин;

Г) известный.

1) А, Г;    2) Б, Г;     3) Б, В;     4) А, Б.

  1. В каком варианте указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

1) ра_шить, и_дать, _бить;

2) об_единить, пред_юбилейный, с_узить;

3) ч_лка, ш_рты, ч_рствый;

4) акц_я, ц_ркуль, панц_рь.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. _лудь – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  2. ц_клон – после Ц в корне пишется И;
  3. _дать – в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З;
  4. зар_сли – пишется О, так как после корня нет букв СТ, Щ.
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
  1. увидела;
  2. подоконник;
  3. блестит;
  4. сеял.

2 вариант.

I.            В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?

  1. р_стение, пост_лить, р_стопить;
  2. ум_реть, изл_гать, л_герь;
  3. соб_рать, дост_гать, пол_жить;
  4. бл_стать, отп_реть, зар_сли.

       II.           В каких словах допущены ошибки?

А) панцырь;

Б) устный;

В) наслождаться;

Г) сгибать.

1) А, Г;    2) Б, В;     3)А, В;     4)В, Г.

  1. В каком варианте указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

1) _гибать, ра_жать, бе_срочный;

2) из_ездить, раз_единить, с_экономить;

3) ц_пкий, ц_ркач, сестриц_н;

4) ш_лковый, ш_пот, ж_лудь.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. бе_честный– в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
  2. крыж_вник– в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  3. отр_сль – слово-исключение, пишется А;
  4. акац_я – после Ц в словах на –ция пишется И;
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
  1. прочитала;
  2. улыбался;
  3. покрасить;
  4. увидишь.



Предварительный просмотр:

Морфологические признаки имени существительного.

Тест.

1 вариант.

  1. Какое существительное относится к 1 склонению?
  1. Галерея                        3. Биология
  2. Пламя                        4. Оранжерея
  1. В окончании какого слова на месте пропуска пишется буква Е?
  1. Был в здани.                        3. Слушал на лекци.
  2. Думал о професси.                4. Находиться в музе.
  1. Укажите разносклоняемое существительное.
  1. Растение                        3. Племя
  2. Деревня                                4. Галерея
  1. Укажите несклоняемое существительное.
  1. Интервью                        3. Путь
  2. Поэма                                4. Греция
  1. Найдите ошибку в согласовании.
  1. Строгое жюри                        3. Шумное Сочи
  2. Желтое такси                        4. Веселый шимпанзе
  1. Какое из выделенных слов является склоняемым?
  1. Учился с Олегом (Фоменко)                3. Встреча у Максима (Глухих)
  2. Стихи Зои (Алигер)                        4. Сказки Ганса (Андерсен)
  1. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков существительного.

По узкой тропинке среди зарослей орешника Петя пробирался к речке.

  1. По тропинке – сущ., начальная форма – тропинка, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч.
  2. Орешника – сущ., начальная форма – орешник, нариц., неодуш., м.р.,2 скл., Р.п., ед.ч.
  3. Петя – сущ., начальная форма – Петя, собств., одуш., м.р., 2.скл., И.п., ед.ч.
  4. К речке – сущ., начальная форма – речка, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч.
  1. Найдите ошибку в определении синтаксической роли существительных в предложении.

Огромная туча поднимается из-за леса и несет по небу серые облака.

  1. Туча – подлежащее                3. По небу - обстоятельство
  2. Из-за леса – дополнение                4. Облака - подлежащее
  1. Найдите ошибку в употреблении существительного.
  1. Шампунем                        3. Повидлом
  2. Тюлем                                4. Сколько время
  1. Какое существительное является одушевленным?
  1. Дерево                        3. Ножка
  2. Медведь                        4. Кружка
  1. Какое существительное не является собственным?
  1. Москва                        3. Батуми
  2. ПТУ                        4. Жучка
  1. Какое существительное не имеет форм множественного числа?
  1. Сосна                        3. Довод
  2. Доска                        4. Польза
  1. Какое из слов является существительным общего рода?
  1. Дворняга                3. Фамилия                
  2. Обжора                        4. Пламя
  1. Прочитайте текст.

(1)Ранней весной по пути домой лесник обнаружил слабого ,беспомощного лосенка. (2)Мать-лосиху найти не удалось – то ли ее задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли браконьеры. (3)Осиротевшего лосенка лесник принес на колхозную ферму и попросил телятницу отогреть и накормить его. (4)Об этом узнали школьники и принялись выхаживать лосенка. (5)Он вскоре встал на ноги, окреп и быстро опередил в росте телят. (6)И вот настало время отпустить его на волю.

Выполните задания к тексту.

Морфологические признаки имени существительного.

Тест.

2 вариант.

I. Какое существительное относится к 1 склонению?

  1. Молния                        3. Стремя
  2. Делегация                        4. Дарья
  1. В окончании какого слова на месте пропуска пишется буква Е?
  1. Ходить по алле.                        3. Отдыхал в санатори.
  2. Подплыть к пристан.                        4. Отправиться к станци.
  1. Укажите разносклоняемое существительное.
  1. Название                        3. Имя
  2. Сокровище                        4. Гербарий
  1. Укажите несклоняемое существительное.
  1. Очки                        3. Пенальти
  2. Тротуар                4. Автомобиль
  1. Найдите ошибку в согласовании.
  1. Интересное интервью                        3. Черное пианино
  2. Солнечный Батуми                        4. Быстрая кенгуру
  1. Какое из выделенных слов является склоняемым?
  1. Повесть о Тарасе (Шевченко)                3. Встреча с Петром (Глухих)
  2. Сочинения Фенимора (Купер)        4. Роман Виктора (Гюго)
  1. Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков существительного.

Над гладкой поверхностью озера ложится туман, окутывает берег, стелется над лужком.

  1. Над поверхностью – сущ., начальная форма – поверхность, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.
  2. Озера – сущ., начальная форма – озеро, нариц., неодуш., ср.р.,2 скл., Р.п., ед.ч.
  3. Берег – сущ., начальная форма – берег, нариц.,неодуш., м.р., 2.скл., В.п., ед.ч.
  4. Над лужком – сущ., начальная форма – лужок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Тв.п., ед.ч.
  1. Найдите ошибку в определении синтаксической роли существительных в предложении.

Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи.

  1. Солнце – подлежащее                3. На землю - обстоятельство
  2. За горизонт – дополнение        4. Лучи - подлежащее
  1. Найдите ошибку в употреблении существительного.
  1. Нет туфлей                        3. пять вёдер
  2. Много полотенец                4. Много помидоров
  1. Какое существительное является неодушевленным?
  1. Детвора                3. Медсестра
  2. Пони                        4. Врач
  1. Какое существительное не является собственным?
  1. МХАТ                        3. Эверест
  2. Пикалево                4. Мурзик
  1. Какое существительное имеет форму единственного числа?
  1. Джинсы                3. Тапки
  2. Ворота                        4. Очки
  1. Какое из слов не является существительным общего рода?
  1. Зануда                        3. Племя                
  2. Обжора                4. Левша
  1. Прочитайте текст.

(1)Ранней весной по пути домой лесник обнаружил слабого ,беспомощного лосенка. (2)Мать-лосиху найти не удалось – то ли ее задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли браконьеры. (3)Осиротевшего лосенка лесник принес на колхозную ферму и попросил телятницу отогреть и накормить его. (4)Об этом узнали школьники и принялись выхаживать лосенка. (5)Он вскоре встал на ноги, окреп и быстро опередил в росте телят. (6)И вот настало время отпустить его на волю.

Выполните задания к тексту.        



Предварительный просмотр:

1 вариант.

  1. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
  1. р_сли, заст_лать, р_створ;
  2. зам_реть, л_житься, л_герь;
  3. заб_рать, зам_рзать, предл_гать;
  4. бл_стеть, зап_реть, р_стение.
  1. В каких словах допущены ошибки?

А) чувствовать;

Б) шопот;

В) лисицын;

Г) блестнуть.

1) А, Г;    2) Б, Г;     3) Б, В;     4) А, Б.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А) _бежать, и_целить, бе_мятежный;

Б) об_явить, двух_этажный, пред_юбилейный;

В) панц_рь, ц_пленок, улиц_;

Г) ч_лка, ш_пот, расч_ска.

1) Б, Г;      2) Б, В;      3) В, Г;     4) А, В.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. ш_пот – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  2. ц_ркач – после Ц в корне пишется И;
  3. _бежать – в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З;
  4. водор_сли – пишется О, так как после корня нет букв СТ, Щ.
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
  1. услышала;
  2. подорожник;
  3. загрустит;
  4. посеяла.

2 вариант.

I.            В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?

  1. выр_сти, р_списание, предпол_гать;
  2. заб_раю, зар_сли, оп_реться;
  3. прот_реть, м_ролюбивый, забл_стеть;
  4. насл_ждаться, зам_рло, выб_рет.

       II.           В каких словах допущены ошибки?

А) круглолиций;

Б) блестнул;

В) участвовать;

Г) сластёна.

1) А, Г;    2) Б, В;     3)А, Б;     4)В, Г.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А) бе_страшный, ра_целовать, _дешний;

Б) раз_ярённый, пред_явить, с_узить;

В) ш_лковый, щ_лкать, реш_тка;

Г) сестриц_н, круглолиц_й, ц_ганский.

1) Б, Г;      2) А, В;      3) В, Г;     4) Б, В.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. бе_шумный– в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
  2. ш_рох– в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  3. р_сток– слово-исключение, пишется О;
  4. иллюстрац_я – после Ц в словах на –ция пишется И;
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
  1. залетела;
  2. увлечься;
  3. бесшумный;
  4. увидишь.


3 вариант.

I.           В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?

  1. р_стение, прил_гать, дост_гать;
  2. распол_гать, р_скошный, сл_жить;
  3. пом_риться, оп_раться, прибл_жаться;
  4. водор_сли, расст_лю, бл_стит.
  1. В каких словах допущены ошибки?

А) напрасный;

Б) цыпляться;

В) постилить;

Г) бледнолицый.

1) А, Г;    2) Б, Г;     3) Б, В;     4) А, Б.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А) бледнолиц_й , ц_рк, акац_я;

Б) чере_чур, и_тратить, ра_трогать;

В) комп_ютер, батал_он, под_ём;

Г) ш_рох, крыж_вник, ш_колад.

1) Б, Г;      2) Б, В;      3) В, Г;     4) А, В.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. щ_лкать – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  2. изл_гать – в корне пишется А, так как за ним следует суффикс А;
  3. бе_полезный – в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
  4. ц_литель – после Ц в корне пишется Ы.
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
  1. спутник;
  2. удивить;
  3. надумал;
  4. расстилается.

4 вариант.

I.           В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?

  1. р_сток, р_са, возр_ст;
  2. разл_жить, р_стет, см_риться;
  3. бл_стел, раст_реть, пол_жить;
  4. зам_реть,  насл_ждаться, пом_реть.
  1. В каких словах допущены ошибки?

А) интересный;

Б) удалиться;

В) сестрицин;

Г) черезчур.

1) Б, В;    2) Б, Г;     3) В, Г;     4) А, Г.

  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?

А) ж_лтый, ч_рствый, ш_в;

Б) декорац_я, ц_ркуль, панц_рь;

В) и_царапать, не_гибаемый, и_чезнуть;

Г) с_ездить, в_южный, с_уметь.

1)А, В;      2)А, Б;      3)Б, В;     4)В, Г.

  1. В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
  1. ч_рный – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
  2. ш_рты –слово-исключение, пишется О;
  3. круглолиц_й – после Ц в окончаниях пишется Ы.
  4. _дуть - в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З.
  1. Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
  1. проносит;
  2. заискрил;
  3. удивляет;
  4. постучит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...