Рабочая программа по литературе. 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Шафеева Гузель Харисовна

 Данная программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. В связи с этим рабочая программа по литературе составлена на 2 часа в неделю (70 часов).

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе УМК Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008
Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_7_klass.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рабочая программа

по литературе для 7  классов

(70 часов)

 

 

                                                           

 

2014-2015


Пояснительная записка

          Данная  программа разработана на основе  Примерной программы основного общего образования по  литературе, в соответствии с требованиями   Федерального компонента  государственного  стандарта  основного общего образования. В связи с этим  рабочая программа  по литературе  составлена  на 2 часа  в неделю (70 часов).  

                   Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе УМК Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008

        Планирование предназначено для работы по учебнику: Литература. 7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Меркина Г.С. Издание: 6-е изд., испр. и доп. - М.: Русское слово,2008 

        В Концепции модернизации образования чётко определены приоритетные направления деятельности педагогических коллективов. В качестве основной задачи выдвигается формирование ключевых компетенций учащихся. при подготовке уроков важней всего найти решение, которое взволнует самого учителя  и, естественно, сможет найти отклик у класса, поможет произведению остаться в «памяти сердца». Доступное и системное рассмотрение любого художественного текста помогает ученикам достичь новой ступени литературного развития.

         Программа повышенного уровня составлена на основе УМК  Меркина Г.С.  с использованием методического приёма комплексного анализа художественного произведения и национально-регионального компонента  в качестве развивающего элемента.

        Ценным моментом является наглядная реализация конкретной технологии - формирование вдумчивого читателя, т.к. грамотность чтения становится проблемой не только школы, отдельного государства, но и проблемой международной. Об этом свидетельствует международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» (Progress in International Reading Literacy Study, PIRLS), занимающийся мониторинговым исследованием качества образования. Международные исследования качества образования (PISA, PIRLS) указывают на  необходимость поиска более разнообразных путей обучения работе с текстами различного содержания, характера и формата.        

.  Отсюда и возникает формулировка образовательных задач, которые ставятся перед учащимися:

  • усвоение  теоретико-литературных понятий;
  • развитие навыков анализа художественных произведений;
  • овладение приёмами комплексного анализа художественного произведения;
  • развитие логического мышления через составление опорных схем;
  • отработка умений анализа композиции произведения, системы образов и особенностей развития сюжета;
  • приобщение  к миру духовных ценностей.

Данная программа призвана обеспечить приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощённых в ней явлений жизни; воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся; формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене; воспитание речевой культуры учащихся. Она построена с учётом национально-регионального компонента Республики Татарстан и сопоставления с татарской литературой. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоение основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценки и анализа художественных произведений, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

        Объектом изучения литературы являются произведения искусства слова, в первую очередь тексты произведений русской литературы. Предусмотрен весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, интерпретация и оценка прочитанного). Предлагаемая программа обеспечивает максимальное выполнение стандарта образования как в объёме чтения литературных произведений, так и в объёме овладения практическими умениями и навыками. Особое внимание обращается на совершенствование речи учащихся, поэтому в программу включены виды работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, творческие работы.

Цели обучения литературе:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной особенностями образно-эстетической системы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
  • формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
  • развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным.
  1. Обязательный минимум содержания программы  для 7 класса

ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.  

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом

Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет.

  1. ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.  

Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

  1. ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».
Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.
 

  1. ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге», «Полтава» Основные мотивы в произведениях  поэта

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Особенности сюжета.  Родина в лирическом и эпическом произведении
Николай Васильевич Гоголь. Изображение чиновничества и жизни «маленького человека» в  произведении «Шинель»
Иван Сергеевич Тургенев.  Многообразие и сложность характеров крестьян в  «Записках охотника».
Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие духа русских женщин. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом…». Некрасовская муза.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика. «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
Лев Николаевич Толстой . Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце»

Н.С.Лесков. «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести

 Русская природа в стихотворениях А.А. Фета. «Зреет рожь над жаркой нивой...»,  «Вечер»

Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». «Смерть чиновника»  Картина нравов. Смысл названия.  Авторская позиция. Юмор в рассказе.

 ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА

М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство»  и рассказе «Легенда о Данко»

И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора

А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказов «Куст сирени», «Allez

В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

 С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений

 И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа

 М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

 К.Г.Паустовский. Мир человека и природы в рассказе «Мещерская сторона»

 Н.А.Заболоцкий. Духовность, духовный труд  - основное нравственное достоинство человека в стихотворении «Не позволяй душе лениться!»

 Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

 Б.Л. Васильев «Летят мои кони», «Экспонат №»

 Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина в рассказах «Слово о малой родине»,  «Микроскоп»

 Русские поэты 20 века о России «Мне о России надо говорить…»    

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вечные темы сонетов У. Шекспира

Мацио Басё. Образ поэта Японские хокку. Особенности жанра

Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.

Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа «Остров сокровищ»

А.Сент-Экзюпери «Планета людей» Основные события и позиция автора.

 ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ

Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»

Героический эпос. «Калевала»

Поэзия наших земляков

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.

                            Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                      Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.

                КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

1 четверть

II четверть

III четверть

IY четверть

Год

Количество часов

18

14

20

18

70

Практическая часть

(Лабораторные, практические, развитие речи, внеклассное чтение и т.п.)

  Р/р 2

 

Р/р 2

 Вн./ч 1

Р/р  2

Вн./ч 2

Р/р 3

 

Р/р  9

Вн./ч 3

Тематическое планирование раздела

Тема урока

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Виды ученической деятельности

Виды контроля

I четверть (18 часов)

Литература как искусство слова (1 час)

1.

Введение. Любите читать!

Комбинированный

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного эстетического чувства.

Развернутый ответ.

Владение логичной речью

Пересказ

Русский фольклор (4 часа)

2-4

Устное народное творчество.  Былина как жанр фольклора.  

Святогор и Микула Селенянович.

«Илья Муромец и Соловей - разбойник»

Урок изучения нового

Знать понятие «устное народное творчество». Знать эпические жанры в фольклоре. Знать понятие «былина». Знать признаки и особенности былин. Уметь отличать былины от других жанров. Владеть навыками выразительного чтения, пересказа, анализа.  

Развернутый ответ. составление таблиц, конспектов и плана.

Выразительное чтение

5

 Русские народные песни

Урок изучения нового

 Знать песенные жанры в фольклоре. Знать особенности песен. Уметь видеть своеобразие поэтического языка народных песен, многозначность поэтического образа в народных песнях.

Чтение статьи учебника,   ответы на вопросы

Выразительное чтение

Из древнерусской литературы (3 часа)

6

 Поучительный характер древнерусской литературы.

Урок изучения нового

Знать эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе. Знать особенности летописи.

 Выразительное чтение, пересказ, анализ произведения;  конспектов и плана

Развернутый ответ на вопрос

7-8

Р.Р. Изложение с элементами сочинения по «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок развития речи

Уметь излагать текст

Пересказ, составление плана

Изложение

Из литературы 18 века (5 часов)

9-10

 Оды

 М. В. Ломоносова

Урок изучения нового

Знать биографию и основные вехи творчества М. В. Ломоносова. Знать понятие «ода». Знать теорию о «трех штилях». Уметь видеть тематику поэтических произведений, особенности поэтического языка оды, поэтические образы.

 Выразительное чтение,  анализ произведения; составление конспектов и плана

 Выразительное чтение

11

Своеобразие стихотворений

 Г. Р. Державина

Урок изучения нового

 Знать биографию и основные вехи творчества Г. Р. Державина. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

Выразительное чтение,  анализ произведения; составление конспекта и плана

Выразительное чтение

12-13

Своеобразие драматургического произведения

Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Урок изучения нового

Знать краткие сведения о писателе. Знать понятия «юмор», «сатира», «сарказм», «драма», «пьеса», «классицизм». Уметь видеть своеобразие драматургического произведения, основной конфликт.

 Выразительное чтение,  анализ произведения; составление конспекта и плана

Чтение по ролям

Из литературы 19 века (20 часов)

14-15

 В мире поэтического слова А. С. Пушкина.

А.С. Пушкин «Песнь о Вещем Олеге»

«Полтава»

Основные мотивы в произведениях  поэта

Урок изучения нового

 Знать биографию и основные вехи творчества А. С. Пушкина. Знать тропы. Знать понятие «поэма». Знать отличия поэмы от других жанров

Фронтальный опрос, составление цитатного плана

Выразительное чтение

16-17

 В мире поэтического слова М. Ю. Лермонтова М.Ю.Лермонтов.

Родина в лирическом и эпическом произведении.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова»

Урок изучения нового

Знать биографию и основные вехи творчества М. Ю. Лермонтова. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении.

Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста

Выразительное чтение

18

В мире художественного слова Н. В. Гоголя

Урок изучения нового

Знать краткие сведения о писателе

Выразительное чтение; ответы на вопросы,

Презентация

2 четверть (14 часов)

19

Н.В.Гоголь «Шинель». Изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Урок изучения нового

Уметь определять тему и основной конфликт произведения. Уметь видеть трагическое и комическое. Уметь видеть авторское отношение к героям и событиям.

Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста

Пересказ эпизодов

20

В мире художественного слова И. С. Тургенева.

 

Урок изучения нового

Знать краткие сведения о писателе. Знать общую характеристику книги «Записки охотника».

Выразительное чтение; ответы на вопросы,  

Презентация

21-22

В мире художественного слова И. С. Тургенева.

Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С.Тургенева.

Урок изучения нового

. Уметь определять тему и основной конфликт произведенияЗнать содержание рассказов, уметь определять тематику, художественное богатство рассказов и стихотворения в прозе. Уметь видеть отношение автора к героям.

Выразительное чтение; ответы на вопросы, устное словесное рисование; комментирование художественного текста.  составление портретных характеристик героев

Составить план пересказа

23-24

 Своеобразие поэтического мира

Н. А. Некрасова.

Доля народная – основная тема произведений поэта.

«Русские женщины»

 Урок изучения нового

 Знать краткие сведения о поэте. Знать основные темы произведений Некрасова. Уметь определять основную проблематику произведений. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение.

Выразительное чтение, составление цитатного плана, тезисного плана;   составление  портретных характеристик

 Выразительное чтение

Монологическая речь

25-26

 М.Е.Салтыков - Щедрин. Своеобразие сюжета; проблематика сказок.

Урок изучения нового.

   Уметь определять своеобразие сюжетов в сказках. Уметь видеть проблематику сказок. Уметь определять приемы создания образов помещиков, уметь видеть позицию писателя. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение. Уметь вычленять мораль в тексте.

Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста  

Составить план пересказа повести

27-28


 Л.Н.Толстой. Основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце»

 Изучение нового материала

 Знать краткие сведения о писателе. Знать о Толстом как об участнике обороны Севастополя. Знать творческую историю «Севастопольских рассказов». Знать историю обороны Севастополя. Знать основные темы рассказа «Севастополь в декабре месяце». Уметь видеть авторское отношение к героям, образы защитников Севастополя.

 Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста  

 Анализ эпизодов

29-30.

В мире художественного слова Н. С. Лескова

Н.С.Лесков. «Левша».  Особенность проблематики и центральная идея повести

 Изучение нового материала

 Знать краткие сведения о писателе. Знать особенности проблематики и центральную идею повести «Левша». Уметь видеть образный мир произведения.

Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста  

 Цитатный план

  31

 Русская природа в стихотворениях А.А. Фета.

Комбинированный

Биография  А.А. Фета.. Содержание, идейная направленность лирики поэта.

Анализ лирического произведения. Выразительное чтении.

Чтение наизусть.

32

 В.Ч. Час поэзии в литературной гостиной «О русская земля…»: стихи о России поэтов XIX – XX веков

 Уроки совершенствования знаний, умений и навыков. Урок развития речи

 Знать основные вехи творчества   А. А. Фета, знать особенности творчества, стихотворение наизусть. Уметь находить тропы в стихотворении.

Анализ лирического произведения. Выразительное чтении.

 Стихотворение наизусть (на выбор)

3 четверть (20 часов)

33

Антон Павлович Чехов. Социальная направленность рассказов.

Урок изучения нового

Знать сведения из жизни писателя. Знать основные темы произведений А. П. Чехова

Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста  

Составить композиционный план повести

Из литературы 20 века (23 часа)

34-35.

 М.Горький. Основные сюжетные линии в автобиографической повести «Детство»  и рассказе «Легенда о Данко»

Урок изучения нового

 Знать значение термина «романтизм», знать основные произведения писателя.

Выборочное чтение; ответы на вопросы, пересказ отдельных эпизодов.

Пересказ эпизодов

36-37

  И.А.Бунин. Человек и природа в произведениях автора.

 Урок изучения нового

 Знать биографию и основные вехи творчества И. А. Бунина. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении.

Слово учителя. Лексическая работа. Эвристическая беседа. Составление плана характеристики

  Подробный пересказ эпизодов

38-39

 А.И. Куприн. Основная сюжетная линия рассказов «Куст сирени», «Allez!»

  Урок изучения нового

Знать биографию и основные вехи творчества И. А. Бунина. Знать жанры лирики. Знать художественные приемы. Знать понятие «композиция». Уметь видеть художественное богатство произведения. Уметь определять тему, композицию произведения. Уметь видеть фольклорные элементы в произведении.

Ответы на вопросы; устное словесное рисование по ролям; комментирование художественного текста; анализ текста  

Фронтальный и индивидуальный опрос

40

В.В.Маяковский. Художественное своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче».

Урок изучения нового  

 Знать биографию и основные вехи творчества Маяковского. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

 Анализ лирического произведения. Выразительное чтении.

 Выразительное чтение по ролям

41

 С.А. Есенин. Тематика лирических стихотворений.

Изучение нового материала

 Знать биографию и основные вехи творчества С. А.Есенина. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

 Анализ лирического произведения.

Развёрнутый ответ на вопрос, выразительное чтение.

42

 В.Ч. Литературный вечер «Мой Сергей Есенин»

Урок  развития речи

 Владеть навыками выразительного чтения,

 Выразительное чтение

 Выразительное чтение наизусть

 43

  И.С.Шмелёв. «Русская песня» Основные сюжетные линии рассказа

Урок изучения нового

 Знать основные сведения биографии писателей. Знать основные произведения писателей. Знать темы произведений. Знать литературоведческие термины. Уметь выполнять анализ произведений, уметь находить средства художественной выразительности. Уметь определять композицию произведения.

Сопоставление героев,  выразительное чтение, составления таблиц, кроссвордов и пересказов.

 

План произведения.

44

М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

 Урок изучения нового

Сравнительная характеристика героев.

45

 К.Г.Паустовский. Мир человека и природы;

 Урок изучения нового

Фронтальный и индивидуальный опрос

46-47

 Изложение по рассказу К.Г. Паустовского «Мещерская сторона»

Урок развития речи

 Владеть навыками выразительного чтения, пересказа, анализа произведения

Художественный пересказ,  

Изложение с элементами рассуждения

48-49

  Н.А.Заболоцкий. Духовность, духовный труд  - основное нравственное достоинство человека.

 Изучение нового материала

 Знать основные сведения биографии писателя.  Уметь выполнять анализ произведений, уметь находить средства художественной выразительности. Уметь определять композицию произведения.

 Анализ лирического произведения.

 Выразительное чтение наизусть

50-51

 А.Т.Твардовский. Основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т.Твардовского.

 Изучение нового материала

 Знать термин «поэма». Знать основные литературоведческие понятия. Знать литературные роды. Знать жанры литературы. Уметь различать роды и жанры.

 Выразительное чтение,  анализ произведения

 Выразительное чтение наизусть

52

В.Ч. Встреча  в литературной гостиной «Стихи и песни о войне поэтов  XX  века

Комбинированный урок

 Знать поэтов-участников ВОВ. Знать произведения поэтов ВОВ

Анализ стихотворений

Выразительное чтение наизусть

VI четверть (18 часов)

53

Б.Л. Васильев «Летят мои кони», «Экспонат №»

Изучение нового материала  

Знать биографию и творческий путь Б.Л.Васильева

Анализ лирического произведения.

Выразительное чтение

54-55

 Внутренняя простота и нравственная высота героев В.М.Шукшина.

Изучение нового материала  

  Знать биографию и творческий путь В. М. Шукшина. Знать основные произведения В. М. Шукшина.

 Сопоставление героев,  выразительное чтение,  пересказ

 Сочинение –рассуждение

56

 Р.Р. Русские поэты 20 века о России «Мне о России надо говорить…»:

Урок развития речи

 Знать биографию и основные вехи творчества поэтов 20 века. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

  Анализ лирических произведений

Выразительное чтение наизусть

Зарубежная литература (8 часов)

57

 Вечные темы сонетов У. Шекспира

Урок изучения нового материала

 Знать определение термина «сонет». Знать строение сонетов. Знать особенности творчества У. Шекспира, основные его произведения.   Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

 Анализ сонетов

 Выразительное чтение

58

 Мацио Басё. Образ поэта.

 Урок развития речи

 Знать понятие «хокку». Знать особенности хокку. Уметь анализировать хокку и понимать их смысл. Уметь видеть средства художественной выразительности и объяснять их роль в поэтическом тексте.

 Анализ хокку. Выразительное чтении.

Сочинить хокку

59-60

 Основные мотивы стихотворений Р. Бёрнса

 Урок изучения нового материала

Знать биографию и основные вехи творчества Р. Бернса. Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.  

 Анализ лирического произведения

 Выразительное чтение

61-62

 Р.Л.Стивенсон. Привлекательные качества героя романа.

 Урок изучения нового материала

 Знать особенности жанра приключенческой литературы

Эвристическая беседа

Задание по группам

63-64

 А.Сент-Экзюпери «Планета людей»

Основные события и позиция автора.

Урок изучения нового материала

 Знать биографию и особенности творчества Антуана де Сент – Экзюпери. Уметь определять основную проблематику произведений. Уметь видеть художественно – выразительные средства и определять их значение.

 Выразительное чтение, составление цитатного плана, тезисного плана;  

 Составления портретных характеристик  

Литература народов России (6 часов)

65-66

 Отражение судьбы белорусского народа в стихах Я. Купала. «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся»

 Урок изучения нового материала

 Знать биографию и основные вехи творчества поэта. Знать особенности белорусской литературы.  Уметь видеть своеобразие стихотворений. Владеть навыками сопоставления стихотворений. Уметь находить выразительные средства в стихотворном тексте.

  Выразительное чтение,  анализ произведения

 Выразительное чтение

67-68

  Героический эпос. «Калевала»

 Урок изучения нового материала

 Знать эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней.

Анализ эпизодов.

 Пересказ

69-70

 Поэзия наших земляков

Комбинированный урок

 Знать эпическое изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней.

 Выразительное чтение,  анализ произведений

 Выразительное чтение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....