Урок в 5 классе по теме "Краткие прилагательные".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Супрун Ирина Викторовна

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок комбинированного типа

Цель урока: учить определять морфологические признаки  прилагательных, анализировать словосочетания, предложения, текст с именами прилагательными, применять правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, распознавать полные и краткие прилагательные.

Планируемые результаты урока.

Метапредметные: развить у учащихся знаково-символическое моделирование, умение обращаться с различными источниками информации, навыки работы в группах, принимать и учитывать различные точки зрения, навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы, излагать своё мнение и и аргументировать свою точку зрения

 

Предметные: Развить у учащихся умение различать краткие и полные прилагательные, определять морфологические признаки прилагательных, применять правила правописания окончаний прилагательных, предупреждать ошибки в построении кратких форм прилагательных, работать со словарями различной лингвистической направленности

 

Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка, создание возможностей самореализации средствами русского языка.

Оборудование: слайд-презентация, отрывок из книги М.Ростовцева «Где шумят дубравы», учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.prilagatelnye._kratkie_prilagatelnye.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 5 классе.

Тема: «Имя прилагательное как часть речи. Краткие прилагательные»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Форма урока: урок комбинированного типа

Цель урока: учить определять морфологические признаки  прилагательных, анализировать словосочетания, предложения, текст с именами прилагательными, применять правило написания гласных в падежных окончаниях прилагательных, распознавать полные и краткие прилагательные.

Планируемые результаты урока.

Метапредметные: развить у учащихся знаково-символическое моделирование, умение обращаться с различными источниками информации, навыки работы в группах, принимать и учитывать различные точки зрения, навыки проводить аналогии, обобщать, сопоставлять, делать выводы, излагать своё мнение и и аргументировать свою точку зрения

Предметные: Развить у учащихся умение различать краткие и полные прилагательные, определять морфологические признаки прилагательных, применять правила правописания окончаний прилагательных, предупреждать ошибки в построении кратких форм прилагательных, работать со словарями различной лингвистической направленности

Личностные: формировать мотивацию изучения русского языка, создание возможностей самореализации средствами русского языка.

Оборудование: слайд-презентация, отрывок из книги М.Ростовцева «Где шумят дубравы», учебник, словари, ноутбук, мультимедийный проектор.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приёмы

1

Самоопреде –ление к учебной деятельнос ти(мотива ция)

Учитель включает слайд-презентацию репродукций картин известных художников о весне, среди них –«Грачи прилетели» на фоне фрагмента из произведения П.И.Чайковского «Времена года».

У:  Напишите три слова, в которых будет заключено ваше впечатление от увиденного и услышанного.

У:  Среди слов ассоциативного ряда вы назвали «пейзаж»  ( Если не называют этого слова, обращаюсь к тем, кто ходит в художественную школу: как художники называют этот вид живописи?) Проверим, насколько вы внимательны были. Все ли репродукции могут быть отнесены к жанру этого типа?

У: Почему я решила эту картину поставить в один ряд с  пейзажами?

У: Что может их объединять?

У: Картину Алексея Кондратьевича Саврасова вы будете описывать в 6 классе, а сегодня я хотела бы вас познакомить с текстом  нашего земляка Михаила Ростовцева

Восприятие, осмысление

  Работа в группах

Пейзаж, картина, весна, настроение, тепло, радость и т.д.

- на одной из них не только пейзаж, но ещё и птицы  изображены.

-Между ними есть что-то общее

-весна; грачи прилетают весной

Знакомство с текстом

Приём «яркого пятна»

Послушать, сговориться, обсудить

2

Актуализа ция  знаний

У: Озаглавьте текст

( Автор назвал  «Весны гонцы»)

У: Из чего складывается представление автора об этих птицах, отношение к ним?( Составьте кластер, в основу которого мы положим название текста, а вы с помощью слов и сочетаний слов отношение автора к ним).

У: Слова какой части речи преобладали?

У: В основу  каких тропов легли прилагательные?

- скажите, прилагательные в записанных вами словосочетаниях являлись главными или зависимыми словами?

- Как вы определили, что это прилагательные?

- Какие известные признаки прилагательных вы учитывали?

(В корзиночку «Знаю» что мы опустим?)

У: правильно ли я поняла, что главным признаком в определении прилагательного, как части речи стоит вопрос?

В первом абзаце текста есть прилагательные с пропущенными буквами в окончаниях. Что вы можете сказать о них?

(Какие буквы мы вставляем  и какой вопрос задаём?)

«Грачи прилетели», «Весна и грачи» и др.

Работа в группах

Составление кластера

На доску схемы всех групп

прилагательные

эпитеты

На доске корзиночка знаний: «Знаю», рюкзак«Узнал»

Вопрос, признак предмета, определение

Развивающий канон

3

4

5.

Обсуждение и решение проблем, построение проекта выхода из затруднения

Изучение нового материала

Решение учебных задач

У: Посмотрите на предложенный материал. Может быть, он вам подскажет выход из этой ситуации?

У: Среди известных вам признаков была названа синтаксическая роль   прилагательных. Как вы считаете, насколько полным был ваш ответ?

Если не находят, обращаемся к предложениям:

- 8-е предложение(грамматическая основа)

-1,18 предложения (грамматическая основа)

У: Слова какой части речи выполняли роль главных членов предложений?

- на какие вопросы отвечают?

(при затруднении мы обращаемся к учебнику)

-почему они называются краткими?

(город-град; ворота-врата)

-посмотрите на прилагательные в тексте, попытайтесь образовать от некоторых из них краткую форму.

-какие мысли об образовании кратких прилагательных  у вас возникают?

Предлагаю проанализировать запись.

Добръ + И = добрыи – добрый

Добра + Я = добрая

Добро + Е = доброе

(обратите внимание на порядок следования форм слова)

У: О каких морфологических признаках кр.прил.можно говорить?

У: Что вы можете сказать о морфемных особенностях (строении)кр.прил?

У: Каково лексическое значение слова пригожи?

Что нам поможет в определении значения этого слова?

У: я предлагаю прибегнуть к услугам словарей и Интернета.(Словари на столе не только толковые)

- какими словарями вы решили воспользоваться? Почему?

Универсальный приём «Игра»( связи

«Зигзаг» (исследовательская работа в группах)

Работа с текстом

Подлежащее и сказуемое выражены прилагательными

Приём ассоциаций

Не от всех прилаг.образ краткая форма

Полные прилагательные образовались от кратких, а не наоборот.

Род, число

Имеют окончание

Словари,ИКТ

Толковые, синонимов, антонимов, Словарь Даля.

6-7

Контроль знаний и обратная связь.

Рефлексия

У: Ребята, скажите, а что мы сегодня положим в  рюкзак знаний

(Можно по 1 человеку от группы)

Ребята пишут на листочках и озвучивают: «Я сегодня кладу в «рюкзак  знаний»  образование кратких прилагательных, и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по русскому языку в 6 классе "Именины у прилагательного" (повторение изученного о прилагательном).

Повторение изученного о прилагательном в начальной школе. Определение морфологических признаков части речи....

конспект урока 6 класс не с прилагательными

конспект урока содержит материал, предназначенный для изучения темы "Не с прилагательными " в 6 классе...

Урок русского языка в 6 классе "Разряды имён прилагательных.Качественные прилагательные"

Урок построен в соответствии с современными требованиями создания условий для самостоятельного "добытия"знаний, контроля и самооценки. Содержит занимательный материар, элементы игровых техно...

Конспект урока 4 класс "Степени сравнения прилагательных"

Разработка урока английского языка Биболетова 4 класс Unit 3 Lesson 4 включает в себя конспект урока  и презентацию к уроку....

Открытый урок 5 класс (коррекционный VIII вида) Тема: Изменение имён прилагательных по родам. Роль прилагательных в речи.

Тип урока:Урок актуализации знаний и умений (урок повторения)Авторы УМК для коррекционных школ:Э. В. Якубовская, Н. Г. ГалунчиковаЦели урока: Цель. Формирование умения определять род имён пр...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных"

Урок русского языка в 5 классе Дата проведения: 17 апреля Тема урока: «Прилагательные полные и краткие. Правописание кратких прилагательных» (параграф 104) 1. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМ...

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс.

План-конспект урока по русскому языку " Разряды прилагательных. Качественные прилагательные", 6 класс....