Урок русского языка в 5 классе "Буквы Ы и И после Ц"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе "Буквы Ы и И после Ц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsy_ili_tsi.pptx894.71 КБ
Microsoft Office document icon karta_uspevaemosti_uchenika.doc33 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc26.5 КБ
Microsoft Office document icon 2.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon 4.doc28 КБ
Microsoft Office document icon iskl.doc27 КБ
Microsoft Office document icon relli.doc31 КБ
Microsoft Office document icon fink.doc36.5 КБ
Microsoft Office document icon bukvy_y_i_i_posle_ts.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первое декабря Классная работа БУКВЫ И и Ы ПОСЛЕ Ц

Слайд 2

« ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»

Слайд 3

цигейка цифра циновка цирк нарцисс цинк цикл цитрус

Слайд 4

куницын синицын львицын курицыно сестрицына лисицына птицын царицын

Слайд 5

мудрецы мододцы синицы куцый у царицы у сестрицы зайцы птицы

Слайд 6

позиция лекция акация деформация презентация делегация полиция композиция Все слова заканчиваются на - ция

Слайд 7

цыган цыпленок на цыпочках цыкнуть цыц ?

Слайд 8

1. 2. НА - ЦИЯ 1. 2. Правило «Буквы И-Ы после Ц»

Слайд 9

Ц ы ган на ц ы почках ц ы кнул ц ы пленку : «Ц ы ц!» Как легче запомнить?

Слайд 10

1. 2. НА - ЦИЯ 1. 2. Правило «Буквы И-Ы после Ц»

Слайд 11

« РЭЛЛИ КОУЧ» Циган ципочки , циплёнок , цырк , цынк , коррекцыя , цыфра , панцырь , цытата , вереници , цылиндр , огурци , подлеци , зайци , порцыя , вакцына , цыферблат , акацыя . Ц ы ган ц ы почки, ц ы плёнок, ц и рк, ц и нк, коррекц и я, ц и фра, панц и рь, ц и тата, верениц ы , ц и линдр, огурц ы , подлец ы , зайц ы , порц и я, вакц и на, ц и ферблат, акац и я.

Слайд 12

Творческая работа «В цирке » Цирк, арена, акробат, клоун , цыплята, цилиндр, овация, молодцы .

Слайд 13

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Рефлексия

Слайд 14

Домашнее задание Параграф 87, выучить орфограмму №15, упр.464

Слайд 15

А теперь, ребята, проверьте свои знания!

Слайд 16

В каком слове пишется буква Ы? РЕПЕТИЦ…Я Ц…КОРИЙ МОТОЦ…КЛ Ц…КНУТЬ РЕПЕТИЦИЯ ЦИКОРИЙ МОТОЦИКЛ ЦЫКНУТЬ

Слайд 17

В каком слове пишется буква И? ДЕКОРАЦ…Я Ц…ГАН СЕСТРИЦ…Н Ц…КНУТЬ ДЕКОРАЦИЯ ЦЫГАН СЕСТРИЦЫН ЦЫКНУТЬ

Слайд 18

В каком слове пишется буква И? (две) РОВЕСНИЦ… ЛЕКЦ…Я Ц…Ц ГОЛУБЦ… (две) РОВЕСНИЦЫ ЛЕКЦИЯ ЦЫЦ ГОЛУБЦЫ

Слайд 19

В каком ряду все слова написаны верно ? РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, ЦИГАН ЦЫРК, УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ ЦЫПЛЕНОК , АКАЦЫЯ, ЦЫЦ ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ РЕПЕТИЦИЯ, ДЕВИЦЫ, Ц Ы ГАН Ц И РК , УЛИЦЫ, ЦЫПОЧКИ ЦЫПЛЕНОК , АКАЦ И Я , ЦЫЦ ЦИТРУС, ЦЫЦ, СИНИЦЫ

Слайд 20

В каком ряду все слова написаны верно ? ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ ЦЫРК, ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦЫЯ ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦЫЯ, БУФЕТЧИЦЫ ЦИФРА, ОГУРЦЫ, АВИАЦИЯ Ц И РК , ЦЫПЛЕНОК, ДВЕРЦЫ ЦИФЕРБЛАТ, РЕВОЛЮЦ И Я ЦИРКУЛЬ, ЛЕКЦ И Я , БУФЕТЧИЦЫ

Слайд 21

«Четвёртое лишнее» Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, определите, какое слово в ряду лишнее. Дисц .. плина , ц ..тата, редакц ..я, синиц.. н ; Ц.. ркуль , ц .. плята , ц .. линдр , ц ..клон; Бойц .., огурц .., нумерац ..я, птиц..; Ц.. ган , ц .. кнуть , на ц ..почках, ц ..клоп.



Предварительный просмотр:

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Устный ответ

1 балл, если на уроке отвечали

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

Если правильно выделил части слова -2 балла,

Если допустил 1-2 ошибки – 1 балл,

Если более 2-х ошибок – 0 баллов

РЕЛИ-КОУЧ

Если правильно нашел ошибки -2 балла,

Если пропустил 1-2 ошибки – 1 балл,

Если не нашел более 2-х ошибок – 0 баллов

Творческая работа

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ (максимум 3 балла)

ИТОГО

8-7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 -0 баллов – «2»

Карта успеваемости ученика

Ф.И. _______________________________________________

Этап или название структуры

Максимальное количество баллов

Количество набранных баллов

Устный ответ

1 балл, если на уроке отвечали

ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН

Если правильно выделил части слова -2 балла,

Если допустил 1-2 ошибки – 1 балл,

Если более 2-х ошибок – 0 баллов

РЕЛИ-КОУЧ

Если правильно нашел ошибки -2 балла,

Если пропустил 1-2 ошибки – 1 балл,

Если не нашел более 2-х ошибок – 0 баллов

Творческая работа

ОЦЕНИВАЕТ УЧИТЕЛЬ (максимум 3 балла)

ИТОГО

8-7 баллов – «5»

6-5 балла – «4»

4-3 балла – «3»

2 -0 баллов – «2»



Предварительный просмотр:

  1. Если существительное заканчивается на –ция, то после Ц пишем И!

ЛЕКЦИЯ



Предварительный просмотр:

  1. Если сочетание  ЦИ в корне, то после Ц пишем И!

ЦИРК



Предварительный просмотр:

3.Если сочетание  ЦЫ в окончании, то после Ц пишем Ы!

У ЦАРИЦЫ



Предварительный просмотр:

4.Если сочетание  ЦЫ в СУФФИКСЕ, то после Ц пишем Ы!

ЛИСИЦЫН



Предварительный просмотр:

Слова-исключения:

Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!»



Предварительный просмотр:

РЭЛЛИ-КОУЧ

Работаете с партнером по плечу. Один листок и ручка на двоих.  По очереди находите ошибку в слове, исправляете, объясняете, передаете ручку.

Циган

ципочки,

циплёнок,

цырк,

цынк,

коррекцыя,

цыфра,

панцырь,

цытата,

вереници,

цылиндр,

огурци,

подлеци,

зайци,

порцыя,

вакцына,

цыферблат,

акацыя.

РЭЛЛИ-КОУЧ

Работаете с партнером по плечу. Один листок и ручка на двоих.  По очереди находите ошибку в слове, исправляете, объясняете, передаете ручку.

Циган

ципочки,

циплёнок,

цырк,

цынк,

коррекцыя,

цыфра,

панцырь,

цытата,

вереници,

цылиндр,

огурци,

подлеци,

зайци,

порцыя,

вакцына,

цыферблат,

акацыя.



Предварительный просмотр:

1 ГРУППА ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

  1. В каждом слове найдите букву Ц,
  2. выделите морфему, в которой она стоит,
  3. посмотрите, какая стоит следующая за ней буква:

цигейка
цифра
циновка
цирк
нарцисс
цинк

цикл

цитрус

2 ГРУППА ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

  1. В каждом слове найдите букву Ц,
  2. выделите морфему, в которой она стоит,
  3. посмотрите, какая стоит следующая за ней буква:

куницын
синицын
львицын
курицыно
сестрицына
лисицына
птицын

царицын

3 ГРУППА ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

  1. В каждом слове найдите букву Ц,
  2. выделите морфему, в которой она стоит,
  3. посмотрите, какая стоит следующая за ней буква:

мудрецы
мододцы
синицы
куцый

у царицы

у сестрицы

зайцы

птицы

4 ГРУППА ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

  1. В каждом слове найдите букву Ц,
  2. выделите морфему, в которой она стоит,
  3. посмотрите, какая стоит следующая за ней буква:

позиция

лекция

акация

деформация

презентация

делегация

полиция

композиция

5 ГРУППА

ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН

  1. В каждом слове найдите букву Ц,
  2. выделите морфему, в которой она стоит,
  3. посмотрите, какая стоит следующая за ней буква:

цыган

цыпленок

на цыпочках

цыкнуть

цыц



Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока: «Буквы И и Ы после Ц»

Продолжительность учебного занятия: 45 минут

Тип учебного занятия: изучение новой темы

Форма учебного занятия: Работа в группах взаимодействия с применением структур сингапурской системы образования.

Цели урока:

Образовательные:

  1. Показать условия выбора букв И и Ы после Ц;
  2. Развивать навыки морфемного разбора;
  3. Повторить фонетическую характеристику звука «Ц».

Развивающие:

  1. Развить навыки работы с текстом учебника и документа (раздаточный материал);
  2. Объяснять правила, выделять главное, систематизировать материал;
  3. Формирование навыков аналитической работы и взаимодействия в группах.

Воспитывающие:

  1. Воспитание толерантности, умений взаимодействовать, дискутировать, выслушивать мнение оппонентов и уметь отстаивать свое.

Оборудование:

  • Информационные карточки для структуры «Финк-Райт Раунд Робин» и «Релли Коуч»;
  • Карта успеваемости ученика;
  • Мультимедийный проектор;
  • Интерактивная доска.

Дидактические материалы:

Учебники:

Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях. Часть 2. \Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., М.: Просвещение, 2012. – 176с.

Подготовка к уроку

Парты устанавливаются попарно для удобства рассадки по 4 участника

На партах устанавливаются таблички с номерами стола, а также «коврики управления»

На каждом столе лежит «карта успеваемости ученика» куда, ПАРТНЕР ПО ПЛЕЧУ ЗАНОСИТ РЕЗУЛЬТАТЫ, вся группа будет заносить все набранные в ходе урока баллы, которые потом превратятся в отметки.

Этап урока

Содержание

Время

Действия учителя

Действия учащихся

1. Организационная часть

Приветствует учащихся.

Сообщает правила приветствия друг друга «по плечу», «по лицу»

Встают со своих мест приветствуют учителя.

Приветствуют партнера по плечу, по лицу

1 мин

2. Основная часть

Тема урока: «Буквы И и Ы после Ц»

Перед началом урока дает инструктаж: «на столах у вас комплект заданий. Вы берете то задание, номер которого я назову. Работаете по структурам».У каждого из вас есть лист самооценки, давайте подпишем его, вы сами выставляете себе баллы за то или иное задание, в соответствии с рекомендациями»

А сейчас давайте откроем тетради и запишем число и «Классная работа»

Прежде чем приступить к теме сегодняшнего урока, я хочу загадать вам загадку:

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква...

Ну ребята, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке?

Молодцы! Буква Ц очень интересная буква!

А какой звук обозначает эта буква?

Что мы знаем про этот звук?

В русском языке очень много слов, в которых есть буква «Ц»: цирк, циркуль, цыпленок, синицын, лисицы – и много-много других! А какие звуки вы слышите после быквы «Ц»?

Вот сегодня мы с вами и поговорим о том, всегда ли после Ц пишется буква Ы. Давайте запишем тему сегодняшнего урока «Буквы И и Ы после Ц»

СТРУКТУРА «ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН»

У вас на столах лежат листочки зеленого цвета, возьмите их в руки, на каждом из них правильно записаны слова, найдите букву Ц, определите, в какой морфеме стоит эта буква, а буква, которая следует за ней?У вас 1 минута, поторопитесь!

А теперь попробуйте сделать вывод: в какой морфеме пишется та или иная буква, поделитель мнением со своей командой, начинает участник №1. На каждого участника по 30 секунд времени.

Учитель называет номер стола и участника, слушает выводы.

Хорошо, теперь давайте проверим себя, для этого открываем учебник на стр. 39

Учитель вешает на доску разноцветные листочки с пунктом правила

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

Давайте запишем схему орфограммы в тетрадь

Почти в каждом правиле есть исключения «Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц!», давайте запишем слова-исключения в тетрадь

Теоретические знания всегда нужно подкреплять практикой! На доске выписаны слова, давайте распределим их в два столбика, но не забудьте выделить орфограмму!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Давайте проверим наше задание: Я называю слово, вы мне отвечаете на вопрос, но молча! Как? Если в этом слове пишется Ы, значит мы тянемся повыше, если и, то приседаем! Итак, начали!

Замечательно!

 «РЭЛЛИ КОУЧ». Работаете с партнером по плечу, один листок и  ручка на двоих. В вашем распоряжении 1,5 минуты. Ваша задача исправить ошибки и доказать партнеру по плечу ваше мнение

Проверка ответов.

А теперь давайте посочиняем! Творческая работа! Все мы любим цирк, вот про него и поговорим. Составьте небольшой рассказ про цирк, используя слова на доске, работать будем группами, первое предложение составляет участник №2, второе №3 и т.д.

Зачитываем несколько текстов

РЕФЛЕКСИЯ

На доске записаны начала предложений, закончите их:

  • Я узнал...
  • Я научился...
  • Я понял, что могу...
  • Мне понравилось...
  • Для меня стало новым...
  • Меня удивило...
  • У меня получилось...
  • Я приобрёл...
  • Мне захотелось..

А пока вы думаете, заполните свои листы самооценки

Подведение итогов. Выставление баллов.

Слушают инструкцию

Записывают число в тетрадь .

Дети отгадывают «Буква Ц»

-О букве «Ц»

«Ц»

Он согласный, всегда твердый, глухой, непарный

Звук «Ы»

Слушают учителя, записывают тему урока

Берут листочки в руки, выделяю морфемы

Обсуждают правило, аргументируют свое мнение.

Ребята отвечают на вопросы.

Один ученик читает орфограмму

Слушают

Записывают орфограмму в тетрадь

Записывают в тетрадь

Распределяют слова на два столбика, выделяю орфограмму

Ребята встают или приседают

Слушают, находят ошибку, объясняют свой выбор.

Записывают предложения на листочках

Читают, те, кто не успел сдают свои работы

Обсуждение

1 минута

1 минута

30 секунд

2 минуты

30 секунд

1 минута

2 минуты

30сек *4

2 минуты

2 минуты

1 минута

2 минуты

1 минута

4 минуты

2 минуты

1,5 минуты

1 минута

6 минут

3 минуты

4 минуты

3. Подведение итогов урока.

Таким образом, ребята, сегодня мы с вами  поговорили об орфограмме «Буквы И и Ы после Ц»

Запишите Д/З: параграф 87, орфограмму №15 выучить, упр.462

Чир на выбор учащихся.

Слушают.

Записывают д\з

Повторяют за учителем.

2 минуты

30 секунд

РЕЗЕРВ

На слайде написаны группы слов, надо найти «ЛИШНИЙ»

Устно находят лишнее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему "Гласные И-Ы после Ц".

Урок проводится в 5 классе, отрабатываются навыки орфографической зоркости в отношении представленной орфограммы....

Урок русского языка в 5 классе "О, е после шипящих и Ц"

Тема: «О, Е после шипящих и ц». Цель: Закрепить правописание орфограммы....

Презентация для интерактивной доски к уроку русского языка в 6 классе "и-ы после приставок"

презентация для интерактивной доски к уроку русского языка...

Урок русского языка в 5 классе "О-Ё после шипящих и Ц"

Познакомить детей с орфограммой  «Правописание о-ё после шипящих в корнях слов»....

Урок русского языка в 10 классе "Употребление гласных после шипящих"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих" построен на деятельностной основе с использованием компьютерных технологий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...