как придумать рассказ (урок развития речи в 5 классе)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Малинникова Ольга Петровна

Данный урок составлен с использованием материала книги Джанни Родари "Грамматика фантазий".Хотя это книга для взрослых, но есть несколько идей, которые помогут показать детям, что каждый человек способен сочинить рассказ, только нужно быть внимательным, уметь фантазировать. Конспект составлен с учётом ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл развитие речи в 5 классе562.17 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Как придумать рассказ?

Цель: создать условия для подготовки к сочинению рассказа по личным впечатлениям;

Задачи.

  1.  Стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся.
  2. Развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
  3. Воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.

Планируемые результаты в ходе урока: 

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять текст .

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке  цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер,  мультимедийный  проектор, экран, презентация, аудиозапись, таблицы.

Методы: словесный (диалог между учителем и учащимися);

наглядный (презентация);

практический (выполнение тренировочных заданий).

 

Ход урока

  1. Мобилизующий этап . Интрига. (Дети получают конверт, в котором рассыпался текст)

Учитель: Ребята, так уж произошло, что я перепутала отрывки текста. Помогите мне его восстановить. Чтобы это было быстрее, я предлагаю вам поработать в группах.

II.Формулировка темы, целеполагание. (Проверяем выполнение работы. Текст читает группа,  которая справилась быстрее.)

- Что же у нас получилось? (сказка)

- Понравилась ли вам история? А вы сами умеете сочинять ?

- Так чем же мы сегодня займёмся на уроке? (Будем учиться сочинять рассказы)   (Слайд1- тема урока.)

- Если вопрос задан, что требуется сделать? (ответить)

- Какова наша цель?  (Слайд 2 –цель )

Сегодня к нам в гости зашёл один сказочный персонаж.  

(Слайд 3- Чиполлино)

- Вы его узнали?  Он у нас не случайно, потому что его придумал знаменитый итальянский писатель Джанни Родари.  (Слайд 4 –портрет писателя)  И рассказ тоже написан им. Дж.  Родари утверждал, что любой может сочинить рассказ. Для этого он даже написал книгу «Грамматика фантазий». Правда, эта книга для взрослых, но в ней и для вас есть много интересного.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с пятью способами написания рассказа.

III. Планирование деятельности.

Работать на уроке будем  вместе и по группам. За активную работу вы будете получать жетон. От количества жетонов  зависит ваша отметка на уроке. Вспомним всё, что мы знаем о тексте. Попробуем способы придумывание историй, которые предлагает Дж.Родари. Вы готовы окунуться в море фантазии и творчества?

IV.Актуализация знаний.   (Слайд 5)

- Что такое текст?

- Что такое тема текста?

- Что такое основная мысль текста?

- Назовите стили речи?

V. Организация восприятия и осмысления новой информации.

Беседа с использованием опорных схем.

В книге «Грамматика фантазий» Джанни Родари рассказывает о том, как случайно выбранное слово может запустить механизм придумывания историй.

1 способ (Слайд 6)

Возьмём любое слово (например, камень). А теперь подберём слова, которые начинаются на эту  же букву. Используя эти слова, можно придумать рассказ. Они будут ключевыми. Попробуем.  (Читают несколько предложений)

2 способ . Теперь подберём слова, которые начинаются с первого слога слова камень. Попробуйте придумать начало истории и запишите её в тетради.

3 способ. Подберём к слову камень слова, которые тоже обозначают материал. Эти слова заставляют работать наше воображение. Попробуйте придумать начало истории.

4 способ. Подберём слова, которые начинаются с каждой буквы слова камень, чтобы получилось предложение. Попробуем теперь начать наш рассказ.

5 способ. Возьмём слова пёс и шкаф и придумаем словосочетания. Например, пес со шкафом, пёс на шкафу, пёс в шкафу. Каждое из этих словосочетаний может служить основой рассказа. Вот что получилось у самого Джанни Родари.

По улице бежит пёс со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда её таскает на себе, как улитка раковину.

Физкультминутка

VI. Применение знаний и умений на творческом уровне.

Работа в группах. Выбираем способ сочинения рассказа . (жеребьёвка)

Коллективно составляется начало рассказа или его часть.

VII. Проверка полученных знаний.

Чтение творческих работ (один от группы)

VII. Рефлексия.

-Какая работа понравилась и почему?

- Как работалось в группе?

- Какие недостатки работы в группе?

IX. Домашнее задание. Закончить начатую в классе работу. Можно придумать свой вариант рассказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Проект урока развития речи. 6 класс. Рассказ

В документ входит проект урока развития речи, 3 приложения с карточками, которые можно использовать в ходе урока....

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...

Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления....