Русский язык. 6 класс
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) по теме
Дидактический материал. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Чередование гласных в корне слова | 30 КБ |
Синтаксис | 33 КБ |
Комплексное повторение | 32 КБ |
Морфологические признаки имени существительного | 36.5 КБ |
Повторение в начале года (тестовая работа) | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обг_ревшими
Прик_саться
Зам_рать
Пол_жить
Р_стительную
Разб_рались
В зар_слях
Р_стов
Бл_снула
Распол_гаюсь
Г_релка
Зам_реть
Отп_раю дверь
Соб_ру
З_ря
Выделенные слова запишите поморфемно.
Обг_ревшими
Прик_саться
Зам_рать
Пол_жить
Р_стительную
Разб_рались
В зар_слях
Р_стов
Бл_снула
Распол_гаюсь
Г_релка
Зам_реть
Отп_раю дверь
Соб_ру
З_ря
Выделенные слова запишите поморфемно.
Оз_рённый
Прот_равший
Приг_реть
К_снуться
Соприк_саюсь
Подр_сли
Соб_рутся
Бл_стеть
Р_сточек
Заг_ревший
Изл_жу
Разд_рающий
Ср_щение
Расст_латься
Оп_реться
Выделенные слова запишите поморфемно.
Оз_рённый
Прот_равший
Приг_реть
К_снуться
Соприк_саюсь
Подр_сли
Соб_рутся
Бл_стеть
Р_сточек
Заг_ревший
Изл_жу
Разд_рающий
Ср_щение
Расст_латься
Оп_реться
Выделенные слова запишите поморфемно
Обг_ревшими
Прик_саться
Зам_рать
Пол_жить
Р_стительную
Разб_рались
В зар_слях
Р_стов
Бл_снула
Распол_гаюсь
Г_релка
Зам_реть
Отп_раю дверь
Соб_ру
З_ря
Выделенные слова запишите поморфемно.
Обг_ревшими
Прик_саться
Зам_рать
Пол_жить
Р_стительную
Разб_рались
В зар_слях
Р_стов
Бл_снула
Распол_гаюсь
Г_релка
Зам_реть
Отп_раю дверь
Соб_ру
З_ря
Выделенные слова запишите поморфемно.
Оз_рённый
Прот_равший
Приг_реть
К_снуться
Соприк_саюсь
Подр_сли
Соб_рутся
Бл_стеть
Р_сточек
Заг_ревший
Изл_жу
Разд_рающий
Ср_щение
Расст_латься
Оп_реться
Выделенные слова запишите поморфемно.
Оз_рённый
Прот_равший
Приг_реть
К_снуться
Соприк_саюсь
Подр_сли
Соб_рутся
Бл_стеть
Р_сточек
Заг_ревший
Изл_жу
Разд_рающий
Ср_щение
Расст_латься
Оп_реться
Выделенные слова запишите поморфемно
Предварительный просмотр:
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.
- Ещё в п_лях б_ле_т сне_ а воды уж в_сной шумят.
- З_ма ещё хл_поч_т и на в_сну ворчит.
- Н_ч_лся сльный ливень и мы п_б_жали к ст_ро_к_.
- В воздух_ круж_т?ся ж_лтые з_л_тые и красные л_сточ?к
- Мы _лезли с л_ш_дей и п_шком п_шли на гору.
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.
- Гр_за пр_щла и ветка белых ро_ в окно мне дыш_т ар_матом.
- Этим летом мы езд_ли в л_герь а Катя отдыхала у бабушк_ .
- Ст_яли яс?ные дни птиц_ готовились к отлёту.
- В л_су р_стут б_рёзы дубы клёны.
- В_сной с юга прил_тают грачи и скворц_ .
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.
- Море бушевало ревело ст_нало.
- Цв_ты и травы п_крывают з_лёный холм.
- Прибл_жалась осень а х_л_да ещё (не) наступали.
- Мы оп_сались д_ждя но тучи ра(с,сс)еялись.
- В м_стерской п_чинят машину п_м_няют шины з_правят топливный бак.
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.
- На тр_ве на былинках на с_ломинках бл_стели и в_лновались лё_кие нити осенних паутин.
- Осыпают?ся астры в с_дах стройный клён под окошком ж_лте_т и х_л_дный туман на п_лях целый день неподвижно б_ле_т.
- Сентябрь х_лодный бушевал с д_рев_ев ржавый лист в_лился день п_тухающий дымился.
- На лугу з_бл_стела бриллиантовая р_са потому (что) солнце п_днялось (из) (за) леса.
- Б_рё_ка мила всегда и в погожий день и при солнышк_ .
- Вдали бл_снул солнечный луч? и з_бл_стала свежая р_са на тр_ве.
Вставить пропущенные буквы, расставить недостающие знаки препинания, графически объяснить их постановку.
- Всё ожило вокруг и лес и пру_ и п_ля и лу_ .
- Огни д_лёкой д_ревн_ ярко и вес_ло св_тились в н_чи.
- Тучи п_мчались по небу потому (что) п_дул сев_рный веет_р.
- Попугай см_трел на Алёшу и хлоп_л гл_зами серая кошка опять умывал_сь лапками.
- Рук_дельнаца всё в дом_ прибрала п_шла на кухню кушанье и_готовила плат_е у ст_рика п_ч_нила и бел_ё з_штопала.
- Мы ра_п_л_жились на н_члег у неб_льш_й речк_ а вокруг ра__т_лались п_ля.
Предварительный просмотр:
1 вариант.
- В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- зар_сти, р_скрыть, предпол_жить;
- выт_раю, выр_сли, заб_рёшь;
- сд_рать, прим_рить, заст_лать;
- р_скошный, зам_рло, выб_рает.
- В каких словах допущены ошибки?
А) ужастный;
Б) шорох;
В) птицин;
Г) известный.
1) А, Г; 2) Б, Г; 3) Б, В; 4) А, Б.
- В каком варианте указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
1) ра_шить, и_дать, _бить;
2) об_единить, пред_юбилейный, с_узить;
3) ч_лка, ш_рты, ч_рствый;
4) акц_я, ц_ркуль, панц_рь.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- _лудь – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- ц_клон – после Ц в корне пишется И;
- _дать – в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З;
- зар_сли – пишется О, так как после корня нет букв СТ, Щ.
- Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
- увидела;
- подоконник;
- блестит;
- сеял.
2 вариант.
I. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- р_стение, пост_лить, р_стопить;
- ум_реть, изл_гать, л_герь;
- соб_рать, дост_гать, пол_жить;
- бл_стать, отп_реть, зар_сли.
II. В каких словах допущены ошибки?
А) панцырь;
Б) устный;
В) наслождаться;
Г) сгибать.
1) А, Г; 2) Б, В; 3)А, В; 4)В, Г.
- В каком варианте указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
1) _гибать, ра_жать, бе_срочный;
2) из_ездить, раз_единить, с_экономить;
3) ц_пкий, ц_ркач, сестриц_н;
4) ш_лковый, ш_пот, ж_лудь.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- бе_честный– в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
- крыж_вник– в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- отр_сль – слово-исключение, пишется А;
- акац_я – после Ц в словах на –ция пишется И;
- Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
- прочитала;
- улыбался;
- покрасить;
- увидишь.
Предварительный просмотр:
Морфологические признаки имени существительного.
Тест.
1 вариант.
- Какое существительное относится к 1 склонению?
- Галерея 3. Биология
- Пламя 4. Оранжерея
- В окончании какого слова на месте пропуска пишется буква Е?
- Был в здани. 3. Слушал на лекци.
- Думал о професси. 4. Находиться в музе.
- Укажите разносклоняемое существительное.
- Растение 3. Племя
- Деревня 4. Галерея
- Укажите несклоняемое существительное.
- Интервью 3. Путь
- Поэма 4. Греция
- Найдите ошибку в согласовании.
- Строгое жюри 3. Шумное Сочи
- Желтое такси 4. Веселый шимпанзе
- Какое из выделенных слов является склоняемым?
- Учился с Олегом (Фоменко) 3. Встреча у Максима (Глухих)
- Стихи Зои (Алигер) 4. Сказки Ганса (Андерсен)
- Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков существительного.
По узкой тропинке среди зарослей орешника Петя пробирался к речке.
- По тропинке – сущ., начальная форма – тропинка, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч.
- Орешника – сущ., начальная форма – орешник, нариц., неодуш., м.р.,2 скл., Р.п., ед.ч.
- Петя – сущ., начальная форма – Петя, собств., одуш., м.р., 2.скл., И.п., ед.ч.
- К речке – сущ., начальная форма – речка, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч.
- Найдите ошибку в определении синтаксической роли существительных в предложении.
Огромная туча поднимается из-за леса и несет по небу серые облака.
- Туча – подлежащее 3. По небу - обстоятельство
- Из-за леса – дополнение 4. Облака - подлежащее
- Найдите ошибку в употреблении существительного.
- Шампунем 3. Повидлом
- Тюлем 4. Сколько время
- Какое существительное является одушевленным?
- Дерево 3. Ножка
- Медведь 4. Кружка
- Какое существительное не является собственным?
- Москва 3. Батуми
- ПТУ 4. Жучка
- Какое существительное не имеет форм множественного числа?
- Сосна 3. Довод
- Доска 4. Польза
- Какое из слов является существительным общего рода?
- Дворняга 3. Фамилия
- Обжора 4. Пламя
- Прочитайте текст.
(1)Ранней весной по пути домой лесник обнаружил слабого ,беспомощного лосенка. (2)Мать-лосиху найти не удалось – то ли ее задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли браконьеры. (3)Осиротевшего лосенка лесник принес на колхозную ферму и попросил телятницу отогреть и накормить его. (4)Об этом узнали школьники и принялись выхаживать лосенка. (5)Он вскоре встал на ноги, окреп и быстро опередил в росте телят. (6)И вот настало время отпустить его на волю.
Выполните задания к тексту.
Морфологические признаки имени существительного.
Тест.
2 вариант.
I. Какое существительное относится к 1 склонению?
- Молния 3. Стремя
- Делегация 4. Дарья
- В окончании какого слова на месте пропуска пишется буква Е?
- Ходить по алле. 3. Отдыхал в санатори.
- Подплыть к пристан. 4. Отправиться к станци.
- Укажите разносклоняемое существительное.
- Название 3. Имя
- Сокровище 4. Гербарий
- Укажите несклоняемое существительное.
- Очки 3. Пенальти
- Тротуар 4. Автомобиль
- Найдите ошибку в согласовании.
- Интересное интервью 3. Черное пианино
- Солнечный Батуми 4. Быстрая кенгуру
- Какое из выделенных слов является склоняемым?
- Повесть о Тарасе (Шевченко) 3. Встреча с Петром (Глухих)
- Сочинения Фенимора (Купер) 4. Роман Виктора (Гюго)
- Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков существительного.
Над гладкой поверхностью озера ложится туман, окутывает берег, стелется над лужком.
- Над поверхностью – сущ., начальная форма – поверхность, нариц., неодуш., ж.р., 3 скл., Тв.п., ед.ч.
- Озера – сущ., начальная форма – озеро, нариц., неодуш., ср.р.,2 скл., Р.п., ед.ч.
- Берег – сущ., начальная форма – берег, нариц.,неодуш., м.р., 2.скл., В.п., ед.ч.
- Над лужком – сущ., начальная форма – лужок, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., Тв.п., ед.ч.
- Найдите ошибку в определении синтаксической роли существительных в предложении.
Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи.
- Солнце – подлежащее 3. На землю - обстоятельство
- За горизонт – дополнение 4. Лучи - подлежащее
- Найдите ошибку в употреблении существительного.
- Нет туфлей 3. пять вёдер
- Много полотенец 4. Много помидоров
- Какое существительное является неодушевленным?
- Детвора 3. Медсестра
- Пони 4. Врач
- Какое существительное не является собственным?
- МХАТ 3. Эверест
- Пикалево 4. Мурзик
- Какое существительное имеет форму единственного числа?
- Джинсы 3. Тапки
- Ворота 4. Очки
- Какое из слов не является существительным общего рода?
- Зануда 3. Племя
- Обжора 4. Левша
- Прочитайте текст.
(1)Ранней весной по пути домой лесник обнаружил слабого ,беспомощного лосенка. (2)Мать-лосиху найти не удалось – то ли ее задрала волчья стая, то ли тайно подстрелили и унесли браконьеры. (3)Осиротевшего лосенка лесник принес на колхозную ферму и попросил телятницу отогреть и накормить его. (4)Об этом узнали школьники и принялись выхаживать лосенка. (5)Он вскоре встал на ноги, окреп и быстро опередил в росте телят. (6)И вот настало время отпустить его на волю.
Выполните задания к тексту.
Предварительный просмотр:
1 вариант.
- В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- р_сли, заст_лать, р_створ;
- зам_реть, л_житься, л_герь;
- заб_рать, зам_рзать, предл_гать;
- бл_стеть, зап_реть, р_стение.
- В каких словах допущены ошибки?
А) чувствовать;
Б) шопот;
В) лисицын;
Г) блестнуть.
1) А, Г; 2) Б, Г; 3) Б, В; 4) А, Б.
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
А) _бежать, и_целить, бе_мятежный;
Б) об_явить, двух_этажный, пред_юбилейный;
В) панц_рь, ц_пленок, улиц_;
Г) ч_лка, ш_пот, расч_ска.
1) Б, Г; 2) Б, В; 3) В, Г; 4) А, В.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- ш_пот – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- ц_ркач – после Ц в корне пишется И;
- _бежать – в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З;
- водор_сли – пишется О, так как после корня нет букв СТ, Щ.
- Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
- услышала;
- подорожник;
- загрустит;
- посеяла.
2 вариант.
I. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- выр_сти, р_списание, предпол_гать;
- заб_раю, зар_сли, оп_реться;
- прот_реть, м_ролюбивый, забл_стеть;
- насл_ждаться, зам_рло, выб_рет.
II. В каких словах допущены ошибки?
А) круглолиций;
Б) блестнул;
В) участвовать;
Г) сластёна.
1) А, Г; 2) Б, В; 3)А, Б; 4)В, Г.
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
А) бе_страшный, ра_целовать, _дешний;
Б) раз_ярённый, пред_явить, с_узить;
В) ш_лковый, щ_лкать, реш_тка;
Г) сестриц_н, круглолиц_й, ц_ганский.
1) Б, Г; 2) А, В; 3) В, Г; 4) Б, В.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- бе_шумный– в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
- ш_рох– в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- р_сток– слово-исключение, пишется О;
- иллюстрац_я – после Ц в словах на –ция пишется И;
- Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания?
- залетела;
- увлечься;
- бесшумный;
- увидишь.
3 вариант.
I. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- р_стение, прил_гать, дост_гать;
- распол_гать, р_скошный, сл_жить;
- пом_риться, оп_раться, прибл_жаться;
- водор_сли, расст_лю, бл_стит.
- В каких словах допущены ошибки?
А) напрасный;
Б) цыпляться;
В) постилить;
Г) бледнолицый.
1) А, Г; 2) Б, Г; 3) Б, В; 4) А, Б.
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
А) бледнолиц_й , ц_рк, акац_я;
Б) чере_чур, и_тратить, ра_трогать;
В) комп_ютер, батал_он, под_ём;
Г) ш_рох, крыж_вник, ш_колад.
1) Б, Г; 2) Б, В; 3) В, Г; 4) А, В.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- щ_лкать – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- изл_гать – в корне пишется А, так как за ним следует суффикс А;
- бе_полезный – в приставках на –З (-С) перед глухими согласными пишется С;
- ц_литель – после Ц в корне пишется Ы.
- Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов и окончания?
- спутник;
- удивить;
- надумал;
- расстилается.
4 вариант.
I. В каком ряду буквы пропущены только в словах с чередующейся гласной в корне?
- р_сток, р_са, возр_ст;
- разл_жить, р_стет, см_риться;
- бл_стел, раст_реть, пол_жить;
- зам_реть, насл_ждаться, пом_реть.
- В каких словах допущены ошибки?
А) интересный;
Б) удалиться;
В) сестрицин;
Г) черезчур.
1) Б, В; 2) Б, Г; 3) В, Г; 4) А, Г.
- В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена одна и та же буква?
А) ж_лтый, ч_рствый, ш_в;
Б) декорац_я, ц_ркуль, панц_рь;
В) и_царапать, не_гибаемый, и_чезнуть;
Г) с_ездить, в_южный, с_уметь.
1)А, В; 2)А, Б; 3)Б, В; 4)В, Г.
- В каком случае неправильное объяснение выбора орфограммы ведет к ошибке?
- ч_рный – в корне слова после шипящих под ударением пишется Ё;
- ш_рты –слово-исключение, пишется О;
- круглолиц_й – после Ц в окончаниях пишется Ы.
- _дуть - в приставках на –З (-С) перед звонкими согласными пишется З.
- Какое слово состоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?
- проносит;
- заискрил;
- удивляет;
- постучит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование по русскому языку Класс 5
Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.
Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...